Социология села
©1997 г.
А.Я. ТРОЦКОВСКИЙ, A.M. СЕРГИЕНКО
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
АЛТАЙСКОГО СЕЛА
1
ТРОЦКОВСКИЙ Александр Яковлевич - заведующий Алтайским отделом экономических и
социальных исследований Института экономики и организации промышленного производства СО РАH,
кандидат экономических наук. СЕРГИЕНКО Aлие Мустафаевна - старший научный сотрудник того же
отдели, кандидат социологических наук.
Характерной особенностью социально-экономического развития Алтайского края в
1976-1990 годы было хроническое отставание уровня его непроизводственной сферы по
сравнению с РСФСР и Западной Сибирью. Основная причина заключалась в более низких
объемах капиталовложений в непроизводственную сферу на Алтае. В расчете на 10 тыс.
человек по сравнению с рассматриваемыми регионами он был ниже в среднем в 1,5 раза.
Особенно заметно было отставание от Западной Сибири. И это при том, что удельный вес
капиталовложений в непроизводственную сферу в самом крае был заметно выше, чем в
РСФСР и Западной Сибири (соответствующие показатели составляли в 1989 г. 32%, 26% и
18%).
Оценивая динамику этих вложений на протяжении 15 лет, отметим следующие позитив-
ные тенденции. Их объем в расчете на 10 тыс. человек возрос в 2,6 раза (по РСФСР- в
2,5 раза). В 1986-1990 гг. в строительство объектов социальной сферы за счет всех источ-
ников финансирования вложено 2,9 млрд. рублей, что на 43% больше, чем за предыдущие
пять лет. Среднегодовой ввод основных фондов увеличился за этот период в 1,4 раза. Все
это позволило сократить разрыв в уровне развития непроизводственной сферы края по
сравнению с Западной Сибирью и РСФСР, в том числе и в сельской местности.
Позитивные сдвиги в развитии непроизводственной сферы села не означали, однако,
отсутствия проблем в этой области. Речь идет прежде всего о сохранившейся к концу 80-х
годов низкой доступности учреждений по обслуживанию населения. Так, по данным едино-
временного учета обеспеченности сельских населенных пунктов объектами соцкультбыта,
проведенного в 1988 году, в 57% поселений отсутствовали комплексные приемные пункты, в
34,2% - столовые, в 43,9% - учреждения физкультуры и спорта, в 38,6% - дошкольные
учреждения, в 22,2% - библиотеки, в 15,1% - клубы, в 8,1% - учреждения торговли.
Положение населения, проживающего в этих населенных пунктах, выглядит еще более
удручающим, если учесть невозможность получения им услуг в близлежащих поселениях.
Большинство сел, необеспеченных учреждениями и предприятиями сферы услуг, не имело к
моменту обследования на своей территории остановок транспорта общего пользования.
Кроме того, свыше 40% из них находились на довольно значительном расстоянии (свыше
10 км) от близлежащей остановки.
Другая проблема - низкий уровень благоустройства многих объектов социально-бы-
товой инфраструктуры (СБИ). Так, в 1989 г., по данным учета технического состояния и
благоустройства зданий дошкольных учреждений гособразования, 11% зданий требовали
капитального ремонта, 4% подлежали сносу, 4% не были оборудованы водопроводом, 5% -
центральным отоплением, 65% - горячим водоснабжением.
Уровень развития материально-технической базы сельского здравоохранения также
заметно уступал городскому. Типовыми зданиями располагала на то время всего лишь
треть районных и половина участковых больниц. Водопроводом в сельской местности в
1988 г. было обеспечено 45%, газом - 73%, канализацией - 22%, центральным отоплением -
1 Работа выполнена при финансовом содействии Российского фонда фундаментальных исследований
(проект № 97-06-80252).
56
19%, ванной - 16%, горячим водоснабжением - 2% обобществленного жилого фонда, состав-
ляющего в то время 58,4% всего жилого фонда села.
Неудивительно, что проведенный нами в 1989 г. сплошной опрос председателей рай-
исполкомов выявил их весьма критичную оценку сложившегося уровня развития социально-
бытовой инфраструктуры. Интересно отметить, что мнение сельчан в части обеспечен-
ности этими объектами по ряду позиций (оценка уровня развития жилищно-коммунального
хозяйства, здравоохранения, народного образования, культуры) совпадало с мнением руко-
водителей районов; при оценке же уровня развития других отраслей социальной сферы -
заметно расходилось. В отличие от руководителей района они, например, считали вполне
достаточным обеспечение сельских поселений отделениями связи и школами и, напротив,
недостаточным - магазинами, детскими садами и яслями.
