ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

БУЙ КУОК ХУНГ (гражданин СРВ)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В АЗИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО ВЬЕТНАМА

Специальность 08.00.14. — Мировое хозяйство и международные экономические отношения

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук

Москва, 1999г.

Работа выполнена на кафедре Управления внешнеэкономи­ческой деятельностью Государственного университета управления

Официальные оппоненты

доктор экономических наук

Толорая Г.Д. доктор экономических наук, профессор

Баутина Н.В. доктор экономических наук

Ушкалов И.Г.

Ведущая организация     — Институт Дальнего Востока

Российской академии наук

Защита состоится 21 апреля 1999 г. на заседании Диссерта­ционного Совета Д 053.21.09 при Государственном универ­ситете управления по адресу: 109542, г.Москва, Рязанский проспект, зал заседаний Ученого Совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке .  , Университета.

Автореферат разослан /<?. OS.______" 1999 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета Д 053.21.09 кандидат экономических наук И.Б.Родина

Общая характеристика работы

Актуальность темы. Современная система междуна­родных экономических отношений находится на перелом­ном этапе. Свидетельством этого является международный экономический и финансовый кризис в Азии. Несколько десятилетий передовые страны Восточной Азии: НИС и АСЕАН держали первенство по темпам экономического развития. Их экспортноориентированная модель считалась «непотопляемым» кораблем, на которую ориентировались многие «догоняющие» страны, в том числе и Вьетнам. Вос­точные и западные аналитики прогнозировали сохранение стабильно высоких темпов роста экономики стран Азии на первую половину XXI века. Разразившийся летом 1997 года кризис в Азии показал зыбкость устоявшихся представле­ний об универсальности азиатской модели и особых пре­имуществах глобализации мирового хозяйства. Пока еще рано полностью оценить глубинные причины и особенно последствия кризиса как для стран Азии, так в целом и для мировой экономики, тем не менее, нуждаются в серьезном переосмысливании основные слагаемые азиатской модели создания индустриальных обществ и, в первую очередь, ме­тоды государственного регулирования экономики. Опыт передовых стран Азии, других стран, находящихся в пере­ходном к рыночным отношениям периоде, свидетельствует, что макрорегулирование экономики не может оставаться неизменно стабильным, на каждом этапе развития требуется применять гибкую политику, приспосабливаясь как к изме­няющимся внутренним условиям. С другой стороны, забега-ние вперед в интернационализации хозяйственной жизни может покачнуть сложившееся равновесие в региональных связях. Опыт кризисов в Азии выявил несостоятельность концепций и теорий относительно динамично меняющегося

мира. Все эти моменты подтверждают актуальность вы­бранной диссертантом темы исследования.

Предметом диссертационного исследования является анализ причин, породивших кризис в Азии, мер по выходу из кризиса, национальных программ оздоровления эконо­мической системы, реформ финансов и банков. Особый ин­терес представляет выяснение позиции МВФ и США в ока­зании помощи странам, страдающих от спада производства и социальных потрясений, их «вины» в азиатском кризисе.

Цель работы состоит в том, чтобы выявить противо­речия концепций новоиндустриализма, глобализма и нового регионализма, проанализировать коренные изменения, ко­торые произошли в странах по мере достижения индустри­альной зрелости, а также причины уязвимости стратегии и тактики этих стран на современном этапе. В соответствии с обозначенной целью в работе были проанализированы сле­дующие проблемы:

— причины, этапы и формы возникновения междуна­родных экономических кризисов;

— опыт латиноамериканских стран по выходу из кри­зиса;

— зарождение, эволюция азиатского кризиса 1-й и 2-й волны с упором на анализе сложившейся ситуации в наибо­лее пострадавших от кризиса странах (Таиланд, Индонезия, Малайзия, Республика Корея);

— роль Японии в тушении как регионального, так и собственного кризиса; критический анализ программ и ре­комендаций Международного Валютного Фонда;

— меры по удержанию экономической стабильности в Китае, Гонконге, Сингапуре, Тайване;

— возможное влияние азиатского кризиса на мировую экономику с анализом драматической ситуации, сложив­шейся в России;

— анализ экономической и финансовой политики Вьетнама в период азиатского кризиса и выяснение возмож­ности устойчивости вьетнамской экономики в последующие годы.

Изучение этих проблем дает возможность лучше по­нять причины региональных кризисов, по возможности, предотвратить их. Обобщение деятельности МВФ в период азиатского кризиса представляется важным для перестройки его работы с учетом соблюдения национальных интересов стран, втянутых в кризис.

Теоретической и методологической основой дис­сертационного исследования являлись труды западных и российских ученых об особенностях экономической страте­гии стран Восточной Азии (Г.Д.Толорая, С.С.Суслиной, н.а.симония, Г.А.Чуфрина, М.Л.Титаренко, В.Я.Портякова, В.П.Караваева, Л.З.Зевина, А.Н.Быкова, М.Е.Тригубенко, В.В.Михеева, В.Р.Назирова, А.Аждена, Ян Сук Ила, Т.Митчела, Ким Ен Сика, Д.Сакса, В.Роберта и других). Во Вьетнаме эта проблема изучается в ряде академических НИИ — Мировой экономики, Стран Юго-Восточной Азии, НИИ экономических проблем г.Хошимина (Во Дай Лыок, Ле Ван Шан, До Дык Динь, Занг Зык Зам).

На тему финансового кризиса в Азии писали, в частно­сти, М.Фелъдстайн «Азиатский кризис и новые задачи МВФ» — «Форин афферс», март-апрель 1998, С.Радележ, Д.Сакс «Возрождение Азии» — «Форин афферс», ноябрь-декабрь 1997, Анатоль Калецки «Великая депрессия в Азии» — «Тайме», 13.01.1998, Марк Мобиус «Азии нужна единая валюта» — «Уолл-стрит джорнэл», 19.02.1998.

Информационными источниками диссертации по­служили годовые отчеты Всемирного банка о состоянии экономики стран Азии, Международного Валютного Фонда, Азиатского банка развития, экспертные оценки ведущих экономистов Японии, США, Южной Кореи, других стран о

5

характере мировой и региональной экономики и финансо­вой системы в конце XX — начале XXI века. Использова­лась национальная статистика изучаемых стран, научные публикации, экономическая информация периодической печати.

Научная новизна. Опыт новоиндустриальных стран Азии широко освещался в научной литературе стран Запада, Японии, Южной Кореи, Китая, России. В последние годы эта тема нашла отражение в некоторых научных моногра­фиях и журнальных статьях во Вьетнаме. Основной акцент в зарубежных научных исследованиях делался на доказатель­стве преимуществ моделей индустриальных обществ в Вос­точной Азии и рекомендациях относительно того, что мож­но позаимствовать из их опыта для стран, вступивших на путь индустриализации. При этом упускались накапливаю­щиеся противоречия в государственной экономической и финансовой политике, между государственными структура­ми и частным бизнесом, были недооценены опасности слишком крупных иностранных заимствований и их непро­изводительное использование в последние годы.

Научная новизна данного диссертационного исследо­вания состоит в том, что диссертант впервые представил анализ причин нарастающих противоречий экспортноори-ентированной модели, недооценки изменившихся мировых условий, в первую очередь вызова мирового научно-технического прогресса и необходимости проведения адек­ватных ему структурных изменений. Диссертант аргументи-рованно доказал, что все эти нарастающие противоречия, дополненные слабыми финансовыми институтами изучае­мых стран, в конце концов пошатнули экономическое рав­новесие, а финансовый кризис усугубил экономические трудности.

Научная новизна диссертации, таким образом, обу­словлена тем, что в ней представлен многофакторный ана-6 - / - ......

лиз условий функционирования экономики передовых стран Азии в 90-е годы и той роли, которую могут играть между­народные финансовые и экономические центры как в разви­тии кризиса, так и в выводе из него, в определении основ­ных ориентиров будущего развития.

Практическая значимость полученных результатов и их внедрение. Анализ сущности нового индустриализма, экономического положения отдельных стран Азии до и по­сле кризиса имеет большое значение для выработки научно обоснованной стратегии развития стран с переходной эко­номикой — России, Китая, Вьетнама.

В этих странах происходят сложные процессы транс­формации административной системы в рыночную систему хозяйствования, предпринимаются попытки интегрировать­ся в региональные и субрегиональные группировки. Нача­лись процессы приватизации, создания фондовых бирж и рынков ценных бумаг. Поэтому выводы и рекомендации диссертанта относительно достоинств и упущений в эконо­мических моделях НИС Азии, а также частично и Японии, могут иметь практическое значение, в частности, и для Вьетнама, где еще не сложились рыночные институты, а государственная политика ускоренной индустриализации при опоре на щедрую иностранную экономическую помощь не эффективна, не соответствует экономическим и финансо­вым возможностям Вьетнама. Диссертантом исследованы «ловушки», которые подстерегают страну на втором этапе рыночных реформ и структурных преобразований.

Таким образом, в представленной диссертантом работе впервые дан комплексный анализ кризиса в Азии и его гло­бальных последствий для мировой экономики.

Практическая значимость работы, выполненной диссертантом в соответствии с планом НИР, состоит в воз­можности применения ее выводов и результатов в законода­тельном и нормативно-методическом обеспечении системы

7

защиты России от мировых и региональных кризисов и ис­пользовании опыта стран Азиатско-Тихоокеанского Региона в этой области. Представляется также возможным использо­вание диссертации в процессе преподавания ряда экономи­ческих дисциплин в высших учебных заведениях и в систе­ме подготовки и переподготовки специалистов.

