Гуманизм
как единство инновации и традиции:
социально-философский аспект (в контексте
итальянского Возрождения)
Специальность
09.00.11 - социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации
на соискание ученой степени кандидата
философских наук
Уфа
2000
Работа
выполнена на кафедре философии Башкирского
государственного медицинского
университета
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность
темы исследования. Гуманизм занимает важное место в
системе духовных ценностей. О его
определяющей роли в мировоззренческом
сознании европейского человечества (по
крайней мере с ренессансной эпохи) можно
судить по тому, что ни одно философское,
политическое, художественное направление
шга учение, претендующее на роль духовного
и практического лидера европейской
цивилизации, не обходилось без того, чтобы
объявить себя образцом гуманизма1.
Гуманистические
идеалы, «пустившие корни» в эпоху
Ренессанса, утвердившиеся в духовной
культуре в форме традиции, выдержали
испытание временем, доказав свою
значимость, непреходящую ценность.
Однако широкая
практика использования идеи гуманизма
иногда приводит к досадным результатам.
Происходит девальвация, искажение в общественном
сознании гуманистической идеи, превращение
её в фикцию. В этой связи есть
необходимость выявить истинное значение,
содержание гуманизма.
Мы обращаемся к
конкретному культурно-историческому
контексту, к истокам, к эпохе Возрождения.
Нам важно понять, в чем состоит новизна, ценность
гуманистических идеалов, почему они
становятся традицией?
С течением времени
понятие «гуманизм» приобретаег новые
характеристики, однако стержень этого
понятия остается неизменным. Идейный стержень
гуманизма, образованный в эпоху
Возрождения, выступает в роли традиции,
которая реализует принцип преемственности
поколений, ценностей духовной культуры.
Получая значение общественного идеала,
общечеловеческого начала, противостоящего
групповому, классовому, национальному,
гуманизм доказывает свою жизненную
стойкость. Однако без практического
воплощения, применения, претворения в жизнь
гуманистические принципы, идеалы остаются
абстракцией.
' Пролеев С.В.
Мировоззренческий смысл идеи гуманизма //
Проблемы социально-гуманитарного знания. Л.,
1989. С 21.
4
Степень
разработанности проблемы. Проблема гуманизма в контексте
итальянского Возрождения в общем виде уже
поставлена в литературе. Однако гуманизм
как динамическое соотношение инновации и
традиции до сих пор не стал объектом
специального философского анализа. Именно
социальная философия, в рамках которой
происходит осмысление и объяснение
социального мира и самого человека,
предметом исследования которой являются, в
частности, мировоззренческие принципы
жизни и развития человеческого общества,
позволяет дать наиболее полную
характеристику такого сложного, многогранного
понятия, как гуманизм. Диссертанта
интересует определенный аспект гуманизма,
а именно: гуманистические идеи, выступающие
в роли инновации, приобретают в эпоху
Возрождения черты традиции. В этом ключе
проблема гуманизма еще не обсуждалась.
Важный этап в
развитии историографии итальянского
гуманизма связан с именами Гарэна Э.,
Жильсона Э., Кристеллера П., Тоффанина Дж., Ч.Тринкауса.
Религиозно-клерикальная
линия трактовки гуманизма представлена в
работах Тоффанина Дж., который отрицает
какую-либо новизну гуманизма. Родоначальниками
гуманизма он считает отцов церкви и
усматривает его специфику в гармоничном
единстве античной науки и христианства,
использовании древней образованности для
обоснования веры.
Близость к
позициям Тоффанина можно отметить в трудах
Ч.Тринкауса Религиозные принципы, по мнению
Тринкауса, столь сильно окрашивают гуманистическое
мышление, в том числе учение о достоинстве
человека, что это позволяет видеть в
гуманизме лишь своеобразную форму
проявления христианского миросозерцания.
Помогают раскрыть
содержание понятия «гуманизм» концепции,
представленные Кристеллером П. и Гарэном Э.