С 1989 года в строительстве объектов социальной сферы в целом по краю и по селу, в
частности, начался серьезный спад. В 1990 г. по сравнению с предыдущим годом ввод в
действие основных непроизводственных фондов снизился на 10%, в т.ч. жилья - на 7,3%,
учреждений просвещения - на 21,7%, здравоохранения - на 32,9%, культуры - на 36,3%.
Таким образом, социальная переориентация экономики 1985-1988 гг., проведенная без
повышения эффективности работы материального производства, негативно сказалась, в
конечном счете, на темпах развития социальной сферы.
В 1991-1995 гг. формирование материально-технической базы социально-бытовой сферы
сельской местности вообще застопорилось. Ухудшились практически все показатели обес-
печенности сельчан объектами социальной сферы, соответствующими кадрами и услугами
(за исключением обеспеченности детскими садами и гостиницами). По оценке 73% глав
администраций сельских районов, обстановка в социальной сфере села в 1995 г. по срав-
нению с 1990 г. резко ухудшилась. В наиболее тяжелом положении, по их мнению, ока-
залось здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, сред-
нее образование, культура.
Более детальную и красноречивую картину развития социальной сферы алтайского села
представляет территориальный аспект проблемы. Мониторинг показал, что различия в раз-
витии социальной сферы, сложившиеся между отдельными районами края, существенно
превышают соответствующие отношения между краем и другими регионами страны. От-
мечается также высокая степень ее неоднородности. Например, по таким объектам сферы
услуг как школы, учреждения культуры различия между районами минимальные - в 3-5 раз,
а по обеспеченности больницами, дошкольными учреждениями они составляют уже 9 раз.
Максимальная дифференциация фиксируется в обеспеченности торговыми точками, объек-
тами общественного питания - соответственно 14 и 36 раз.
Глубина различий между районами по уровню потребления услуг населением также
существенна, хотя и менее значительна, чем в предыдущем случае: от минимальных зна-
чений по обеспеченности жильем (1,6-1,7 раз) до максимальных (до 7 раз) - по объему
реализации бытовых услуг населению. Аналогичные показатели дифференциации наблюда-
ются и по обеспеченности населения работниками социальной сферы. Однако наибольших
показаний дифференциация достигает по качественным характеристикам обеспеченности
населения различными социальными благами (благоустроенным жильем, типовыми объек-
тами сферы обслуживания населения): от одного до семи десятков раз.
На основе отраслевых показателей развития социальной сферы в 1976, 1985, 1990 и
1995 гг. мы классифицировали сельские районы Алтайского края. При этом применялся ряд
математических методов (факторного анализа, автоматической классификации многомер-
ных объектов, методов анализа нечисловой информации, аппарата математической ста-
тистики).
Анализ результатов автоматической классификации дает основание говорить, во-пер-
вых, о том, что зависимость между обеспеченностью населения объектами соцкультбыта и
уровнем потребления услуг не носит прямолинейный характер: высокая потенциальная
обеспеченность населения данными объектами в ряде сельских районов сочетается со срав-
нительно низким фактическим потреблением услуг и наоборот. Во-вторых, развитие
отраслей сферы услуг носит относительно самостоятельный характер. При этом для боль-
шинства районов характерным является сочетание "высоко-", "средне-" и "низкоразвитых"
отраслей сферы услуг.
На основе отраслевых классификаций, с учетом приоритетности отраслей здравоохра-
нения и жилищно-коммунального хозяйства
2
сформирована типология сельских районов.
I тип - со сравнительно высоким уровнем развития социальной сферы (5 районов); II тип - с
хорошо развитой социальной сферой (8 районов); III тип - со средним уровнем развития
57
(21 район); IV тип - с относительно слаборазвитой социальной сферой (14); V тип -
характеризующихся наиболее низким уровнем развития (12 районов). Средние показатели
по отраслям и типам районов представлены в табл. 1.
Анализ динамики развития социальной сферы по четырем временным точкам (1976,
1985, 1990 и 1995 гг.) и типам сельских районов позволяет сделать следующие выводы.