К результатам, полученным лично соискателем, имеющим научную новизну и представляющим практиче­скую значимость, относятся следующие:

— анализ характера международного экономического и финансового кризиса в Азиатском регионе, выявлении его причины, формы, этапы развития и воздействие на характер функционирования национальных экономик;

— анализ противоречий концепции нового индустриа­лизма и открытого регионализма, причин скатывания в кри­зис стран Азии, которые до этого демонстрировали самые высокие темпы развития и прогрессивные структурные из­менения;

— обобщение общих итогов экспортноориентирован-ной стратегии в отдельных странах Восточной Азии в 90-е годы, причин, породивших экономический и финансовый кризис, его проявления, динамику, социальных и политиче­ских последствий в отдельных странах;

— рекомендации по перестройке системы макрорегу­лирования, по реформированию финансового сектора;

— оценка результативности участия мировых финан­совых центров в преодолении кризиса, предложений МВФ по реструктуризации экономики и проведения необходимых реформ для каждой страны;

— анализ противоречий, заложенных в индустриаль­ной политике Вьетнама, общих условий, которые могут за­медлить экономический рост в этой стране, и стратегии Вьетнама в период азиатского кризиса.

8

Диссертант доказал, что азиатский кризис подорвал доверие развивающихся стран к глобализации, которая вы­годна прежде всего США , что в нынешних условиях лю­бые крупные региональные потрясения быстро захва­тывают всю мировую экономику. Одновременно перио­дически повторяются страновые кризисы. Например, Рес­публика Корея пережила кризисы в 1992 и 1993 годах. Осо­бенность нынешнего кризиса в том, что начавшись в одной стране (2 июня 1997 г. в Таиланде), последовали кризисы в других странах.

Созданная в послевоенные десятилетия и еще недавно казавшаяся всемогущей система регулирования мировой экономики дает серьезные сбои, прописываемые ею рецеп­ты лечения охваченных кризисом экономик не приносят искомых результатов, поэтому явления, связанные с глоба­лизацией мировой экономики, требуют новых подходов.

Среди других вьюодов и рекомендации диссертанта надо выделить те, которые, по его мнению, в полной мере можно отнести к Вьетнаму.

1. Нельзя ослаблять государственный контроль за фи­нансовыми операциями коммерческих и частных организа­ций, особенно при получении иностранных кредитов и им­порте в рассрочку. Государственные внешние задолженно­сти нужно ограничить в определенных пределах, учитывая возможности их эффективного использования. Нельзя чрез-

1 По мнению многих аналитиков, глобализация не учитывает нацио­нальные особенности и хрупкость финансовых структур. При глоба­лизации неизбежным становится открытый перелив капиталов и то­варов. АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество) объявило о наступлении эры открытого регионализма, а ВТО (Всемирная торговая организация) о снятии торговых барьеров (пошлин) для 122 его членов в начале XXI века (промышленно развитых до 2010, развивающихся до 2020 года).

9

мерно     увлекаться     инвестициями      в     недвижимость (строительство жилья и офисов для аренды).

2. Нецелесообразно увлекаться чрезмерным привлече­нием иностранных инвестиций в целях достижения высоких темпов роста экономики за короткий срок. Когда эти инве­стиции превышают внутренние возможности и оказываются неэффективными, то не только отечественные, но и ино­странные инвесторы станут сокращать свои инвестиции. В этих случаях необходимо пересмотреть структуру капвло­жений и их приоритеты.

3. При либерализации внешней торговли нельзя упус­кать контроль за импортом. Бесконтрольный импорт неиз­бежно приводит к увеличению внешних задолженностей, обслуживание которых во время мировых финансовых по­трясений является большим бременем для государственного бюджета и для баланса международных расчетов страны.

4. Нецелесообразно сохранять чрезмерно жесткий ре­жим в отношении государственного регулирования валют­ных курсов в целях искусственного поддержания паритета национальной валюты (как это было допущено во Вьетна­ме).

Апробация работы. Основное содержание диссерта­ции, выводы и рекомендации автора изложены в 14 опубли­кованных работах общим объемом 32 печатных листа, в том числе в трех монографиях.

Диссертант выступил с докладами на научных конфе­ренциях, организованных научно-исследовательскими ин­ститутами Российской академии наук и Московским госу­дарственным университетом имени М. В. Ломоносова:

«Макроэкономическая и финансовая политика в кри­зисных ситуациях: мировой опыт и российская действи­тельность». М., ИМЭПИ РАН, 1998 г. (ноябрь).

«Проблемы преобразований и регулирования социаль­но-экономических систем». М., МГУ, 1998 (декабрь). 10

«Политика и отношения России с Восточно-Азиатскими странами». М., ИМЭПИ РАН, 1999 (февраль).

Все выступления диссертанта на научных конферен­циях опубликованы.

Диссертант изложил свою позицию по азиатскому кризису и выводы, содержащиеся в диссертации, в Институ­те мировой экономики Национального Центра обществен­ных и гуманитарных наук СРВ (декабрь 1998 г.), на заседа­ниях круглого стола в Комитете планирования и инвестиций СРВ (ноябрь 1998 г., январь 1999 г.).

Ряд предложений диссертанта нашли отражение при составлении концепции долгосрочного развития науки и технологии Вьетнама, подготовленной в Комитете науки и технологии СРВ, были направлены на рассмотрение в Торг­предство СРВ в России. Материал, содержащий анализ при­чин азиатского кризиса и рекомендации диссертанта по удержанию стабильности вьетнамского донга использован при разработке среднесрочного прогноза развития ино­странной инвестиционной деятельности Комитетом плани­рования и инвестиций СРВ.

Опубликованные диссертантом монографии «Опыт становления экономических моделей и индустриального развития передовых стран Азии», «Уроки международных финансовых кризисов: Азия, Латинская Америка и Россия» нашли применение при составлении лекционных курсов в Ханойском государственном университете.

Структура диссертации. Диссертация состоит из вве­дения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения, где содержится иллюстративный материал.

11

Введение

Глава I.         Общие причины возникновения международ­ных     экономических кризисов

1.1. Противоречия глобализма и открытого регионализма

1.2. Эволюция моделей «нового индустриализма»

1.3. Стратегия валютной политики

1.4. Проблема внешних и внутренних заимствований Глава II.        Азиатский кризис и мировая экономика

2.1. Первая волна кризиса: зарождение и развитие

2.2. Социальные последствия кризиса

2.3. Старт второй волны азиатского кризиса и роль Япо­нии

2.4. Угроза глобального спада мировой экономики: оцен­ка ближайшей перспективы

Глава III.      Стратегия борьбы с региональными кризиса­ми

3.1. Уроки   борьбы   с   кризисами   латиноамериканских стран

3.2. Опыт Китая по укреплению стабильности экономики

3.3. Уроки кризиса в России

3.4. Международные оценки причин азиатского кризиса

3.5. Роль МВФ и США в оказании помощи странам Азии и развитии кризисов Глава IV.      Азиатский кризис и Вьетнам

4.1. Некоторые итоги рыночных преобразований

4.2. Стратегия валютно-финансовой стабилизации

4.3. Экономическая стратегия в условиях кризиса в Азии Заключение Библиография Приложение. Иллюстративный материал к диссертации

12

Основные положения диссертации

Среди общих причин возникновения международных кризисов, диссертант указал на главные: противоречия гло­бализации, открытого регионализма и национальных моде­лей т. н. «нового индустриализма», слабость национальных финансовых систем, сильная привязка национальных валют к доллару и международные валютные спекуляции.

Политологи и экономисты во всем мире, анализируя азиатский кризис, сходятся во мнении о том, что он явился порождением как новых, так и ставших традиционными факторов. Поэтому кризис в Азии — это не нечто чисто ме­стное явление, он отражает противоречия нового индуст­риализма, глобальных процессов интернационализации хо­зяйства, точнее глобализации и либерализации экономиче­ской и особенно кредитно-финансовой сфер.

Глобализация как более высокая стадия интернациона­лизации хозяйственной деятельности во всех ее формах, по мнению политологов, должна стать основным направлением развития мировой экономики в конце XX века. Это — объ­ективный процесс, но он регулируется и направляется веду­щими мировыми державами во главе с США, их трансна­циональными корпорациями. Многие западные теории трактуют глобализацию как панацею в постиндустриальный период конца XX века. Теории о глобализации выступают против любых моделей автаркического развития, широкого импортозамещения, национальной или региональной замк­нутости.

В общем виде плюсы и минусы процесса глобализации можно свести к следующему:

I. Процесс глобализации проявляется:

— в росте взаимозависимости национальных экономик в сфере либерализированной торговли, обеспечения капита-

13

лом, технологиями, в усиленном движении людей через го­сударственные границы;

— в распространении различных видов деятельности, зародившихся в рамках определенных национальных эко­номик (таких как деятельность многонациональных корпо­раций);

— в конвергенции и формировании институтов, поли­тики и культуры вне зависимости от государственных гра­ниц.

II. К причинам ускорения глобализации во второй по­ловине XX века можно отнести:

— окончание холодной войны;

— технологический, компьютерный и телекоммуника­ционный прогресс, содействующий более свободному рас­пространению информации;

— торговлю и прочие формы экономической либера­лизации, смягчившие протекционизм;

— изменения в мышлении (переход с местного уровня на международный и на глобальный) менеджеров и высших должностных лиц различных компаний и институтов;

— конвергенцию в использовании рыночных меха­низмов и свободной торговли в национальных экономиках;

— развитие культуры, что находит отражение в глоба­лизации средств массовой информации.

