Социология села
 
©1997 г. 
А.Я. ТРОЦКОВСКИЙ, A.M. СЕРГИЕНКО 
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 
АЛТАЙСКОГО СЕЛА
1
 
ТРОЦКОВСКИЙ Александр Яковлевич - заведующий Алтайским отделом экономических и 
социальных исследований Института экономики и организации промышленного производства СО РАH, 
кандидат экономических наук. СЕРГИЕНКО Aлие Мустафаевна - старший научный сотрудник того же 
отдели, кандидат социологических наук.
 
Характерной особенностью социально-экономического развития Алтайского края в 
1976-1990 годы было хроническое отставание уровня его непроизводственной сферы по 
сравнению с РСФСР и Западной Сибирью. Основная причина заключалась в более низких 
объемах капиталовложений в непроизводственную сферу на Алтае. В расчете на 10 тыс. 
человек по сравнению с рассматриваемыми регионами он был ниже в среднем в 1,5 раза. 
Особенно заметно было отставание от Западной Сибири. И это при том, что удельный вес 
капиталовложений в непроизводственную сферу в самом крае был заметно выше, чем в 
РСФСР и Западной Сибири (соответствующие показатели составляли в 1989 г. 32%, 26% и 
18%). 
Оценивая динамику этих вложений на протяжении 15 лет, отметим следующие позитив- 
ные тенденции. Их объем в расчете на 10 тыс. человек возрос в 2,6 раза (по РСФСР- в 
2,5 раза). В 1986-1990 гг. в строительство объектов социальной сферы за счет всех источ- 
ников финансирования вложено 2,9 млрд. рублей, что на 43% больше, чем за предыдущие 
пять лет. Среднегодовой ввод основных фондов увеличился за этот период в 1,4 раза. Все 
это позволило сократить разрыв в уровне развития непроизводственной сферы края по 
сравнению с Западной Сибирью и РСФСР, в том числе и в сельской местности. 
Позитивные сдвиги в развитии непроизводственной сферы села не означали, однако, 
отсутствия проблем в этой области. Речь идет прежде всего о сохранившейся к концу 80-х 
годов низкой доступности учреждений по обслуживанию населения. Так, по данным едино- 
временного учета обеспеченности сельских населенных пунктов объектами соцкультбыта, 
проведенного в 1988 году, в 57% поселений отсутствовали комплексные приемные пункты, в 
34,2% - столовые, в 43,9% - учреждения физкультуры и спорта, в 38,6% - дошкольные 
учреждения, в 22,2% - библиотеки, в 15,1% - клубы, в 8,1% - учреждения торговли. 
Положение населения, проживающего в этих населенных пунктах, выглядит еще более 
удручающим, если учесть невозможность получения им услуг в близлежащих поселениях. 
Большинство сел, необеспеченных учреждениями и предприятиями сферы услуг, не имело к 
моменту обследования на своей территории остановок транспорта общего пользования. 
Кроме того, свыше 40% из них находились на довольно значительном расстоянии (свыше 
10 км) от близлежащей остановки. 
Другая проблема - низкий уровень благоустройства многих объектов социально-бы- 
товой инфраструктуры (СБИ). Так, в 1989 г., по данным учета технического состояния и 
благоустройства зданий дошкольных учреждений гособразования, 11% зданий требовали 
капитального ремонта, 4% подлежали сносу, 4% не были оборудованы водопроводом, 5% - 
центральным отоплением, 65% - горячим водоснабжением. 
Уровень развития материально-технической базы сельского здравоохранения также 
заметно уступал городскому. Типовыми зданиями располагала на то время всего лишь 
треть районных и половина участковых больниц. Водопроводом в сельской местности в 
1988 г. было обеспечено 45%, газом - 73%, канализацией - 22%, центральным отоплением - 
1  Работа выполнена при финансовом содействии Российского фонда фундаментальных исследований 
(проект № 97-06-80252).
 