За 20 лет возрос отрыв относительно лучших районов от среднекраевого уровня. При-
чем доля районов, повысивших за рассматриваемый период свои показатели, заметно
меньше, чем доля понизивших: 29% против 41%.
Годы активных экономических преобразований способствовали усилению негативной
динамики в изменении статуса районов относительно друг друга. Так, если за предыдущие
пятнадцать лет в целом (1976-1990 гг.) ухудшили свое положение 34% районов, то только за
1991-1995 годы - 38%, при этом число улучшивших свои позиции не изменилось.
Принципиально новой тенденцией в развитии социальной сферы алтайского села
являются изменения в динамике территориальной дифференциации сельских районов. Если
до начала 1990-х годов наблюдался рост дифференциации между крайними группами рай-
онов в среднем в 1,3 раза, то в годы перехода к рыночным отношениям эти различия
сократились.
Различия же между отдельными районами продолжают расти: за 15 лет (с 1976 по
1990 гг.) они возросли в 2-3 раза, а за последние пять лет - в 2-4 раза и более. Это
свидетельствует о некотором росте размежевания внутри групп, увеличении числа так
называемых "особых точек", резко отличающихся по своим показателям от соседей.
Комплексная оценка развития социальной сферы районов края, включающая в себя две
характеристики - оценку достигнутого уровня и характер динамики - за 1990-1995 гг.,
получена в результате пересечения статистических и динамических группировок. На ее
основе выделено 26 районов, которые можно отнести к относительно неблагополучным по
обеим характеристикам. К этим районам должно быть обращено, на наш взгляд, наиболее
пристальное внимание региональных органов управления, и, в первую очередь, с точки
зрения приоритетного выделения инвестиций на социальное развитие.
Анализ степени урбанизированности района в связи с уровнем развития его социально-
бытовой инфраструктуры (СБИ) позволяет судить о следующем. Среди урбанизированных
сельских районов (расположенных в зоне влияния крупных городов края) удельный вес
регионов с низким уровнем развития СБИ заметно выше, чем в других типах районов.
Более того, на протяжении анализируемого периода она выросла с 50% (1976 г.) до 75%
(1995 г.). Субъективные оценки глав администраций (опрос проведен в 1995 г.) подтвержда-
ют картину стремительного и заметного падения уровня социально-бытовой сферы урба-
низированных районов за годы радикальных экономических реформ.
Для районов зоны влияния средних и малых городов (слабоурбанизированный тип), нао-
борот, характерно наибольшее представительство территориальных образований с
относительно высоко и хорошо развитой социально-бытовой инфраструктурой (в среднем
от 40% до 50% всей совокупности). В то же время среди слабоурбанизированных районов в
1976-1990 гг. реже встречались районы с относительно низким развитием сферы услуг.
Однако в динамике доля последних быстро растет (с 18,2% в 1976 г. до 41,6% - в 1995 г.), в
результате чего уже в 1995 г. по представительству районов со слабо- и низкоразвитой
сферой услуг слабоурбанизированные районы выходят на второе место (после урбанизи-
рованных).
Распределение неурбанизированных (периферийных) районов между типами с различ-
ным развитием СБИ характеризуется наибольшей равномерностью. Обращает на себя вни-
мание относительно высокое количество (35-40% всей совокупности) районов со средним
уровнем развития СБИ. Динамика периферийных районов в этой части характеризуется
наибольшей по сравнению с урбанизированными и слабоурбанизированными районами
инерционностью.
Полученная картина взаимосвязи урбанизированности и уровня развития СБИ объяс-
няется рядом факторов. Главным из них, на наш взгляд, является городской статус район-
ных центров урбанизированных районов. Ведь именно в райцентре, как известно, располо-
жены основные предприятия и организации по социальному обслуживанию населения и
согласно существующему учету вся социальная инфраструктура райцентра рассматривается
как инфраструктура города, а не сельского района. Если учесть при этом постоянные
маятниковые поездки жителей пригородных поселений в города-райцентры и более низкую
территориальную плотность социальной инфраструктуры неурбанизированных районов, то
58
Таблица I
Характеристики развития отраслей социалыюй сферы сельских районов Алтайского края в 1995 г.