III. Глобализация может дать определенные преиму­щества и выгоды:

— ведет к росту конкуренции в глобальном масштабе. Специализация и разделение труда с соответствующими последствиями в части роста производства могут существо­вать не только внутри государства, но и на мировом уровне;

— создание эффекта масштаба, потенциально ведуще­го к сокращению издержек и снижению цен и способствует непрерывному экономическому росту;

14

— преимущества торговли при взаимовыгодном обме­не между участвующими сторонами.

Подобные позитивные эффекты могут потенциально привести к росту производства, повышению реальной зара­ботной платы и уровня жизни практически во всех странах.

IV. Вместе с тем глобализация может привести к не­стабильности и сопровождаться потенциальными рисками, например, угрозой национальному суверенитету в различ­ных областях. Некоторые эксперты видят в глобализации причину смещения контрольных полномочий от суверенных правительств в пользу других институтов, в том числе наи­более могущественных стран, многонациональных компа­ний и международных организаций. Это может вызвать ощущение утраты контроля над экономикой своей страны.

Глобализация страдает уязвимостью перед лицом фи-нансовой дестабилизации. """

Финансовые кризисы, переживаемые одной страной, могут иметь региональные или даже глобальные последст­вия. С учетом взаимозависимости гораздо большей стано­вится взаимная уязвимость. Глобальный спад может спро­воцировать призывы к повышению тарифов или введению иных форм протекционизма. Подобные действия могут вы­звать ликвидацию взаимозависимости как фактора и «продукта» глобализации.

Глобализация и транснационализация практически выводят экономическую жизнь отдельных стран за рамки национального ее регулирования, ограничивают возможно­сти национальной макроэкономической политики, что соз­дает определенные трудности в управлении их экономиче­скими процессами, заставляя правительства больше ориен­тироваться на мировые тенденции, лучше их учитывать при принятии решений, идти на широкие международные согла­сования важнейших правил регулирования глобальной эко-

15

номики. Это подтверждается возрастанием роли различных международных организаций.

Глобализация проявляется в свободном передвижении капиталов, товаров и услуг, а ее инструментом являются ТНК, которые взяли на себя основные функции по регули­рованию этого процесса и которые извлекли из глобализа­ции огромную для себя выгоду.

Однако, глобализация в Азии натолкнулась на усили­вающуюся региональную интеграцию, эти два процесса приобретают антагонистический характер, который частич­но проявился в ходе азиатского кризиса.

Проявлением регионализма в Азии и в АТР в целом стал значительный рост внутрирегиональной торговли. Если в 70-е годы страны АТР географически ориентировались во внешней торговле на Европу и другие, расположенные вне региона, страны, то уже в 80-е и 90-е годы наблюдаются резкий рост взаимной торговли азиатско-тихоокеанских стран и расширение их внутрирегиональных связей.

В результате региональный рынок к настоящему вре­мени стал отличаться наиболее динамично развивающейся и расширяющейся взаимной торговлей между странами, вхо­дящими в него.

Институционально усиление регионализма в АТР про­явилось в усилении роли действующих и появлении новых региональных и субрегиональных международных эконо­мических организаций.1

1 АТР — Азиатско-Тихоокеанский регион.

На общерегиональном уровне в 1989 г. сформировалась межправи­тельственная организация «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС; Asia Pacific Economic Cooperation, APEC), объединяющая в настоящее время 20 государств А ТР.

16

Реальным фактором развития международных эконо­мических отношений в АТР являются такие субрегиональ­ные экономические организации, как Зона свободной тор­говли АСЕАН (the ASEAN Free Trade Area, AFTA). Согла­шение о свободной торговле между Чили и Мексикой (Chile-Mexico Free Trade Arrangement), Торговое соглашение о более тесных экономических отношениях между Австра­лией и Новой Зеландией (Australia-New Zealand Closer Economic Relations Trade Agreement, ANZCERTA).

Чтобы предотвратить рост закрытых региональных со­обществ, многосторонние экономические организации предложили концепцию «открытого регионализма» для вы­работки согласованного механизма действий.

С 1980 г. действует Совет по тихоокеанскому экономическому со­трудничеству (СТЭС; Pacific Economic Cooperation Council, PECC). Членами СТЭС являются национальные комитеты 22 стран АТР. В отличие от А ТЭС, имеющего статус межправительственной между­народной организации, СТЭС представляет собой формально непра­вительственную организацию, но объединяющую одновременно пред­ставителей правительств, деловых и академических кругов стран АТР.

Раньше чем другие общерегиональные многосторонние организации АТР в 1967 г. был создан неправительственный Тихоокеанский эконо­мический совет (ГЭС), представляющий через национальные комите­ты 17 стран интересы частного бизнеса региона. ТЭС объединяет более 1000 крупных компаний азиатско-тихоокеанского региона, в том числе такие крупнейшие корпорации, как Sony Corporation, Texas Instrument Inc., Honda Motor Company, Samsung Electronics, Nike Inc., Itochu Corporation, Motorola Inc. и другие.

В 1992 г. IX Генеральная сессия СТЭС в г. Сан-Франциско приняла Декларацию об основных принципах «открытого регионализма», ко­торые предусматривают либерализацию торговли и противодейст­вие формированию закрытых экономических блоков, экономическую интеграцию государств АТР независимо от экономического и полити­ческого курса той или иной страны, обеспечение свободного движения между странами людей, товаров, услуг, капитала и технологий, со­блюдение правил ГАТТ/ВТО.

17

Являясь очевидцами явных преимуществ новой регио­нальной экономической модели развития, ориентированной на экспорт, большинство развивающихся стран тихоокеан­ского бассейна официально поддержало принцип «открытого регионализма».

Исследование опыта индустриальной политики стран Азии показало, что все они в качестве главной стратегиче­ской задачи выдвинули ускоренный экономический рост за счет крупных структурных изменений. Их модели получили название нового индустриализма и основывались на экс-портноориентированной политике, жестком государствен­ном макрорегулировании, поддержке крупного националь­ного капитала и на получении огромной экономической по­мощи извне. В НИС и АСЕАН за прошедшие десятилетия имели место самые высокие темпы экономического роста.

Достижения новоиндустриальных стран во многом связаны с открытой политикой, государственной поддерж­кой экспорта. Ставка была сделана на наукоемкие техноло­гии (микроэлектронику, информатику, биотехнологии, но­вые материалы и пр.). Происходило жесткое регулирование импорта, подчинение его задаче роста экспортного произ­водства. Привязка развивающихся экономик к рынкам США и Японии обеспечила им не только получение экономиче­ской помощи на цели индустриализации, но и возможность сбыта в эти страны продукции национального производства.

С 90-х годов начали накапливаться противоречия в индустриальной политике стран Азии, которые, с одной стороны, были обусловлены исчерпанием возможностей для экстенсивного развития, а с другой, — усилением противо­речий между государственным монополизмом и финансово-промышленными группами, между крупным капиталом и наемным трудом. К переходу на механизм развитого капи­талистического предпринимательства зарегулированная экономика стран Азии не была готова. Кроме того, ошибкой 18

(или упущением) политики нового индустриализма явилась негибкая политика в финансовом секторе.

Кризис в Азии называют первым системным кризисом в мировой экономике, поскольку он показал на деле него­товность новоиндустриальньгх стран Азии с зацентрализо-ванными экономическими и финансовыми системами к пе­реходу к глобализации и широкой либерализации, а их тес­ные региональные связи способствовали быстрому распро­странению финансового кризиса из одной страны в другую и обесценению национальных валют в особенности.

Всё это сделало концепцию глобализации, считавшую­ся до сих пор неудержимой тенденцией, объектом острой критики и переоценки, которые ведут сегодня к появлению формулы «глобальный капитализм в отступлении». Такое развитие событий акцентирует необходимость преодолеть отставание от процесса глобализации, который обрел собст­венную инерцию движения, слишком ясно показывает рис­ки и потери, которые последуют, если мир не сфокусирует свое внимание на создании систем для «ответственного гло-бализма».

Открытый регионализм привел к сильной финансовой зависимости стран Азии. Осуществлялись совместные про­екты, финансированные иностранными и национальными банками. Когда начался кризис, иностранные вкладчики начали изымать свои капиталы, началось «бегство капита­лов», что создавало еще более тяжелую ситуацию на валют­ном и фондовом рынках. Средств МВФ стало недостаточно для восстановления финансового равновесия в странах Азии, поэтому сначала Япония, а потом страны АСЕАН считали необходимым создать в Азии параллельную финан­совую организацию типа азиатского МВФ, не только органа по поддержке, но и контроля за финансами стран Азии.

Более сложным вопросом является вопрос о мерах предотвращения кризисов на национальном, региональном

19

и мировом уровнях. Опыт показал, что деятельность МВФ, Всемирного Банка, как правило, направлена не на предот­вращение, а на тушение кризисов, хотя сама эта помощь оговаривается необходимостью проведения в кризисных странах организационных, структурных, технологических преобразований. Не избежали в 80-х годах кризисов такие развитые страны, как США, Германия, Япония. Другие кри­зисы могут носить более глубокий и драматический харак­тер.

Азиатский кризис прежде всего ассоциируется с фун­даментальными дефектами финансовых систем и фондовых рынков корпоративных бумаг ряда стран Азии, сделавшими затруднительным эффективное размещение и использование иностранных и местных инвестиций. При всех страновых различиях уязвимость по многим показателям экономик этих стран была обусловлена недостатками макроэкономи­ческого регулирования возрастающих потоков капитала, неадекватностью обменных курсов, крупными дефицитами по текущим операциям, возрастающей и необеспеченной покрытием краткосрочной задолженностью. Сказалась уяз­вимость либерализации использования инвестиций.

Все последние кризисы, включая мексиканский и ази­атский, возникали внезапно, оставляя практически неподго­товленными к ним и национальные правительства соответ­ствующих стран, и мировое сообщество, и международные финансовые институты, призванные вести наблюдение за положением в странах, регионах и мире в целом. Симптомы возможного кризиса были налицо, а предпосылки к нему формировались задолго. Борьба за привлечение нужных средств «любой ценой» и стремление побольше на этом за­работать брали верх и у государственных органов, и у част­ного сектора, парализуя защитную функцию, а переход по­степенно накапливаемого количества к новому качеству вы­зывал шоковый массовый психологический и мультиплика-20

ционный эффект, цепную реакцию, значительно превосхо­дящие по силе реальную опасность, многократно усугубляя тем самым положение. Не удивительно, что вину за азиат­ский кризис возлагают и на международные институты, не обеспечивших надлежащий мониторинг развития и приня­тие по его итогам надлежащих превентивных мер.

Таким образом, причины международных кризисов, все более глубоких и социально опасных, имеют «интернациональный» характер. Здесь переплетаются мно­гие факторы: государственная поддержка процессов глоба­лизации и либерализации; свободное передвижение частно­го капитала, слабость национальных банковских структур, протекционизм, коррупция, сильная власть олигархии. Со­временные передовые процессы переплелись с пережитками прошлого, интернационализм с национальной замкнуто­стью, подчеркивая тем самым хрупкость современного меж­дународного сообщества.

От мексиканского кризиса в основном пострадала Мексика. Азиатский кризис сравнивают с печально извест­ным «Гонконгским гриппом», который вызывал в отдельные годы 2-й половины XX столетия пандемию. Азиатский грипп пока не перерос в пневмонию, но вызвал довольно серьезные симптомы начала болезни экономических и фи­нансовых систем во многих странах.

Постепенно страны Азии накопили опыт борьбы с кризисом, воспользовавшись рекомендациями МВФ, Все­мирного Банка, некоторых влиятельных экспертов и разра­ботали совместный план действий, который направлен на восстановление ослабленных кризисом валютно-финансовых систем. В план входят нижеперечисленные ме­ры:

— отказ от привязки национальных валют к доллару и предоставление возможности обменным курсам «упасть до естественного уровня»;

21

— повышение ставки рефинансирования ради укреп­ления национальной валюты;

— проведение жесткой фискальной политики в целях уменьшения дефицита государственного бюджета азиатских стран;

— урегулирование проблемы частной задолженности национальных финансовых и хозяйственных институтов посредством (а) переговоров с иностранными партнерами о вариантах реструктуризации долга и (б) финансовой помо­щи национальному частному сектору со стороны государст­ва (в том числе на средства, полученные от МВФ) в погаше­нии внешнего долга;

— оздоровление банковской системы путем (а) ликви­дации безнадежных банков или их национализации с после­дующей продажей крупным национальным или иностран­ным финансовым институтам, (б) слияния, под диктовку правительства, проблемных, но потенциально жизнеспособ­ных банков с более крепкими, (в) списания плохих частных кредитов и их приобретения государством с последующей рекапитализацией. Для практического осуществления поли­тики банковского оздоровления в НИС созданы специаль­ные государственные агентства по оценке надежности фи­нансовых институтов по разработке и осуществлению мер против слабых и «плохих» банков. Частные финансовые институты должны стать прозрачными для контроля госу­дарства и международных финансовых организаций;

— полное выполнение обязательств банков перед фи­зическими лицами;

— открытие финансового рынка для иностранного ка­питала в целях развития конкуренции и интернационализа­ции национальных экономик;

— осуществление на практике реального, а не только декларируемого — как это существует в Азии — принципа независимости Центральных Банков; 22

— предотвращение перегрева, т. е. необоснованного вздувания цен на акции, национального фондового рынка и рынка недвижимости.

В работе много внимания уделено роли МВФ в воз­никновении и тушении азиатского кризиса. По мнению дис­сертанта, МВФ по существу не справился с ролью лидера в оздоровлении азиатских экономик. Его рецепты разработа­ны экспертами из развитых стран, сх устойчивыми финанса­ми и фондовыми рынками и далеко не во всем годны для развивающихся экономик. Негативными побочными эффек­тами реализации рецептов МВФ стали спад производства, массовые банкротства мелкого и среднего бизнеса, крах системы здравоохранения и социального обеспечения, рост безработицы, сокращение импорта, сужение внутреннего спроса, падение жизненного уровня, рост социальной и по­литической напряженности.

С другой стороны, азиатский кризис выявил готов­ность МВФ корректировать свои программы в зависимости от складывающейся ситуации — так было в Индонезии, ко­гда в ответ на коллапс потребительского рынка МВФ снял требование об отмене субсидий на товары первой необхо­димости, в Южной Корее, когда МВФ пошел на уменьше­ние ставки рефинансирования.

По мнению диссертанта, стратегия МВФ и Всемирного Банка в отношении развивающихся стран, находящихся в кризисном состоянии, должна быть более эластичной, учи­тывать их неокрепшие экономические системы, которые имеют хрупкие финансовые институты, слабое макроэконо­мическое и корпоративное управление.

Просчеты в экономической стратегии стран Азии со­стояли не только в перекосах структурной политики, но и в переоценках роли иностранного капитала и внешних заим­ствований. Страны Азии делали в своей экономической стратегии упор на крупный иностранный капитал без учета

23

реальной экономической ситуации. В послекризисных усло­виях, по мнению диссертанта, следует проводить более же­сткую кредитную политику. Опыт кризиса в Азии свиде­тельствует, что внутренние бумы кредитования и крупные внешние кредитные заимствования, как правило, являются предвестниками финансовых кризисов. Рынки капиталов неустойчивы, легко подвергаются панике, а защитных меха­низмов еще не было выработано.

Еще один урок кризиса в Азии в том, что в век гло-бализма надо было более взвешенно подходить к либерали­зации внешнеэкономической деятельности, проявлять осо­бенную осторожность к либерализации финансового сек­тора, которая должна сопровождаться мерами государствен­ного регулирования и государственного контроля. По мне­нию диссертанта, преждевременная либерализация рынков капитала, неограниченные и слабо ограниченные потоки капиталов, были одной из причин кризиса в Азии.1

Азиатский кризис вынудил изменять подходы к на­правлениям стратегического развития стран. Во второй по­ловине 1998 г. в Азии наметилась тенденция к изоляции национальных экономик. К шагам Малайзии по введению валютного регулирования и ограничений на перелив из страны и в страну национальных и иностранных капиталов добавились схожие шаги Гонконга и Тайваня, введших же­сткие ограничения на приток и отток краткосрочных капи­талов иностранных спекулятивных фондов.

Продолжающая сохранять верность открытой эконо­мике, Южная Корея в качестве компенсации потребовала от

Диссертант предлагает усилить наблюдательный контроль над краткосрочны.^ международным заимствованием внутренних финан­совых институтов. Чтобы избежать панической утечки капиталов следует помешать банкам накапливать чрезмерную краткосрочную задолженность, возможно, путем обложения налогами краткосроч­ных движений капиталов. 24

МВФ серьезных уступок: снижения процентных ставок, увеличения дефицита госбюджета и денежной эмиссии как средств оживления внутреннего спроса и запуска новых производственных мощностей.

Противовесом МВФ и роли США, как главного заем­щика и координатора помощи, была предложена концепция о создании регионального валютного союза, на лидирую­щую роль в котором объективно может претендовать Япо­ния. Однако гипотетически перспективная идея валютного союза Японии, Китая и Южной Кореи или Японии и стран АСЕАН, или общеазиатского валютного союза, пока остает­ся не реализуемой практически. Одна причина — неспособ­ность Японии выйти из экономического застоя последних лет и стать региональным финансовым лидером, к чему Японию подталкивают другие страны региона. Другая при­чина — неготовность партнеров Японии по региону согла­ситься по политическим причинам с привязкой своих валют к японской иене. Это относится и к Китаю, и к Южной Ко­рее, и к странам АСЕАН. Не все страны готовы к валютному союзу и в финансовом отношении, как, например, Китай, сохраняющий свой валютный рынок закрытым для ино­странных интервенций; кроме того, он может притормозить либерализацию рынка капиталов.

По мнению диссертанта, требуется провести коренную реформу программ международной помощи путем восста­новления легитимности внешней политики и отстранения МВФ и Всемирного Банка от прямого вмешательства в эко­номические реформы на микроуровне. В процессы либера­лизации финансовых рынков и движения капиталов, кроме контролируемых США и МВФ, должны быть подключены (на равных началах) региональные организации (АСЕАН в

25

ЮВА). Они же должны, по мнению некоторых экспертов , стать регулирующим и контролирующим органом распреде­ления международной ломощи, тем самым можно будет ос­лабить монополизм США и преодолеть противоречия гло-бализма и регионализма.

Азиатский кризис прошел через 2 волны, первая нача­лась с Таиланда летом 1997 года. В экономической полити­ке этой страны, как в зеркале, отразились все предгрозовые признаки надвигающегося кризиса:

1. Ошибки в политике обменного курса: вопреки вы­сокому курсу инфляции сохранялась жесткая привязка ва­лютного курса бата к доллару США, что привело к росту его реального обменного курса.

2. Слишком высокая степень внешних заимствований таиландских коммерческих банков, которые использовались непроизводительно: на скупку недвижимости и биржевые спекуляции.

3. Большая доля кредитов, предоставленных частному сектору (126% к ВВП), они представляли собой «плохие» или безнадежные кредиты. Многие из валютных заемщиков не имели валютной наличности или не желали возвращать свои долги.