Кристеллер
трактует понятие «гуманизм» как
профессиональные занятия филологией и
риторикой; полагает, что гуманисты эпохи
Возрождения были переоценены, им присвоили
заслугу в деле обновления мысли, которой
они в
действительности
не имели, поскольку если и занимались
философией и науками, то лишь косвенно.
Диаметрально
противоположной является позиция Гарэна,
который отмечает, что отрицание
философского содержания в гуманитарных
науках эпохи Возрождения является
следствием того факта, что философией чаще
всего считаются систематические
построения грандиозных масштабов и
отрицается то, что в качестве философии
может быть другой тип умопостроений. В
гуманизме Гарэн видит широкую систему
мышления, воздействующую на культуру и
общество Италии XIV-XVI вв. «глубоко
радикально и обновляюще». Это не только
новое миропонимание, в центре которого
проблема человека, но и новый научный
метод, складывавшийся в рамках studia humanitatis.
К проблеме
гуманизма обращаются некоторые
отечественные авторы: Баткин Л.М., Братина Л.М.,
Горфункель А.Х., Ревякина Н.В.
В работах Братиной
Л.М. рассматриваются идейные предпосылки,
истоки итальянского гуманизма; социально-психологическая
атмосфера, в которой формировалась
гуманистическая мысль; исследуются этапы и
пути развития итальянского гуманизма в XIV-XV вв. Как считает
Братина, в ходе формирования
гуманистического мировоззрения именно
этика стала главной сферой, где рождалось
новое учение о человеке, его отношении к
природе и обществу, светское понимание его
земного предназначения.
Определенность
понятию «гуманизм» стремится придать
Баткин Л.М. Он предлагает рассматривать
гуманизм не как «часть» или «сторону»
культуры Возрождения, а как фокус
ренессансного типа культуры. По его мнению,
нужно подвергнуть анализу не столько
предметное содержание итальянского гуманизма,
сколько стиль гуманистического
философствования.
Свою
интерпретацию гуманизма предлагает
Горфункель А.Х. Под гуманизмом он понимает
духовное движение в итальянской, а затем и в
заальпийской культуре - не просто
совокупность гуманитарных занятий, но
филологию, выступающую в роли идеологии.
6
Критическая
оценка гуманизма дается в трудах Бердяева Н.А,
Карсавина Л.П., Флоренского П.А., Лосева А.Ф.
Бердяев, например, отмечает, что «гуманизм
есть ложное антропологическое сознание, он
зародился в отпадении от Бога, и в нем
заключены яды, которые несут с собой
опасность истребления человека»1.
В процессе
исследования диссертант опирался также на
работы Бицилли П.М., Богуславского В.М.,
Валеева Д.Ж., Корелина М.С., Кудрявцева О.Ф.,
Лекторского В.А., Орешникова И.М., Петрова М.Г.,
Пролеева С.В., Рутенбурга В.И., Самохваловой
В.И., Соколова В.В., Стама С.М., Фролова И.Т.,
Хлодов-ского Р.И., Чермантеевой Т.С.,
Ферпосона У., в которых затрагиваются
некоторые вопросы, относящиеся к теме
гуманизма, на труды Бычкова В.В., Гуревича А.Я.,
Кона И.С., Ле Гоффа Ж., Майорова Г.Г.,
Хейзинги И., представляющиеся важными в
плане сравнения представлений о человеке,
складывавшихся в средневековую эпоху и в
эпоху Возрождения.
Для раскрытия темы
диссертации имеют значение работы
Арутюнова С.А., Бернштейна Б.М., Маркаряна Э.С.,
Плахова В.Д., Чистова К.В., где поднимается
проблема традиции. Вышеназванные авторы
рассматривают традицию как нечто
находящееся в постоянном движении,
изменении.
Объектом
исследования является гуманизм как система
ценностей, взглядов, способ мышления.
Предметом
исследования является социально-философский
анализ гуманизма, рассматриваемого как
единство инновации и традиции в контексте
итальянского Возрождения.
