«Мы наш, мы новый мир построим…». А каким он должен быть, этот новый мир, о котором веками мечтало человечество, за который шли в Сибирь революционеры-подпольщики, ради которого поднялся народ в октябре семнадцатого года и с мечтой о котором жили и умира-ли герои гражданской войны и первых пятилеток? К сожалению, в спо-койную послевоенную эпоху мало кто задумывался над этим вопросом. Обывателю рисовалась картина материального изобилия: ломящиеся от товаров прилавки магазинов, где все можно брать бесплатно, поскольку «каждому по потребностям». Ученые, журналисты, политики ограничива-лись общими фразами о стирании различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом. Но каким же конкретно должно ока-заться светлое коммунистическое будущее? Конкретно об этом не гово-рилось ни на партсобраниях, ни в учебниках исторического материализ-ма, что, по-видимому, было серьезной идеологической ошибкой. А ведь К.Маркс достаточно ясно ответил на этот вопрос, назвав коммунизм практическим гуманизмом. Победа всеобщей человечности – вот основная цель всей теории и практики марксизма. Крупнейший советский философ Э.В.Ильенков с полным правом писал о том, что марксисты ведут «борьбу за подлинный гуманизм, за коммунизм». Гуманность в точном переводе как раз и означает человечность. Мир человечных отношений, бескорыстной взаимопомощи, сострадания и заботы, совести и разумного альтруизма – вот что представляет собой в первую очередь коммунизм, вот к какому будущему мы шли и вот что всеми силами пытаются сейчас у человечества отнять. Только умствен-но или морально дефективный субъект может без гнева смотреть, как старательно топчут лжедемократы все нравственные, человеческие цен-ности, пытаясь превратить наш великий народ в стадо скотов, как вместо совести и чести нам подсовывают «бизнес» и «встречи с Америкой». Но вопреки кажущейся победе мирового капитала, вопреки всей расползающейся по стране мерзости, есть люди, которые продолжают искать пути к торжеству практического гуманизма. В Москве на протяжении нескольких лет успешно функционирует общественное объединение «Взаимопомощь», поставившее своей це-лью борьбу за победу гуманизма. Эта организация задумана как прооб-раз коммунистических отношений. Люди различных специальностей объединились здесь для того, чтобы бескорыстно помогать друг другу и только тем, кто сам помогает людям. Обратите внимание: помо-гать только тем, кто сам помогает людям. В отличие от традиционной благотворительности, здесь строго следят за соблюдением справедли-вости: только тот, кто сам бескорыстно отдает свой труд, имеет право ждать подобного же отношения от окружающих. Лозунг «От каждого по способностям, каждому по потребностям» здесь стараются реализовы-вать в полном объеме. Это тем более верно, что именно бескорыстные, самоотверженные люди чаще других оказываются обездоленными и не-защищенными в современном торгашеском мире, острее других пережи-вают всю подлость происходящего. Многие участники объединения имеют «денежные» по современ-ным представлениям специальности (психолог, врач, юрист, автомеха-ник и т.д.), но предпочитают работать бесплатно, сознательно противо-поставляясь «миру денег», где «все продается и покупается». Вот несколько примеров деятельности этого объединения. Читате-ли «Советской России», конечно, помнят трагические события на Вы-боргском ЦБК в октябре 1999 года, когда власть бросила против рабочих озверевший спецназ. После этой кровавой попытки захвата работники предприятия очень нуждались в помощи: раненым нужны были лекарст-ва, голодающим (ЦБК был в экономической блокаде) – продукты, а пси-хологическая поддержка - практически всем. Когда в объединении «Взаимопомощь» узнали о положении рабочих «мятежного комбината», туда срочно выехал психолог, привезя с собой чемодан медикаментов, а в дальнейшем был организован сбор и пересылка денежных средств. Мало кто знает, что группа рабочих-активистов Выборгского ЦБК до сих пор борется за передачу предприятия в руки трудового коллектива, - бо-рется, несмотря на угрозы физической расправы и полное отсутствие средств к существованию. Этим немногочисленным, но стойким борцам «Взаимопомощь» продолжает оказывать поддержку – материальную, психологическую и организационную. Для трех детских домов-интернатов (один в Москве и два в Подмос-ковье) участники «Взаимопомощи» организовали сбор и доставку дет-ских вещей. А учителя из этого объединения подготовили и провели совместно со своими учениками два концерта для детей-сирот. Помимо