В последних номерах “Рабочего класса” появилось несколько статей, посвященных вопросу взаимоотношения коммунизма и религии. Автор статьи “Использовать оружие классового врага” А. Ракевич утверждает, что религию не только не нужно огульно отрицать, но и надо стараться использовать ее в наших целях. Н. Кузьменко в статье “Необычные мысли о месте религии и атеизма в нашей борьбе” обращает внимание на тот интересный факт, что массовое религиозное сознание автоматически не может быть заменено научным, что это процесс длительный, и мы должны всесторонне учитывать этот факт в нашей пропаганде. Н. Радичук в статье “Религия, конечно же оружие. Только не наше”, наоборот, предостерегает коммунистов от попыток социалистического богостроительства, вполне убедительно объясняя, что если верующие и могут участвовать в классовой борьбе, то вовсе не благодаря своей вере.
Нужно сказать, что во всех этих статьях есть много полезных мыслей, поэтому не хотелось бы их противопоставлять друг другу.
Ведь история рабочего и коммунистического движения знает много попыток – как удачных, так и неудачных – взаимодействия социализма и религии.
Начать можно хотя бы с того, что Энгельс, когда писал “Принципы коммунизма” – работу, основные идеи которой потом легли в основу “Манифеста коммунистической партии”, использовал форму катехизиса – традиционного церковного жанра.
Карл Каутский в своей замечательной книжке “Происхождение христианства” впервые выдвигает идею того, что Иисус Христос на самом деле был революционером своего времени, но революционную сущность его учения позже выхолостила и извратила христианская церковь, пошедшая в услужение к господствующим классам. Можно, конечно, спорить, насколько такая идея имеет под собой почву, но ее охотно разделяли многие рабочие. В разных странах существовало много социалистических религиозных сект и общин.
Многие российские социалисты тоже пытались работать с верующими. Например, известный поп Гапон, который был социалистом-революционером, имел серьезный успех среди верующих рабочих. Пробовали работать с верующими и социал-демократы. Так, ІІ съезд РСДРП принял решение издавать специальную газету для сектантов, с помощью которой планировалось направить их недовольство официальной церковью и теми преследованиями, которым они подвергались со стороны властей, в русло социального протеста. Справедливости ради, нужно отметить, что работа с сектантами у социал-демократов так никогда и не получилась, а чем закончилась деятельность Гапона в качестве “социалистического попа” – общеизвестно.
Еще больше фактов можно привести из практики наших зарубежных товарищей, особенно латиноамериканских, где религия, как известно, имеет очень большое влияние. Появились целые течения в церкви, которые пытаются соединить социализм и религию. Самое известное среди них – теология освобождения. Представители этого течения не только серьезно теснят официальный католицизм в рабочих кварталах латиноамериканских городов, но и не оставляют своим вниманием тех верующих, которые борются в рядах многочисленных партизанских отрядов в различных странах Латинской Америки. Большую моральную поддержку представители теологии освобождения оказывают социалистической Кубе. В условиях американской блокады Острова Свободы это имело большое значение. Переведена на русский язык целая книга бесед одного из лидеров этого движения священника Фрея Бетто с Фиделем Кастро, где они обсуждают вопросы взаимодействия коммунистов и прогрессивных деятелей церкви в условиях революционной борьбы против капитализма, а также в условиях социалистической Кубы.
К слову сказать, сам Фидель воспитывался в иезуитском колледже, как и его брат Рауль. Именно там они впервые заразились революционными идеями. Собственно, и Сталин начинал свою революционную деятельность, будучи учеником семинарии.
Но все это вовсе не значит, что весь этот опыт автоматически можно переносить на нашу почву. Ведь вопрос взаимодействия коммунизма и религии всецело зависит от конкретных исторических условий, в которых это взаимодействие осуществляется. Одно дело – взаимодействие коммунистов с прогрессивными и революционно настроенными деятелями церкви в условиях массовой партизанской борьбы, как это имело место, скажем, в Сальвадоре (напомню, что епископ Сан-Сальвадора за фактическую поддержку партизан был расстрелян местными фашистами во время богослужения). И совсем другое дело – заигрывание коммунистов на Украине с откровенно реакционными и прокапиталистически настроенными кругами церковного руководства с единственной целью – заполучить голоса верующих на выборах.
Дело здесь даже не в том, что наши епископы никогда не отличались радикальностью и всегда поддерживали власть. Дело в том, что и ситуация с влиянием церкви на широкие массы трудящихся у нас совершено другая, чем в Латинской Америке или, допустим, в дореволюционной России.