Цель
диссертации -
исследование взаимосвязи инновации и
традиции в гуманизме конкретной культурно-исторической
эпохи.
В соответствии с
указанной целью в диссертации решаются
следующие задачи:
' Бердяев Н.А.
Философия свободного духа. М, 1994. С. 145.
7
- рассмотреть
различные представления о человеке,
складывавшиеся в средневековую эпоху, с
целью дальнейшего выявления новаций в
процессе изучения проблем, связанных с
человеком;
- выявить
соотношение индивидуального и
коллективного начал в средневековом
обществе;
- определить, на
какой стадии находилось теоретическое
осмысление человеком своей значимости,
уникальности;
- раскрыть
сущность традиционного общества;
- выяснить
значение традиции как социокулыурного
явления;
- охарактеризовать
сложившуюся эпоху Ренессанса новую
общественную и умственную атмосферу;
- рассмотреть
ренессансную трактовку человека;
- отметить
античные и раннехристианские
реминисценции в сочинениях итальянских
гуманистов;
- выявить динамику
в гуманистической проблематике;
- определить
сущность инноваций;
- раскрыть
содержание трансформации гуманистических
идей, ценностей в элементы
социокулътурного наследия.
Теоретико-методологической
основой диссертации являются философские принципы
историзма, противоречия; герменевтический,
исторический и логический методы. В
диссертации использованы результаты
научных исследований отечественных и
зарубежных философов, историков,
культурологов.
Источниковая
база исследования. Наша работа основана на анализе
трактатов, диалогов, речей, писем
гуманистов второй половины XIV-
XVI вв.: Петрарки, Салютати,
Верджерио, Веджо, Пикколомини, Пальмиери,
Альберта, Манетги, Раймонди, Балла,
Полициано, Фичино, Пико, Помпонацци, Патрици,
Кастильоне, Макиавелли. Хотя в сочинениях
гуманистов используются различные
подходы к решению тех или иных вопросов,
способы аргументации, прослеживается
приверженность разным философским
традициям античности и
8
раннего
средневековья, в целом гуманистов
объединяет внимание к теме человека.
Наряду с работами
гуманистов источниками для нас послужили
также герметические писания, сочинения
Цицерона и Овидия, труды представителей
христианской апологетики, патристики,
схоластики: Лактанция, Тертуллиана,
Григория Нисского, Немезия Емесского,
Августина Аврелия, Эриугены, позволяющие
установить заимствование гуманистами ряда
идей, концепций античных и средневековых
авторов, взаимосвязь эпох.
Для
характеристики средневековых
представлений о человеке в диссертации
использованы некоторые литературные
памятники эпохи средневековья: песни
трубадуров и вагантов, эпические поэмы,
рыцарские романы.
Научная
новизна исследования заключается в анализе гуманизма как
единства инновации и традиции в конкретном
культурно-историческом контексте, как
сложного и противоречивого явления в
духовной жизни общества, обнаруживающего
преемственность эпох, поколений. В рамках
обозначенного подхода на защиту выносятся
следующие положения:
- определены
инновационные качества, характеристики
гуманизма;
- установлены
источники формирования гуманистического
мировоззрения;
- выявлен процесс
преобразования, модификации
гуманистических идей из инновации,
возникающей в индивидуальном сознании, в
традицию; процесс закрепления
гуманистических ценностей в культурном
фонде общества;
- доказано
функционирование гуманизма как
противоречивого единства обновления и
традиции, подобная ситуация была возможной
только в эпоху Возрождения, когда ещё
окончательно не завершился этап
стереотипизации новых идей и ценностей.
Теоретическая
и практическая значимость исследования. Теоретические
обобщения и выводы, содержащиеся в
диссертации, дают философское обоснование
гуманизма как единства инновации и
традиции в конкретном культурно-историческом
контексте.