подобных общественно значимых дел, объединение ак-тивно оказывает помощь отдельным людям. Пожилой медсестре оши-бочно, по вопиющей врачебной халатности поставили диагноз «рак». И эта женщина, известная своей готовностью в любое время суток придти к больному и бесплатно сделать любые необходимые процедуры, уже приготовилась к мучительной смерти, когда врачи из «Взаимопомощи», проведя все необходимые обследования (разумеется, тоже бесплатно), сняли страшный диагноз как совершенно необоснованный. И человек ожил на глазах, вернулся к нормальной жизни и работе. Молодой девушке помогли устроиться в институт. Три года после школы она мечтала учиться, но не могла: нужно было работать, чтобы обеспечить мать-инвалида и бабушку-пенсионерку. (Как тут с болью не вспомнить советское время, с его «молодым везде у нас дорога, стари-кам везде у нас почет»!) Можно было бы привести еще очень много примеров бескорыстной деятельности «Взаимопомощи», но задача статьи иная – показать сущ-ность социального эксперимента, который ставит это объединение. Его цель – саморазвитие человечности, гуманных отношений меж-ду людьми. Основной принцип, как уже было сказано, - это «Мы помога-ем только тем, кто сам бескорыстно помогает другим людям». Рыночное «Ты – мне, я - тебе» здесь заменили человечным: «Я помогаю тебе, а ты помоги другому (или другим)». При такой организации взаимопомощи ни-кто не может украсть чужие силы и время, воспользоваться самоотвер-женным человеком как средством для достижения своих целей (как это пока, к сожалению, чаще всего бывает в жизни). Зато можно (и это по-стоянно практикуется среди участников объединения) привлекать других людей для помощи кому-то, для больших хороших дел. «Теперь есть ра-ди чего жить»,- говорит один из «ветеранов» объединения. А вот впечат-ление «новичка»: «Попадаешь как будто в другое государство, как в сказку». И действительно, здесь как в другом мире, как в обществе бу-дущего. Отдавая свой труд, свои силы и время и ничего не рассчитывая получить взамен, каждый в итоге приобретает очень многое – от бес-платных услуг квалифицированных специалистов до того, что ни один «новый русский» не купит ни за какие деньги – товарищеского участия, человеческого понимания, надежной взаимовыручки в беде. И как в по-словице «Что ты спрятал - то пропало, что ты отдал – то твое», чем больше делает это объединение для людей, тем больше различных спе-циалистов привлекается к его работе и тем большими становятся его возможности. «Взаимопомощь» задумана его создателями как то ядро, вокруг ко-торого постепенно сформируется новый тип общественных отношений, построенный на альтруизме и человечности – практический гуманизм. Альтруизм и эгоизм – два глубочайших источника поведения людей. Все самое высокое и благородное, с одной стороны, и все самое низменное и подлое, с другой, что существует в человеке и человеческом обществе, – проистекает из этих источников, растет из этих двух корней. Ч.Дарвин в своей книге «Происхождение человека и половой отбор» убедительно доказал, что в животном мире существуют два противоположных ин-стинкта – инстинкт самосохранения (эгоизм) и инстинкт сохранения вида (альтруизм). Именно альтруизм сыграл роль движущей силы в эволюции человека как вида и именно на его основе сформировалась человече-ская нравственность («моральное чувство»). Как много сейчас ссылают-ся на Дарвина умничающие невежды в попытке оправдать «волчий за-кон» капитализма: мол, выживает сильнейший! И как убедительно дока-зал сам Дарвин (впоследствии эти его идеи активно развивал револю-ционер П.А.Кропоткин), что только те первобытные сообщества получа-ли преимущество в борьбе за выживание, где преобладал инстинкт аль-труизма и зачатки будущей нравственности! В основе всех явлений общественной жизни лежит человеческая психология. За историей промышленности, как писал К.Маркс, стоят «че-ловеческие сущностные силы» - «человеческая психология». Эгоисти-ческие и альтруистические мотивы, приобретая самые различные фор-мы, борются на протяжении всей истории человеческого общества. Раб-ство и костры инквизиции, эксплуатация и капитал, фашизм и атомная бомбардировка Хиросимы – все это проявления эгоизма на уровне об-щественных отношений. А на противоположном полюсе – восстание Спартака, декабристы, «Народная воля», залп «Авроры», алое знамя Победы, первый космический полет… Противоборствуют эти две силы и в личных отношениях людей: альтруизм предстает здесь как внимание, забота, дружба, чистая любовь. Эгоизм же порождает подлость, зависть, предательство, разврат и все остальные низости, калечащие человече-ские судьбы. В свое время марксизм, одним из трех источников которого был, как известно, французский утопический социализм, вслед за Гельвецием и другими классиками французского Просвещения, рассматривал человека как «tabula rasa» - «чистую доску», на которой опыт, т.