ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "СОВА"
 
 





главная страница
события
дискуссии
публикации
ваше мнение



ТЕМА
Публикации по теме проекта, 2000-2003 гг.







ДРУГИЕ ТЕМЫ




03.10.2003 15:41
Духовные управления мусульман РФ: история возникновения, расколы и объединения (часть 3)


Завершение статьи Михаила Тульского. См. предыдущую часть и начало.

Сегодняшний расклад сил в мусульманском сообществе России

В настоящее время российские мусульмане (в первую очередь мусульманское духовенство) разделены на три основные «группировки» – СМР Гайнутдина, ЦДУМ Таджуддина с союзниками, КЦ СК Бердиева. Среди союзников Гайнутдина выделяется довольно самостоятельный межрегиональный «Казанский муфтият», который объединяет более 60% приходов СМР.

Рассмотрим далее духовные управления РФ, с указанием количества зарегистрированных на 1 января 2002 г. в Минюсте религиозных организаций (далее они названы приходами, хотя это могут быть и образовательные учреждения, и централизованные организации), объединенных под их руководством.



В Совет муфтиев России входят:

1. Казанский муфтият Гусмана Исхакова в составе ДУМ Республики Татарстан (под его же руководством) с 924 приходами в республике, Центральное ДУМ Ульяновской области Фатыха Алиуллова (17 приходов), приход в Нижегородской области, а также зарегистрированные в 2002 – первой половине 2003 г. в Кировской области 9 приходов и пожелавшем в 2003 г. перейти в Казанский муфтият приходом г. Волжск (Марий Эл); ранее у ДУМ РТ был приход в Мордовии, но его передали (по словам Якупова) в ДУМ Мордовии;

2. ДУМ Республики Башкортостан (ДУМ РБ) Нурмухаммеда Нигматуллина – 214 приходов республики;

3. ДУМ Азиатской части России (ДУМАЧР) Нафигуллы Аширова – 160 приходов, в первую очередь в Курганской (41), Тюменской (33), Омской (20), Свердловской (15), Иркутской (7) и Томской (6) областях, а также Ямало-Ненецком округе (9 приходов) и других регионах;

4. ДУМ Европейской части России (ДУМЕР) Равиля Гайнутдина – 157 приходов, львиная доля которых входит в полусамостоятельные ДУМ Нижегородской области Умара Идрисова (49) и Единое ДУМ Пензенской области Аббаса Бибарсова (41), а большая часть остальных находится в Москве (15), Московской области (13), черноморском побережье (7), Ростовской (7) и Пермской (4) областях и Карелии (4);

5. ДУМ "Ассоциация мечетей" Исмагила Шангареева (включая его же Центральное ДУМ Оренбургской области) – 43 прихода, из которых 36 находятся в Оренбургской области (к июлю 2003 г. – уже 49), и еще по одному приходу в Башкортостане, Удмуртии, Волгоградской, Ростовской, Самарской, Саратовской и Челябинской областях (в 2003 г. появился и приход в Кургане);

6. ДУМ Поволжья Мукаддаса Бибарсова – 22 прихода, из них 21 в Саратовской области и один – в Пензенской;

7. ДУМ Республики Мордовия Рашита Халикова – 10 приходов в Мордовии

8. Остатки ДУМ Ульяновской области, ранее руководимого Тагиром Шангареевым, а ныне – неким Наилем Насибуллиным (о существовании которого знает только сайт Гайнутдина muslim.ru) и объединяющем 2 прихода.

Итого, СМР Гайнутдина объединяет на 1 января 2002 г. 1550 исламских религиозных организаций РФ из 3186 или 48,6%.



В Центральное ДУМ России Талгата Таджуддина входят региональные ДУМ (РДУМ) (после тире – количество религиозных организаций):

1. РДУМ Республики Башкортостан Мухаммата Таджуддинова – 132

2. РДУМ Самарской области Вагиза Яруллина – 85

3. РДУМ Оренбургской области Габдульбария Хайруллина – 80

4. РДУМ Пермской области Мухаммедгали Хузина – 68

5. РДУМ Ульяновской области Савбяна Сулейманова – 62

6. РДУМ Челябинской области Габдуллы Шакаевы – 62

7. РДУМ Свердловской области Сибгатуллы Сайдуллина – 45

8. РДУМ Астраханской области Назымбека Ильясова – 36

9. РДУМ Кировской области Габдельнура Камалуддина – 18

10. РДУМ Волгоградской области Равиля Мамлеева – 15

11. РДУМ Ростовской области и юга России Джафара Бикмаева – 11 (9 в Ростовской области и 2 в Краснодарском крае)

12. РДУМ Пензенской области Адельши Юнкина – 8 (к августу 2003 г. – 21 приход)

