Философский подвиг
Если верно, что каждый вкратце повторяет всю свершившуюся
до него историю человечества, то никто и никогда не
вступит в царство истины, минуя материалистическое
учение Людвига Фейербаха. И сегодня, столетие спустя
после его смерти, мы можем повторить слова, сказанные
над могилой мыслителя от имени Международной ассоциации
рабочих, от имени Социал-демократической партии Германии
и его друзей: «Он разрушил здание лжи и обмана и на
его руинах воздвиг храм истины и свободы, храм, представляющий
прекраснейший и самый долговечный памятник, какой смертный
может себе поставить. Истина была существом Фейербаха
– истина, и только истина».
Признание глубокого родства идей мыслителя с историей
международного коммунистического движения было взаимным
– за два года до смерти Фейербах вступил в ряды Социал-демократической
партии Германии, убедившись воочию, что это единственное
движение, всерьез воспринявшее самые сокровенные его
взгляды, устремления и теоретические завоевания. Закономерным
путём вперед от его «Сущности христианства» был путь
к «Капиталу» – философии и политической экономии пролетариата.
Он убедился к концу жизни, что не только коммунизм
нуждается в серьезной философии, но и эта последняя
нуждается в коммунизме, единственно способном спасти
философскую культуру от угасания, вырождения в систему
цветистых, но бессильных что-либо изменить фраз...
Мог ли прийти к иному выводу человек, с горечью написавший
несколько ранее такое признание:
«Всё, что связано с практикой, у нас остается обычно
на бумаге. Большим злом является то, что мы предоставляем
только врагам свободы и человечества создавать организации
и всевозможные корпорации. Мы же сами, вопреки нашему
теоретическому материализму, в жизни утопаем в небытии
частной свободы мысли, без всякой материальной связи».
«Теоретический материализм», о котором говорит Фейербах,
был для него не просто убеждением в существовании вещей
вне и независимо от человеческого сознания, но и конкретно-содержательным
принципом теоретического мышления, результатом, итогом
и венцом всей его драматически-противоречивой жизни
в философии. Его материализм – мировоззрение мыслителя,
прошедшего искушения самой разработанной и аргументированной
системы идеалистических иллюзий – гегелевской. Фейербах
увидел в материализме единственный ключ к объяснению
фундаментальнейших проблем человеческого бытия и познания.
К такому выводу мог прийти только философ, который
и в гегелевской системе увидел прежде всего не схоластически-отвлеченную
систему понятий, а выраженные в них вполне земные проблемы
человеческой жизни.
В начале своей философской деятельности он, как и все
«левые» гегельянцы, считал, что под титулом «бога»
и «абсолютного разума» их общий учитель описывал не
что иное, как реальный интеллект, «родовую способность»
человечества мыслить, реализующуюся в бесконечном множестве
индивидов и от века к веку, от поколения к поколению
совершенствующуюся в борьбе с «неразумием» – невежеством,
тупоумием и предрассудками, в том числе религиозными.
Лишь при такой интерпретации гегелевской философии
имело смысл изучать ее (порвав с религией, в духе которой
Фейербах, как и все люди его поколения, был воспитан
с детства), можно было научиться у нее чему-либо, кроме
туманного языка... Исходя из этого, Фейербах, будучи
еще убежденным «гегельянцем», пытается в своих лекциях
в Эрлангенском университете излагать гегелевскую логику
как теорию познания мыслящим человеком окружающего
его реального мира. Он выдвигает прогрессивное требование:
«Не религиозными делать людей, а образовывать их, распространять
образование по всем классам и сословиям – вот... задача
времени» 1. Отбросив, как словесный сор, фразы о «боге» и «абсолюте»,
Фейербах увидел в гегелевской философии академически
зашифрованное изображение «драматической психологии
человека», познающего природу.
Эта позиция представляла собой – по тенденции – движение
к материализму. Материализмом, однако, она еще не была.
И если бы Фейербах остановился на этом – он вряд ли
вошел бы в историю философии в качестве сколько-нибудь
заметной фигуры.