Вся кампания по сближению партии и русского православия была построена на предположении о том, что “80% наших граждан являются внеисповедными православными”. Но посмотрим, как дело обстоит на самом деле. Будем пользоваться данными мониторинга общественного мнения, который проводил институт социологии НАНУ. Приводятся данные за 2001 год. Отношению граждан к религии здесь посвящены два вопроса. Один из них несколько странный: “доверяете ли вы богу?”.
Ответы таковы.
Совсем не доверяю – 6,0%
Скорее не доверяю – 3,4%
Сложно сказать – 20,8%
Скорее доверяю – 18,9%
Полностью доверяю 50%
Не ответили 0,4%
Таким образом, из ответа на этот удивительный вопрос можно сделать вывод, что к богу около 70% относится если и не положительно, то и не отрицательно.
Но все это вовсе не значит, что они хорошо относятся к церкви. Второй вопрос более конкретен, он показывает уровень доверия церкви и духовенству. И ответ на этот вопрос таков:
Совсем не доверяю – 14,3%
Скорее не доверяю – 13,9%
Сложно сказать – 34,7,8%
Скорее доверяю – 18,8%
Полностью доверяю 17,4%
Не ответили 0,3%
Итак, церкви и духовенству доверяют чуть более трети опрошенных.
Кстати, такая картина вовсе не является особенностью Украины. Согласно данным привеленным А.В. Козловым в Германии процент людей, не принадлежащих ни к одной религии, с 1970 по 1998 год вырос с 2% до 25%, в Великобритании за период 1983 – 2000 годов – с 31% до 44% (при этом число приверженцев англиканской церкви упало за 17 лет на 40%). Такая же тенденция наблюдается в Азии: по данным опроса 1999 года, не относят себя ни к одной религии в Гонконге 64%, в Южной Корее 46%, в Сингапуре – по данным переписи 2000 года – 14,8%.
Как видите, процесс отхода людей от религии носит глобальный характер и будет продолжаться дальше по мере прихода новых поколений.
В этих условиях привязывать коммунистическую партию к религии означает обрекать ее в недалеком будущем на полную изоляцию в обществе, в первую очередь, от молодежи.
Сегодня вопрос антирелигиозной пропаганды не является для нас первостепенным. Но это вовсе не значит, что партия должна вести пропаганду религии. Марксистское решение вопроса лежит между этими крайностями, точнее, оно лежит в совершенно другой плоскости, не в плоскости межконфессинальной конкуренции или хулиганского отношения к чувствам верующих, что буржуазия, кстати, практикует не реже, чем поддержку религии. Вопрос лежит в плоскости классовой борьбы, организации рабочих на борьбу против капитализма, независимо от того, верят они в бога или нет. Вот цитата из работы Ленина “Социализм и религия”:
“Наша программа вся построена на научном и, притом, материалистическом мировоззрении. Разъяснение нашей программы необходимо включает поэтому и разъяснение истинных исторических и экономических корней религиозного тумана. Наша пропаганда необходимо включает и пропаганду атеизма; издание соответственной научной литературы … должно составить теперь одну из отраслей нашей партийной работы…
Но мы ни в коем случае не должны при этом сбиваться на абстрактную, идеалистическую постановку вопроса “от разума”, вне классовой борьбы, – постановку, нередко даваемую радикальными демократами от буржуазии. Было бы нелепостью думать, что в обществе, основанном на бесконечном угнетении и огрубении рабочих масс, можно чисто проповедническим путем рассеять религиозные предрассудки. Было бы буржуазной ограниченностью забывать о том, что гнет религии над человечеством есть лишь продукт и отражение экономического гнета внутри общества. Никакими книжками и никакой проповедью нельзя просветить пролетариат, если его не просветит его собственная борьба против темных сил капитализма. Единство этой действительно революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе.
Вот почему мы не заявляем и не должны заявлять в нашей программе о нашем атеизме; вот почему мы не запрещаем и не должны запрещать пролетариям, сохранившим те или иные остатки старых предрассудков, сближение с нашей партией. Проповедовать научное мировоззрение мы всегда будем, бороться с непоследовательностью каких-нибудь “христиан” для нас необходимо, но это вовсе не значит, чтобы следовало выдвигать религиозный вопрос на первое место, отнюдь ему не принадлежащее, чтобы следовало допускать раздробление сил действительно революционной, экономической и политической борьбы ради третьестепенных мнений или бредней, быстро теряющих всякое политическое значение, быстро выбрасываемых в кладовую для хлама самым ходом экономического развития”.
Таким образом, с верующими, бесспорно, нужно работать. Но нужно работать для того, чтобы перетянуть их на свою сторону, а не для того, чтобы самим опуститься до уровня бабушек, посещающих церковь, и уж, тем более, не для того, чтобы угодить попам, которые и сами далеко не всегда имеют влияние на верующих.
Статьи по теме: