ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
БУЙ КУОК ХУНГ (гражданин СРВ)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В АЗИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО ВЬЕТНАМА
Специальность 08.00.14. — Мировое хозяйство и международные экономические отношения
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук
Москва, 1999г.
Работа выполнена на кафедре Управления внешнеэкономической деятельностью Государственного университета управления
Официальные оппоненты
доктор экономических наук
Толорая Г.Д. доктор экономических наук, профессор
Баутина Н.В. доктор экономических наук
Ушкалов И.Г.
Ведущая организация — Институт Дальнего Востока
Российской академии наук
Защита состоится 21 апреля 1999 г. на заседании Диссертационного Совета Д 053.21.09 при Государственном университете управления по адресу: 109542, г.Москва, Рязанский проспект, зал заседаний Ученого Совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке . , Университета.
Автореферат разослан /<?. OS.______" 1999 г.
Ученый секретарь
Диссертационного совета Д 053.21.09 кандидат экономических наук И.Б.Родина
Общая характеристика работы
Актуальность темы. Современная система международных экономических отношений находится на переломном этапе. Свидетельством этого является международный экономический и финансовый кризис в Азии. Несколько десятилетий передовые страны Восточной Азии: НИС и АСЕАН держали первенство по темпам экономического развития. Их экспортноориентированная модель считалась «непотопляемым» кораблем, на которую ориентировались многие «догоняющие» страны, в том числе и Вьетнам. Восточные и западные аналитики прогнозировали сохранение стабильно высоких темпов роста экономики стран Азии на первую половину XXI века. Разразившийся летом 1997 года кризис в Азии показал зыбкость устоявшихся представлений об универсальности азиатской модели и особых преимуществах глобализации мирового хозяйства. Пока еще рано полностью оценить глубинные причины и особенно последствия кризиса как для стран Азии, так в целом и для мировой экономики, тем не менее, нуждаются в серьезном переосмысливании основные слагаемые азиатской модели создания индустриальных обществ и, в первую очередь, методы государственного регулирования экономики. Опыт передовых стран Азии, других стран, находящихся в переходном к рыночным отношениям периоде, свидетельствует, что макрорегулирование экономики не может оставаться неизменно стабильным, на каждом этапе развития требуется применять гибкую политику, приспосабливаясь как к изменяющимся внутренним условиям. С другой стороны, забега-ние вперед в интернационализации хозяйственной жизни может покачнуть сложившееся равновесие в региональных связях. Опыт кризисов в Азии выявил несостоятельность концепций и теорий относительно динамично меняющегося
мира. Все эти моменты подтверждают актуальность выбранной диссертантом темы исследования.
Предметом диссертационного исследования является анализ причин, породивших кризис в Азии, мер по выходу из кризиса, национальных программ оздоровления экономической системы, реформ финансов и банков. Особый интерес представляет выяснение позиции МВФ и США в оказании помощи странам, страдающих от спада производства и социальных потрясений, их «вины» в азиатском кризисе.
Цель работы состоит в том, чтобы выявить противоречия концепций новоиндустриализма, глобализма и нового регионализма, проанализировать коренные изменения, которые произошли в странах по мере достижения индустриальной зрелости, а также причины уязвимости стратегии и тактики этих стран на современном этапе. В соответствии с обозначенной целью в работе были проанализированы следующие проблемы:
— причины, этапы и формы возникновения международных экономических кризисов;
— опыт латиноамериканских стран по выходу из кризиса;
— зарождение, эволюция азиатского кризиса 1-й и 2-й волны с упором на анализе сложившейся ситуации в наиболее пострадавших от кризиса странах (Таиланд, Индонезия, Малайзия, Республика Корея);
— роль Японии в тушении как регионального, так и собственного кризиса; критический анализ программ и рекомендаций Международного Валютного Фонда;
— меры по удержанию экономической стабильности в Китае, Гонконге, Сингапуре, Тайване;
— возможное влияние азиатского кризиса на мировую экономику с анализом драматической ситуации, сложившейся в России;
— анализ экономической и финансовой политики Вьетнама в период азиатского кризиса и выяснение возможности устойчивости вьетнамской экономики в последующие годы.
Изучение этих проблем дает возможность лучше понять причины региональных кризисов, по возможности, предотвратить их. Обобщение деятельности МВФ в период азиатского кризиса представляется важным для перестройки его работы с учетом соблюдения национальных интересов стран, втянутых в кризис.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являлись труды западных и российских ученых об особенностях экономической стратегии стран Восточной Азии (Г.Д.Толорая, С.С.Суслиной, н.а.симония, Г.А.Чуфрина, М.Л.Титаренко, В.Я.Портякова, В.П.Караваева, Л.З.Зевина, А.Н.Быкова, М.Е.Тригубенко, В.В.Михеева, В.Р.Назирова, А.Аждена, Ян Сук Ила, Т.Митчела, Ким Ен Сика, Д.Сакса, В.Роберта и других). Во Вьетнаме эта проблема изучается в ряде академических НИИ — Мировой экономики, Стран Юго-Восточной Азии, НИИ экономических проблем г.Хошимина (Во Дай Лыок, Ле Ван Шан, До Дык Динь, Занг Зык Зам).
На тему финансового кризиса в Азии писали, в частности, М.Фелъдстайн «Азиатский кризис и новые задачи МВФ» — «Форин афферс», март-апрель 1998, С.Радележ, Д.Сакс «Возрождение Азии» — «Форин афферс», ноябрь-декабрь 1997, Анатоль Калецки «Великая депрессия в Азии» — «Тайме», 13.01.1998, Марк Мобиус «Азии нужна единая валюта» — «Уолл-стрит джорнэл», 19.02.1998.
Информационными источниками диссертации послужили годовые отчеты Всемирного банка о состоянии экономики стран Азии, Международного Валютного Фонда, Азиатского банка развития, экспертные оценки ведущих экономистов Японии, США, Южной Кореи, других стран о
5
характере мировой и региональной экономики и финансовой системы в конце XX — начале XXI века. Использовалась национальная статистика изучаемых стран, научные публикации, экономическая информация периодической печати.
Научная новизна. Опыт новоиндустриальных стран Азии широко освещался в научной литературе стран Запада, Японии, Южной Кореи, Китая, России. В последние годы эта тема нашла отражение в некоторых научных монографиях и журнальных статьях во Вьетнаме. Основной акцент в зарубежных научных исследованиях делался на доказательстве преимуществ моделей индустриальных обществ в Восточной Азии и рекомендациях относительно того, что можно позаимствовать из их опыта для стран, вступивших на путь индустриализации. При этом упускались накапливающиеся противоречия в государственной экономической и финансовой политике, между государственными структурами и частным бизнесом, были недооценены опасности слишком крупных иностранных заимствований и их непроизводительное использование в последние годы.
Научная новизна данного диссертационного исследования состоит в том, что диссертант впервые представил анализ причин нарастающих противоречий экспортноори-ентированной модели, недооценки изменившихся мировых условий, в первую очередь вызова мирового научно-технического прогресса и необходимости проведения адекватных ему структурных изменений. Диссертант аргументи-рованно доказал, что все эти нарастающие противоречия, дополненные слабыми финансовыми институтами изучаемых стран, в конце концов пошатнули экономическое равновесие, а финансовый кризис усугубил экономические трудности.
Научная новизна диссертации, таким образом, обусловлена тем, что в ней представлен многофакторный ана-6 - / - ......
лиз условий функционирования экономики передовых стран Азии в 90-е годы и той роли, которую могут играть международные финансовые и экономические центры как в развитии кризиса, так и в выводе из него, в определении основных ориентиров будущего развития.
Практическая значимость полученных результатов и их внедрение. Анализ сущности нового индустриализма, экономического положения отдельных стран Азии до и после кризиса имеет большое значение для выработки научно обоснованной стратегии развития стран с переходной экономикой — России, Китая, Вьетнама.
В этих странах происходят сложные процессы трансформации административной системы в рыночную систему хозяйствования, предпринимаются попытки интегрироваться в региональные и субрегиональные группировки. Начались процессы приватизации, создания фондовых бирж и рынков ценных бумаг. Поэтому выводы и рекомендации диссертанта относительно достоинств и упущений в экономических моделях НИС Азии, а также частично и Японии, могут иметь практическое значение, в частности, и для Вьетнама, где еще не сложились рыночные институты, а государственная политика ускоренной индустриализации при опоре на щедрую иностранную экономическую помощь не эффективна, не соответствует экономическим и финансовым возможностям Вьетнама. Диссертантом исследованы «ловушки», которые подстерегают страну на втором этапе рыночных реформ и структурных преобразований.
Таким образом, в представленной диссертантом работе впервые дан комплексный анализ кризиса в Азии и его глобальных последствий для мировой экономики.
Практическая значимость работы, выполненной диссертантом в соответствии с планом НИР, состоит в возможности применения ее выводов и результатов в законодательном и нормативно-методическом обеспечении системы
7
защиты России от мировых и региональных кризисов и использовании опыта стран Азиатско-Тихоокеанского Региона в этой области. Представляется также возможным использование диссертации в процессе преподавания ряда экономических дисциплин в высших учебных заведениях и в системе подготовки и переподготовки специалистов.