Материалы
диссертации могут быть использованы в
учебном процессе при чтении курсов «Культурология»
(темы: «Возрождение как историко-культурный
феномен», «Гуманизм эпохи Возрождения»), «Философия»
(темы: «Проблема человека в итальянском
гуманизме», «Гуманизм Возрождения и
проблема индивидуальности»), при
разработке спецкурсов по гуманистической
проблематике.
Апробация
работы. Основные положения и выводы
диссертации обсуждались на кафедре
философии Башкирского государственного
медицинского университета. По теме
диссертации опубликовано пять работ. Идеи и
положения диссертации были апробированы
во время подготовки и проведения учебных
занятий по курсу «Культурология» на
факультетах «Менеджмент», «Учет-но-финансовый»
Уфимского института МГУК.
Структура
работы. Диссертация состоит из введения,
двух глав (в первой главе два параграфа, во
второй главе - четыре), заключения и
библиографии.
10
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во
введении обосновывается
актуальность темы, характеризуется степень
ее разработанности, определяются объект и
предмет исследования, формулируются цель
и задачи, дается характеристика теоретико-методологической
основы работы, раскрывается научная
новизна, указывается теоретическая и
практическая значимость диссертации.
В
первой главе «Образ
человека в эпоху средневековья» выявляется
сложная структура средневекового общества,
дается анализ средневековых концепций
человека.
В
первом параграфе «Взаимодействие различных
концепций человека» обосновывается
ошибочность трактовки средневекового
общества как монолитного, единого,
сознание которого было проникнуто
ценностями христианской религии.
Диссертант отмечает: средневековое
общество полиморфично, разнородно.
Различные социальные страты этого общества
вырабатывают специфические, характерные
системы ценностей, которые затем
организуют модель наподобие иерархической
лестницы. Ценности разных социальных слоев,
сословий средневекового общества не
совпадают, но пересекаются. Те или иные
идеалы, представления, ценностные
ориентации в целом могут претендовать на
роль доминантных, господствующих в
создаваемой иерархии, по отношению к
которым остальные находятся в подчиненном
положении. В средневековую эпоху право
приоритетных ценностей оспаривает
христианское вероучение. Однако это не
означает, что христианская церковь
установила монополию на духовную жизнь
общества. Несмотря на значимость, влияние
идей морально-религиозного ряда, церкви
приходилось учитывать присутствие в
средневековом обществе светских моральных
понятий и идеалов, которые функционировали
в более или менее тесном взаимодействии с
понятиями религиозной этики.
Наряду с
официальным, книжным христианством -
христианством теологов, схоластов, высших
иерархов церкви, которые блюли целостность
учения и строго следили за всеми
нарушениями догмы, - в средневековой
католической
11
Европе
существовало еще и «другое христианство» -повседневный,
«бытовой», «приходской» католицизм, вера и
религиозная практика масс населения '.
Нельзя забывать,
что средневековое общество иерархично. И
человек в этом обществе осознает свою
принадлежность не только к христианскому
миру, но и к определенному сословию.
Сословная полярность предполагает
полярность идей, концепций, представлений о
мире, человеке. Каждому сословию
соответствует своя система ценностей,
вступающая во взаимодействие с официальной
доктриной.
Exempli gratia,
каково этическое содержание рыцарского
идеала? Рыцарский идеал человека
предполагал благородство; храбрость;
стремление к подвигам; заботу о славе,
чести; верность Богу, своему сеньору,
Прекрасной Даме, слову (однако в реальной
жизни этот рыцарский кодекс не всегда
соблюдался). Осуждению подлежали
скаредность и скупость, не прощалось
предательство. Многие понятия - любовь,
верность, мужество, справедливость,
щедрость et
cetera, - относящиеся к рыцарскому
кодексу, соприкасались с понятиями религиозной
этики и рассматривались как мирские
проекции христианских ценностей,
добродетелей.