56
 
19%, ванной - 16%, горячим водоснабжением - 2% обобществленного жилого фонда, состав- 
ляющего в то время 58,4% всего жилого фонда села. 
Неудивительно, что проведенный нами в 1989 г. сплошной опрос председателей рай- 
исполкомов выявил их весьма критичную оценку сложившегося уровня развития социально- 
бытовой инфраструктуры. Интересно отметить, что мнение сельчан в части обеспечен- 
ности этими объектами по ряду позиций (оценка уровня развития жилищно-коммунального 
хозяйства, здравоохранения, народного образования, культуры) совпадало с мнением руко- 
водителей районов; при оценке же уровня развития других отраслей социальной сферы - 
заметно расходилось. В отличие от руководителей района они, например, считали вполне 
достаточным обеспечение сельских поселений отделениями связи и школами и, напротив, 
недостаточным - магазинами, детскими садами и яслями. 
С 1989 года в строительстве объектов социальной сферы в целом по краю и по селу, в 
частности, начался серьезный спад. В 1990 г. по сравнению с предыдущим годом ввод в 
действие основных непроизводственных фондов снизился на 10%, в т.ч. жилья - на 7,3%, 
учреждений просвещения - на 21,7%, здравоохранения - на 32,9%, культуры - на 36,3%. 
Таким образом, социальная переориентация экономики 1985-1988 гг., проведенная без 
повышения эффективности работы материального производства, негативно сказалась, в 
конечном счете, на темпах развития социальной сферы. 
В 1991-1995 гг. формирование материально-технической базы социально-бытовой сферы 
сельской местности вообще застопорилось. Ухудшились практически все показатели обес- 
печенности сельчан объектами социальной сферы, соответствующими кадрами и услугами 
(за исключением обеспеченности детскими садами и гостиницами). По оценке 73% глав 
администраций сельских районов, обстановка в социальной сфере села в 1995 г. по срав- 
нению с 1990 г. резко ухудшилась. В наиболее тяжелом положении, по их мнению, ока- 
залось здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, сред- 
нее образование, культура. 
Более детальную и красноречивую картину развития социальной сферы алтайского села 
представляет территориальный аспект проблемы. Мониторинг показал, что различия в раз- 
витии социальной сферы, сложившиеся между отдельными районами края, существенно 
превышают соответствующие отношения между краем и другими регионами страны. От- 
мечается также высокая степень ее неоднородности. Например, по таким объектам сферы 
услуг как школы, учреждения культуры различия между районами минимальные - в 3-5 раз, 
а по обеспеченности больницами, дошкольными учреждениями они составляют уже 9 раз. 
Максимальная дифференциация фиксируется в обеспеченности торговыми точками, объек- 
тами общественного питания - соответственно 14 и 36 раз. 
Глубина различий между районами по уровню потребления услуг населением также 
существенна, хотя и менее значительна, чем в предыдущем случае: от минимальных зна- 
чений по обеспеченности жильем (1,6-1,7 раз) до максимальных (до 7 раз) - по объему 
реализации бытовых услуг населению. Аналогичные показатели дифференциации наблюда- 
ются и по обеспеченности населения работниками социальной сферы. Однако наибольших 
показаний дифференциация достигает по качественным характеристикам обеспеченности 
населения различными социальными благами (благоустроенным жильем, типовыми объек- 
тами сферы обслуживания населения): от одного до семи десятков раз. 
На основе отраслевых показателей развития социальной сферы в 1976, 1985, 1990 и 
1995 гг. мы классифицировали сельские районы Алтайского края. При этом применялся ряд 
математических методов (факторного анализа, автоматической классификации многомер- 
ных объектов, методов анализа нечисловой информации, аппарата математической ста- 
тистики). 
Анализ результатов автоматической классификации дает основание говорить, во-пер- 
вых, о том, что зависимость между обеспеченностью населения объектами соцкультбыта и 
уровнем потребления услуг не носит прямолинейный характер: высокая потенциальная 
обеспеченность населения данными объектами в ряде сельских районов сочетается со срав- 
нительно низким фактическим потреблением услуг и наоборот. Во-вторых, развитие 
отраслей сферы услуг носит относительно самостоятельный характер. При этом для боль- 
шинства районов характерным является сочетание "высоко-", "средне-" и "низкоразвитых" 
отраслей сферы услуг. 
На основе отраслевых классификаций, с учетом приоритетности отраслей здравоохра- 
нения и жилищно-коммунального хозяйства
2
 сформирована типология сельских районов. 
I тип - со сравнительно высоким уровнем развития социальной сферы (5 районов); II тип - с 
хорошо развитой социальной сферой (8 районов); III тип - со средним уровнем развития 
57
 
