Меган
К. Стэк
В России – чтение, письмо и религия
Сегодня они будут учиться рисовать русских православных святых и Господа.
7-летние дети сидят ровно за партами, солнце пробивается сквозь тюлевые
занавески, а в полях за окном цветут вишневые деревья. Учитель показывает
детям березовую ветвь и говорит, что она хрупка и уникальна, так же, как их
души.
"Если вы считаете, что не можете хорошо рисовать, кто вам поможет?"
– спрашивает она.
"Бог поможет", – отвечает мальчик.
"Да, Бог направит вашу руку, так что будьте уверены,
верьте".
Сегодня вторник, один из двух дней в неделю, посвященных православному
образованию в этой сонной государственной школе в Кострово,
в зеленых лесах под Москвой. Все девочки и женщины отказались от брюк и надели юбки, и все учащиеся постигают основы
христианства вместе с чтением, письмом и арифметикой.
Такое встретишь нечасто, отчасти и потому, что это государственная школа в
стране, которая всего несколько десятилетий назад гордилась своим институтом
атеизма. Это также странное зрелище, потому что почти половина учеников –
мусульмане, есть также несколько евреев, буддистов и неверующих. Многие семьи
лишь недавно приехали из Средней Азии и с Кавказа в поисках лучшего
образования и работы.
В школе учащиеся рисуют большие изображения Иисуса, выучивают многочисленные
подробности о православных святых и обсуждают главы Нового Завета с местным
священником, который вплывает в класс в развевающейся черной рясе, чтобы
следить за духовным
развитием учеников. Дома некоторые дети учатся читать Коран по-арабски.
"Некоторые родители сомневались. Некоторые были против,
– признает школьный администратор Наталия Корольченко.
– Но я сказала родителям, что, поскольку приезжает все больше и больше детей
различных национальностей, что-то должно их объединять. Нужно сделать что-то,
чтобы они уважали культуру этой страны".
Рисунки Иисуса и святых
В то время как в США развернулись дебаты по поводу молитвы в школе,
многие российские школы стремительно перекинулись от марксизма к институтам с
православными символами и доктриной. На стенах школы в Кострово
вывешены рисунки Иисуса и святых, и непосвященный посетитель может спутать
эту государственную школу с приходским институтом.
Борьба за национальную религию разворачивается по всей этой огромной стране.
В последние годы в регионах по всей России движение, во главе которого стоят
энергичные священники и местные школьные чиновники, организует занятия
"Основы православной культуры".
По конституции, Церковь и государство разделены, но многие наблюдатели полагают,
что этот разрыв сокращается. В ходе 8-летнего президентства Владимира Путина,
который, по слухам, является ревностным верующим, православные лидеры стали
играть более значимую роль. Они благословляли вооруженные силы, восхваляли
правителей страны, поддерживали священников в стремлении работать во имя
национальных интересов и тщательно избегали какой бы то ни
было критики в адрес нарушений властей в области прав человека и
демократии.
В ответ власти и олигархи, близкие к Кремлю, снабдили патриархию деньгами на
восстановление монастырей и церквей, которые запустели во время советской
эры. По всей стране наблюдается бум православного строительства.
Правительство пока избегало вмешиваться в ширящиеся дебаты о том, подходят ли
такие занятия для государственного образования. Решение о включении их в
программу – и туманный вопрос о том, где заканчивается культура и начинается
теология – оставили на усмотрение местных школьных чиновников.
Наступление религиозного образования вызвало возмущение разных сегментов
российского общества: коммунисты, мусульманские и еврейские лидеры и
встревоженные педагоги подняли тревогу в связи с популярностью занятий.
"Это серьезно влияет на единство страны, – заявил Арсан
Садриев из Духовного управления мусульман
Европейской части России. – Это приведет к расколу страны. Этнические группы
будут объединяться и искать пути защитить свои
интересы".
Однако сторонники занятий полагают, что курсы православной истории и культуры
объединят Россию, заполнив идеологическую пропасть, образовавшуюся после
развала Советского Союза. Православное христианство – это главный стержень
российской истории и самоидентификации, говорят они, и оно должно быть
обязательным предметом для всех учащихся. Мусульманские иммигранты из Средней
Азии и с Кавказа особенно нуждаются в понимании православия, полагают они,
чтобы они могли понять культуру своей новой родины.
"Если мы едем в Турцию, мы должны изучать основы исламской культуры, –
указывает администратор Корольченко. – Когда дети
приезжают сюда, они должны изучать православную культуру. Для них так будет
легче".
Духовные лица заняты дебатами с министерством образования о том, что сделать
с православными курсами – отменить или стандартизировать, рассказал
архиепископ Всеволод Чаплин, пресс-секретарь Московского Патриархата.
"Некоторые люди боятся религии в школе, – говорит он. – Они по-прежнему
хотят сохранить монополию материализма и позитивизма, которая существовала в
советские времена".
Поток новоприбывших
Однако Россия меняется. В советские времена в этом сельском городке (Кострово) проживало этнически однородное население,
состоявшее из русских, которые работали на государственной животноводческой
ферме.
Сегодня этот регион с покатыми плодородными холмами наводнен новоприбывшими:
чеченцами, азербайджанцами, армянами, таджиками и узбеками. Корольченко с гордостью говорит, что сегодня школа не
менее догматична, чем 30 лет назад, когда она пришла сюда как член КПСС. Но
сейчас, вместо коммунизма и сельского хозяйства, школа обучает религии, чтобы
дать детям моральную основу.
"Если вы понимаете общие христианские догмы и моральный кодекс
коммунизма, это одно и то же".
Федеральные власти дали четко понять, что одобряют эти занятия. В 2004 году
министерство образования наградило школу за "духовное и моральное
возрождение сельских жителей".
Местный священник Вадим Сорокин – также бывший коммунист, который крестился, уже будучи взрослым. Он приехал в Кострово
в 1995 году и занялся восстановлением разрушенной церкви Святителя Николая.
Сегодня солнечный свет пробивается сквозь окна церкви под искусно
расписанными куполами. Золотые паникадила свисают с богато украшенного
потолка, освещая иконы, обрамленные в рамы из красного дерева ручной работы.
Восстановление обошлось в миллионы долларов, пожертвованных властями и
богатыми бизнесменами. Сорокин начал с закупки книг для школы и постепенно
подошел к тому, чтобы в 2003 году ввести уроки православной культуры.
В назначенные дни он идет по коридорам, переходя из класса в класс, где
беседует с учениками в возрасте от 7 до 17 лет о святых и душах.
В классе на верхнем этаже Сорокин сиял, ведя с подростками теологическую
дискуссию.
"Что сделали Каин и Авель? – спрашивает учитель. – Они оба принесли дары
Господу. В чем была разница?"
"Искренность и отсутствие искренности", – ответила одна девочка,
подпрыгнув с места, а затем сев опять.
"Молодцы, – воскликнул учитель. – Вы понимаете!"
Инопресса.ру
|