Фейербах сделал гораздо большее – решительный шаг к
философскому материализму (на который не решался до
него ни один из представителей гегелевской «левой»
– ни Давид Штраус, ни братья Бауэры).
Именно этот шаг определил историческое значение Людвига
Фейербаха в развитии философской мысли, выдвинул его
(правда, на короткий срок) в лидеры философско-теоретической
культуры. Тем более важно понять, в чем именно этот
шаг состоял и какими мотивами он был вызван. Не чисто
теоретическими соображениями, нет. Порвать с идеализмом
Фейербаха властно заставили обстоятельства идеологической
борьбы, в эпицентре которой он оказался.
Дело в том, что самым непосредственным и активным противником
всякого прогресса – и в философии, и в правосознании,
и в житейской нравственности, и в искусстве – выступала
в то время в Германии религия. Именно религиозное мировоззрение
и умонастроение составляли ближайшее препятствие, в
которое упиралось любое сколько-нибудь прогрессивное
движение в преддверии 1848 года, в преддверии революции,
объективной задачей которой было сокрушение изжившей
себя системы феодально-монархических институтов. От
имени религии, от имен бога старались заморозить любую
живую инициативу монархи и князья, бюрократия, полиция
и цензура. Удивительно ли, что бог теологов стал в
глазах прогрессивно настроенных людей синонимом и символом
застоя, консерватизма, реакции? Удивительно ли, что
пароль, объединяющий демократические силы, в том числе
и наиболее радикально настроенные слои немецкой буржуазии,
идеологом которых выступал Фейербах, был найден в атеизме?
Левогегельянство, теоретически обосновывавшее атеизм,
потому и стало общепризнанным идейным рупором прогрессивных
сил. Сложившаяся в Германии ситуация действовала по
отношению к гегелевской философии как сепаратор, разделяя
заключавшиеся внутри нее тенденции и противопоставляя
их друг другу в виде разных философских партий. Теоретический
противовес «левакам-атеистам» составило «правое гегельянство»
с его охранительными установками. Борьба «разума» и
«религии» разгорелась как борьба между философскими
фракциями, одна из которых считала самого Гегеля «атеистом
и антихристом», а другая – и тоже с не меньшим правом
– интерпретировала его как осторожно-разумного сторонника
религиозно-монархических устоев. Наметилась трещина
и среди самих «левых» – в виде разногласия между сторонниками
«субстанционального» и «субъективного» объяснения происхождения
христианства. Оказывалось, что логика Гегеля одинаково
хорошо служила обоснованию как одной концепции, так
и прямо ей противоположной...
Вот это-то коварное свойство гегелевской диалектики
и заставило более последовательных мыслителей левогегельянского
круга стать в критическую позицию к ней самой – попытаться
понять, в чем же причина ее равнодушной нейтральности,
проявляющейся как раз там, где борьба разума с «неразумием»
достигает наибольшей остроты и накала?
Этот вопрос – а он-то и был самым важным, когда речь
заходила о борьбе с религиозным, политическим и философским
тупоумием, – был поставлен Людвигом Фейербахом.
Основную причину слабости и противоречивости гегелевской
философии Фейербах усмотрел в идеализме. Тем самым
он сформулировал самый важный – ключевой – вопрос современной
ему философской борьбы. Принципиально верный ответ
на него гласил: гегелевская логика должна быть не просто
интерпретирована по-иному, не просто истолкована как
логика человеческого, а не выдуманного «божественного»
мышления. Этого мало. Чтобы стать логикой действительного
человеческого мышления, диалектика нуждается в куда
более серьезном и радикальном переосмыслении, в критической
перестройке всего ее здания, начиная от фундамента.
Фейербах не заметил рационального зерна диалектики
Гегеля. Но, отбросив гегелевскую систему, он начал
перестройку философского здания, восстановил в правах
материалистический взгляд на мир. Фундаментальным принципом
этой перестройки стало иное, прямо противоположное
гегелевскому, понимание самого мышления, разума, –
как человеческого, как деятельной способности реального
человеческого существа. «Чистого мышления» нигде и
никогда не было, нет и не будет. Зато всегда были и
будут природа и человек, обладающий, в частности, способностью
мыслить В мыслящем человеке свойства природы синтезированы
в единый живой комплекс, в организм, обретающий сознание
и самосознание, т.е. мышление. Решительно отвергая
идеалистически-дуалистический разрыв души и тела, Фейербах
материалистически решает основной вопрос философии.