Рыцарство живет
как бы в нескольких иерархиях ценностей,
совмещая в своем сознании разные традиции (христианскую,
сословную, языческую?). Но рыцарство - лишь
один из элементов средневекового общества,
его элита. На другом конце иерархической
лестницы - крестьяне, ремесленники, так называемое
безмолвствующее большинство.
Однако
исследователю приходится сталкиваться с
большими трудностями на пути выяснения
идеологических аспектов жизни простого
народа в эпоху средневековья. При всей
скудости информации выясняется, что
простолюдины обладали собственными
представлениями о мире, человеке, во многом
отличными от христианской доктрины.
Обращаясь к работам Гуревича, много лет занимающегося
проблемами народной, фольклорной культуры,
мы находим справедливыми слова: «Фольклорное
сознание и христианское учение, интен-
1
Гуревяч А.Я. Средневековый мир: культура
безмолвствующего большинства. М„ 1990. С.307.
12
сивно
взаимодействуя, сохраняли вместе с тем и
автономию по отношению друг к другу.
Евангельские истины своеобразно
интерпретировались сознанием неграмотных,
и вместе с тем церковь отвергала
значительный массив представлений и
ценностей, имевших хождение в народе» .
Да, конечно, в
средневековой культуре представления
человека о себе самом, своих целях,
возможностях, интересах во многом
формировали деятели церкви, пытаясь
обеспечить однородность взглядов, единство
общества на основе христианской религии.
Тем не менее, даже на уровне образованных
слоев общества, однородность взглядов,
понятий не была достигнута. Системы ценностей
далеко не всегда и не полностью формируются
христианскими моралистами и
проповедниками.
Можно говорить об
отсутствии абсолютного господства
христианской идеологии в средневековую
эпоху, поскольку нам постоянно приходится
сталкиваться, анализируя мировоззрение
представителей тех или иных сословий, с
наличием нескольких уровней, слоев,
иерархий ценностей в сознании средневекового
человека и в целом в духовной жизни
средневекового общества.
Напрашивается
аналогия с двойственностью человеческой
природы. Душа свидетельствует о
сопричастности Богу, христианским
ценностям. Тело символизирует обращение к
земным интересам людей, формирование
сословных этических кодексов. И как душа и
тело находятся по отношению друг к другу в
противоречивом единстве, так и несхожие
традиции, ценностные ориентиры (в
частности представления о человеке, его
месте в обществе) сосуществуют в сознании
средневекового человека.
Во
втором параграфе «Индивидуальность и традиция»
определяется значение традиции,
индивидуального начала в духовной жизни
средневекового общества. Впрочем, можно ли
говорить об индивидуальности в средние
века? Ведь средневековый человек не
стремился отстаивать свою неповторимость,
оригинальность, но желал соответствовать
образцам, нормам, авторитету. Вся жизнь
человека, от рождения до смерти, была
регламентирована. Группа, в ко-
1
Гуревич А.Я. Культура и общество
средневековой Европы глазами
современников. М., 1989 С.7.
13
торую включался
индивид, предлагала или даже навязывала ему
некие формы поведения, строй мыслей,
взглядов. В течение долгого времени за
индивидом вообще не признавалось право на
существование в его единичной неповторимости.
Каждый человек занимал отведенное ему
место и должен был соответственно
поступать. Значит, свобода отсутствует?
Вероятно, без
общины не было и свободы. Она могла
реализоваться только в состоянии
зависимости, где высший гарантировал
низшему уважение его прав. Свободный
человек - это тот, у кого могущественный
покровитель. В пределах собственной
социальной сферы индивид пользовался
относительной свободой и выражал себя в
своей деятельности и эмоциональной жизни.
Пребывание в группе, как правило, не
тяготило его, напротив, оно порождало чувство
уверенности.
Индивидуальное «Я»
не имеет в средние века самодовлеющего
значения и ценности, так как индивид
включен в группу, корпорацию, общину не как
её автономный член, а как частица
органичного целого, немыслимая отдельно от
него. Само понятие «индивидуальность» (и
затем личность) вырабатывается в более
позднюю эпоху. Утверждать обратное - значит
приписывать, навязывать историческому
периоду, времени чуждые ему понятия.