К результатам, полученным лично соискателем, имеющим научную новизну и представляющим практическую значимость, относятся следующие:
— анализ характера международного экономического и финансового кризиса в Азиатском регионе, выявлении его причины, формы, этапы развития и воздействие на характер функционирования национальных экономик;
— анализ противоречий концепции нового индустриализма и открытого регионализма, причин скатывания в кризис стран Азии, которые до этого демонстрировали самые высокие темпы развития и прогрессивные структурные изменения;
— обобщение общих итогов экспортноориентирован-ной стратегии в отдельных странах Восточной Азии в 90-е годы, причин, породивших экономический и финансовый кризис, его проявления, динамику, социальных и политических последствий в отдельных странах;
— рекомендации по перестройке системы макрорегулирования, по реформированию финансового сектора;
— оценка результативности участия мировых финансовых центров в преодолении кризиса, предложений МВФ по реструктуризации экономики и проведения необходимых реформ для каждой страны;
— анализ противоречий, заложенных в индустриальной политике Вьетнама, общих условий, которые могут замедлить экономический рост в этой стране, и стратегии Вьетнама в период азиатского кризиса.
8
Диссертант доказал, что азиатский кризис подорвал доверие развивающихся стран к глобализации, которая выгодна прежде всего США , что в нынешних условиях любые крупные региональные потрясения быстро захватывают всю мировую экономику. Одновременно периодически повторяются страновые кризисы. Например, Республика Корея пережила кризисы в 1992 и 1993 годах. Особенность нынешнего кризиса в том, что начавшись в одной стране (2 июня 1997 г. в Таиланде), последовали кризисы в других странах.
Созданная в послевоенные десятилетия и еще недавно казавшаяся всемогущей система регулирования мировой экономики дает серьезные сбои, прописываемые ею рецепты лечения охваченных кризисом экономик не приносят искомых результатов, поэтому явления, связанные с глобализацией мировой экономики, требуют новых подходов.
Среди других вьюодов и рекомендации диссертанта надо выделить те, которые, по его мнению, в полной мере можно отнести к Вьетнаму.
1. Нельзя ослаблять государственный контроль за финансовыми операциями коммерческих и частных организаций, особенно при получении иностранных кредитов и импорте в рассрочку. Государственные внешние задолженности нужно ограничить в определенных пределах, учитывая возможности их эффективного использования. Нельзя чрез-
1 По мнению многих аналитиков, глобализация не учитывает национальные особенности и хрупкость финансовых структур. При глобализации неизбежным становится открытый перелив капиталов и товаров. АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество) объявило о наступлении эры открытого регионализма, а ВТО (Всемирная торговая организация) о снятии торговых барьеров (пошлин) для 122 его членов в начале XXI века (промышленно развитых — до 2010, развивающихся — до 2020 года).
9
мерно увлекаться инвестициями в недвижимость (строительство жилья и офисов для аренды).
2. Нецелесообразно увлекаться чрезмерным привлечением иностранных инвестиций в целях достижения высоких темпов роста экономики за короткий срок. Когда эти инвестиции превышают внутренние возможности и оказываются неэффективными, то не только отечественные, но и иностранные инвесторы станут сокращать свои инвестиции. В этих случаях необходимо пересмотреть структуру капвложений и их приоритеты.
3. При либерализации внешней торговли нельзя упускать контроль за импортом. Бесконтрольный импорт неизбежно приводит к увеличению внешних задолженностей, обслуживание которых во время мировых финансовых потрясений является большим бременем для государственного бюджета и для баланса международных расчетов страны.
4. Нецелесообразно сохранять чрезмерно жесткий режим в отношении государственного регулирования валютных курсов в целях искусственного поддержания паритета национальной валюты (как это было допущено во Вьетнаме).
Апробация работы. Основное содержание диссертации, выводы и рекомендации автора изложены в 14 опубликованных работах общим объемом 32 печатных листа, в том числе в трех монографиях.
Диссертант выступил с докладами на научных конференциях, организованных научно-исследовательскими институтами Российской академии наук и Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова:
«Макроэкономическая и финансовая политика в кризисных ситуациях: мировой опыт и российская действительность». М., ИМЭПИ РАН, 1998 г. (ноябрь).
«Проблемы преобразований и регулирования социально-экономических систем». М., МГУ, 1998 (декабрь). 10
«Политика и отношения России с Восточно-Азиатскими странами». М., ИМЭПИ РАН, 1999 (февраль).
Все выступления диссертанта на научных конференциях опубликованы.
Диссертант изложил свою позицию по азиатскому кризису и выводы, содержащиеся в диссертации, в Институте мировой экономики Национального Центра общественных и гуманитарных наук СРВ (декабрь 1998 г.), на заседаниях круглого стола в Комитете планирования и инвестиций СРВ (ноябрь 1998 г., январь 1999 г.).
Ряд предложений диссертанта нашли отражение при составлении концепции долгосрочного развития науки и технологии Вьетнама, подготовленной в Комитете науки и технологии СРВ, были направлены на рассмотрение в Торгпредство СРВ в России. Материал, содержащий анализ причин азиатского кризиса и рекомендации диссертанта по удержанию стабильности вьетнамского донга использован при разработке среднесрочного прогноза развития иностранной инвестиционной деятельности Комитетом планирования и инвестиций СРВ.
Опубликованные диссертантом монографии «Опыт становления экономических моделей и индустриального развития передовых стран Азии», «Уроки международных финансовых кризисов: Азия, Латинская Америка и Россия» нашли применение при составлении лекционных курсов в Ханойском государственном университете.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения, где содержится иллюстративный материал.
11
Введение
Глава I. Общие причины возникновения международных экономических кризисов
1.1. Противоречия глобализма и открытого регионализма
1.2. Эволюция моделей «нового индустриализма»
1.3. Стратегия валютной политики
1.4. Проблема внешних и внутренних заимствований Глава II. Азиатский кризис и мировая экономика
2.1. Первая волна кризиса: зарождение и развитие
2.2. Социальные последствия кризиса
2.3. Старт второй волны азиатского кризиса и роль Японии
2.4. Угроза глобального спада мировой экономики: оценка ближайшей перспективы
Глава III. Стратегия борьбы с региональными кризисами
3.1. Уроки борьбы с кризисами латиноамериканских стран
3.2. Опыт Китая по укреплению стабильности экономики
3.3. Уроки кризиса в России
3.4. Международные оценки причин азиатского кризиса
3.5. Роль МВФ и США в оказании помощи странам Азии и развитии кризисов Глава IV. Азиатский кризис и Вьетнам
4.1. Некоторые итоги рыночных преобразований
4.2. Стратегия валютно-финансовой стабилизации
4.3. Экономическая стратегия в условиях кризиса в Азии Заключение Библиография Приложение. Иллюстративный материал к диссертации
12
Основные положения диссертации
Среди общих причин возникновения международных кризисов, диссертант указал на главные: противоречия глобализации, открытого регионализма и национальных моделей т. н. «нового индустриализма», слабость национальных финансовых систем, сильная привязка национальных валют к доллару и международные валютные спекуляции.
Политологи и экономисты во всем мире, анализируя азиатский кризис, сходятся во мнении о том, что он явился порождением как новых, так и ставших традиционными факторов. Поэтому кризис в Азии — это не нечто чисто местное явление, он отражает противоречия нового индустриализма, глобальных процессов интернационализации хозяйства, точнее глобализации и либерализации экономической и особенно кредитно-финансовой сфер.
Глобализация как более высокая стадия интернационализации хозяйственной деятельности во всех ее формах, по мнению политологов, должна стать основным направлением развития мировой экономики в конце XX века. Это — объективный процесс, но он регулируется и направляется ведущими мировыми державами во главе с США, их транснациональными корпорациями. Многие западные теории трактуют глобализацию как панацею в постиндустриальный период конца XX века. Теории о глобализации выступают против любых моделей автаркического развития, широкого импортозамещения, национальной или региональной замкнутости.
В общем виде плюсы и минусы процесса глобализации можно свести к следующему:
I. Процесс глобализации проявляется:
— в росте взаимозависимости национальных экономик в сфере либерализированной торговли, обеспечения капита-
13
лом, технологиями, в усиленном движении людей через государственные границы;
— в распространении различных видов деятельности, зародившихся в рамках определенных национальных экономик (таких как деятельность многонациональных корпораций);
— в конвергенции и формировании институтов, политики и культуры вне зависимости от государственных границ.
II. К причинам ускорения глобализации во второй половине XX века можно отнести:
— окончание холодной войны;
— технологический, компьютерный и телекоммуникационный прогресс, содействующий более свободному распространению информации;
— торговлю и прочие формы экономической либерализации, смягчившие протекционизм;
— изменения в мышлении (переход с местного уровня на международный и на глобальный) менеджеров и высших должностных лиц различных компаний и институтов;
— конвергенцию в использовании рыночных механизмов и свободной торговли в национальных экономиках;
— развитие культуры, что находит отражение в глобализации средств массовой информации.
III. Глобализация может дать определенные преимущества и выгоды:
— ведет к росту конкуренции в глобальном масштабе. Специализация и разделение труда с соответствующими последствиями в части роста производства могут существовать не только внутри государства, но и на мировом уровне;
— создание эффекта масштаба, потенциально ведущего к сокращению издержек и снижению цен и способствует непрерывному экономическому росту;
14
— преимущества торговли при взаимовыгодном обмене между участвующими сторонами.