(21 район); IV тип - с относительно слаборазвитой социальной сферой (14); V тип - 
характеризующихся наиболее низким уровнем развития (12 районов). Средние показатели 
по отраслям и типам районов представлены в табл. 1. 
Анализ динамики развития социальной сферы по четырем временным точкам (1976, 
1985, 1990 и 1995 гг.) и типам сельских районов позволяет сделать следующие выводы. 
За 20 лет возрос отрыв относительно лучших районов от среднекраевого уровня. При- 
чем доля районов, повысивших за рассматриваемый период свои показатели, заметно 
меньше, чем доля понизивших: 29% против 41%. 
Годы активных экономических преобразований способствовали усилению негативной 
динамики в изменении статуса районов относительно друг друга. Так, если за предыдущие 
пятнадцать лет в целом (1976-1990 гг.) ухудшили свое положение 34% районов, то только за 
1991-1995 годы - 38%, при этом число улучшивших свои позиции не изменилось. 
Принципиально новой тенденцией в развитии социальной сферы алтайского села 
являются изменения в динамике территориальной дифференциации сельских районов. Если 
до начала 1990-х годов наблюдался рост дифференциации между крайними группами рай- 
онов в среднем в 1,3 раза, то в годы перехода к рыночным отношениям эти различия 
сократились. 
Различия же между отдельными районами продолжают расти: за 15 лет (с 1976 по 
1990 гг.) они возросли в 2-3 раза, а за последние пять лет - в 2-4 раза и более. Это 
свидетельствует о некотором росте размежевания внутри групп, увеличении числа так 
называемых "особых точек", резко отличающихся по своим показателям от соседей. 
Комплексная оценка развития социальной сферы районов края, включающая в себя две 
характеристики - оценку достигнутого уровня и характер динамики - за 1990-1995 гг., 
получена в результате пересечения статистических и динамических группировок. На ее 
основе выделено 26 районов, которые можно отнести к относительно неблагополучным по 
обеим характеристикам. К этим районам должно быть обращено, на наш взгляд, наиболее 
пристальное внимание региональных органов управления, и, в первую очередь, с точки 
зрения приоритетного выделения инвестиций на социальное развитие. 
Анализ степени урбанизированности района в связи с уровнем развития его социально- 
бытовой инфраструктуры (СБИ) позволяет судить о следующем. Среди урбанизированных 
сельских районов (расположенных в зоне влияния крупных городов края) удельный вес 
регионов с низким уровнем развития СБИ заметно выше, чем в других типах районов. 
Более того, на протяжении анализируемого периода она выросла с 50% (1976 г.) до 75% 
(1995 г.). Субъективные оценки глав администраций (опрос проведен в 1995 г.) подтвержда- 
ют картину стремительного и заметного падения уровня социально-бытовой сферы урба- 
низированных районов за годы радикальных экономических реформ. 
Для районов зоны влияния средних и малых городов (слабоурбанизированный тип), нао- 
борот, характерно наибольшее представительство территориальных образований с 
относительно высоко и хорошо развитой социально-бытовой инфраструктурой (в среднем 
от 40% до 50% всей совокупности). В то же время среди слабоурбанизированных районов в 
1976-1990 гг. реже встречались районы с относительно низким развитием сферы услуг. 
Однако в динамике доля последних быстро растет (с 18,2% в 1976 г. до 41,6% - в 1995 г.), в 
результате чего уже в 1995 г. по представительству районов со слабо- и низкоразвитой 
сферой услуг слабоурбанизированные районы выходят на второе место (после урбанизи- 
рованных). 
Распределение неурбанизированных (периферийных) районов между типами с различ- 
ным развитием СБИ характеризуется наибольшей равномерностью. Обращает на себя вни- 
мание относительно высокое количество (35-40% всей совокупности) районов со средним 
уровнем развития СБИ. Динамика периферийных районов в этой части характеризуется 
наибольшей по сравнению с урбанизированными и слабоурбанизированными районами 
инерционностью. 
Полученная картина взаимосвязи урбанизированности и уровня развития СБИ объяс- 
няется рядом факторов. Главным из них, на наш взгляд, является городской статус район- 
ных центров урбанизированных районов. Ведь именно в райцентре, как известно, располо- 
жены основные предприятия и организации по социальному обслуживанию населения и 
согласно существующему учету вся социальная инфраструктура райцентра рассматривается 
как инфраструктура города, а не сельского района. Если учесть при этом постоянные 
маятниковые поездки жителей пригородных поселений в города-райцентры и более низкую 
территориальную плотность социальной инфраструктуры неурбанизированных районов, то 
58 
Таблица I 
Характеристики развития отраслей социалыюй сферы сельских районов Алтайского края в 1995 г.
 
 
Наименование показателей
 
Единица
 
 
Средние значения показателей
 
В сред-
 
 
измерения
 
 
по типам районов
 
нем   по
 
сель-
 
ским
 
 
 
 
 
районам
 
 
 
 
 
(60)
 
 
 
I
 
II
 
III
 
IV
 
V
 
 
 
 
(5)
 
(8)
 
(21)
 
(14)
 
(12)
 
 
В расчете па 10000 жителей:
 
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
больниц
 
ед.
 
1
,
8
 
1.5
 
1.7
 
1.3
 
1.0
 
1
,
4
 
коек в больницах
 
ед.
 
97,3
 
94.4
 
95,9
 
91.9
 
78.0
 
90,9
 
врачей
 
чел.
 
16,3
 
20.8
 
18.2
 
18.7
 
17.8
 
18,5
 
ТОГОВЛЯ  И  ОБЩЕСТВЕН- 
НОЕ ПИТАНИЕ
 
 
 
 
 
 
 
 
число торговых точек
 
ед.
 
32.4
 
28,6
 
26,1
 
24,0
 
24,1
 
25,7
 
торговая площадь магазинов
 
кв.м.
 
2918.1
 
2455.8
 
2237,4
 
1895,9
 
2252,8
 
2216,5
 
объем розничного товарооборота 
на 1 жителя
 
тыс. руб.
 
1118.2
 
970,3
 
1099,8
 
1187,2
 
1070,5
 
1102,5
 
число    посадочных    мест    в 
предприятиях общественного 
питания
 
мест
 
267,9
 
344,1
 
251,6
 
258,5
 
200,6
 
253,2
 
ПРОСВЕ
Щ
ЕНИЕ
 
количество общеобразователь- 
ных школ
 
ед.
 
12,3
 
11,6
 
10,3
 
10,5
 
8,4
 
10,2
 
количество общеобразователь- 
ных школ в расчете на 1000 
учащихся
 
ед.
 
6,6
 
6,6
 
5,8
 
6,0
 
4,7
 
5,7
 
учителей на 1000 учащихся
 
чел.
 
96.1
 
105,8
 
100,6
 
100,6
 
94,1
 
99,4
 
ДОШКОЛЬНОЕ  ВОСПИТА- 
НИЕ
 
 
 
 
 
 
 
 
мест в детских дошк. учрежде- 
ниях в расчете на 100 детей 
дошкольного возраста
 
мест
 
63,4
 
59,6
 
55,2
 
43,6
 
42,5
 
50,2
 
воспитателей и заведующих дет- 
скими дошк. учреждениями 
на  100 детей дошкольного 
возраста
 
чел.
 
5,1
 
5.0
 
4,5
 
3,9
 
3,9
 
4,3
 
КУЛЬТУРА
 
библиотек
 
ед.
 
9,7
 
10,2
 
8,2
 
7,8
 
6,9
 
8,1
 
кл
у
бных 
у
ч
р
еж
д
ений
 
е
д
.
 
12.1
 
11
,
7
 
9.7
 
10
,
2
 
8
,
0
 
9
,
8
 
мест в клубных учреждениях
 
мест
 
2081.7
 
2183,5
 
1815.0
 
1819,0
 
1428,1
 
1785,2
 
В расчете на 1 жителя
 
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬ- 
НОЕ ХОЗЯЙСТВО
 
 
 
 
 
 
 
 
общей площади жилья
 
кв.м.
 
20,0
 
17,5
 
17,5
 
17,7
 
17,2
 
17.6
 
жилой площади
 
кв.м.
 
14,3
 
12.8
 
12,7
 
12,9
 
12,4
 
12,8
 
Доля общей площади, оборудо- 
ванной:
 
 
 
 
 
 
 
 
- водопроводом
 
%
 
29,7
 
32,7
 
35,3
 
29,7
 
24,5
 
30,8
 
- канализацией
 
%
 
15,2
 
22,1
 
23,9
 
17,3
 
16,7
 
19.8
 
БЫТОВОЕ   ОБСЛУЖИВА- 
НИЕ
 
 
 
 
 
 
 
 
объем   реализации   бытовых
 
услуг
 
тыс. руб.
 
36.8
 
19,9
 
31,4
 
24,7
 
22,4
 
26,6
 
59
 
Таблица 2
 
Оценка важности факторов, детерминирующих распределение капитальных вложений на развитие 
социальной инфраструктуры между сельскими районами (в % к общему числу опрошенных)
 
 
Факторы
 
Учитывается в 
большой мере
 
Принимается 
во внимание
 
Практически 
не учитывает- 
ся
 
 
Достигнутый уровень развития отраслей социальной 
инфраструктуры
 
13,0
 
52,2
 
34,8
 
Экономическое положение хозяйств 
р
айона
 
2
,
3
 
50
,
0
 
47
,
7
 
Мощность строительной базы и уровень развития 
объектов стройиндустрии
 
19,6
 
45,7
 
34,8
 
Экономическая значимость района для края, его 
вклад в выполнение госзаказа на сельхозпродукцию
 
11,1
 
37,8
 
51,1
 
Географическое положение района (удаленность от 
к
р
аевого цент
р
а
,
 го
р
одов
)
 
2,2
 
28,9
 
68,9
 
Субъективный фактор (взаимоотношения с краевы- 
ми органами, "пробивная сила" руководителей района, 
хозяйств и т.п.
)
 