«Действительное отношение мышления к бытию, – утверждает
он, – таково: бытие – субъект,
мышление
– предикат» 2.
В этом заключался принцип, провозглашенный Фейербахом
в главном и самом знаменитом его труде – «Сущности
христианства» (1841 г.), хотя и не названный своим
настоящим именем – материализм. Фейербах назвал этот
принцип «антропологическим», подразумевая, что подлинными
и универсальными объектами философии являются человек
и порождающая его природа. Пришедшая на смену идеализму
антропологическая философия должна заключить плодотворный
союз с естествознанием.
Материализм был утверждён Фейербахом в качестве всеобщего
и исходного принципа научно-теоретического мышления
– философского и естественнонаучного. Его заслуга состоит,
как подчеркнул В.И. Ленин, в «решительном разрыве с
идеализмом Гегеля и в провозглашении материализма...» 3. Поэтому имя Фейербаха навсегда останется начертанным
на том перекрестке философских дорог, где расходятся
пути науки и псевдонаучного философствования, ведущего
в конечном счете в болото религиозного мракобесия...
Фейербахом был установлен факт, что философский идеализм
порождается теми же самыми психологическими механизмами,
что и религиозно-теологические представления, той же
силой воображения, которая превращает реальные способности
человека в особый, вне и независимо от него существующий,
«отчужденный» иллюзорный объект. Идеализм принуждает
мышление людей к компромиссу с силами религиозно-монархического
тупоумия. Отсюда следовал вывод: философия, как наука
разума, до тех пор не сможет одолеть своего внешнего
врага – «неразумие», пока не изгонит идеализм из собственных
теоретических построений. Ибо идеализм – «последняя
рациональная опора теологии». Философией, соответствующей
революционному демократизму, является материализм.
Именно так восприняли «Сущность христианства» широкие
круги революционной демократии в Германии и за ее пределами,
она стала их подлинным философским знаменем. «Надо
было пережить освободительное действие этой книги,
– писал впоследствии Ф. Энгельс, – чтобы составить
себе представление об этом. Воодушевление было всеобщим:
все мы стали сразу фейербахианцами. С каким энтузиазмом
приветствовал Маркс новое воззрение и как сильно повлияло
оно на него, несмотря на все критические оговорки,
можно представить себе, прочитав «Святое семейство» 4.
У Фейербаха училось поколение революционеров-демократов
России – Герцен, Огарёв, Белинский, Добролюбов, Чернышевский,
видевшие в нем союзника в борьбе против социальной
и духовной реакции.
Основоположники марксизма, высоко оценив заслуги Фейербаха,
всегда считали его одним из своих непосредственных
философских предшественников. В то же время они подвергли
критике ограниченность его материалистического учения,
которое он не смог распространить на понимание исторического
процесса и остался поэтому идеалистом «сверху». Созерцательный
характер фейербаховского антропологизма (пытающегося
объяснить общественную жизнь, исходя из неизменных
физических и духовных качеств людей) обрёк на неудачу
и попытки философа создать учение о коммунизме. Созерцание
природы, писал он, делает человека коммунистическим,
т.е. свободно мыслящим и щедрым.
Но философская мысль обогнала Фейербаха на им же начатом
пути. Именно так и понял на склоне лет судьбу своего
учения сам Фейербах. Кристальная честность и искренность
позволили ему увидеть, в ком из бывших учеников продолжается
подлинная жизнь его идей, а в ком – лишь жизнь «антропологической»
фразеологии. Вот почему Фейербах окончил свою земную
жизнь убежденным сторонником Интернационала.
Ильенков Э.В.
Философия и культура.
Москва, 1991, с. 152-155
1 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Москва, 1955,
т. 2, с. 730.
2 Там же, т. 1, с. 128.
3 Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 2, с. 51.
4 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 21, с. 281.