Поскольку Таиланд был связан финансовыми и торго­выми обязательствами с соседними странами, то паника на биржах Таиланда сразу же перекинулась на Индонезию, Малайзию, а также Южную Корею. Сработал эффект доми­но. Банкротство захватило более половины предприятий финансового сектора: 58 из 90 к осени 1997 года. Власти вынуждены были в пик кризиса ежемесячно тратить 2,6 млрд. долл. для предотвращения краха всей банковской сис­темы. Таиланд был первой азиатской страной, которой было

' Джеффри Сакс. Глобальный капитализм.  Он должен работать. ИТАР-ТАСС, 22.10.1998. 26

обещана со стороны МВФ крупная международная кредит­ная линия — в сумме 17 млрд. долл. Реально Таиланд полу­чил к 1998 г. не более 2 млрд. долл. США. В дальнейшем МВФ потребовал от стран-участниц Фонда изыскать для Таиланда еще 23,6 млрд. долл.

203-миллионная Индонезия (4-я по численности насе­ления страна в мире) стала одновременно жертвой и одной из причин мощнейших, невиданных за последнюю четверть века валютно-финансовых потрясений в Юго-Восточной Азии.

На цели стабилизации индонезийской валюты, испы­тавшей на себе тяжелые удары и потерявшей примерно 300% своей прежней докризисной стоимости, МВФ открыл осенью 1997 г. кредитную линию в сумме 43 млрд. долл., предоставлено 11 млрд. долл., из них к осени 1998 г. было использовано 7 млрд. долл.

Япония относится к числу ведущих кредиторов и ин­весторов для экономики Индонезии. В пакете помощи МВФ доля Токио составляла 5 млрд. долларов. К помощи под­ключился Всемирный Банк. Он выделил Джакарте на пери­од 1998-2000 гг. 7,5 млрд. долл., Азиатский Банк развития — 1,5 млрд. долл. Эти средства должны были частично на­правляться на реформу финансовой (включая банки) систе­мы, на субсидии под импорт продовольствия.

С самого начала между Джакартой и МВФ возникли серьезные разногласия относительно того, какими темпами и способами должны осуществляться реформы в обмен на кредиты.

В отношении Индонезии МВФ был совершен чрез­мерно жесткий нажим, без учета нищенского уровня жизни большинства населения и запущенности в финансовой сфе­ре экономики. Не учитывался кланово-феодальный тип ру­ководства страной со стороны бывшего президента Сухарто.

27

Кризис в стране усиливала крупная внешняя задол­женность — 133,7 млрд. долларов при сокращающихся ва­лютных резервах; к началу 1998 года резервы Индонезии в твердой валюте упали до 16,3 млрд. долларов, а к октябрю 1998 г. — до 13,9 млрд. долл. (В сентябре 1997 года эти за­пасы достигали 27,5 млрд.). Они сократились вследствие значительных правительственных расходов для поддержа­ния на относительно низком уровне цен на продовольствие и продовольственный импорт, дорожающие по мере паде­ния обменного курса национальной валюты по отношению к доллару. Существенные суммы в долларах расходовались на попытки не допустить дальнейшего скатывания вниз индо­незийской рупии путем долларовых интервенций.

Международный валютный фонд в обмен на кредит­ную поддержку потребовал от Джакарты отменить практи­чески все субсидии, включая на продовольственные товары и энергоносители с первого апреля 1998 года.

Хотя Международный Валютный Фонд объявил Ма­лайзию страной-эталоном экономического развития и соци­альной стабильности для Азии, азиатский кризис не обошел стороной это процветающее государство. Национальная ва­люта ринггит подешевела на 40% к осени 1998 г. Малайзия избрала свой путь выхода из кризиса, отказавшись от помо­щи МВФ. Сначала это были призывы к национальной соли­дарности, пожертвованиям в Национальный Фонд, переводу .сбережений в национальные банки, отказу от покупки им­портных товаров и т. д. Однако упор на национальные цен-ности и традиции не могли спасти от валютного кризиса, началось банкротство банков. Некоторые представители правительства потребовали более радикальных реформ, в первую очередь в банковском секторе; плохие кредиты мог­ли достигнуть к концу 1998 года 20% активов местных бан­ков.

28

Высшее руководство страны одной из главных причин кризиса в Малайзии посчитало «чрезмерную открытость» экономики. Одной из мер защиты валюты стало введение фиксированного обменного курса рингтита к доллару США.

Малайзия, единственная из пострадавших стран, ввела с осени 1998 г. валютный коридор. Помимо фиксированного курса были предложены другие меры ужесточения:

— не признавать с октября находящийся за рубежом ринггит;

— обязательства иностранных инвесторов в течение года держать свои средства в Национальном банке Малай­зии (это означало введение моратория и одновременно был повышен размер депозитов для иностранцев в ЦБ);

— внешнеторговые операции должны осуществляться в американской валюте и крупные суммы проходить через Центробанк. По мнению главы правительства, валютный контроль вводится для ослабления давления краткосрочного иностранного капитала и для снижения процентных ставок. Таким образом свободному движению капиталов, в т. ч. портфельных инвестиций, был поставлен заслон в лице ва­лютного контроля.

Меры, принятые Малайзией, означали тяжелый удар с долговременными последствиями не только по местному рынку акций, но также по иностранным инвестициям в эко­номику Малайзии.

Свободная валюта и активный рынок акций имели ре­шающее значение для социального и экономического разви­тия этой страны на протяжении десятилетий.1

Действия Малайзии представили серьезный удар по интеграции АСЕАН, которая процветала благодаря свобод­ному притоку капиталов в этот регион, и ставят под сомне-

' В 1996 году капитализация малайзийского рынка акций была самой высокой в мире, достигая более 300% ВВП.

29

ние будущее экономических отношений этой группировки с Малайзией в целом.

Разразившийся кризис в Республике Корея выразился, в первую очередь, в резком падении курса воны по отноше­нию к доллару, потрясениях на фондовом рынке, обвальном банкротстве ряда крупных конгломератов, коммерческих и финансовых структур, беспрецедентном росте безработицы.

Что касается воны, то она сразу обесценилась вдвое за первую же неделю кризиса, а затем продолжила свое паде­ние, хотя и в гораздо более медленном темпе.

Продолжающаяся в стране череда банкротств крупных семейных «чеболь» нанесла крайне серьезный удар по мест­ным банкам, которые подпадают под ликвидацию по усло­виям кредита МВФ. В 1998 году, по расчетам министерства финансов и экономики РК, как и управления по надзору за банками, пришлось закрыть 60 из 252 зарубежных филиа­лов южнокорейских банков. На грани банкротства оказа­лись ведущие коммерческие структуры.

Разорившиеся структуры выбросили на улицу ненуж­ную рабочую силу, тем самым определив всплеск безрабо­тицы и социальной нестабильности. Если в 1996 году в Южной Корее была весьма небольшая безработица в 2,5%, то к концу 1997 года она поднялась до 5% и охватывала миллион человек. В середине 1998 года число безработных составило 1,65 млн. человек. По другим оценкам — 10 млн. или 10% трудоспособного населения.

Рекордсменом по числу банкротств оказался декабрь 1997 года, когда стало известно, что взамен финансовой по­мощи МВФ жестко требует проведения реструктуризации экономики, реформирования крупных семейных корпора­ций «чэболь», ликвидации убыточных предприятий и бан­ков, а также массовых увольнений. Тогда только в Сеуле объявили о своей несостоятельности 1226 корпораций и фирм. Это в два раза больше, чем в октябре (560) и в ноябре 30

(568). А по всей стране в декабре стали банкротами свыше трех тысяч компаний (1469 в ноябре) — в среднем за сутки по 45 компаний в Сеуле и по 100 фирм — в масштабах стра­ны.

Международный Валютный Фонд пообещал выделить международную кредитную линию в размере 58,35 млрд. долл. в ответ на обращение Сеула в декабре 1997 г. В 1998 году было предоставлено шесть траншей. Корея получила заем от Японского экспортно-импортного банка в сумме 1 млрд. долл. Всемирный банк обещал предоставить в 1998 г. 5 млрд. долл.

Взамен международной финансовой помощи МВФ на­стаивал на проведении сильной реформы, затрагивающей интересы столпов национального процветания — чеболей.

Реформы, к которым приступила новая южнокорей­ская администрация, носят кардинальный характер. Назовем основные составляющие реформы:

1. Ликвидация 56 убыточных компаний, которым бан­ки отказались выдавать кредиты. 20 фирм принадлежат пяти самым могущественным: Хендэ, Самсунг, Дэу, Эл Джи, Эс Кеи.

2. Дальнейшее ускорение процесса приватизации с участием иностранных инвесторов. Приватизация должна дать государственной казне минимум 6 млрд. долл. дохода. На аукционные торги летом 1998 года было выставлено И промышленных фирм, находящихся в госсобственности. Среди самых крупных находится корпорация «Пхохан ай-рон энд стиль», второй по величине производитель стали в мире. В частную собственность целиком или по частям пе­рейдут ведущие корпорации — строительная, химическая, газовая, телекоммуникации, табачная корпорация, компания по прокладке нефтепроводов. Эти отрасли пользовались щедрой финансовой подпиткой из госказны. К торгам про-

31

явили интерес другие крупные ФПГ, но иностранные участ­ники относятся с известной степенью осторожности.

Центральным звеном реформы должен стать банков­ский сектор. Реструктуризация его должна была проводить­ся по сценарию, предложенному МВФ:

— ликвидация 2/3 банков, выдававших кредиты для ведения торговых операций;

— реструктуризация коммерческих банков и крупных корпораций. Предложено слияние крупных компаний с бо­лее мелкими.

Суммарные убытки 543 южнокорейских компаний — участниц национальной фондовой биржи достигли в первые шесть месяцев 1998 г. рекордного уровня в 13680 млрд. вон (10,2 млрд. долл.). В аналогичный период годом раньше по­казатель чистой прибыли этих компаний составил 2430 млрд. вон.

Относительную стабильность в условиях кризиса про­демонстрировали южнокорейские экспортеры, которым удалось заработать на колебаниях воны.

Самые низкие показатели, напротив, демонстрируют фирмы, «привязанные» к внутреннему рынку товаров и ус­луг, где наблюдается значительный спад спроса.

Если говорить о перспективах выживания южнокорей­ского экономического феномена, то, согласно мнению мно­гих экспертов, чтобы сохранить возможности дальнейшего роста и не скатиться в глубокую яму затяжной депрессии, Сеулу необходимо в кратчайшие сроки справиться с целым рядом животрепещущих проблем: ослабить жесткие кре­дитные тиски, в которые попала страна., т. е. обеспечить

По мнению Хартоновской ассоциации, считающейся в США одним из ведущих исследовательских центров в области прогнозирования миро­вой экономики, Южная Корея в течение 4-5 лет будет для иностран­ных инвесторов зоной повышенного риска. Этот прогноз касается как долгосрочных, так и краткосрочных иностранных инвестиций. 32

перенос выплат по полученным займам на более поздние сроки, решить вопросы высоких процентных ставок, массо­вых банкротств, серьезного сокращения объемов внешних и внутренних инвестиций, а также падения потребления. Бу­дущее южнокорейской экономики на ближайшие несколько лет во многом зависит не только от стабилизации финансо­вого сектора, но и от того, насколько гладко и эффективно будет проведено реформирование финансовой системы и крупных монополий, которые из-за малоэффективной сис­темы семейного управления справедливо считаются в числе главных виновников кризиса.

Успешному ходу южнокорейской перестройки может помешать груз в 70 млрд. долларов выданных местными банками так называемых «плохих займов».

К негативным моментам перестроенных процессов от­носятся — спад ВВП (в т. ч. в расчете на душу населения с 9,5 до 6,5 тыс. долл.), рост инфляции, безработицы.

К положительным — сокращение внешнего долга, по­ложительный платежный и торговый баланс и рост резерва иностранной валюты, рост экспорта при сокращении им­порта.3

При анализе эволюции азиатского кризиса чрезвычай­но важным является исследование факторов, которые по­зволили другим странам азиатского региона если не избе­жать, то на первых порах смягчить удары азиатского кризи­са на экономику, финансы и общество. Среди этих стран безусловно лидируют Китай, Гонконг, Сингапур и Тайвань.

; В феврале 1999 г. свободные валютные запасы Южной Кореи соста­вили 50 млрд. долл., а с учетом депозитов зарубежных отделений ко­рейских банков — 53,6 млрд. долл. (для сравнения: год назад свободные для использования валютные запасы достигали всего 12,36 млрд. долл. Рост запасов инвалюты произошел после выплаты Центробанком кредитов со стороны финансовых организаций Р. Кореи).

33

Стабильность экономики Сингапура — в крупных ва­лютных запасах. По состоянию на сентябрь-октябрь 1997 г. они составляли 118 млрд. сингапурских долларов. Сингапур — шестая страна в мире по экспорту капитала. Это — кор­поративное государство, где осуществляется сильное гос-макрорегулирование экономики. Крупный резерв внутрен­них накоплений позволил Сингапуру избежать внешних заимствований, поэтому он не имеет государственного дол­га. Небольшие размеры ВВП сдерживают развитие фондо­вой биржи, которая отстала по своим показателям от Гон­конга и, следовательно, менее подвержена спекулятивным операциям.

С 1996 г. правительство предприняло шаги по ограни­чению спекуляций на рынке недвижимости, в результате его цены на жилье понизились.

Еще одним фактором стабильности сингапурской эко­номики является высокий уровень сбережений (как резуль­тат высокого уровня личного благосостояния), в 1996 г. сбе­режения составляли 45% ВВП.

Стабильность сингапурской валюты поддерживает по­ложительное сальдо платежного баланса (в 1995 г. — 21,3 млрд. сингапурских долларов).

Таким образом Сингапур имел несколько преимуществ перед другими азиатскими странами, чтобы устоять перед региональным кризисом.

Как и Сингапур, Тайвань является одной из экономи­чески развитых азиатских стран, годовой доход ВВП на ду­шу населения составляет 14 тыс. долларов, а ежегодный его прирост 7-8%.

Стабильность тайваньской экономики обеспечивали бездефицитный бюджет и активное торговое сальдо. В стране сильный макроконтроль (особенно в среде финансов) сочетается с либерализацией, поддержкой мелкого пред­принимательства. Страна обеспечена немалыми валютными 34

запасами: 83,5 млрд. долл. США в 1997 году. При том, что государственный долг по внешним заимствованиям в этом году был равен всего 100 млн. долл.

Экономика Тайваня смогла выдержать испытание бла­годаря тому, что валовые национальные накопления превы­шали валовые внутренние вложения в течение многих лет. В 1997 году избыточные накопления составили 2,56% ВВП. Инвестиции на Тайване, как в общественном секторе, так и в частном, в основном финансируются из внутренних нако­плений. Тайвань имел положительный бюджет в течение многих лет (7,7 млрд. долларов США в 1997 году) в проти­воположность бюджетному дефициту в странах, пострадав­ших от кризиса. В конце 1997 года тайваньские финансовые институты имели общие активы в размере 29,7 млрд. долла­ров США и обязательства в размере 29,3 млрд. долларов США, то есть положительный баланс составил 400 млн. долларов. Тайвань, кроме того, предпочел процесс посте­пенной финансовой либерализации, который включил, в первую очередь, стабилизацию товарных цен, либерализа­цию торговли и снятие ограничений на процентные ставки и валютный обмен. Следующим шагом стало снятие препят­ствий для вывоза капитала. К моменту начала кризиса у Тайваня был плавающий валютный курс в отличие от фик­сированного долларового курса в странах, пораженных кри­зисом.

Япрния — ключевой торговый ^партнер любой эконо­мики в Азии, Тихоокеанском регионе и вторая крупнейшая экономически развитая страна в мире.

Япония является самым крупным иностранным инве­стором для большинства стран и их главным торговым партнером.

Она оказалась в эпицентре кризиса в Азии, поскольку на ее кредитах в значительной степени возникло эконо­мическое процветание стран в Юго-Восточной Азии, Рес-

35

публике Корея. Колебания японской иены оказывают влия­ние не только на экономику этих стран, но и на стабиль­ность финансовой системы Китая.

Вопреки оптимистическим прогнозам об устойчивости японской валюты, весной 1998 года начался ее обвал, и это означало начало 2-й волны кризиса.1

Выход японской экономики из кризиса зависит от то­го, сможет ли правительство реализовать меры по трем на­правлениям: проявит ли решительный подход к проблеме неблагонадежных кредитов банков, продолжит ли реализа­цию финансовых мер, направленных на оживление деловой конъюнктуры, и будет ли осуществлять структурные преоб­разования. МВФ рекомендует принять срочное и твердое решение по двум направлениям: стабилизации финансовой сферы и осуществлению фискальной политики. В частно­сти, в фискальной сфере рекомендуется путем срочного объявления мер по сокращению налогов на постоянной ос­нове в 1999 году принять дополнительные меры по стиму­лированию конъюнктуры и продвигать структурные рефор­мы, главным образом на рынке недвижимости.

Чтобы создать прочную основу для вывода Японии на путь экономического оздоровления, правительство решило в

1 Одна из главных причин обесценения японской валюты была слабость банковской системы. Последние несколько лет многие банки Японии находятся в критическом состоянии в связи с проблемой так назы­ваемых «плохих кредитов». В период экономики «мыльного пузыря» они под большие проценты щедро одалживали деньги компаниям, про­изводившим операции с недвижимостью по спекулятивно высоким це­нам. Впоследствии из-за резкого удешевления недвижимости финан­совая пирамида рухнула и кредиты остались невозвращенными. Банки сейчас тщательно скрывают от вкладчиков суммы своих потерь, что создает атмосферу недоверия и самое главное неопределенности. Сумма невозвратимых «плохих кредитов», выданных ведущими япон­скими финансовыми учреждениями в период экономики «мыльного пу­зыря», составляла более 500 млрд. долл.

36

первую очередь значительно увеличить ассигнования на развитие так называемых общественных работ — крупных экономических проектов. Одновременно с этим в попытке остановить падение внутреннего спроса, которое стало од­ним из главных факторов сокращения промышленного про­изводства, кабинет министров решился на самое масштаб­ное в истории сокращение налогов.

Кризис в странах Азии привел к отрицательному или нулевому росту ВВП в 1998 году: в Японии, по оценкам, сокращение ВВП составило 2,2%, в Р. Корея — 0-й рост, в Индонезии, Таиланде и Малайзии — нулевой или отрица­тельный рост. По оценке Всемирного Банка, содержащейся в годовом обзоре за 1998 год, в пострадавших от кризиса странах сокращение ВВП в прошлом году должно было со­ставить в целом -8%.

Однако благодаря крупномасштабной помощи МВФ Индонезии, Южной Корее, Таиланду и Малайзии, экономи­ка Восточной Азии уже проходит низшую точку своего па­дения, экономический рост в Азии возобновится в 2000 или 2001 году, причем на более здоровой и постоянной основе, но докризисный уровень 1997 года эти страны могут дос­тичь не раньше 2007 года и, возможно, превысить его.

Что же касается мировой экономики в целом, то по прогнозам МВФ, средние темпы ее роста в 1998 году долж­ны были составить 2%, тогда как в 1999 году рост станет более ощутимым.