58,7
 
30,4
 
10,9
 
"обделенность" жителей урбанизированных районов в части обеспеченности объектами 
СБИ представляется нам сомнительной. 
Несомненно, что рассматриваемая картина предопределена отчасти проводимой в эти 
годы в крае социальной политикой, преследующей цели выравнивания условий проживания 
сельчан в пригородных и периферийных районах. Директивные органы периодически при- 
нимали решения о развитии социально-бытовой инфраструктуры периферийных районов и 
выделении на это необходимых средств. Однако при распределении централизованных 
капитальных вложений на эти цели географическая удаленность района от центра учи- 
тывалась в незначительной степени. 
Из таблицы 2 видно, как сильно по своей значимости "оторвался" субъективный фактор 
от других, предопределяющих уровень капитальных вложений, централизованно направ- 
ляемых в район. Свыше половины опрошенных руководителей районов отметили, что 
субъективный фактор при распределении капвложений на развитие социальной сферы 
учитывался в большей мере, и лишь каждый десятый - что он (фактор) практически не 
учитывался. Естественно, что территориальная близость к центру позволяла руководите- 
лям урбанизированных районов в условиях планово-распределительной системы использо- 
вать этот момент для повышения социально-экономического статуса возглавляемого ими 
территориального образования. 
Кроме того, более низкий уровень развития СБИ урбанизированных районов, рассчиты- 
ваемый на 10 тысяч постоянных жителей, обусловлен притоком населения в урбанизиро- 
ванные районы и оттоком - из неурбанизированных. Так, темп роста численности насе- 
ления в 1976-1995 гг. составил по урбанизированным районам 107%, в слабоурбанизирован- 
ных и неурбанизированных, соответственно - 103% и 95%. 
Представляет интерес взаимосвязь оценок глав администраций рассматриваемых типов 
районов о положении дел в сельском хозяйстве и ситуации в социальной сфере. Наблю- 
дается функциональная взаимосвязь между оценками уровня социального и экономического 
развития главами администраций первого и второго типов районов. Так, и в том, и в другом 
типе районов все респонденты, оценившие ситуацию в сельскохозяйственном производстве 
как катастрофическую, также крайне негативно оценивают и положение в социальной 
сфере своих районов. Иными словами, руководители органов управления урбанизирован- 
ных и слабоурбанизированных районов напрямую связывают ухудшение в социальной сфере 
в последние годы с падением сельскохозяйственного производства. Более сдержанную 
оценку состояния социальной сферы высказывали главы администраций неурбанизирован- 
ных районов, поскольку около половины районов этого типа повысили за последние пять 
лет уровень экономической эффективности сельскохозяйственного производства. 
Резюмируя результаты проведенных исследований, отметим: 
1.В развитии социально-бытовой сферы алтайского села выделяются два этапа: этап 
развития (1976-1988 гг.) и этап стагнации и свертывания (с 1989 года по настоящее время). 
60
 
2. Сложившиеся между сельскими районами края различия в уровне развития социально- 
бытовой инфраструктуры значительны и существенно превышают соответствующие меж- 
региональные показатели. 
3. В  1976-1990 гг. наблюдался процесс роста социально-территориальной дифференци- 
ации районов. В годы  активных рыночных преобразований (1991-1995 гг.)  произошло 
уменьшение межгрупповой дифференциации районов на фоне сохраняющегося роста раз- 
личий по уровню развития социальной сферы между отдельными районами. 
4. Изменение уровня развития социальной сферы по районам являет собой достаточно 
динамичный процесс. С 1976 года сохранили свое положение лишь около 30% районов края. 
При этом ни один из них не проявил устойчивую тенденцию к улучшению либо ухудшению 
своих позиций. В последние пять-шесть лет произошло некоторое замедление процессов 
перехода районов от одного статуса к другому, что является результатом усиления нега- 
тивной динамики главным образом за счет более значительных темпов ухудшения позиций 
отдельных районов по сравнению со среднекраевым уровнем. 
5. Динамика сферы услуг в дореформенный период (1976-1990 гг.) в целом более бла- 
гоприятна для урбанизированных сельских районов. В 1991-1995 гг., наоборот, более благо- 
получными по характеру динамики сферы услуг как по сравнению с урбанизированными, 
так и, тем более, слабоурбанизированными районами, были периферийные районы. 
ПРИМЕЧАНИЯ
 
1
 В течение двадцати лет Алтайским отделом ИЭиОПП СО РАН исследуются названные проблемы. В 
статье приводятся обобщенные результаты многих из них. К наиболее крупным относятся: I). Анализ 
уровня и характера развития сферы обслуживания сельского населения края в 1976-1985 гг.; 2). Анализ 
состояния и перспектив развития социальной сферы края за период с 1986 по 1995 г.; 3). Сплошные 
социологические опросы руководителей районов края по проблемам и перспективам социального развития 
села в 1989 и 1995 гг.; 4). Выборочные социологические опросы населения края о состоянии и проблемах 
функционирования и развития социальной сферы сельских районов.
 
Приоритетность отраслей социальной сферы устанавливалась с помощью экспертов - руководителей 
исполнительных органов управления районов.