13. РДУМ Ханты-Мансийского округа Тагира Саматова – 24

14. РДУМ Марий Эл Фануса Салимгареева – 17

15. РДУМ Мордовии Заки Айзатуллина – 14

16. РДУМ Удмуртии Габдуллы Мухамедшина – 13

17. РДУМ Чувашии Альбира Крганова – 13

18. РДУМ Ямало-Ненецкого округа Фарида Салмана (Хайдарова) – 2 (к августу 2003 г. – 6 приходов)

19. РДУМ Санкт-Петербурга и северо-западных регионов Джагфара Пончаева – 4 (2 в Ленинградской области, по одному в СПб и Карелии)

С учетом Томского и Кемеровского мухтасибатов и отдельных приходов в Москве и области, Сибири и Дальнем Востоке ЦДУМ Таджуддина объединяет примерно 723 религиозные организации, а учетом союзнических ДУМ Сибири Ряшита Баязитова – Зулькарная Шакирзянова (35 приходов, из них 17 в Омской области, 7 в Красноярском крае (к началу 2003 г. – 8), по 3 в Кемеровской области и Москве) и ДУМ-ханафитов Фанавиля Шаймарданова (4 прихода) сторонники и союзники Таджуддина объединяют 762 прихода из 3186 или 23,9%.



В Высший координационный центр мусульман Северного Кавказа входят:

1. ДУМ Республики Адыгея и Краснодарского края Нурбия Эмижа – 17 (15 в Адыгее и 2 в Краснодарском крае)

2. ДУМ Республики Дагестан Ахмеда Абдулаева – 535

3. Духовный центр мусульман Республики Ингушетия Магомеда Албогачиева – 0 (зарегистрированных приходов на 01.01.2002 г. нет)

4. ДУМ Республики Кабардино-Балкария Анаса Пшихачева – 100 (99 в Кабардино-Балкарии и 1 в Ставропольском крае)

5. ДУМ Карачаево-Черкесской Республики и Ставрополья Исмаила Бердиева – 113 (102 в Карачаево-Черкессии и 11 в Ставропольском крае)

6. ДУМ Республики Северная Осетия Дзанхота Хекилаева – 11

7. ДУМ Чеченской Республики Ахмада Шамаева – 21

Таким образом, КЦ СК объединяет 797 религиозную организацию мусульман, а вместе с тяготеющим к нему центром «Ислам» Калмыкии – 803 религиозную организацию из 3186 или 25,2%.

Реальное количество религиозных организаций в Дагестане, Чечне и Ингушетии значительно выше. По данным Комитета правительства Республики Дагестан по делам религий, фактическое число мечетей и молитвенных домов и комнат на 1.1.2003 г. – 1638 (из них джума мечетей, то есть центральных – 1069, остальные – квартальные "мечети" и молельные комнаты), исламских вузов – 16 и их филиалов – 49, медресе – 327, примечетных начальных школ – 450. Комитет по делам религий признает религиозными организациями только джума мечети, вузы, их филиалы и медресе, таким образом в Дагестане действует 1461 мусульманская религиозная организация, из них к началу 2003 г. около 60% еще не зарегистрированы в Минюсте. Формально все мусульманские общины объединены вокруг ДУМ РД, однако фактически в республике существуют еще 3 духовных центра, не подчиняющиеся ДУМ РД. Наиболее враждебны к "аварскому" ДУМ РД (муфтий, его заместитель и 90% сотрудников духовного управления - аварцы) кумыки во главе с имамом мечети района Кяхулай в Махачкале Магомедом-Мухтаром Бабатовым, менее враждебны – даргинцы во главе с имамом Избербаша Абдуллой Алигаджиевым (их небезуспешно мирил с руководством ДУМ глава Комитета по делам религий даргинца Ахмеда Магомедова, брата президента Дагестана). Претензии Бабатова и Алигаджиева к ДУМ РД чисто национальные, по идеологии они, как и руководство духовного управления, являются тарикатистами (сторонниками суфизма). Группа "ваххабитов" (заявляющих о признании российских конституции и законов) во главе с даргинцем Магомедом-Мухтаром Казихановым из Карамахи имеет с ДУМ РД идеологические расхождения: они не признают тарикаты, отвергают суфизм, проповедуют "чистый ислам". Долю мусульманских общин, не подчиняющихся ДУМ РД, председатель Комитета по делам религий считает равной доле даргинцев и кумыков среди мусульманских народов Дагестана, то есть примерно 30% (по другим данным, ДУМ РД не подчиняются также ногайцы и лезгины).