Тем не менее
нельзя не отметить наличие в средневековую
эпоху ярких, неповторимых характеров,
проявление своеобразных, незаурядных,
особенных качеств и свойств. Августин
Аврелий и Пьер Абеляр, Фридрих II Гогенштауфен и
Ричард I Плантагенет, Северин Боэций и
Фома Аквинский... За этими именами кроются
оригинальное мышление, самобытные чувства.
Но осознание своей уникальности,
самобытности, значимости своего «Я» не было
развито, теоретически закреплено. И хотя
примеры рефлексии встречаются в
средневековой литературе, это
самопознание отличается от
субъективистской рефлексии человека
эпохи Возрождения, Нового времени.
Средневековый индивид соотносит себя с
всеобщим, абсолютным, Богом. Преобладает
универсальное, целое, вечное над
индивидуальным, преходящим.
14
«Исповедь»
Августина - первый опыт всеохватывающего
самоанализа, осуществляемого не через
сопоставление человека преимущественно с
миром, но через сопряжение его с надмирной
личностью, с одной стороны, и посредством
проникновения в глубины собственного «Я» -
с другой '. Диалог человека с Богом Августин
Аврелий делает инструментом самопознания.
Центральным вопросом для него становится
вопрос о человеке. Но проблема человека
интересует автора «Исповеди» не как
абстрактная, с точки зрения его сущности вообще.
Это проблема конкретного я, человека как
невоспроизводимого индивида. «Стал я сам
для себя великой загадкой», - говорит
Августин.
Лирическую
автобиографию Августина, наверное, можно
назвать исключительным для средневековья
произведением, где исследуются глубины
человеческой психики, человеческой души.
Но подобный психологический самоанализ не
характерен для большинства произведений
средневековой эпохи.
Конечно,
содержание героических песен, рыцарских
романов полностью не исключает описания
нравственных коллизий (например,
столкновение чувства любви и долга,
противоречие между привязанностью к
земному и поиском высшего морального
совершенства, стремлением приобщиться к
таинству Грааля; вспомним в этой связи
Кримхильду или Изольду, Тристана или Ланселота),
попытку разрешить морально-психологические
проблемы. Но в основном литературные
произведения эпохи средневековья, в
которых в той или иной мере нашли выражение
верования, нравы, обычаи, модели поведения
представителей некоторых социальных слоев
(конечно, здесь не было «зеркального»
отражения жизненных обстоятельств,
отношений), не дают анализа внутренней,
духовной жизни человека. Порой можно
встретить откровение, вроде «Исповеди»,
робкие попытки осмысления, объяснения
душевных волнений в лирике трубадуров, но
в итоге приходится признать, что здесь ещё
сильны позиции стереотип, литературный
штамп, традиции. Собственно, именно в
художественной литературе средневековья
яснее всего высвечивается образ
1
УколоваВ.И. Поздний Рим: голь портретов. М.,1992.
с.145.
15
традиции'. Хотя
власть традиции можно обнаружить в
различных сферах деятельности человека.
В средневековую
эпоху традиция выступает в качестве
приоритетной ценности, соответственно
вырабатывается определенная модель
взаимодействия человека и общества.
Значение индивидуального начала в такой
модели сведено к минимуму, традиция
господствует над творчеством.
Средневековое
общество, которое можно рассматривать как
вариант традиционного, является закрытым,
замкнутым, оно ориентировано на воспроизведение
культурных образцов, схем человеческой
деятельности, форм общения, - отклонения от
нормы, как правило, не одобряются и
отрицаются. Традиции и обычаи, лежащие в
основе этого общества, известным образом
ограничивают, регламентируют, организуют
человеческие взаимоотношения. Но
трактовать традицию только лишь как
инерцию, стереотип было бы неверно.