Наименование показателей
Единица
Средние значения показателей
В сред-
измерения
по типам районов
нем по
сель-
ским
районам
(60)
I
II
III
IV
V
(5)
(8)
(21)
(14)
(12)
В расчете па 10000 жителей:
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
больниц
ед.
1
,
8
1.5
1.7
1.3
1.0
1
,
4
коек в больницах
ед.
97,3
94.4
95,9
91.9
78.0
90,9
врачей
чел.
16,3
20.8
18.2
18.7
17.8
18,5
ТОГОВЛЯ И ОБЩЕСТВЕН-
НОЕ ПИТАНИЕ
число торговых точек
ед.
32.4
28,6
26,1
24,0
24,1
25,7
торговая площадь магазинов
кв.м.
2918.1
2455.8
2237,4
1895,9
2252,8
2216,5
объем розничного товарооборота
на 1 жителя
тыс. руб.
1118.2
970,3
1099,8
1187,2
1070,5
1102,5
число посадочных мест в
предприятиях общественного
питания
мест
267,9
344,1
251,6
258,5
200,6
253,2
ПРОСВЕ
Щ
ЕНИЕ
количество общеобразователь-
ных школ
ед.
12,3
11,6
10,3
10,5
8,4
10,2
количество общеобразователь-
ных школ в расчете на 1000
учащихся
ед.
6,6
6,6
5,8
6,0
4,7
5,7
учителей на 1000 учащихся
чел.
96.1
105,8
100,6
100,6
94,1
99,4
ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТА-
НИЕ
мест в детских дошк. учрежде-
ниях в расчете на 100 детей
дошкольного возраста
мест
63,4
59,6
55,2
43,6
42,5
50,2
воспитателей и заведующих дет-
скими дошк. учреждениями
на 100 детей дошкольного
возраста
чел.
5,1
5.0
4,5
3,9
3,9
4,3
КУЛЬТУРА
библиотек
ед.
9,7
10,2
8,2
7,8
6,9
8,1
кл
у
бных
у
ч
р
еж
д
ений
е
д
.
12.1
11
,
7
9.7
10
,
2
8
,
0
9
,
8
мест в клубных учреждениях
мест
2081.7
2183,5
1815.0
1819,0
1428,1
1785,2
В расчете на 1 жителя
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬ-
НОЕ ХОЗЯЙСТВО
общей площади жилья
кв.м.
20,0
17,5
17,5
17,7
17,2
17.6
жилой площади
кв.м.
14,3
12.8
12,7
12,9
12,4
12,8
Доля общей площади, оборудо-
ванной:
- водопроводом
%
29,7
32,7
35,3
29,7
24,5
30,8
- канализацией
%
15,2
22,1
23,9
17,3
16,7
19.8
БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВА-
НИЕ
объем реализации бытовых
услуг
тыс. руб.
36.8
19,9
31,4
24,7
22,4
26,6
59
Таблица 2
Оценка важности факторов, детерминирующих распределение капитальных вложений на развитие
социальной инфраструктуры между сельскими районами (в % к общему числу опрошенных)
Факторы
Учитывается в
большой мере
Принимается
во внимание
Практически
не учитывает-
ся
Достигнутый уровень развития отраслей социальной
инфраструктуры
13,0
52,2
34,8
Экономическое положение хозяйств
р
айона
2
,
3
50
,
0
47
,
7
Мощность строительной базы и уровень развития
объектов стройиндустрии
19,6
45,7
34,8
Экономическая значимость района для края, его
вклад в выполнение госзаказа на сельхозпродукцию
11,1
37,8
51,1
Географическое положение района (удаленность от
к
р
аевого цент
р
а
,
го
р
одов
)
2,2
28,9
68,9
Субъективный фактор (взаимоотношения с краевы-
ми органами, "пробивная сила" руководителей района,
хозяйств и т.п.
)
58,7
30,4
10,9
"обделенность" жителей урбанизированных районов в части обеспеченности объектами
СБИ представляется нам сомнительной.
Несомненно, что рассматриваемая картина предопределена отчасти проводимой в эти
годы в крае социальной политикой, преследующей цели выравнивания условий проживания
сельчан в пригородных и периферийных районах. Директивные органы периодически при-
нимали решения о развитии социально-бытовой инфраструктуры периферийных районов и
выделении на это необходимых средств. Однако при распределении централизованных
капитальных вложений на эти цели географическая удаленность района от центра учи-
тывалась в незначительной степени.