В Чечне действовало в 2001 г. по оценкам местной власти действовало более 300 мечетей и молельных учреждений, в Ингушетии число действующих мусульманских религиозных организаций в 2001 г. органы власти и муфтият оценивают в количестве от 6 (столько их было зарегистрировано к 1999 г.) до 10 - все они подчиняются ДУМ Республики Ингушетия. В Ингушетии к 2001 г. было 85 культовых зданий мусульман (мечети, молитвенные дома и комнаты), из них 80 построены в 1990-2000 гг.

В Карачаево-Черкессии черкесы и абазины не доверяют муфтию-карачаевцу, но и он не слишком стремится завоевать у них авторитет: мечети строятся в основном в карачаевских селах, а в Черкесске до сих пор не построено ни одной мечети. 25 августа 2001 г. имамы Нефтекумского и Степновского районов Ставропольского края направили в ЦДУМ обращение, в котором выразили желание перейти в него из ДУМ Карачаево-Черкессии и создать в составе ЦДУМ муфтият Ставропольского края: "Из-за больших расстояний между степными районами Ставрополья и горными аулами Карачаево-Черкессии мусульманские мечети действуют разрозненно, не все имамы одинаково трактуют Коран, нередко верующие попадают под влияние проповедников из-за рубежа. В некоторых мечетях велась пропаганда религиозно-политического экстремизма, вербовались наемники в чеченские бандформирования". Однако Таджуддин не отреагировал на это обращение по причине нежелания портить отношения с северокавказскими муфтиями.

Полностью независимыми и не имеющими четкой ориентации ни на Гайнутдина, ни на Таджуддина, ни на КЦ ДУМСК остаются 70 мусульманских приходов, из которых 41 входит в состав ДУМ Тюменской области (из них один приход – на Ямале), имеющее договоры о сотрудничестве с таджуддиновским РДУМ Ханты-Мансийского округа и ДУМАЧР и поддерживающее дружественные отношения с "Казанским муфтиятом". За один приход (Пермскую соборную мечеть) до сих пор идет борьба между сторонниками Гайнутдина и Таджуддина.



Отношения муфтиев с федеральными и региональными властями

Отношения муфтиев (руководителей ДУМ) с федеральными властями не отличается постоянством и определенностью. После того, как Ельцин 9 августа 1999 г. назначил Путина главой правительства РФ, первым муфтием, встретившийся с новым премьер-министром был уже 21 августа 1999 г. Равиль Гайнутдин, который обсудил с Путиным «пути достижения мира и согласия на Северном Кавказе» и естественно «достиг полного взаимопонимания по всем обсуждаемым проблемам»[26]. После этого в 1999-2000 гг. прошло еще несколько встреч Путина с Гайнутдином. Однако после встречи Таджуддина с Путиным 10 июня 2001 г. в уфимской мечети «Ля-Ля-Тюльпан» (впрочем, со свитой президента в Уфу приехал и Аширов) проходит еще несколько встреч Верховного муфтия с президентом, из которых наиболее широко освещалась российским телевидением встреча Таджуддина и Путина в уфимской мечети в январе 2003 г. После скандала с «объявлением джихада США» по поводу войны в Ираке Таджуддин впадает в немилость Кремля: 17 апреля на совещании по религиозному образованию в Кремле замруководителя Администрации президента Владислав Сурков пригласил к себе муфтиев Северного Кавказа и СМР, но не пригласил муфтиев ЦДУМ. По словам Аширова, Сурков во всеуслышание это объяснил тем, что после событий с объявлением джихада "никаких дел с Таджуддином иметь в принципе невозможно". Заявление Суркова о невозможности сотрудничества с Таджуддином подтвердили и сотрудники ДУМЕР Гайнутдина, уточнившие, что на совещании у Суркова 17 апреля "делились деньги" на религиозное образование, и Сурков (кстати, чеченец по отцу, взявший фамилию матери) полностью согласился с резкой критикой Гайнутдина в адрес Таджуддина[27]. В то же время вряд ли стоит преувеличивать «опалу» Таджуддина: Кремлю, по-видимому, выгоден раскол у российских мусульман до тех пор, пока не появиться претендент на руководство мусульманами, в котором Кремль может быть полностью уверен (таковым вряд ли можно назвать Гайнутдина или Аширова).

