Джеймс Петрас

Победа венесуэльских социалистов на ключевых выборах в ноябре 2008-го / 04.12.2008

Единая социалистическая партия Венесуэлы (ЕСПВ/PSUV) завоевала 72% губернаторских кресел на выборах 23 ноября 2008 и 58 % голосов избирателей, ошеломив большинство прокапиталистических аналитиков и большую часть СМИ, которые поддерживали оппозицию. Кандидаты от PSUV одержали победу в 3-х штатах: Гуаро, Сукре, Арагуа, губернаторами которых являлись представители оппозиции, и потеряли места в 2-х штатах - Миранда и Тахира. Оппозиции удалось сохранить своё первенство в туристическом центре – штате Нуэва Эспарта, одержать победу в штате Тахира на границе с Колумбией, в штате Карабобо, в нефтяном штате Зулиа, а также добиться неожиданной победы в густонаселённом штате Миранда и получить кресло мэра в столице Венесуэлы – Каракасе. Но общая победа социалистов примечательна тем, что явка избирателей на этих выборах составила 65% (это более 11 миллионов человек: такой высокой явки не наблюдалось ни на одних предыдущих региональных выборах, как правило, этот показатель не превышал 50% - прим. перев.) Предсказание социологов-пропагандистов, утверждавших, что высокая явка сыграет на руку оппозиции, не подтвердилось. Значение победы социалистов станет понятно, если мы рассмотрим её в сравнительном, историческом контексте:

1. Лишь немногие, если вообще какие-либо правительственные партии в Европе, Северной или Южной Америке могут похвастаться столь высоким уровнем поддержки, полученном в ходе свободных и открытых выборов.

2. PSUV добилась успеха на фоне нескольких радикальных экономических преобразований, таких, как национализация цементной и сталелитейной отраслей, а также финансовых и некоторых других частных, капиталистических монополий.

3. Социалисты одержали победу несмотря на 70% процентное падение цен на нефть (со 140 до 52 долларов за баррель) – а это ключевой источник экспортных доходов Венесуэлы и основа правительственных социальных программ.

4. На этот раз электорат был настроен более избирательно по отношению к чавистам – одобряя кандидатов, которые успешно проявили себя на госслужбе и отвергая тех, кто был безразличен к требованиям избирателей. Несмотря на то, что Чавес оказывал активную поддержку всем кандидатам от PSUV, в тех районах, где есть серьёзные претензии к сторонникам президента, избиратели не выступили слепыми проводниками его воли: так случилось с бывшим губернатором штата Мирандоа Дисдадо Кабелло и мэром столичного округа – Каракаса. Победа же социалистов, явилась, в первую очередь, результатом взвешенного классового выбора граждан, а не просто чувства единения с Чавесом.

5. Вместо того, чтобы опустошать государственную казну ради спасения обанкротившихся капиталистических банков, а также коммерческих и промышленных предприятий – решительная победа PSUV обеспечивает социалистический базис для противостояния всё более усугубляющемуся кризису мирового капитализма. Этот кризис лишь облегчил проведение в жизнь мер по национализации ключевых секторов экономики. Большая часть венесуэльских фирм серьёзно задолжали государственным и частным банкам. Правительство Чавеса может потребовать от них либо заплатить по счетам, либо передать свои предприятия в руки государства, что способно привести к безболезненному и совершенно законному переходу к социализму.

Результаты выборов указывают на усиливающуюся поляризацию между крайне правыми и социалистической левой. Центристские социал-демократические губернаторы - экс-чависты - практически стёрты с политической карты. Кандидат от правых, победивший на выборах в штате Миранда – Энрике Каприлес Радонски, известен тем, что пытался сжечь кубинское посольство во время неудавшегося военного переворота в апреле 2002-го. А новоизбранный губернатор штата Зулиа Пабло Перес был марионеточным кандидатом бывшего крайне-правого губернатора Росалеса.

Несмотря на то, что оппозиционные губернаторы и мэры могут проводить политику опасную для курса правительства, экономический кризис резко ограничит количество ресурсов, поддерживающих их инфраструктуру, что приведёт к большей зависимости этих политиков от федерального центра. Но прямая атака на правительство Чавеса, потребующая от него больших бюджетных затрат на борьбу с партизанскими военными формированиями, может опустошить федеральный бюджет и спровоцировать массовое недовольство. Правые одержали победу из-за своих обещаний улучшить государственные и муниципальные службы, а также побороть коррупцию и фаворитизм. Но возврат к клановой политике и чрезвычайному обструкционизму может быстро лишить их поддержки общества и надежды трансформировать локальный успех в победу на общенациональном уровне. Новоизбранные оппозиционные губернаторы и мэры нуждаются в сотрудничестве и поддержке со стороны федерального правительства, особенно в контексте усиливающего кризиса - в противном случае они утратят доверие своих избирателей.

Заключение

Нет смысла ожидать от масс-медиа признания победы социалистов. Её попытки преувеличить значение добытых оппозицией 40% голосов и победы в 20% штатов были предсказуемы. В пост-выборный период, социалисты, без сомнения, критически оценят итоги голосования и, будем надеяться, пересмотрят политику отбора будущих кандидатов, ставя профессиональные качества и уровень понимания местных проблем выше декларируемой на словах лояльности Чавесу и преданности «делу социализма».

Насущной и наиболее сложной проблемой, с которой предстоит столкнуться PSUV, Чавесу, законодателям, а также избранным сторонникам президента, - станет формирование всеобъемлющего социально-экономического стратегического плана для противостояния глобальному кризису капитализма. Трудность состоит прежде всего в резком падении цен на нефть, вызвавшем снижение доходов федерального бюджета и сокращение государственных расходов. Чавес пообещал сохранить все социальные программы, даже если цена за баррель нефти останется на отметке 50$ или опустится ниже. Это, безусловно, позитивная и выигрышная позиция - если правительство сумеет сократить громадные инвестиции в частный сектор и не взвалит на свои плечи помощь обанкротившимся или близким к банкроту частным фирмам. Несмотря на то, что резервные 40 миллиардов $ должны будут выступить в качестве подушки безопасности, факт остаётся фактом: правительству, при поддержке большинства законодателей как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, предстоит принять ряд сложных решений, а не просто налегать на печатный станок, повышая дефицит, девальвируя валюту, а также увеличивая и без того высокий уровень годовой инфляции (31% в ноябре).

Единственно разумная стратегия заключается в том, чтобы взять под контроль внешнюю торговлю и под непосредственный надзор – командные посты в сферах производства и распределения, а также уделить первостепенное внимание защите уровня жизни масс. В противовес неповоротливости бюрократии и лени тех или иных новоизбранных должностных лиц, реальная власть должна быть передана организованным рабочим советам, а также автономным местным советам и советам потребителей. Недавнее прошлое показало: избрание социалистических мэров или губернаторов не гарантирует прогрессивной политики и предоставление базовых услуг обществу. Необходим как минимум контроль и давление снизу на либеральные представительные органы (даже если в них избраны и социалисты), чтобы те принимали решительные меры в интересах простых людей в период углубляющегося экономического кризиса.