Атеизм в древнем Китае

Первые робкие скептические проявления в отношении к культу Неба, одной из догм конфуцианства, проявляются уже в народной поэзии I-го тыс. до н. э. В «Книге песен» («Шицзин»), памятнике древнекитайской народной поэзии, открыто звучит, ропот на несправедливость Неба. "Велик ты, неба высший свод!

Но ты немилостив и шлешь
И смерть, и глад на наш народ.
Везде в стране чинишь грабеж!
Ты, небо в высях, сеешь страх,
В жестоком гневе мысли нет;
Пусть те, кто злое совершил,
За зло свое несут ответ.
Но кто ни в чем не виноват --
За что они в пучине бед?"

В другом, древнекитайском литературном памятнике I-го тыс. до н. э «Вопросы к Небу», воспевается мифический герой богоборец Гуня, который восстал против Небесного владыки во имя блага людей, и осужденный за это на страшные страдания. В книге осуждается несправедливость Неба: "За что же кара? А за что награда?//У Воли Неба полный произвол..."

В V-III вв. до н. э. происходит зарождение основных философских учений древнего Китая. Это время в историографии получило название «Чжаньго» («Борющихся царств»). Этот период был характерен обострением классовой борьбы, укрепления государства, вследствие развития рабовладельческих отношений, что и отразилось в философских концепциях. В эпоху Чжаньго антирелигиозный скептицизм ведет целенаправленную борьбу с религиозными традициями.

Идеологическим противником конфуцианства становится даосизм. Основателем даосизма считается Лаоцзы, современник Конфуция, живший в царстве Чу. Древние даосы признавали объективность мира, выступали против обожествления Неба и отрицали Небесную Волю. Они считали небо, наряду с землею -- частью природы. Сам Лаоцзы все же не отрицал существование богов, но отрицал их влияние на людей.

Мир по представлениям даосов состоит из мельчайших материальных частиц «ци» и находится в состоянии постоянного изменения, все переходит в свою противоположность. Лаоцзы в своем труде «Даодэцзин» («Книга о дао и дэ») писал: «Неполное становится полным, кривое -- прямым, пустое -- наполненным, ветхое -- новым». Даосы отрицали культ предков, выступали против жертвоприношений Небу, Земле, рекам, горам и т.д. Атеистические воззрения даосов были развиты в философии Лецзы (V -- IV вв. до н. э.) прозванного правящим классом Защитник Разбойников. Лецзы был родом из царства Чжэн. Философ был выдающимся материалистом и диалектиком древности. Он утверждал: «:вещи сами рождаются, сами развиваются, сами формируются, сами окрашиваются, сами познают, сами усиливаются, сами истощаются, сами исчезают. Неверно говорить, будто кто-то намеренно порождает, развивает, формирует, окрашивает, дает познание, силу, вызывает истощение и исчезает» («Лецзы»). В качестве материальной субстанции в учение Лецзы выступают два первоэлемента: «ци» (эфир, воздух) и «цзи» (семена). В своей теории он очень близко подошел к атомистическому строению вещества. «Вся тьма вещей выходит из »семян« и в них возвращается» -- пишет Лецзы. Человек по представлениям философа произошел, в результате ряда превращений от простого к сложному, от животных, или конкретнее от лошади. По Лецзы небо это просто «скопление воздуха», а землю -- «скоплением твердого вещества». Он полностью отвергал идею божественного творения. Также он отрицал загробную жизнь.

Другим религиозным критиком того времени был писатель Чжуанцзы (ок. 369 -286 гг. до н. э.). Он подвергал религию сомнению с этической точки зрения. Он полностью отрицал загробную жизнь: «Со смертью тела исчезает душа человека». Жизнь по Чжуанцзы непрерывный процесс движения. «Жизнь вещей подобна стремительному бегу, она развивается с каждым движением, изменяется с каждым моментом». В этих словах проявляется деалектический подход мыслителя. При всем при этом в учение Чжуанцзы еще оставалось немало идеализма.