е. обстоятельства жизни, воспитание и т.д., «пишет свои письмена». Из этого подхода за-кономерно последовал вывод Маркса: «Если характер человека созда-ется обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными». Великий гуманист и самоотверженный человек, пошед-ший на тяжелые лишения для себя и своей семьи ради счастья будущих поколений, Маркс невольно заблуждался относительно решающей роли обстоятельств для формирования характера, личности. Он полагал, что достаточно обстоятельства сделать человечными – упразднить эксплуа-тацию, частную собственность, отдать власть трудящимся, добиться со-циальной справедливости, – чтобы все люди стали людьми. Мы не впра-ве обвинять его в этой ошибке: психология как наука лишь начала заро-ждаться к концу жизни Маркса. Прошло более столетия, и сейчас убеди-тельно доказано, что человек – не «чистая доска»: он имеет целый ряд врожденных, природных психических особенностей, очень важную роль среди которых играют альтруистические и эгоистические задатки. Сде-лать обстоятельства человечными действительно необходимо, но одно-го этого недостаточно, поскольку эгоизм, присущий в той или иной сте-пени большинству людей, приложит все усилия, чтобы те же обстоятель-ства сделать бесчеловечными вновь. В.И.Ленин, воплотивший гуманнейшую теорию марксизма в прак-тику, чувствовал эту подлую закономерность. «Что движет людьми? – писал он. – Прежде всего, эгоизм…». Тупость этого эгоизма, готового плюнуть не только в чужой, но и в собственный колодец, иногда поражает. Наверняка Горбачеву было куда как лучше всю жизнь оставаться Генеральным Секретарем ЦК партии, - и такая возможность у него, конечно же, была, не займись он грандиоз-ной аферой «перестройки». Но этот недоумок в эгоистическом упоении властью сам развалил собственную страну. И что же? Теперь пробавля-ется рекламой пиццы на американском телевидении. Здесь мы подошли к самому опасному в масштабах общества про-явлению глубинной эгоистической мотивации – к разложению властью. «На то и власть, чтобы пожить всласть» - эта подлая закономерность вырождения любой, даже самой гуманной власти в паука, сосущего кровь из народа – одна из важнейших причин любого общественного зла: войн, тирании, репрессий, геноцида и т.д. Мы можем искать причины той катастрофы, что постигла нашу Родину, в коварных замыслах Запада, в предательстве Горбачева, в подлости Ельцина– но это будет лишь ча-стью правды. Все клинтоны и буши, горбачевы, ельцины и путины, гу-синские, березовские и прочая нечисть – лишь единичные проявления общей закономерности разложения властью, за которой стоит все тот же эгоизм: «Хочу… Для себя… Много… За чужой счет!» А на свете нет большей возможности для удовлетворения своего эгоизма, чем та, кото-рая дается властью над людьми (эксплуатация, частная собственность, капитал являются формами и средствами такой власти). Недаром В.И.Ленин в 1918 году увидел главную опасность для Со-ветской власти не в голоде, не в разрухе и не в Антанте, а в нарождаю-щейся и быстро набирающей силу новой бюрократии. «Если нас что и погубит, то это…»,- писал о ней вождь мирового пролетариата и снова оказался прав. Именно власть предержащая бюрократическая верхушка и погубила страну Советов. Можем ли мы после этого быть уверены, что когда народ победит снова, когда возродится наша Советская Родина, история не повторится и на нашу шею не сядут новые паразиты, - не сядут и так же подло не предадут нас опять? Очевидно, великие идеи марксизма-ленинизма для своей победы на новом историческом этапе должны быть развиты. Но их необходимое развитие заключается не в абсурдных вымыслах о совме-щении социализма с частной собственностью (невозможно совместить эксплуатацию с социальной справедливостью!). Развитие коммунистиче-ской теории и практики состоит в ином – в учете наших исторических ошибок, в ориентации на современную политическую и экономическую ситуацию, а самое главное – в направленности революционных перемен на самую глубокую реальность, на человеческие «сущностные силы» - на психологию человека. Тот великий социальный эксперимент, который осуществил советский народ, показал, что «сделать обстоятельства че-ловечными» – это очень важное, необходимое, но недостаточное усло-вие для победы человечности в самом человеке. В объединении «Взаимопомощь» хорошо знают марксизм. В домах многих из его участников – собрания сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса, В.