Вячеслав Глазычев
По чему звонит колокол?
Относясь к религиозным воззрениям с почтительной дистанцией,
как и многие другие, не могу не отметить отсутствие симметрии. К большей части клира
это не относится, но в отношении умеренных по габаритам, но звонких групп
прозелитов-мирян не скажешь, что мирное с ними сосуществование дается просто.
Мне до них дела нет, но им, оказывается, есть дело и до моей скромной особы, и
до множества иных особ, вина которых заключена, по-видимому, в самом факте
существования и их деятельности.
Когда бы не известинский фельетон чтимого мной Максима
Соколова, нипочем бы я не узнал о бурной деятельности некого союза православных
граждан, главой которого - уж не знаю, избранным или самопровозглашенным -
выступает господин Фролов. Не узнал бы тогда и о себе, что я -
"высокопоставленный член политтехнологической группировки
методологов". Наверное, так и есть - господину Фролову виднее.
Оно, конечно, было бы забавно, когда бы, при явном
попустительстве властей предержащих, православный клерикализм не наползал на
телевизионный экран и не пытался все активнее вмешиваться в дела сугубо
мирские. Киноверсию "Кода да Винчи" не смотрел хотя бы потому, что в
кино ходить недосуг. Толстый покетбук Дэна Брауна прочел - как раз хватило на
перелет через океан. Чтиво как чтиво - не "Сегун", конечно, но вполне
заполняет случайно опустевшее время. Сугубое дело церкви - рекомендовать
что-либо или нет - своим прихожанам! Это их дело взаимное. Религиозно
озабоченный критик вправе делать то же, если его кто-то хочет читать, но когда
призывы не смотреть звучат в публичном пространстве в качестве императивной
установки urbi et orbi - это по меньшей мере глуповато. Тем более глуповато,
что великое множество народа только через роман или фильм получают хоть
какое-то представление о куче вещей, вроде топографии ордена тамплиеров или
женоподобности фигуры одесную Иисуса на фреске Леонардо.
Право же, я несколько знаком и с Ветхим Заветом, и с Новым,
и с кумранскими текстами, и с писаниями отцов Церкви, не говоря уж об
архитектуре и живописи христианской традиции во всех их эволюциях, - как с
важнейшим культурным наследием. И - даже странно об этом говорить - имею не
только гражданское, но и конституционное право именно на такую трактовку, в
рамках которой всевозможные вольные сочинения, Ренаном начиная и Брауном
кончая, суть не более чем явления поп-культуры в разных ее ипостасях. Когда
новые предприниматели считают нормой приглашать батюшку, чтобы освятить офис,
это их дело, но я хочу понять, на каком основании отцы-командиры теперь считают
необходимым окроплять святой водой ракетные установки. Насколько знаю, ни одним
уставом это не предусмотрено.
Находится предостаточно людей, готовых стоять часами в
очереди, чтобы их шустро пропихнули к завезенной из Черногории реликвии и еще
шустрее выпихнули к выходу. Это есть их святое право и их выбор, но, когда этот
сюжет трижды в день втемяшивают с экрана, сопровождая картинку интонацией
сладенького восторга, я чувствую себя оскорбленным. Шаг за шагом который уже
год происходит ползучее приучение людей к тому, что государство вроде бы
светское, однако также и православное и что никакого противоречия между этими
посылами не существует. Не хочу повторять банальности о многоконфессиональности
российского населения, ведь акцент только на этом очевидном обстоятельстве
скрыто несет в себе некую извинительность. Вот когда бы мы были страной без
ислама, протестантизма, буддизма, иудаизма и шаманизма (не забудем и горстки
католиков), тогда что? Тогда можно было бы расписаться в тотальном и
непременном православии?
Можно по-разному относиться к удачам и неудачам французов,
но надлежит признать: когда поднялась было буря против запрета на ношение
открытых признаков религиозной принадлежности в школах, у французских властей
достало мужества настоять на обязательности принципа светского государства. В
Америке творятся разные неприятные штуки, но светскость школы там защищают
жестко, и картина (не икона, всего лишь репродукция с картины) с религиозной
окраской, которую дерзнул повесить в кабинете директор одной из школ, была
убрана оттуда по решению суда. У нас же без особого сопротивления разрешили
мусульманкам фотографироваться в платках на паспорт, т.е. на документ сугубо официальный.
И у нас же важные чиновники сочли необходимым всерьез обосновывать отсутствие
демонизма в штрих-коде или личном номере.
Недолго и заиграться.
Между тем среди писем, приходящих в адрес Общественной
палаты, было и такое (цитирую фрагмент): "Местных жителей никто не ставил
в известность ни о проектировании, ни о начале работ. Что же теперь - газ
совсем рядом с нами, но буквально мимо нас. Суммарное количество домов в наших
деревнях - 150. Местных жителей, и домовладельцев и членов их семей, более 1000.
В деревнях проживают дети. А газ ведут - монахам. Когда же мы обратились в
газовое хозяйство, ответ последовал простой: стройте все за свой счет. Почему
же тогда Московская патриархия не строит этот газопровод за свой счет? Мы
считаем, что строить газопровод без согласования с местными жителями
недопустимо... Пусть теперь монахи молятся в тепле, но, думается, молитва на
небеса теперь быстрей дойдет от нас, а не от монахов, потому что теперь мы в
большей скромности, чем служители культа, отделенного от государства".
Как говорил недавно наш славный московский архонт по
ситуации вокруг бутовского побоища, "мы будем работать в режиме
законности, в режиме справедливости".
Так и живем - от "загогулины" до
"рокировочки".