Подобные позитивные эффекты могут потенциально привести к росту производства, повышению реальной заработной платы и уровня жизни практически во всех странах.
IV. Вместе с тем глобализация может привести к нестабильности и сопровождаться потенциальными рисками, например, угрозой национальному суверенитету в различных областях. Некоторые эксперты видят в глобализации причину смещения контрольных полномочий от суверенных правительств в пользу других институтов, в том числе наиболее могущественных стран, многонациональных компаний и международных организаций. Это может вызвать ощущение утраты контроля над экономикой своей страны.
Глобализация страдает уязвимостью перед лицом фи-нансовой дестабилизации. """
Финансовые кризисы, переживаемые одной страной, могут иметь региональные или даже глобальные последствия. С учетом взаимозависимости гораздо большей становится взаимная уязвимость. Глобальный спад может спровоцировать призывы к повышению тарифов или введению иных форм протекционизма. Подобные действия могут вызвать ликвидацию взаимозависимости как фактора и «продукта» глобализации.
Глобализация и транснационализация практически выводят экономическую жизнь отдельных стран за рамки национального ее регулирования, ограничивают возможности национальной макроэкономической политики, что создает определенные трудности в управлении их экономическими процессами, заставляя правительства больше ориентироваться на мировые тенденции, лучше их учитывать при принятии решений, идти на широкие международные согласования важнейших правил регулирования глобальной эко-
15
номики. Это подтверждается возрастанием роли различных международных организаций.
Глобализация проявляется в свободном передвижении капиталов, товаров и услуг, а ее инструментом являются ТНК, которые взяли на себя основные функции по регулированию этого процесса и которые извлекли из глобализации огромную для себя выгоду.
Однако, глобализация в Азии натолкнулась на усиливающуюся региональную интеграцию, эти два процесса приобретают антагонистический характер, который частично проявился в ходе азиатского кризиса.
Проявлением регионализма в Азии и в АТР в целом стал значительный рост внутрирегиональной торговли. Если в 70-е годы страны АТР географически ориентировались во внешней торговле на Европу и другие, расположенные вне региона, страны, то уже в 80-е и 90-е годы наблюдаются резкий рост взаимной торговли азиатско-тихоокеанских стран и расширение их внутрирегиональных связей.
В результате региональный рынок к настоящему времени стал отличаться наиболее динамично развивающейся и расширяющейся взаимной торговлей между странами, входящими в него.
Институционально усиление регионализма в АТР проявилось в усилении роли действующих и появлении новых региональных и субрегиональных международных экономических организаций.1
1 АТР — Азиатско-Тихоокеанский регион.
На общерегиональном уровне в 1989 г. сформировалась межправительственная организация «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС; Asia Pacific Economic Cooperation, APEC), объединяющая в настоящее время 20 государств А ТР.
16
Реальным фактором развития международных экономических отношений в АТР являются такие субрегиональные экономические организации, как Зона свободной торговли АСЕАН (the ASEAN Free Trade Area, AFTA). Соглашение о свободной торговле между Чили и Мексикой (Chile-Mexico Free Trade Arrangement), Торговое соглашение о более тесных экономических отношениях между Австралией и Новой Зеландией (Australia-New Zealand Closer Economic Relations Trade Agreement, ANZCERTA).
Чтобы предотвратить рост закрытых региональных сообществ, многосторонние экономические организации предложили концепцию «открытого регионализма» для выработки согласованного механизма действий.
С 1980 г. действует Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС; Pacific Economic Cooperation Council, PECC). Членами СТЭС являются национальные комитеты 22 стран АТР. В отличие от А ТЭС, имеющего статус межправительственной международной организации, СТЭС представляет собой формально неправительственную организацию, но объединяющую одновременно представителей правительств, деловых и академических кругов стран АТР.
Раньше чем другие общерегиональные многосторонние организации АТР в 1967 г. был создан неправительственный Тихоокеанский экономический совет (ГЭС), представляющий через национальные комитеты 17 стран интересы частного бизнеса региона. ТЭС объединяет более 1000 крупных компаний азиатско-тихоокеанского региона, в том числе такие крупнейшие корпорации, как Sony Corporation, Texas Instrument Inc., Honda Motor Company, Samsung Electronics, Nike Inc., Itochu Corporation, Motorola Inc. и другие.
В 1992 г. IX Генеральная сессия СТЭС в г. Сан-Франциско приняла Декларацию об основных принципах «открытого регионализма», которые предусматривают либерализацию торговли и противодействие формированию закрытых экономических блоков, экономическую интеграцию государств АТР независимо от экономического и политического курса той или иной страны, обеспечение свободного движения между странами людей, товаров, услуг, капитала и технологий, соблюдение правил ГАТТ/ВТО.
17
Являясь очевидцами явных преимуществ новой региональной экономической модели развития, ориентированной на экспорт, большинство развивающихся стран тихоокеанского бассейна официально поддержало принцип «открытого регионализма».
Исследование опыта индустриальной политики стран Азии показало, что все они в качестве главной стратегической задачи выдвинули ускоренный экономический рост за счет крупных структурных изменений. Их модели получили название нового индустриализма и основывались на экс-портноориентированной политике, жестком государственном макрорегулировании, поддержке крупного национального капитала и на получении огромной экономической помощи извне. В НИС и АСЕАН за прошедшие десятилетия имели место самые высокие темпы экономического роста.
Достижения новоиндустриальных стран во многом связаны с открытой политикой, государственной поддержкой экспорта. Ставка была сделана на наукоемкие технологии (микроэлектронику, информатику, биотехнологии, новые материалы и пр.). Происходило жесткое регулирование импорта, подчинение его задаче роста экспортного производства. Привязка развивающихся экономик к рынкам США и Японии обеспечила им не только получение экономической помощи на цели индустриализации, но и возможность сбыта в эти страны продукции национального производства.
С 90-х годов начали накапливаться противоречия в индустриальной политике стран Азии, которые, с одной стороны, были обусловлены исчерпанием возможностей для экстенсивного развития, а с другой, — усилением противоречий между государственным монополизмом и финансово-промышленными группами, между крупным капиталом и наемным трудом. К переходу на механизм развитого капиталистического предпринимательства зарегулированная экономика стран Азии не была готова. Кроме того, ошибкой 18
(или упущением) политики нового индустриализма явилась негибкая политика в финансовом секторе.
Кризис в Азии называют первым системным кризисом в мировой экономике, поскольку он показал на деле неготовность новоиндустриальньгх стран Азии с зацентрализо-ванными экономическими и финансовыми системами к переходу к глобализации и широкой либерализации, а их тесные региональные связи способствовали быстрому распространению финансового кризиса из одной страны в другую и обесценению национальных валют в особенности.
Всё это сделало концепцию глобализации, считавшуюся до сих пор неудержимой тенденцией, объектом острой критики и переоценки, которые ведут сегодня к появлению формулы «глобальный капитализм в отступлении». Такое развитие событий акцентирует необходимость преодолеть отставание от процесса глобализации, который обрел собственную инерцию движения, слишком ясно показывает риски и потери, которые последуют, если мир не сфокусирует свое внимание на создании систем для «ответственного гло-бализма».
Открытый регионализм привел к сильной финансовой зависимости стран Азии. Осуществлялись совместные проекты, финансированные иностранными и национальными банками. Когда начался кризис, иностранные вкладчики начали изымать свои капиталы, началось «бегство капиталов», что создавало еще более тяжелую ситуацию на валютном и фондовом рынках. Средств МВФ стало недостаточно для восстановления финансового равновесия в странах Азии, поэтому сначала Япония, а потом страны АСЕАН считали необходимым создать в Азии параллельную финансовую организацию типа азиатского МВФ, не только органа по поддержке, но и контроля за финансами стран Азии.
Более сложным вопросом является вопрос о мерах предотвращения кризисов на национальном, региональном
19
и мировом уровнях. Опыт показал, что деятельность МВФ, Всемирного Банка, как правило, направлена не на предотвращение, а на тушение кризисов, хотя сама эта помощь оговаривается необходимостью проведения в кризисных странах организационных, структурных, технологических преобразований. Не избежали в 80-х годах кризисов такие развитые страны, как США, Германия, Япония. Другие кризисы могут носить более глубокий и драматический характер.
Азиатский кризис прежде всего ассоциируется с фундаментальными дефектами финансовых систем и фондовых рынков корпоративных бумаг ряда стран Азии, сделавшими затруднительным эффективное размещение и использование иностранных и местных инвестиций. При всех страновых различиях уязвимость по многим показателям экономик этих стран была обусловлена недостатками макроэкономического регулирования возрастающих потоков капитала, неадекватностью обменных курсов, крупными дефицитами по текущим операциям, возрастающей и необеспеченной покрытием краткосрочной задолженностью. Сказалась уязвимость либерализации использования инвестиций.
Все последние кризисы, включая мексиканский и азиатский, возникали внезапно, оставляя практически неподготовленными к ним и национальные правительства соответствующих стран, и мировое сообщество, и международные финансовые институты, призванные вести наблюдение за положением в странах, регионах и мире в целом. Симптомы возможного кризиса были налицо, а предпосылки к нему формировались задолго. Борьба за привлечение нужных средств «любой ценой» и стремление побольше на этом заработать брали верх и у государственных органов, и у частного сектора, парализуя защитную функцию, а переход постепенно накапливаемого количества к новому качеству вызывал шоковый массовый психологический и мультиплика-20
ционный эффект, цепную реакцию, значительно превосходящие по силе реальную опасность, многократно усугубляя тем самым положение. Не удивительно, что вину за азиатский кризис возлагают и на международные институты, не обеспечивших надлежащий мониторинг развития и принятие по его итогам надлежащих превентивных мер.
Таким образом, причины международных кризисов, все более глубоких и социально опасных, имеют «интернациональный» характер. Здесь переплетаются многие факторы: государственная поддержка процессов глобализации и либерализации; свободное передвижение частного капитала, слабость национальных банковских структур, протекционизм, коррупция, сильная власть олигархии. Современные передовые процессы переплелись с пережитками прошлого, интернационализм с национальной замкнутостью, подчеркивая тем самым хрупкость современного международного сообщества.
От мексиканского кризиса в основном пострадала Мексика. Азиатский кризис сравнивают с печально известным «Гонконгским гриппом», который вызывал в отдельные годы 2-й половины XX столетия пандемию. Азиатский грипп пока не перерос в пневмонию, но вызвал довольно серьезные симптомы начала болезни экономических и финансовых систем во многих странах.
Постепенно страны Азии накопили опыт борьбы с кризисом, воспользовавшись рекомендациями МВФ, Всемирного Банка, некоторых влиятельных экспертов и разработали совместный план действий, который направлен на восстановление ослабленных кризисом валютно-финансовых систем. В план входят нижеперечисленные меры:
— отказ от привязки национальных валют к доллару и предоставление возможности обменным курсам «упасть до естественного уровня»;
21
— повышение ставки рефинансирования ради укрепления национальной валюты;
— проведение жесткой фискальной политики в целях уменьшения дефицита государственного бюджета азиатских стран;
— урегулирование проблемы частной задолженности национальных финансовых и хозяйственных институтов посредством (а) переговоров с иностранными партнерами о вариантах реструктуризации долга и (б) финансовой помощи национальному частному сектору со стороны государства (в том числе на средства, полученные от МВФ) в погашении внешнего долга;
— оздоровление банковской системы путем (а) ликвидации безнадежных банков или их национализации с последующей продажей крупным национальным или иностранным финансовым институтам, (б) слияния, под диктовку правительства, проблемных, но потенциально жизнеспособных банков с более крепкими, (в) списания плохих частных кредитов и их приобретения государством с последующей рекапитализацией. Для практического осуществления политики банковского оздоровления в НИС созданы специальные государственные агентства по оценке надежности финансовых институтов по разработке и осуществлению мер против слабых и «плохих» банков. Частные финансовые институты должны стать прозрачными для контроля государства и международных финансовых организаций;
— полное выполнение обязательств банков перед физическими лицами;
— открытие финансового рынка для иностранного капитала в целях развития конкуренции и интернационализации национальных экономик;
— осуществление на практике реального, а не только декларируемого — как это существует в Азии — принципа независимости Центральных Банков; 22
— предотвращение перегрева, т. е. необоснованного вздувания цен на акции, национального фондового рынка и рынка недвижимости.
В работе много внимания уделено роли МВФ в возникновении и тушении азиатского кризиса. По мнению диссертанта, МВФ по существу не справился с ролью лидера в оздоровлении азиатских экономик. Его рецепты разработаны экспертами из развитых стран, сх устойчивыми финансами и фондовыми рынками и далеко не во всем годны для развивающихся экономик. Негативными побочными эффектами реализации рецептов МВФ стали спад производства, массовые банкротства мелкого и среднего бизнеса, крах системы здравоохранения и социального обеспечения, рост безработицы, сокращение импорта, сужение внутреннего спроса, падение жизненного уровня, рост социальной и политической напряженности.
С другой стороны, азиатский кризис выявил готовность МВФ корректировать свои программы в зависимости от складывающейся ситуации — так было в Индонезии, когда в ответ на коллапс потребительского рынка МВФ снял требование об отмене субсидий на товары первой необходимости, в Южной Корее, когда МВФ пошел на уменьшение ставки рефинансирования.
По мнению диссертанта, стратегия МВФ и Всемирного Банка в отношении развивающихся стран, находящихся в кризисном состоянии, должна быть более эластичной, учитывать их неокрепшие экономические системы, которые имеют хрупкие финансовые институты, слабое макроэкономическое и корпоративное управление.
Просчеты в экономической стратегии стран Азии состояли не только в перекосах структурной политики, но и в переоценках роли иностранного капитала и внешних заимствований. Страны Азии делали в своей экономической стратегии упор на крупный иностранный капитал без учета
23
реальной экономической ситуации. В послекризисных условиях, по мнению диссертанта, следует проводить более жесткую кредитную политику. Опыт кризиса в Азии свидетельствует, что внутренние бумы кредитования и крупные внешние кредитные заимствования, как правило, являются предвестниками финансовых кризисов. Рынки капиталов неустойчивы, легко подвергаются панике, а защитных механизмов еще не было выработано.
Еще один урок кризиса в Азии в том, что в век гло-бализма надо было более взвешенно подходить к либерализации внешнеэкономической деятельности, проявлять особенную осторожность к либерализации финансового сектора, которая должна сопровождаться мерами государственного регулирования и государственного контроля. По мнению диссертанта, преждевременная либерализация рынков капитала, неограниченные и слабо ограниченные потоки капиталов, были одной из причин кризиса в Азии.1
Азиатский кризис вынудил изменять подходы к направлениям стратегического развития стран. Во второй половине 1998 г. в Азии наметилась тенденция к изоляции национальных экономик. К шагам Малайзии по введению валютного регулирования и ограничений на перелив из страны и в страну национальных и иностранных капиталов добавились схожие шаги Гонконга и Тайваня, введших жесткие ограничения на приток и отток краткосрочных капиталов иностранных спекулятивных фондов.
Продолжающая сохранять верность открытой экономике, Южная Корея в качестве компенсации потребовала от
Диссертант предлагает усилить наблюдательный контроль над краткосрочны.^ международным заимствованием внутренних финансовых институтов. Чтобы избежать панической утечки капиталов следует помешать банкам накапливать чрезмерную краткосрочную задолженность, возможно, путем обложения налогами краткосрочных движений капиталов. 24
МВФ серьезных уступок: снижения процентных ставок, увеличения дефицита госбюджета и денежной эмиссии как средств оживления внутреннего спроса и запуска новых производственных мощностей.
Противовесом МВФ и роли США, как главного заемщика и координатора помощи, была предложена концепция о создании регионального валютного союза, на лидирующую роль в котором объективно может претендовать Япония. Однако гипотетически перспективная идея валютного союза Японии, Китая и Южной Кореи или Японии и стран АСЕАН, или общеазиатского валютного союза, пока остается не реализуемой практически. Одна причина — неспособность Японии выйти из экономического застоя последних лет и стать региональным финансовым лидером, к чему Японию подталкивают другие страны региона. Другая причина — неготовность партнеров Японии по региону согласиться по политическим причинам с привязкой своих валют к японской иене. Это относится и к Китаю, и к Южной Корее, и к странам АСЕАН. Не все страны готовы к валютному союзу и в финансовом отношении, как, например, Китай, сохраняющий свой валютный рынок закрытым для иностранных интервенций; кроме того, он может притормозить либерализацию рынка капиталов.
По мнению диссертанта, требуется провести коренную реформу программ международной помощи путем восстановления легитимности внешней политики и отстранения МВФ и Всемирного Банка от прямого вмешательства в экономические реформы на микроуровне. В процессы либерализации финансовых рынков и движения капиталов, кроме контролируемых США и МВФ, должны быть подключены (на равных началах) региональные организации (АСЕАН в
25
ЮВА). Они же должны, по мнению некоторых экспертов , стать регулирующим и контролирующим органом распределения международной ломощи, тем самым можно будет ослабить монополизм США и преодолеть противоречия гло-бализма и регионализма.
Азиатский кризис прошел через 2 волны, первая началась с Таиланда летом 1997 года. В экономической политике этой страны, как в зеркале, отразились все предгрозовые признаки надвигающегося кризиса:
1. Ошибки в политике обменного курса: вопреки высокому курсу инфляции сохранялась жесткая привязка валютного курса бата к доллару США, что привело к росту его реального обменного курса.
2. Слишком высокая степень внешних заимствований таиландских коммерческих банков, которые использовались непроизводительно: на скупку недвижимости и биржевые спекуляции.
3. Большая доля кредитов, предоставленных частному сектору (126% к ВВП), они представляли собой «плохие» или безнадежные кредиты. Многие из валютных заемщиков не имели валютной наличности или не желали возвращать свои долги.