Стратегия борьбы с региональными кризисами в дис­сертации рассмотрена на примере стран Латинской Амери­ки. Опыт Мексики показал опасность сокращения завышен­ного курса национальной валюты по отношению к амери­канскому доллару. Но ослабление позиции государства в сохранении завышенного курса привело к бегству ино­странного капитала, фактором спасения экономики Мекси­ки стала огромная одноразовая американская помощь (40

37

млрд. долл. США) и наличие торгового блока НАФТА, сти­мулировавшего рост мексиканского экспорта.

Все это позволило Мексике сравнительно быстро вос­становить экономический рост и репутацию у иностранных инвесторов, хотя отрасли, не связанные непосредственно с экспортом, продолжают испытывать серьезные трудности и до настоящего времени.

Облегчающим фактором послужило и то, что задол­женность Мексики сосредотачивалась в форме гособяза­тельств (по которым прежде всего и ударил кризис), а рест­руктуризация государственных бумаг осуществлялась легче, чем корпоративных. Обесценение же последних подняло интерес зарубежных инвесторов к их массовой скупке, сти­мулируя активность последних на мексиканском фондовом рынке, а, следовательно, и восстановление цен на мексикан­ские частные активы. Особенную активность в этом прояви­ли американские финансовые компании, заинтересованные перевести в Мексику трудоемкие производства с учетом большой разницы в оплате труда в рамках НАФТА. Актив­ность зарубежных инвесторов стимулировала активность мексиканского капитала, стремящегося закрепить за собой позиции в национальном производстве и экспорте.

Таким образом удалось восстановить платежный ба­ланс страны и благоприятный инвестиционный климат.

В Аргентине кризис удалось потушить благодаря уме­лой государственной политике. Во-первшх, проводилась активная политика правительства и Центробанка по блоки­рованию кризисных тенденций и предотвращению их пере­растания в неуправляемый процесс. Она включала меры по расширению рефинансирования коммерческих банков, сни­жению нормы обязательного резервирования, выделению средств для санации коммерческих банков, в том числе по покупке их активов.

38

Во-вторых, кризисная ситуация была довольно успеш­но использована для оздоровления банковской структуры на пути проведения целенаправленной политики по ликвида­ции наиболее слабых звеньев кредитной системы и прове­дения мер по концентрации банковского капитала и созда­ния крупных кредитных учреждений, способных действо­вать в условиях постоянно растущей конкуренции.

В-третьих, проводилась политика не только по пре­дотвращению массированного оттока иностранных ресур­сов, но и по привлечению новых займов со стороны между­народных кредитных институтов.

После преодоления кризиса 1994-1995 гг. органы по осуществлению кредитно-денежной и валютной политики стали переходить от «пожарных» мер спасения к практике долговременного укрепления финансовой системы страны.

Суть аргентинского опыта — система валютного управления, которая означает, что в экономике должно вы­пускаться столько денег, сколько в стране золотовалютных или просто валютных резервов. Каждая денежная единица должна обеспечиваться золотовалютными запасами. Таким образом, даже при отрицательном платежном балансе стра­на застрахована от мощного обвала национальной валюты.

Экономическая политика бывшего министра экономи­ки и финансов Кавальо и президента Карлоса Менема по­зволила снизить годовую инфляцию с 1300 процентов в 1991 году до 1 процента в последние три года, обеспечить устойчивый экономический рост (8,4% в 1997 году при про­гнозе на 1998 год в 5,5%).

Опыт Бразилии по преодолению кризиса был интере­сен тем, что и здесь применялась формула валютного кори­дора, введенного в связи с кризисом в Мексике с марта 1995 г. С тех пор курс реала по отношению к доллару под­держивается путем жесткого валютного коридора, парамет­ры которого подлежат корректировке раз в полгода.

39

Другая сторона бразильского опыта — консолидация банковской системы. Меры консолидации включали пре­доставление разрешения банкам на рефинансирование кре­дитов сроком до 3 месяцев и взаимную передачу долгов корпораций, если сумма долга не превосходит 80 млн. реа­лов.

С марта 1998 г. Центробанк Бразилии стал проводить политику постепенного расширения миникоридора, при вы­ходе за рамки которого ЦБ обязан осуществлять интервен­ции. В течение одного года допустимый предел колебаний миникоридора должен быть увеличен с 0,4 до 1,4%, а в те­чение трех лет достигнуть 3%. К середине августа 1998 г.миникоридор был расширен до 1,1680-1,1770 реалов за доллар США. Расширение валютного коридора позволило несколько снизить дефицит торгового и платежного балан­сов. Центробанк страны снизил учетную ставку до 19,75%, то есть до докризисного уровня.

Однако серия кризисов, включая Россию, вновь поко­лебали финансовый сектор Бразилии. Индекс акций на бир­же за один август 1998 г. снизился на 40,8% при общем па­дении за год на 47,06% (по сравнению с максимальным па­дением в 23,83% в октябре 1997 г.). Из страны за август-сентябрь 1998 г. «сбежал» капитал на 26 млрд. долл. США. Золотовалютные резервы к концу октября сократились до 41,6 млрд. Курс реала на параллельном рынке упал с 1,25 до 1,4 реадов за доллар США.

Международный валютный фонд и страны «большой семерки» заявили о готовности предоставить Бразилии па­кет помощи в 30 млрд. долл. США.

Ожидалось, что кризис в экономике носит краткосроч­ный характер и к концу десятилетия страна способна вос­становить темпы роста до уровня 4% в год, но сейчас про­гнозы носят более пессимистический характер: продолже­ние спада в 1999 г. и возможный рост в 3% в 2000 г. Таким 40

образом, при несомненных достижениях Бразилии в области финансовой стабилизации, выразившейся в победе над ин­фляцией и поддержании устойчивого паритета националь­ной валюты, ей не удалось добиться макроэкономической стабилизации и устойчивых высоких темпов прироста эко­номики.

Сопоставление финансовой ситуации в Бразилии и странах Азии наглядно свидетельствует, что главные при­чины нынешнего кризиса состоят в отсутствии порядка в государственных финансах, следствием чего является по­стоянный дефицит бюджета и растущий внутренний долг. Отрицательному воздействию этого фактора на экономику Бразилии не смогли противостоять такие положительные моменты, как рост реального производства, эффективность приватизационного процесса, более стабильная банковская система, масштабные прямые инвестиции, ограничение дос­тупа нерезидентов к бумагам государственного долга и бо­лее рациональная структура внешней торговли.

Одновременно опыт Бразилии говорит о том, что от­дельные меры, например, обязательная продажи валюты экспортерами или ограничение на открытие валютных сче­тов, не являются достаточно эффективными для противо­действия внешним и внутренним шокам. Из практики Бра­зилии скорее подходит применение таких мероприятий, как повышение эффективности приватизационного процесса, стимулирование перестройки структуры экспорта, создание механизмов по переводу сбережений населения в инвести­ции, укрепление банковской системы.

Общими выводами из анализа опыта борьбы латино­американских стран с кризисами являются:

— усиление участия государства в валютно-финансовой сфере;

— разработка программ укрепления национальной ва­люты;

41

— увязка реформы финансово-банковской системы с мерами по повышению инвестиционной и экономической активности;

— положительная отдача от международной экономи­ческой помощи и участие в региональной экономической интеграционной группировке НАФТА (последнее относится к Мексике, как члену НАФТА).

В работе исследованы причины стабильности китай­ской валюты. В этом заинтересованы большинство стран Азии, т. к. колебания курсов валют Китая, как и Японии, сразу вызовут новый обвал национальных валют НИС и АСЕАН. Поначалу в Китае царило спокойствие. Оно осно­вывалось на понимании того факта, что китайская валюта не конвертируемая, инвестиции не приняли форму портфель­ных, а вкладывались в производство, в стране нет фондовой биржи, государство строго отслеживает и карает валютные махинации и не допускает «черного рынка» иностранной валюты. Еще одним стабилизирующим фактором является практическое отсутствие частного банковского сектора, строгая отчетность государственных банковских структур перед правительством, адресность банковских займов и прочие меры государственного макроконтроля над банковс­кой сферой. Однако в 1998 году экономическая ситуация ухудшилась. Дефицит госбюджета возрос на-56%, продол­жается падение внутреннего спроса, медленно продвигается процесс приватизации, частный сектор, на долю которого приходится 20% ВВП, лишен многих прав и привилегий, предоставленных предприятиям госсектора. Вопреки про­гнозам, сокращается китайский экспорт в АСЕАН и Южную Корею, достигнутый в 1997 г. внешнеторговый баланс со-

42

храняется исключительно за счет увеличения ввоза товаров из указанных стран.1

Желая сохранить экономический рост в Китае власти предложили направить основные капиталовложения в раз­витие инфраструктуры — телекоммуникации, автомагист­рали, ирригационные сооружения.

Среди комплекса реформ, которое стремится осущест­вить премьер Госсовета КНР Чжиу Жунцзи — реструктури­зация банковской системы, но ее непоследовательность видна в том, что она будет протекать в сочетании с возвра­том к прежней системе бюджетного кредитования народно­го хозяйства через государственные коммерческие банки по низким процентным ставкам. Прямое вмешательство госу­дарства в кредитную политику продиктовано сокращением внутреннего потребительского спроса и начавшейся дефля­цией цен на фоне кризиса перепроизводства товаров, что грозит невыполнением «стратегически важной задачи» — достижения 8-ми процентного роста ВВП к концу XX сто­летия.