И.Ленина, И.В.Сталина. Здесь много думают о воплощении в жизнь их идей. И тот эксперимент, который сейчас ставит «Взаимопомощь», на-правлен на саморазвитие, самораспространение и самоорганизацию альтруизма и человечности. «Если этот эксперимент удастся и практика бескорыстной помощи тем, кто сам помогает людям, начнет распростра-няться, то в дальнейшем подобное можно будет организовать в масшта-бе всего общества»,- считают создатели объединения. На протяжении всей человеческой истории эгоисты объединялись: в кланы, банды, фирмы, концерны, монополии, парламенты и в сотни дру-гих всевозможных группировок, где за видимостью общей цели на самом деле стояла и стоит у каждого своя собственная, шкурная, личная выго-да – урвать побольше. Объединившись, легче добиваться этой личной выгоды. Но ведь и полезное дело лучше делать сообща. Почему же так редко объединяются альтруисты? Почему большинство из них предпочи-тает в одиночку нести свое маленькое, но гордое знамя чистой совести? Как объединить их и как пойдет их самоорганизация в процессе большо-го общего дела? И как избежать эгоистического вырождения власти в обществе? Все эти проблемы глубоко прорабатываются активистами «Взаимопомощи», среди которых и рабочие, и учёные. (Вот где настоя-щее сближение умственного и физического труда! ). Во «Взаимопомощь» обращается довольно много людей. Как же от-личить того, кто пришел с бескорыстными, альтруистическими намере-ниями, от желающих «на дармовщинку» попользоваться чужим трудом? Ведь участие в объединении дает каждому право в любое время рассчи-тывать на бесплатную помощь любого из своих товарищей. Для нович-ков здесь придумано необычное испытание - совершить не менее двух бескорыстных поступков: помочь кому-нибудь из уже «проверенных на альтруизм» участников объединения, детскому дому, больнице и т.д. Причем выбрать, чем и кому он будет помогать, предоставляется самому человеку. Казалось бы, совсем не трудное испытание. Но эгоист, в силу своих психологических особенностей, оказывается не в состоянии его пройти. Однажды фармацевтический склад, на котором работает человек из «Взаимопомощи», сделал объединению подарок – несколько ящиков бесплатных лекарств. На совете объединения было решено отправить один из ящиков выборгским рабочим, продолжающим борьбу, часть ле-карств раздать малообеспеченным участникам самого объединения, а остальное послать по почте в несколько медицинских и образовательных учреждений отдаленных регионов нашей обнищавшей страны. Именно в это время в объединение пожелала вступить некая бизнесменша, ус-тавшая, по ее словам, от «коммерческой грязи» и жаждущая добрых дел. В качестве первого испытания ей поручили привезти со склада эти са-мые лекарства на собственной машине. Выслушав задание, бизнесмен-ша пообещала все сделать в срок и… исчезла. Лекарства были достав-лены другими людьми, далекими от бизнеса, на городском транспорте. Как выяснилось, подобное испытание просто «отбрасывает» эгоистов. Правда, бывает и так, что, отказавшись бескорыстно помогать другим, эгоист начинает требовать помощи для себя: мол, вы же альтруисты, так помогите мне! Такие наглецы всегда получали достойный отпор. Нельзя, горячо убеждены создатели и участники «Взаимопомощи», позволять самоотверженному добру проваливаться в болото чужого эгоизма. Сколько хороших людей пострадало именно из-за того, что помогали всем без разбора! Не протягивайте руку помощи недостойному, убежда-ют в этом объединении. Невозможно творить добро, помогая злу, позво-ляя ему этим добром пользоваться! Нельзя превращать добро в удобре-ние для зла. Помогая эгоисту, вы лишь усиливаете его эгоизм, и, вос-пользовавшись вашей помощью, он с новыми силами примется отрав-лять жизнь окружающим. Лучше потратьте те же силы на помощь хоро-шим людям, на служении высокой цели! А для того, чтобы отличить эгоиста от альтруиста, достаточно на первый случай хотя бы выяснить, склонен ли он к бескорыстной помощи. Такой «тест» прост и доступен любому: привлеките человека к большому полезному делу или к помощи другому человеку и посмотрите, чего он стоит на деле. Итак, человечность предполагает не просто альтруизм, а разумный альтруизм. А также высокую нравственность! Невозможно представить себе коммунистическое общество будущего без всеобщего распростра-нения таких качеств, как честь, совесть, чувство долга, ответственность, порядочность, верность, мужество. «Коммунизм предполагает разумную нравственность, или, что то же самое, нравственно развитый разум» - справедливо отметил уже названный философ Э.В. Ильенков. Добряк без нравственных принципов немногого стоит. Поэтому люди из «Взаи-мопомощи» так активно ведут работу по нравственному воспитанию мо-лодежи, так горячо выступают против политики ее массового растле-ния. Особенно много сил вкладывают в это учителя и психологи, кото-рым приходится намного больше других работать с подрастающим поко-лением. Некоторые из них преподают целые курсы нравственного воспи-тания, целенаправленно противопоставляя их разлагающему влиянию буржуазной «морали». Но об этой стороне деятельности «Взаимопомо-щи» нужно писать особо. Пока скажем только, что при объединении функционирует «Отряд добрых дел» из подростков 13-15 лет. Именно они собирали вещи и готовили концерт для сиротского интерната. Одна-ко в объединении прекрасно понимают: один отряд – это капля в море, в целом океане неприкаянных, не нашедших себя в жизни, одураченных и испорченных подростков. Сейчас «Взаимопомощь» активно ищет еди-номышленников в деле борьбы против растления молодежи. Чтобы читатель лучше мог представить себе жизнь этого объедине-ния, опишем несколько звеньев сложной цепочки взаимопомощи друг другу самих его участников. Юрист помогает решить вопрос размена жилплощади мастеру-отделочнику. Мастер-отделочник ремонтирует рабочий кабинет школьно-го психолога. Психотерапевт помогает семье военнослужащего, которая, в свою очередь, помогает другой семье, недавно потерявшей единст-венного сына в чеченской войне. Родители погибшего собираются усы-новить ребенка-сироту. Школьный психолог оказывает им помощь в ре-шении вопроса усыновления, привлекая к нему социального работника и врача-кардиолога, недавно усыновившего двух детей. Врач-кардиолог консультируется по проблемам воспитания этих детей у школьного пси-холога. Социальный работник получает лечение у врача–хирурга, чьи дочери-школьницы занимаются с учителем математики. Врач-невропатолог лечит учителя математики. Водитель отвозит на своей машине вещи врача-невропатолога на дачу. Автослесарь ремонтирует его машину. Психотерапевт помогает автослесарю избавиться от бес-сонницы, а юристу – в решении семейных проблем. И так далее. И ни в одном из звеньев цепи не участвуют деньги. В прошлом году в газете «Метро» появилась статья об английском движении «Летс», участники которого обмениваются бесплатными услу-гами. Опыт этого движения, несомненно, интересен, однако, судя по ма-териалам статьи, в его основе лежит все тот же рыночный принцип «Ты – мне, я - тебе» и основная задача участников движения – сэкономить деньги. Это похоже на натуральный обмен товарами, прекрасно описан-ный Марксом в «Капитале», только роль товара выполняют услуги. В отличие от расчетливых англичан, люди из «Взаимопомощи» не ищут личной выгоды. Требовать ответной помощи от того, кому ты сам помог, здесь запрещено. Принцип «Я помогу тебе, а ты помоги другому» надеж-но защищает объединение от рыночно-эгоистического загнивания, а са-мое главное – на основе этого принципа деятельность «Взаимопомощи» распространяется вширь. Ведь все, кому здесь помогли, сами обязаны оказать помощь людям. Так осуществляется самораспространение гу-манных отношений. Создателей «Взаимопомощи» нельзя назвать утопистами, оторван-ными от жизни мечтателями. Практика, которая, как известно, критерий истины, свидетельствует в их пользу. Объединение набирает силу, что само по себе доказывает верность избранного пути. Гуманные отноше-ния между людьми, всеобщая человечность как в личных, так и в обще-ственных отношениях – это не утопия, не выдумка прекраснодушных мечтателей. Это естественный закон развития человечества, та цель, к которой движется всё развитие человеческой истории. Человек должен быть человечным и с необходимостью станет таковым. Так вкратце мож-но определить этот закон человеческой природы. Как и всякий закон, он реализуется с необходимостью, с неизбежностью любого другого закона природы. Победа действительной человечности, - практического гума-низма, или, что то же самое, - коммунизма, неизбежна. [Ермакова Е.Ю., кандидат психологических наук.] /Телефон объединения:
(095) 906-72-87. Почтовый адрес: г.Москва, 127412, а/я 24. E – mail: mailto:ymb@pediatr.msu.ruu / ___________________________________ |