Поскольку Таиланд был связан финансовыми и торговыми обязательствами с соседними странами, то паника на биржах Таиланда сразу же перекинулась на Индонезию, Малайзию, а также Южную Корею. Сработал эффект домино. Банкротство захватило более половины предприятий финансового сектора: 58 из 90 к осени 1997 года. Власти вынуждены были в пик кризиса ежемесячно тратить 2,6 млрд. долл. для предотвращения краха всей банковской системы. Таиланд был первой азиатской страной, которой было
' Джеффри Сакс. Глобальный капитализм. Он должен работать. ИТАР-ТАСС, 22.10.1998. 26
обещана со стороны МВФ крупная международная кредитная линия — в сумме 17 млрд. долл. Реально Таиланд получил к 1998 г. не более 2 млрд. долл. США. В дальнейшем МВФ потребовал от стран-участниц Фонда изыскать для Таиланда еще 23,6 млрд. долл.
203-миллионная Индонезия (4-я по численности населения страна в мире) стала одновременно жертвой и одной из причин мощнейших, невиданных за последнюю четверть века валютно-финансовых потрясений в Юго-Восточной Азии.
На цели стабилизации индонезийской валюты, испытавшей на себе тяжелые удары и потерявшей примерно 300% своей прежней докризисной стоимости, МВФ открыл осенью 1997 г. кредитную линию в сумме 43 млрд. долл., предоставлено 11 млрд. долл., из них к осени 1998 г. было использовано 7 млрд. долл.
Япония относится к числу ведущих кредиторов и инвесторов для экономики Индонезии. В пакете помощи МВФ доля Токио составляла 5 млрд. долларов. К помощи подключился Всемирный Банк. Он выделил Джакарте на период 1998-2000 гг. 7,5 млрд. долл., Азиатский Банк развития — 1,5 млрд. долл. Эти средства должны были частично направляться на реформу финансовой (включая банки) системы, на субсидии под импорт продовольствия.
С самого начала между Джакартой и МВФ возникли серьезные разногласия относительно того, какими темпами и способами должны осуществляться реформы в обмен на кредиты.
В отношении Индонезии МВФ был совершен чрезмерно жесткий нажим, без учета нищенского уровня жизни большинства населения и запущенности в финансовой сфере экономики. Не учитывался кланово-феодальный тип руководства страной со стороны бывшего президента Сухарто.
27
Кризис в стране усиливала крупная внешняя задолженность — 133,7 млрд. долларов при сокращающихся валютных резервах; к началу 1998 года резервы Индонезии в твердой валюте упали до 16,3 млрд. долларов, а к октябрю 1998 г. — до 13,9 млрд. долл. (В сентябре 1997 года эти запасы достигали 27,5 млрд.). Они сократились вследствие значительных правительственных расходов для поддержания на относительно низком уровне цен на продовольствие и продовольственный импорт, дорожающие по мере падения обменного курса национальной валюты по отношению к доллару. Существенные суммы в долларах расходовались на попытки не допустить дальнейшего скатывания вниз индонезийской рупии путем долларовых интервенций.
Международный валютный фонд в обмен на кредитную поддержку потребовал от Джакарты отменить практически все субсидии, включая на продовольственные товары и энергоносители с первого апреля 1998 года.
Хотя Международный Валютный Фонд объявил Малайзию страной-эталоном экономического развития и социальной стабильности для Азии, азиатский кризис не обошел стороной это процветающее государство. Национальная валюта ринггит подешевела на 40% к осени 1998 г. Малайзия избрала свой путь выхода из кризиса, отказавшись от помощи МВФ. Сначала это были призывы к национальной солидарности, пожертвованиям в Национальный Фонд, переводу .сбережений в национальные банки, отказу от покупки импортных товаров и т. д. Однако упор на национальные цен-ности и традиции не могли спасти от валютного кризиса, началось банкротство банков. Некоторые представители правительства потребовали более радикальных реформ, в первую очередь в банковском секторе; плохие кредиты могли достигнуть к концу 1998 года 20% активов местных банков.
28
Высшее руководство страны одной из главных причин кризиса в Малайзии посчитало «чрезмерную открытость» экономики. Одной из мер защиты валюты стало введение фиксированного обменного курса рингтита к доллару США.
Малайзия, единственная из пострадавших стран, ввела с осени 1998 г. валютный коридор. Помимо фиксированного курса были предложены другие меры ужесточения:
— не признавать с октября находящийся за рубежом ринггит;
— обязательства иностранных инвесторов в течение года держать свои средства в Национальном банке Малайзии (это означало введение моратория и одновременно был повышен размер депозитов для иностранцев в ЦБ);
— внешнеторговые операции должны осуществляться в американской валюте и крупные суммы проходить через Центробанк. По мнению главы правительства, валютный контроль вводится для ослабления давления краткосрочного иностранного капитала и для снижения процентных ставок. Таким образом свободному движению капиталов, в т. ч. портфельных инвестиций, был поставлен заслон в лице валютного контроля.
Меры, принятые Малайзией, означали тяжелый удар с долговременными последствиями не только по местному рынку акций, но также по иностранным инвестициям в экономику Малайзии.
Свободная валюта и активный рынок акций имели решающее значение для социального и экономического развития этой страны на протяжении десятилетий.1
Действия Малайзии представили серьезный удар по интеграции АСЕАН, которая процветала благодаря свободному притоку капиталов в этот регион, и ставят под сомне-
' В 1996 году капитализация малайзийского рынка акций была самой высокой в мире, достигая более 300% ВВП.
29
ние будущее экономических отношений этой группировки с Малайзией в целом.
Разразившийся кризис в Республике Корея выразился, в первую очередь, в резком падении курса воны по отношению к доллару, потрясениях на фондовом рынке, обвальном банкротстве ряда крупных конгломератов, коммерческих и финансовых структур, беспрецедентном росте безработицы.
Что касается воны, то она сразу обесценилась вдвое за первую же неделю кризиса, а затем продолжила свое падение, хотя и в гораздо более медленном темпе.
Продолжающаяся в стране череда банкротств крупных семейных «чеболь» нанесла крайне серьезный удар по местным банкам, которые подпадают под ликвидацию по условиям кредита МВФ. В 1998 году, по расчетам министерства финансов и экономики РК, как и управления по надзору за банками, пришлось закрыть 60 из 252 зарубежных филиалов южнокорейских банков. На грани банкротства оказались ведущие коммерческие структуры.
Разорившиеся структуры выбросили на улицу ненужную рабочую силу, тем самым определив всплеск безработицы и социальной нестабильности. Если в 1996 году в Южной Корее была весьма небольшая безработица в 2,5%, то к концу 1997 года она поднялась до 5% и охватывала миллион человек. В середине 1998 года число безработных составило 1,65 млн. человек. По другим оценкам — 10 млн. или 10% трудоспособного населения.
Рекордсменом по числу банкротств оказался декабрь 1997 года, когда стало известно, что взамен финансовой помощи МВФ жестко требует проведения реструктуризации экономики, реформирования крупных семейных корпораций «чэболь», ликвидации убыточных предприятий и банков, а также массовых увольнений. Тогда только в Сеуле объявили о своей несостоятельности 1226 корпораций и фирм. Это в два раза больше, чем в октябре (560) и в ноябре 30
(568). А по всей стране в декабре стали банкротами свыше трех тысяч компаний (1469 в ноябре) — в среднем за сутки по 45 компаний в Сеуле и по 100 фирм — в масштабах страны.
Международный Валютный Фонд пообещал выделить международную кредитную линию в размере 58,35 млрд. долл. в ответ на обращение Сеула в декабре 1997 г. В 1998 году было предоставлено шесть траншей. Корея получила заем от Японского экспортно-импортного банка в сумме 1 млрд. долл. Всемирный банк обещал предоставить в 1998 г. 5 млрд. долл.
Взамен международной финансовой помощи МВФ настаивал на проведении сильной реформы, затрагивающей интересы столпов национального процветания — чеболей.
Реформы, к которым приступила новая южнокорейская администрация, носят кардинальный характер. Назовем основные составляющие реформы:
1. Ликвидация 56 убыточных компаний, которым банки отказались выдавать кредиты. 20 фирм принадлежат пяти самым могущественным: Хендэ, Самсунг, Дэу, Эл Джи, Эс Кеи.
2. Дальнейшее ускорение процесса приватизации с участием иностранных инвесторов. Приватизация должна дать государственной казне минимум 6 млрд. долл. дохода. На аукционные торги летом 1998 года было выставлено И промышленных фирм, находящихся в госсобственности. Среди самых крупных находится корпорация «Пхохан ай-рон энд стиль», второй по величине производитель стали в мире. В частную собственность целиком или по частям перейдут ведущие корпорации — строительная, химическая, газовая, телекоммуникации, табачная корпорация, компания по прокладке нефтепроводов. Эти отрасли пользовались щедрой финансовой подпиткой из госказны. К торгам про-
31
явили интерес другие крупные ФПГ, но иностранные участники относятся с известной степенью осторожности.
Центральным звеном реформы должен стать банковский сектор. Реструктуризация его должна была проводиться по сценарию, предложенному МВФ:
— ликвидация 2/3 банков, выдававших кредиты для ведения торговых операций;
— реструктуризация коммерческих банков и крупных корпораций. Предложено слияние крупных компаний с более мелкими.
Суммарные убытки 543 южнокорейских компаний — участниц национальной фондовой биржи достигли в первые шесть месяцев 1998 г. рекордного уровня в 13680 млрд. вон (10,2 млрд. долл.). В аналогичный период годом раньше показатель чистой прибыли этих компаний составил 2430 млрд. вон.