Из таблицы 2 видно, как сильно по своей значимости "оторвался" субъективный фактор
от других, предопределяющих уровень капитальных вложений, централизованно направ-
ляемых в район. Свыше половины опрошенных руководителей районов отметили, что
субъективный фактор при распределении капвложений на развитие социальной сферы
учитывался в большей мере, и лишь каждый десятый - что он (фактор) практически не
учитывался. Естественно, что территориальная близость к центру позволяла руководите-
лям урбанизированных районов в условиях планово-распределительной системы использо-
вать этот момент для повышения социально-экономического статуса возглавляемого ими
территориального образования.
Кроме того, более низкий уровень развития СБИ урбанизированных районов, рассчиты-
ваемый на 10 тысяч постоянных жителей, обусловлен притоком населения в урбанизиро-
ванные районы и оттоком - из неурбанизированных. Так, темп роста численности насе-
ления в 1976-1995 гг. составил по урбанизированным районам 107%, в слабоурбанизирован-
ных и неурбанизированных, соответственно - 103% и 95%.
Представляет интерес взаимосвязь оценок глав администраций рассматриваемых типов
районов о положении дел в сельском хозяйстве и ситуации в социальной сфере. Наблю-
дается функциональная взаимосвязь между оценками уровня социального и экономического
развития главами администраций первого и второго типов районов. Так, и в том, и в другом
типе районов все респонденты, оценившие ситуацию в сельскохозяйственном производстве
как катастрофическую, также крайне негативно оценивают и положение в социальной
сфере своих районов. Иными словами, руководители органов управления урбанизирован-
ных и слабоурбанизированных районов напрямую связывают ухудшение в социальной сфере
в последние годы с падением сельскохозяйственного производства. Более сдержанную
оценку состояния социальной сферы высказывали главы администраций неурбанизирован-
ных районов, поскольку около половины районов этого типа повысили за последние пять
лет уровень экономической эффективности сельскохозяйственного производства.
Резюмируя результаты проведенных исследований, отметим:
1.В развитии социально-бытовой сферы алтайского села выделяются два этапа: этап
развития (1976-1988 гг.) и этап стагнации и свертывания (с 1989 года по настоящее время).
60
2. Сложившиеся между сельскими районами края различия в уровне развития социально-
бытовой инфраструктуры значительны и существенно превышают соответствующие меж-
региональные показатели.
3. В 1976-1990 гг. наблюдался процесс роста социально-территориальной дифференци-
ации районов. В годы активных рыночных преобразований (1991-1995 гг.) произошло
уменьшение межгрупповой дифференциации районов на фоне сохраняющегося роста раз-
личий по уровню развития социальной сферы между отдельными районами.
4. Изменение уровня развития социальной сферы по районам являет собой достаточно
динамичный процесс. С 1976 года сохранили свое положение лишь около 30% районов края.
При этом ни один из них не проявил устойчивую тенденцию к улучшению либо ухудшению
своих позиций. В последние пять-шесть лет произошло некоторое замедление процессов
перехода районов от одного статуса к другому, что является результатом усиления нега-
тивной динамики главным образом за счет более значительных темпов ухудшения позиций
отдельных районов по сравнению со среднекраевым уровнем.
5. Динамика сферы услуг в дореформенный период (1976-1990 гг.) в целом более бла-
гоприятна для урбанизированных сельских районов. В 1991-1995 гг., наоборот, более благо-
получными по характеру динамики сферы услуг как по сравнению с урбанизированными,
так и, тем более, слабоурбанизированными районами, были периферийные районы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1
В течение двадцати лет Алтайским отделом ИЭиОПП СО РАН исследуются названные проблемы. В
статье приводятся обобщенные результаты многих из них. К наиболее крупным относятся: I). Анализ
уровня и характера развития сферы обслуживания сельского населения края в 1976-1985 гг.; 2). Анализ
состояния и перспектив развития социальной сферы края за период с 1986 по 1995 г.; 3). Сплошные
социологические опросы руководителей районов края по проблемам и перспективам социального развития
села в 1989 и 1995 гг.; 4). Выборочные социологические опросы населения края о состоянии и проблемах
функционирования и развития социальной сферы сельских районов.
Приоритетность отраслей социальной сферы устанавливалась с помощью экспертов - руководителей
исполнительных органов управления районов.