В промежуточном положении, между конфуцианством и даосизмом, находилось учение Моцзы (479 -- 381 гг. до. н. э.) Моисты признавали божественную Волю Неба. Однако, они считали, в отличие от конфуцианцев, что Небесная Воля познаваема, что судьба человека не предопределена, и зависит от его самого. Учение Моцзы испытало на себе сильное влияние материалистических идей того времени. Идеи моистов сыграли большую роль в формировании исторической концепции легистов. Философия «Фацзя» (легистов) опиралась на идею естественно исторических законов. Хань Фэйцзы, уроженец царства Цинь, пытался создать прогрессивную культурно-историческую теорию развития. Легисты понимали историю человечества как процесс развития: от дикости к цивилизации. Легисты толковали «дао» как естественный путь развития природы, не оставляя места для сверхъестественных сил и рока.

Атеистические идеи даосизма наиболее ярко выразились в мировоззрении Ян Чжу (прибл. 440 -- 360 гг. до н. э.). Его произведения нещадно уничтожались властями.

Ян Чжу отстаивал свободу человеческой личности. В объективно существующим мире, по Ян Чжу, все «совершается само собой». Философ не отделял человека от других существ, которые также состоят из «пяти первоэлементов». Человек, отличается от других живых организмов лишь разумом, считал он. По Ян Чжу человек есть часть природы, и не подчинен никакой сверхъестественной, надмировой силе. Ян Чжу считал смерть закономерным актом, отрицая загробную жизнь: «Согласно закону природы, не существует бессмертия, согласно закону природы, нет вечной жизни. Признать неизбежность смерти -- это и значит следовать естественному закону »дао"".

Вершиной всего древнекитайского атеизма стало учение Ван Чуна (27 -- 104 гг.), жившего в эпоху империи Хань. Он смело бросал вызов религии. Свою материалистическую философию мыслитель выразил в труде «Критические рассуждения» («Лунь хэн»). Обожествлению Неба он противопоставил материалистическое и атеистическое утверждение, что «небо есть тело, подобное земле». Небо считает Ван Чжу «не проявляет себя сознательными деяниями, не обладает способностью познания». Ван Чжу выступал за научный подход к пониманию мира: «Изменения природных стихий происходят естественно, самостийно, а человек, не понимая этого, трепещет в страхе перед ними. Если же людям все как следует объяснить, то можно избавить человечество от этой тревоги». «Если человек не видит и не слышит окружающего, у него не может быть и представления о нем», -- отмечал философ. Ван Чжун провозглашал единство, вечность и материальность мира. Все в природе возникает естественно, как результат сгущения субстанции «ци», все рождается из «ци», независимо от сверхъестественных сил.

Человек это неотъемлемый элемент вселенной, который выделяется из природы наличием разума. «Среди существ, рождаемых небом и землей, человек является наиболее ценным, и эта ценность определяется его способностью к знанию» -- заявлял Ван Чжу. Мыслитель также высказывал диалектические мысли: «Все имеющее начало, должно иметь свой конец; все, имеющее конец, должно иметь свое начало... Смерть есть результат рождения; в рождении заложена неизбежность смерти».

Ван Чжу в своем отношение к смерти отрицал жизнь после смерти. «Человек -- это живой организм, и животное -- живой организм. Когда животное околевает, оно не становится духом, так же и человек после смерти не превращается в духа» («Лунь хэн»). И еще: «...умирает человек -- останавливается ток его крови, исчезает субстанция »ци«...тело становится прахом. Откуда же взяться духу умершего?». Прогрессивное учение Ван Чжу не могло получить признание в современной ему действительности. Его труды изымались и уничтожались властями, а его сторонники преследовались. Лишь спустя тысячелетие его рукопись была случайно обнаружена. Мир смог узнать о выдающемся атеисте и материалисте древности.

Архивариус.



Безбожные новости
Философия