Относительную стабильность в условиях кризиса продемонстрировали южнокорейские экспортеры, которым удалось заработать на колебаниях воны.
Самые низкие показатели, напротив, демонстрируют фирмы, «привязанные» к внутреннему рынку товаров и услуг, где наблюдается значительный спад спроса.
Если говорить о перспективах выживания южнокорейского экономического феномена, то, согласно мнению многих экспертов, чтобы сохранить возможности дальнейшего роста и не скатиться в глубокую яму затяжной депрессии, Сеулу необходимо в кратчайшие сроки справиться с целым рядом животрепещущих проблем: ослабить жесткие кредитные тиски, в которые попала страна., т. е. обеспечить
По мнению Хартоновской ассоциации, считающейся в США одним из ведущих исследовательских центров в области прогнозирования мировой экономики, Южная Корея в течение 4-5 лет будет для иностранных инвесторов зоной повышенного риска. Этот прогноз касается как долгосрочных, так и краткосрочных иностранных инвестиций. 32
перенос выплат по полученным займам на более поздние сроки, решить вопросы высоких процентных ставок, массовых банкротств, серьезного сокращения объемов внешних и внутренних инвестиций, а также падения потребления. Будущее южнокорейской экономики на ближайшие несколько лет во многом зависит не только от стабилизации финансового сектора, но и от того, насколько гладко и эффективно будет проведено реформирование финансовой системы и крупных монополий, которые из-за малоэффективной системы семейного управления справедливо считаются в числе главных виновников кризиса.
Успешному ходу южнокорейской перестройки может помешать груз в 70 млрд. долларов выданных местными банками так называемых «плохих займов».
К негативным моментам перестроенных процессов относятся — спад ВВП (в т. ч. в расчете на душу населения с 9,5 до 6,5 тыс. долл.), рост инфляции, безработицы.
К положительным — сокращение внешнего долга, положительный платежный и торговый баланс и рост резерва иностранной валюты, рост экспорта при сокращении импорта.3
При анализе эволюции азиатского кризиса чрезвычайно важным является исследование факторов, которые позволили другим странам азиатского региона если не избежать, то на первых порах смягчить удары азиатского кризиса на экономику, финансы и общество. Среди этих стран безусловно лидируют Китай, Гонконг, Сингапур и Тайвань.
; В феврале 1999 г. свободные валютные запасы Южной Кореи составили 50 млрд. долл., а с учетом депозитов зарубежных отделений корейских банков — 53,6 млрд. долл. (для сравнения: год назад свободные для использования валютные запасы достигали всего 12,36 млрд. долл. Рост запасов инвалюты произошел после выплаты Центробанком кредитов со стороны финансовых организаций Р. Кореи).
33
Стабильность экономики Сингапура — в крупных валютных запасах. По состоянию на сентябрь-октябрь 1997 г. они составляли 118 млрд. сингапурских долларов. Сингапур — шестая страна в мире по экспорту капитала. Это — корпоративное государство, где осуществляется сильное гос-макрорегулирование экономики. Крупный резерв внутренних накоплений позволил Сингапуру избежать внешних заимствований, поэтому он не имеет государственного долга. Небольшие размеры ВВП сдерживают развитие фондовой биржи, которая отстала по своим показателям от Гонконга и, следовательно, менее подвержена спекулятивным операциям.
С 1996 г. правительство предприняло шаги по ограничению спекуляций на рынке недвижимости, в результате его цены на жилье понизились.
Еще одним фактором стабильности сингапурской экономики является высокий уровень сбережений (как результат высокого уровня личного благосостояния), в 1996 г. сбережения составляли 45% ВВП.
Стабильность сингапурской валюты поддерживает положительное сальдо платежного баланса (в 1995 г. — 21,3 млрд. сингапурских долларов).
Таким образом Сингапур имел несколько преимуществ перед другими азиатскими странами, чтобы устоять перед региональным кризисом.
Как и Сингапур, Тайвань является одной из экономически развитых азиатских стран, годовой доход ВВП на душу населения составляет 14 тыс. долларов, а ежегодный его прирост 7-8%.
Стабильность тайваньской экономики обеспечивали бездефицитный бюджет и активное торговое сальдо. В стране сильный макроконтроль (особенно в среде финансов) сочетается с либерализацией, поддержкой мелкого предпринимательства. Страна обеспечена немалыми валютными 34
запасами: 83,5 млрд. долл. США в 1997 году. При том, что государственный долг по внешним заимствованиям в этом году был равен всего 100 млн. долл.
Экономика Тайваня смогла выдержать испытание благодаря тому, что валовые национальные накопления превышали валовые внутренние вложения в течение многих лет. В 1997 году избыточные накопления составили 2,56% ВВП. Инвестиции на Тайване, как в общественном секторе, так и в частном, в основном финансируются из внутренних накоплений. Тайвань имел положительный бюджет в течение многих лет (7,7 млрд. долларов США в 1997 году) в противоположность бюджетному дефициту в странах, пострадавших от кризиса. В конце 1997 года тайваньские финансовые институты имели общие активы в размере 29,7 млрд. долларов США и обязательства в размере 29,3 млрд. долларов США, то есть положительный баланс составил 400 млн. долларов. Тайвань, кроме того, предпочел процесс постепенной финансовой либерализации, который включил, в первую очередь, стабилизацию товарных цен, либерализацию торговли и снятие ограничений на процентные ставки и валютный обмен. Следующим шагом стало снятие препятствий для вывоза капитала. К моменту начала кризиса у Тайваня был плавающий валютный курс в отличие от фиксированного долларового курса в странах, пораженных кризисом.
Япрния — ключевой торговый ^партнер любой экономики в Азии, Тихоокеанском регионе и вторая крупнейшая экономически развитая страна в мире.
Япония является самым крупным иностранным инвестором для большинства стран и их главным торговым партнером.
Она оказалась в эпицентре кризиса в Азии, поскольку на ее кредитах в значительной степени возникло экономическое процветание стран в Юго-Восточной Азии, Рес-
35
публике Корея. Колебания японской иены оказывают влияние не только на экономику этих стран, но и на стабильность финансовой системы Китая.
Вопреки оптимистическим прогнозам об устойчивости японской валюты, весной 1998 года начался ее обвал, и это означало начало 2-й волны кризиса.1
Выход японской экономики из кризиса зависит от того, сможет ли правительство реализовать меры по трем направлениям: проявит ли решительный подход к проблеме неблагонадежных кредитов банков, продолжит ли реализацию финансовых мер, направленных на оживление деловой конъюнктуры, и будет ли осуществлять структурные преобразования. МВФ рекомендует принять срочное и твердое решение по двум направлениям: стабилизации финансовой сферы и осуществлению фискальной политики. В частности, в фискальной сфере рекомендуется путем срочного объявления мер по сокращению налогов на постоянной основе в 1999 году принять дополнительные меры по стимулированию конъюнктуры и продвигать структурные реформы, главным образом на рынке недвижимости.
Чтобы создать прочную основу для вывода Японии на путь экономического оздоровления, правительство решило в
1 Одна из главных причин обесценения японской валюты была слабость банковской системы. Последние несколько лет многие банки Японии находятся в критическом состоянии в связи с проблемой так называемых «плохих кредитов». В период экономики «мыльного пузыря» они под большие проценты щедро одалживали деньги компаниям, производившим операции с недвижимостью по спекулятивно высоким ценам. Впоследствии из-за резкого удешевления недвижимости финансовая пирамида рухнула и кредиты остались невозвращенными. Банки сейчас тщательно скрывают от вкладчиков суммы своих потерь, что создает атмосферу недоверия и самое главное — неопределенности. Сумма невозвратимых «плохих кредитов», выданных ведущими японскими финансовыми учреждениями в период экономики «мыльного пузыря», составляла более 500 млрд. долл.
36
первую очередь значительно увеличить ассигнования на развитие так называемых общественных работ — крупных экономических проектов. Одновременно с этим в попытке остановить падение внутреннего спроса, которое стало одним из главных факторов сокращения промышленного производства, кабинет министров решился на самое масштабное в истории сокращение налогов.
Кризис в странах Азии привел к отрицательному или нулевому росту ВВП в 1998 году: в Японии, по оценкам, сокращение ВВП составило 2,2%, в Р. Корея — 0-й рост, в Индонезии, Таиланде и Малайзии — нулевой или отрицательный рост. По оценке Всемирного Банка, содержащейся в годовом обзоре за 1998 год, в пострадавших от кризиса странах сокращение ВВП в прошлом году должно было составить в целом -8%.
Однако благодаря крупномасштабной помощи МВФ Индонезии, Южной Корее, Таиланду и Малайзии, экономика Восточной Азии уже проходит низшую точку своего падения, экономический рост в Азии возобновится в 2000 или 2001 году, причем на более здоровой и постоянной основе, но докризисный уровень 1997 года эти страны могут достичь не раньше 2007 года и, возможно, превысить его.
Что же касается мировой экономики в целом, то по прогнозам МВФ, средние темпы ее роста в 1998 году должны были составить 2%, тогда как в 1999 году рост станет более ощутимым.