Как и другие страны азиатского региона, Китай не из­бежал участи плохих займов. Удельный вес «плохих зай­мов» составил 22% всех внутренних заимствований или 200 млрд. долл. Резервы китайских банков весьма незначитель­ны для покрытия просроченных ссуд. Один из факторов, удерживающих китайские банки от краха — высокая норма сбережений физических лиц, поэтому важно любой ценой сохранить доверие к банкам.

Первоочередной мерой для оздоровления системы го­сударственных коммерческих банков явилось бы превраще­ние их в акционерные компании, как это происходит с гос-

' Из общей суммы оборота внешней торговли в 325 млрд, долл., на долю стран АСЕАН и Южной Кореи в 1997 г. приходилось около 110 млрд. долл., т. е. 1/3 всей торговли.

43

предприятиями, что вывело бы их из-под постоянного кон­троля со стороны правительства и создало бы, таким обра­зом, целую группу новых банков в форме современных кор­пораций.

Основной урок, который китайские власти вынесли из кризиса в Азии, — не допускать появления явления «дутых экономик». Во время быстрого экономического роста необ­ходимо и внутренние, и зарубежные инвестиции направлять непосредственно на реализацию долгосрочных проектов, чтобы избежать «чрезмерного» разбухания фондового рынка и роста цен на недвижимость.

Гонконг , как и Китай, предпринимает все меры для удержания стабильного курса своей валюты — гонконгского доллара, который с 1984 года жестко привязан к американ­скому доллару. Удерживать спокойствие на финансовом рынке пока позволяет огромный валютный резерв, третий в мире, после Японии и Китая — свыше 92 млрд. долл., по состоянию на конец сентября 1998 г.

Однако с лета 1998 г. началась мощная атака валют­ных международных спекулянтов на гонконгский доллар, которые добивались снижения курса акций в расчете на по­вышение ставки рефинансирования, в результате чего вла­сти Гонконга должны были производить небывалые в исто­рии страны долларовые интервенции, чтобы повышать кур­сы акций путем их скупки и тем самым отбить охоту у бир-трать на их понижение.

Внезапный азиатский кризис подпортил намерения Гонконга плавно и безкризисно войти в экономическую ин­теграцию с Китаем и создал дополнительные трудности для самого Китая. Тем не менее, возможность сочетания китай­ского валютного резерва (145 млрд. долл. США) с гонконг-

После присоединения к КНР летом 1998 г. Гонконг был переименован в Сянган Специальный административный район Китая (САРС). 44

ским выгодно и для Китая, и для САРС в целях предотвра­щения девальвации их национальных валют.

Администрация САРС к лету 1998 года обнародовала антикризисную программу. Она включает:

1. Поощрение ликвидности банков с целью снижения процентных ставок на межбанковские кредиты, которые к лету поднялись до рекордного уровня 10-11%, что породило кредитный голод, т. к. большинство местных фирм было не в состоянии занимать деньги в банках.

2. Ослабление ряда антиспекулятивных мер на рынке недвижимости. Половина кредитов крупных банков Гон­конга была инвестирована в недвижимость, поэтому от это­го сегмента экономики зависит финансовое благополучие САРС.

3. Инвестирование средств в дальнейшее развитие ту­ристского бизнеса.

Правительственную программу антикризисных мер многие в стране считают «не адекватной нынешнему со­стоянию экономики».

Опыт борьбы с кризисами стран Латинской Америки, Китая, Гонконга показал, что единой стратегии в силу нали­чия национальных особенностей и быстро меняющейся ме­ждународной финансовой ситуации быть не может. Эти страны также могут периодически подвергаться обесцене­нию своих валют; однако крупные валютные резервы, креп­кий и хорошо регулируемый государством финансовый сек­тор делают кризис менее болезненным.

За годы экономической реформы Вьетнам добился впечатляющих успехов: была решена продовольственная проблема, повышен в целом жизненный уровень населения, создана база развития новых и традиционных отраслей, сильный экспортный сектор. Вьетнам стал крупным экспор­тером сырой нефти, риса, кофе, чая, каучука, морепродук-тов. Постепенно ликвидируется разрыв в уровнях экономи-

45

ческого развития между городами и провинциями. Подавле­на гиперинфляция, начаты реформы в банковском и финан­совом секторах, в области регулирования валютного курса национальной валюты, который оставался, как и в других странах, привязан к доллару США и был стабильным на протяжении ряда лет.

По мнению диссертанта, у Вьетнама имелись преиму­щества по сравнению со странами Азии, пострадавшими от кризиса. Это прежде всего сильное макрорегулирование банковско-финансовой системы. Частный спекулятивный сектор в банковской сфере почти не развивался, в последние годы был также усилен контроль за экспортными операция­ми.

Среди других относительных причин можно назвать:

— неконвертируемость национальной валюты, ее сла­бую привязанность к доллару США;

— отсутствие в стране фондового рынка, через кото­рый обычно проходит большая часть валюты;

— прямые иностранные инвестиции имеют адресный и долговременный характер, что не позволяет иностранным инвесторам в случае перемен на валютно-финансовом рынке осуществить бегство капитала из страны;

— отсутствие во Вьетнаме портфельных инвестиций;

— жесткое госрегулирование валютных операций. В стране сохраняется запрет на приобретение предпринимате-дямНлвалюты^в кдршьоераамеоах и пед^водить валюту^без всяких ограничений за рубеж. •.-••*.•

По мнению диссертанта, как и в странах, пострадав­ших от кризиса, Вьетнаму необходима реформа финансово-банковской системы. В самое ближайшее время начнется реализация широкомасштабного проекта, направленного на реформирование деятельности Государственного банка. Главными целями реформы в банковской сфере являются усовершенствование инвестиционного климата в стране и 46

создание более благоприятных условий привлечения как местного, так и иностранного капитала.

Обновление должно затронуть инвестиционную поли­тику. При государственном финансировании приоритетны­ми должны стать проекты общенациональной значимости, либо те, которые находятся в стадии реализации и временно приостановлены из-за нехватки средств.

Большие усилия потребуется приложить для реструк­туризации деятельности Госбанка, ряда государственных коммерческих банков страны, где еще часто приходится иметь дело с нерациональным использованием кредитов и коррупцией.

10%-ти процентный рост ВВП СРВ в 1996-2000 гг. был запланирован в расчете на продолжение привлечения крупных иностранных инвестиций. К лету 1998 г. во Вьет­наме было принято к реализации 2439 иностранных инве­стиционных проектов на сумму 33,2 млрд. долл.

Региональный финансовый кризис виновен в сниже­нии объема привлекаемых иностранных инвестиций, т. к. две трети иностранных инвесторов во Вьетнаме приходятся на страны, затронутые кризисом, что вызвало задержку в осуществлении ряда проектов.

Таким образом, во Вьетнаме складывается не простая обстановка и многое будет зависеть от поведения иностран­ных инвесторов и решимости руководства страны продол­жать экономическую реформу.

47

Публикации по теме диссертации /. Монографии, брошюры

1.1. Опыт становления экономических моделей и ин­дустриального развития передовых стран Восточной Азии. М., 1998, объем 4,4 п.л.

1.2. Финансовый кризис: ситуация в 1998 году и меры по его преодолению в странах Азии. М., 1998, объем 2,0 п.л.

1.3. Экономические реформы и международная по­мощь Вьетнаму: 80-90-е годы. М., 1999, объем 7,8 пл.

1.4. Уроки международных финансовых кризисов: Азия, Латинская Америка и Россия. М., 1999, объем 9,1 п.л.

//. Научные статьи в монографиях и сборниках статей

2.1. Экономическая политика НИС Азии: уроки для Вьетнама. Глава в монографии «Новые моменты во внут­ренней и внешней политике стран Азии». М., 1997, объем 1 п.л.

2.2. Структурная политика Вьетнама в рыночных усло­виях. Статья в Вестнике научной информации ИМЭПИ РАН, М., 1997, №10, объем 0,7 п.л.

2.3. Некоторые итоги политики экономического об-новления во Вьетнаме (1986-1997 гг.). Статья в монографии   V «Экономика Вьетнама в 1997 году». М., 1998, объем 5.0п.л.

2.4. Уроки Азиатского финансового кризиса для нама 1997-1998 гг. Статья в монографии «Новые тенденции в Азиатско-Тихоокеанском регионе: проблемы и страны». М., 1999, объем 1.0 п.л.

2.5. Опыт Китая по стабилизации юаня в период Ази­атского кризиса. Статья в монографии «Новые тенденции в

48

Азиатско-Тихоокеанском регионе: проблемы и страны». М., 1999, объем 7.0 п.л.

2.6. Вторая волна Азиатского кризиса и роль Японии. Статья в монографии «Новые тенденции в Азиатско-тихоокеанском регионе: проблемы и страны». М., 1999, объем 1,0п.л.

2.7. Вьетнам в период Азиатского финансового кризи­са. Статья в монографии «Макроэкономическая и финансо-вая политика в кризисных ситуациях: мировой опыт и сийская действительность». М., 1998, объем 0,7 п.л. s.\Ul\

2.8. Уроки борьбы с кризисами Латиноамериканских стран. Статья в научном сборнике «Проблемы преобразова­ний и регулирования социально-экономических систем». М., МГУ, 1998, объем 1,5 п.л.

2.9. Роль МВФ и США в оказании помощи странам Азии. Статья в научном сборнике «Проблемы преобразова­ний и регулирования социально-экономических систем». С.­Петербург, выпуск 4,1999, объем 1,2 п.л.

2.10. Малое предпринимательство во Вьетнаме. Статья в научном сборнике «Политика и отношения России с Вос­точно-Азиатскими странами». М., ИМЭПИ РАН, 1999, объ­ем 0,3 п.л.

49