Что касается отношений с региональными властями, то во всех республиках в составе РФ, кроме Башкортостана, власть активно поддерживает господствующие (по сути единственные) муфтияты, в Башкирии Муртаза Рахимов хотя чаще и склоняется к поддержке Нигматуллина, но из-за пассивности и незаметности этого муфтия на федеральном уровне заявляет о поддержке Таджуддина (5 июне 2000 г. руководство Совета по делам религий Башкортостана предложило Нигматуллину вернуться в ЦДУМ, но после отказа, не стало оказывать дальнейшего давления). Администрации большинства областей поддерживают региональные ДУМ в составе ЦДУМ как исторически наиболее старую структуру, кроме того, играет роль и тот факт, что в большинстве областей со значительным мусульманским населением ЦДУМ объединяет почти все мусульманские приходы. Исключением является только Пензенская область, где после прихода к власти в апреле 1998 г. губернатора Василия Бочкарева уже к январю 1999 г. у таджуддиновцев отобрали мечети и был поставлен вопрос о юридической ликвидации таджуддиновского РДУМ, однако в сентябре 2002 г., после встречи Таджуддина с Бочкаревым, пензенское отделение Минюста все-таки зарегистрировало филиал ЦДУМ, в который в настоящее время входит 21 приход – почти треть приходов области. Беспрецедентную поддержку оказывают ДУМ Поволжья Бибарсова и саратовский губернатор Аяцков, которого муфтий даже считает татарином. Не менее твердо стоит на страже интересов Гайнутдина и Юрий Лужков – благодаря этой поддержке Равилю-хазрату удалось не только удержать за собой московскую соборную мечеть в сентябре 1994 г., но и захватить у Махмуда Велитова Историческую мечеть в ноябре 1996 г., а также включить в структуру ДУМЕР построенную в значительной части на деньги мэрии мечеть на Поклонной горе (впрочем, ее имам Шамиль Аляутдинов – довольно самостоятельный человек, в частности он не подписал 14 апреля 2003 г. фетву Гайнутдина, осуждающую «джихад Таджуддина»).

===============

[26] «Муфтии Северного Кавказа в ближайшие дни намерены обсудить пути достижения мира и согласия на юге России». РИА «Новости», 22.08.1999

[27] На совещании руководителей мусульманских организаций в Тюмени муфтий Нафигулла Аширов заявил о своем сближении с Кремлем.





ДОКУМЕНТЫ

Константин Каневский. Социальная доктрина Католической церкви
09.12.2003 15:07
  далее...


Константин Каневский. Основные положения Социальной программы российских мусульман: ислам и светское государство
09.12.2003 15:02
  далее...


Евгений Мороз. Язычники-сталинисты или «Концептуальная партия "Единение"»
24.11.2003 10:37
Благодаря теледебатам широкий круг телезрителей имел счастье познакомиться с персоной генерала Петрова, изобретателем концепции общественной безопасности "Мертвая вода". В довольно-таки экзотическом мире русского неоязычества генерал Петров – один из самых экзотических и, одновременно, один из самых модернизированных персонажей. Его идеологический и политический путь заслуживает, на наш взгляд, отдельной статьи.  далее...


Н. Шабуров. Можно ли преподавать религию в школе?
31.10.2003 13:13
Мы продолжаем дискуссию о преподавании религии в школе, представленную недавно также и в статье А. Кырлежева. Представляем точку зрения руководителя центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Николая Шабурова, имеющего и опыт преподавания религиоведения, и опыт (правда, осложненный разными проблемами) написания соответствующего учебника.  далее...


А. Журавский. Религиозный экстремизм в конфликте интерпретаций
29.10.2003 18:05
Статья Александра Журавского, заведующего редакции религиоведения Большой российской энциклопедии и руководителя Центра этнорелигиозных и политических исследований при кафедре религиоведения РАГС, продолжает обсуждение определение понятия "религиозный экстремизм".

Ранее Журавский писал об этом на сайте Кремль.org. См. также статью А. Верховского в "НГ-Религии".
Тема, подчеркнем, далеко не исчерпана и нуждается в дальнейшем обсуждении.
  далее...






Тема открыта
28 апреля 2003

Здесь первоначально были опубликованы несколько текстов, написанных до весны 2003 года, но не публиковавшихся ранее в интернете. В них есть некоторые пересечения, но мы сочли возможным опубликовать тексты "как есть", не сокращая и не обновляя.

Старые статьи, уже опубликованные в интернете, приведены ниже (старые статьи из "Русской мысли" и с Полит.Ру пока не разобраны...)

До конца 2003 года здесь же публиковались или отмечались (если опубликованы) и новые тексты.


Кто же теперь враг? Исламофобия и антисемитизм православных национал-радикалов до и после 11 сентября // Религия и СМИ. 2003. 11 апреля 

Кто здесь крайний. Российский "религиозный радикализм" в определениях // НГ-Религии. 2003. 2 апреля 

Избежать соблазна привилегированности // Соборность. 2001. 14 февраля 

Русская Православная Церковь и свобода выражения в светском обществе // Досье на цензуру. 2000. N 11 



Ваше мнение по теме






   
(c)2003