Стратегия борьбы с региональными кризисами в диссертации рассмотрена на примере стран Латинской Америки. Опыт Мексики показал опасность сокращения завышенного курса национальной валюты по отношению к американскому доллару. Но ослабление позиции государства в сохранении завышенного курса привело к бегству иностранного капитала, фактором спасения экономики Мексики стала огромная одноразовая американская помощь (40
37
млрд. долл. США) и наличие торгового блока НАФТА, стимулировавшего рост мексиканского экспорта.
Все это позволило Мексике сравнительно быстро восстановить экономический рост и репутацию у иностранных инвесторов, хотя отрасли, не связанные непосредственно с экспортом, продолжают испытывать серьезные трудности и до настоящего времени.
Облегчающим фактором послужило и то, что задолженность Мексики сосредотачивалась в форме гособязательств (по которым прежде всего и ударил кризис), а реструктуризация государственных бумаг осуществлялась легче, чем корпоративных. Обесценение же последних подняло интерес зарубежных инвесторов к их массовой скупке, стимулируя активность последних на мексиканском фондовом рынке, а, следовательно, и восстановление цен на мексиканские частные активы. Особенную активность в этом проявили американские финансовые компании, заинтересованные перевести в Мексику трудоемкие производства с учетом большой разницы в оплате труда в рамках НАФТА. Активность зарубежных инвесторов стимулировала активность мексиканского капитала, стремящегося закрепить за собой позиции в национальном производстве и экспорте.
Таким образом удалось восстановить платежный баланс страны и благоприятный инвестиционный климат.
В Аргентине кризис удалось потушить благодаря умелой государственной политике. Во-первшх, проводилась активная политика правительства и Центробанка по блокированию кризисных тенденций и предотвращению их перерастания в неуправляемый процесс. Она включала меры по расширению рефинансирования коммерческих банков, снижению нормы обязательного резервирования, выделению средств для санации коммерческих банков, в том числе по покупке их активов.
38
Во-вторых, кризисная ситуация была довольно успешно использована для оздоровления банковской структуры на пути проведения целенаправленной политики по ликвидации наиболее слабых звеньев кредитной системы и проведения мер по концентрации банковского капитала и создания крупных кредитных учреждений, способных действовать в условиях постоянно растущей конкуренции.
В-третьих, проводилась политика не только по предотвращению массированного оттока иностранных ресурсов, но и по привлечению новых займов со стороны международных кредитных институтов.
После преодоления кризиса 1994-1995 гг. органы по осуществлению кредитно-денежной и валютной политики стали переходить от «пожарных» мер спасения к практике долговременного укрепления финансовой системы страны.
Суть аргентинского опыта — система валютного управления, которая означает, что в экономике должно выпускаться столько денег, сколько в стране золотовалютных или просто валютных резервов. Каждая денежная единица должна обеспечиваться золотовалютными запасами. Таким образом, даже при отрицательном платежном балансе страна застрахована от мощного обвала национальной валюты.
Экономическая политика бывшего министра экономики и финансов Кавальо и президента Карлоса Менема позволила снизить годовую инфляцию с 1300 процентов в 1991 году до 1 процента в последние три года, обеспечить устойчивый экономический рост (8,4% в 1997 году при прогнозе на 1998 год в 5,5%).
Опыт Бразилии по преодолению кризиса был интересен тем, что и здесь применялась формула валютного коридора, введенного в связи с кризисом в Мексике с марта 1995 г. С тех пор курс реала по отношению к доллару поддерживается путем жесткого валютного коридора, параметры которого подлежат корректировке раз в полгода.
39
Другая сторона бразильского опыта — консолидация банковской системы. Меры консолидации включали предоставление разрешения банкам на рефинансирование кредитов сроком до 3 месяцев и взаимную передачу долгов корпораций, если сумма долга не превосходит 80 млн. реалов.
С марта 1998 г. Центробанк Бразилии стал проводить политику постепенного расширения миникоридора, при выходе за рамки которого ЦБ обязан осуществлять интервенции. В течение одного года допустимый предел колебаний миникоридора должен быть увеличен с 0,4 до 1,4%, а в течение трех лет достигнуть 3%. К середине августа 1998 г.миникоридор был расширен до 1,1680-1,1770 реалов за доллар США. Расширение валютного коридора позволило несколько снизить дефицит торгового и платежного балансов. Центробанк страны снизил учетную ставку до 19,75%, то есть до докризисного уровня.
Однако серия кризисов, включая Россию, вновь поколебали финансовый сектор Бразилии. Индекс акций на бирже за один август 1998 г. снизился на 40,8% при общем падении за год на 47,06% (по сравнению с максимальным падением в 23,83% в октябре 1997 г.). Из страны за август-сентябрь 1998 г. «сбежал» капитал на 26 млрд. долл. США. Золотовалютные резервы к концу октября сократились до 41,6 млрд. Курс реала на параллельном рынке упал с 1,25 до 1,4 реадов за доллар США.
Международный валютный фонд и страны «большой семерки» заявили о готовности предоставить Бразилии пакет помощи в 30 млрд. долл. США.
Ожидалось, что кризис в экономике носит краткосрочный характер и к концу десятилетия страна способна восстановить темпы роста до уровня 4% в год, но сейчас прогнозы носят более пессимистический характер: продолжение спада в 1999 г. и возможный рост в 3% в 2000 г. Таким 40
образом, при несомненных достижениях Бразилии в области финансовой стабилизации, выразившейся в победе над инфляцией и поддержании устойчивого паритета национальной валюты, ей не удалось добиться макроэкономической стабилизации и устойчивых высоких темпов прироста экономики.
Сопоставление финансовой ситуации в Бразилии и странах Азии наглядно свидетельствует, что главные причины нынешнего кризиса состоят в отсутствии порядка в государственных финансах, следствием чего является постоянный дефицит бюджета и растущий внутренний долг. Отрицательному воздействию этого фактора на экономику Бразилии не смогли противостоять такие положительные моменты, как рост реального производства, эффективность приватизационного процесса, более стабильная банковская система, масштабные прямые инвестиции, ограничение доступа нерезидентов к бумагам государственного долга и более рациональная структура внешней торговли.
Одновременно опыт Бразилии говорит о том, что отдельные меры, например, обязательная продажи валюты экспортерами или ограничение на открытие валютных счетов, не являются достаточно эффективными для противодействия внешним и внутренним шокам. Из практики Бразилии скорее подходит применение таких мероприятий, как повышение эффективности приватизационного процесса, стимулирование перестройки структуры экспорта, создание механизмов по переводу сбережений населения в инвестиции, укрепление банковской системы.
Общими выводами из анализа опыта борьбы латиноамериканских стран с кризисами являются:
— усиление участия государства в валютно-финансовой сфере;
— разработка программ укрепления национальной валюты;
41
— увязка реформы финансово-банковской системы с мерами по повышению инвестиционной и экономической активности;
— положительная отдача от международной экономической помощи и участие в региональной экономической интеграционной группировке НАФТА (последнее относится к Мексике, как члену НАФТА).
В работе исследованы причины стабильности китайской валюты. В этом заинтересованы большинство стран Азии, т. к. колебания курсов валют Китая, как и Японии, сразу вызовут новый обвал национальных валют НИС и АСЕАН. Поначалу в Китае царило спокойствие. Оно основывалось на понимании того факта, что китайская валюта не конвертируемая, инвестиции не приняли форму портфельных, а вкладывались в производство, в стране нет фондовой биржи, государство строго отслеживает и карает валютные махинации и не допускает «черного рынка» иностранной валюты. Еще одним стабилизирующим фактором является практическое отсутствие частного банковского сектора, строгая отчетность государственных банковских структур перед правительством, адресность банковских займов и прочие меры государственного макроконтроля над банковской сферой. Однако в 1998 году экономическая ситуация ухудшилась. Дефицит госбюджета возрос на-56%, продолжается падение внутреннего спроса, медленно продвигается процесс приватизации, частный сектор, на долю которого приходится 20% ВВП, лишен многих прав и привилегий, предоставленных предприятиям госсектора. Вопреки прогнозам, сокращается китайский экспорт в АСЕАН и Южную Корею, достигнутый в 1997 г. внешнеторговый баланс со-
42
храняется исключительно за счет увеличения ввоза товаров из указанных стран.1
Желая сохранить экономический рост в Китае власти предложили направить основные капиталовложения в развитие инфраструктуры — телекоммуникации, автомагистрали, ирригационные сооружения.
Среди комплекса реформ, которое стремится осуществить премьер Госсовета КНР Чжиу Жунцзи — реструктуризация банковской системы, но ее непоследовательность видна в том, что она будет протекать в сочетании с возвратом к прежней системе бюджетного кредитования народного хозяйства через государственные коммерческие банки по низким процентным ставкам. Прямое вмешательство государства в кредитную политику продиктовано сокращением внутреннего потребительского спроса и начавшейся дефляцией цен на фоне кризиса перепроизводства товаров, что грозит невыполнением «стратегически важной задачи» — достижения 8-ми процентного роста ВВП к концу XX столетия.
Как и другие страны азиатского региона, Китай не избежал участи плохих займов. Удельный вес «плохих займов» составил 22% всех внутренних заимствований или 200 млрд. долл. Резервы китайских банков весьма незначительны для покрытия просроченных ссуд. Один из факторов, удерживающих китайские банки от краха — высокая норма сбережений физических лиц, поэтому важно любой ценой сохранить доверие к банкам.
Первоочередной мерой для оздоровления системы государственных коммерческих банков явилось бы превращение их в акционерные компании, как это происходит с гос-
' Из общей суммы оборота внешней торговли в 325 млрд, долл., на долю стран АСЕАН и Южной Кореи в 1997 г. приходилось около 110 млрд. долл., т. е. 1/3 всей торговли.
43
предприятиями, что вывело бы их из-под постоянного контроля со стороны правительства и создало бы, таким образом, целую группу новых банков в форме современных корпораций.
Основной урок, который китайские власти вынесли из кризиса в Азии, — не допускать появления явления «дутых экономик». Во время быстрого экономического роста необходимо и внутренние, и зарубежные инвестиции направлять непосредственно на реализацию долгосрочных проектов, чтобы избежать «чрезмерного» разбухания фондового рынка и роста цен на недвижимость.
Гонконг , как и Китай, предпринимает все меры для удержания стабильного курса своей валюты — гонконгского доллара, который с 1984 года жестко привязан к американскому доллару. Удерживать спокойствие на финансовом рынке пока позволяет огромный валютный резерв, третий в мире, после Японии и Китая — свыше 92 млрд. долл., по состоянию на конец сентября 1998 г.
Однако с лета 1998 г. началась мощная атака валютных международных спекулянтов на гонконгский доллар, которые добивались снижения курса акций в расчете на повышение ставки рефинансирования, в результате чего власти Гонконга должны были производить небывалые в истории страны долларовые интервенции, чтобы повышать курсы акций путем их скупки и тем самым отбить охоту у бир-трать на их понижение.
Внезапный азиатский кризис подпортил намерения Гонконга плавно и безкризисно войти в экономическую интеграцию с Китаем и создал дополнительные трудности для самого Китая. Тем не менее, возможность сочетания китайского валютного резерва (145 млрд. долл. США) с гонконг-
После присоединения к КНР летом 1998 г. Гонконг был переименован в Сянган — Специальный административный район Китая (САРС). 44
ским выгодно и для Китая, и для САРС в целях предотвращения девальвации их национальных валют.
Администрация САРС к лету 1998 года обнародовала антикризисную программу. Она включает:
1. Поощрение ликвидности банков с целью снижения процентных ставок на межбанковские кредиты, которые к лету поднялись до рекордного уровня 10-11%, что породило кредитный голод, т. к. большинство местных фирм было не в состоянии занимать деньги в банках.
2. Ослабление ряда антиспекулятивных мер на рынке недвижимости. Половина кредитов крупных банков Гонконга была инвестирована в недвижимость, поэтому от этого сегмента экономики зависит финансовое благополучие САРС.
3. Инвестирование средств в дальнейшее развитие туристского бизнеса.
Правительственную программу антикризисных мер многие в стране считают «не адекватной нынешнему состоянию экономики».
Опыт борьбы с кризисами стран Латинской Америки, Китая, Гонконга показал, что единой стратегии в силу наличия национальных особенностей и быстро меняющейся международной финансовой ситуации быть не может. Эти страны также могут периодически подвергаться обесценению своих валют; однако крупные валютные резервы, крепкий и хорошо регулируемый государством финансовый сектор делают кризис менее болезненным.
За годы экономической реформы Вьетнам добился впечатляющих успехов: была решена продовольственная проблема, повышен в целом жизненный уровень населения, создана база развития новых и традиционных отраслей, сильный экспортный сектор. Вьетнам стал крупным экспортером сырой нефти, риса, кофе, чая, каучука, морепродук-тов. Постепенно ликвидируется разрыв в уровнях экономи-
45
ческого развития между городами и провинциями. Подавлена гиперинфляция, начаты реформы в банковском и финансовом секторах, в области регулирования валютного курса национальной валюты, который оставался, как и в других странах, привязан к доллару США и был стабильным на протяжении ряда лет.
По мнению диссертанта, у Вьетнама имелись преимущества по сравнению со странами Азии, пострадавшими от кризиса. Это прежде всего сильное макрорегулирование банковско-финансовой системы. Частный спекулятивный сектор в банковской сфере почти не развивался, в последние годы был также усилен контроль за экспортными операциями.
Среди других относительных причин можно назвать:
— неконвертируемость национальной валюты, ее слабую привязанность к доллару США;
— отсутствие в стране фондового рынка, через который обычно проходит большая часть валюты;
— прямые иностранные инвестиции имеют адресный и долговременный характер, что не позволяет иностранным инвесторам в случае перемен на валютно-финансовом рынке осуществить бегство капитала из страны;
— отсутствие во Вьетнаме портфельных инвестиций;
— жесткое госрегулирование валютных операций. В стране сохраняется запрет на приобретение предпринимате-дямНлвалюты^в кдршьоераамеоах и пед^водить валюту^без всяких ограничений за рубеж. •.-••*.•
По мнению диссертанта, как и в странах, пострадавших от кризиса, Вьетнаму необходима реформа финансово-банковской системы. В самое ближайшее время начнется реализация широкомасштабного проекта, направленного на реформирование деятельности Государственного банка. Главными целями реформы в банковской сфере являются усовершенствование инвестиционного климата в стране и 46
создание более благоприятных условий привлечения как местного, так и иностранного капитала.
Обновление должно затронуть инвестиционную политику. При государственном финансировании приоритетными должны стать проекты общенациональной значимости, либо те, которые находятся в стадии реализации и временно приостановлены из-за нехватки средств.
Большие усилия потребуется приложить для реструктуризации деятельности Госбанка, ряда государственных коммерческих банков страны, где еще часто приходится иметь дело с нерациональным использованием кредитов и коррупцией.
10%-ти процентный рост ВВП СРВ в 1996-2000 гг. был запланирован в расчете на продолжение привлечения крупных иностранных инвестиций. К лету 1998 г. во Вьетнаме было принято к реализации 2439 иностранных инвестиционных проектов на сумму 33,2 млрд. долл.
Региональный финансовый кризис виновен в снижении объема привлекаемых иностранных инвестиций, т. к. две трети иностранных инвесторов во Вьетнаме приходятся на страны, затронутые кризисом, что вызвало задержку в осуществлении ряда проектов.
Таким образом, во Вьетнаме складывается не простая обстановка и многое будет зависеть от поведения иностранных инвесторов и решимости руководства страны продолжать экономическую реформу.
47
Публикации по теме диссертации /. Монографии, брошюры
1.1. Опыт становления экономических моделей и индустриального развития передовых стран Восточной Азии. М., 1998, объем 4,4 п.л.
1.2. Финансовый кризис: ситуация в 1998 году и меры по его преодолению в странах Азии. М., 1998, объем 2,0 п.л.
1.3. Экономические реформы и международная помощь Вьетнаму: 80-90-е годы. М., 1999, объем 7,8 пл.
1.4. Уроки международных финансовых кризисов: Азия, Латинская Америка и Россия. М., 1999, объем 9,1 п.л.
//. Научные статьи в монографиях и сборниках статей
2.1. Экономическая политика НИС Азии: уроки для Вьетнама. Глава в монографии «Новые моменты во внутренней и внешней политике стран Азии». М., 1997, объем 1 п.л.
2.2. Структурная политика Вьетнама в рыночных условиях. Статья в Вестнике научной информации ИМЭПИ РАН, М., 1997, №10, объем 0,7 п.л.
2.3. Некоторые итоги политики экономического об-новления во Вьетнаме (1986-1997 гг.). Статья в монографии V «Экономика Вьетнама в 1997 году». М., 1998, объем 5.0п.л.
2.4. Уроки Азиатского финансового кризиса для нама 1997-1998 гг. Статья в монографии «Новые тенденции в Азиатско-Тихоокеанском регионе: проблемы и страны». М., 1999, объем 1.0 п.л.
2.5. Опыт Китая по стабилизации юаня в период Азиатского кризиса. Статья в монографии «Новые тенденции в
48
Азиатско-Тихоокеанском регионе: проблемы и страны». М., 1999, объем 7.0 п.л.
2.6. Вторая волна Азиатского кризиса и роль Японии. Статья в монографии «Новые тенденции в Азиатско-тихоокеанском регионе: проблемы и страны». М., 1999, объем 1,0п.л.
2.7. Вьетнам в период Азиатского финансового кризиса. Статья в монографии «Макроэкономическая и финансо-вая политика в кризисных ситуациях: мировой опыт и сийская действительность». М., 1998, объем 0,7 п.л. s.\Ul\
2.8. Уроки борьбы с кризисами Латиноамериканских стран. Статья в научном сборнике «Проблемы преобразований и регулирования социально-экономических систем». М., МГУ, 1998, объем 1,5 п.л.
2.9. Роль МВФ и США в оказании помощи странам Азии. Статья в научном сборнике «Проблемы преобразований и регулирования социально-экономических систем». С.Петербург, выпуск 4,1999, объем 1,2 п.л.
2.10. Малое предпринимательство во Вьетнаме. Статья в научном сборнике «Политика и отношения России с Восточно-Азиатскими странами». М., ИМЭПИ РАН, 1999, объем 0,3 п.л.
49