Традиции способствуют устойчивости и
равновесию общества. Благодаря традициям
человек усваивает социокультурный опыт,
отсеянные временем нормы культуры,
включается в систему общественных
отношений. Существование общества невозможно
без традиции. Традиция как один из
основополагающих аспектов нормального
социокультурного развития обеспечивает
сохранение коллективной памяти, передачу
и воспроизводство культурного наследия.
Традиции не есть зло, однако они могут
приобретать значение негативных явлений,
способствуя укреплению отжившего в
развитии общества.
Становление
общества не исчерпывается репродукцией
социокультурного опыта, а связано также с
осознанием и противопоставлением себя (человека)
окружающему миру. На определенном этапе
средневековый человек обнаруживает
желание освободиться от господства
традиций (не от традиций вообще), выделяет
себя из социальной общности, начинает
развивать свои собственные формы поведения,
освоения мира, таким образом ограничивая
власть традиции над индивидом.
1
Касании И.Т. Познание в мире традиций. М, 1990.
С.41.
16
Можно
предположить, что после XIII века наметился
мировоззренческий поворот, означавший, в
частности, признание права человека на
свободу, самостоятельность не только в
экономической сфере, но и в области чувств,
разума. По мере обретения большей
уверенности в своих возможностях по
отношению к окружающему миру человек
осознавал все более глубокие пучины в своем
собственном «Я».
Во
второй главе «Гуманистическая
концепция человека» рассматриваются
учения гуманистов, в центре которых стояла
проблема человека, выявляются
инновационные качества гуманистических
идей, исследуется возможность усвоения
гуманистических ценностей ренессансным
обществом.
В
первом параграфе «Духовная атмосфера Италии эпохи
Кватроченто» отмечается, что с эпохой
Возрождения приходит новое видение
человека; диссертант выдвигает
предположение, что одна из причин
трансформации средневековых
представлений о человеке заключается в
особенностях городской жизни, диктующих
новые формы поведения, иные способы
мышления.
В условиях
интенсивной общественной жизни и деловой
активности создается общая духовная
атмосфера, в которой высоко ценились
индивидуальность и незаурядность. На
историческую авансцену выходит человек
деятельный, энергичный, активный,
обязанный своим положением не столько
знатности предков, сколько собственным
усилиям, предприимчивости, уму, знаниям,
удаче. Человек начинает по-иному видеть
себя и мир природы, изменяются его
эстетические вкусы, отношение к окружающей
действительности и к прошлому. Он
стремится преодолеть сословные,
корпоративные рамки, сковывающие его
инициативу, мешающие ему творить самого
себя, преобразовывать внешний мир. Город
становится той средой, где формируется
особый социокультур-ный тип людей - горожан,
отличающихся своим образом жизни,
самосознанием от обитателей сельской
округи - крестьян, сеньоров. Ослабевает
социальная замкнутость, развивается
относительная доступность общения в
контексте живой динамичной среды.
Приходит понимание того, что людей нужно
ценить не за их богатства, происхождение,
титулы, а за благородство души, образован-
17
ность, личные
качества. Благородство и достоинство
человека коренятся в добродетелях и
доблестных поступках.
В параграфе
обращается внимание на то, что новый
исторический субъект являлся
представителем достаточно разнородной
городской общественной структуры,
включавшей в себя различные социальные
группы (духовенство, нобилитет, купцы,
ремесленники), которые обладали известной
подвижностью и открытостью, обеспечивая
пластичность уклада жизни всего города,
впрочем, нередко возникали и социальные
конфликты. Тем не менее противоречия между
пополанско-аристократической верхушкой и
торгово-ремесленной цеховой массой не
исключали некой общности условий и
психологических алгоритмов городской
жизни'. Из этой разнородно-целостной
урбанизированной почвы рекрутировались
культурные деятели нового склада.
Формировался новый общественный слой -
гуманисты, - где отсутствовал сословный
признак, где ценились, прежде всего,
индивидуальные способности. Причастность к
новой среде зависела преимущественно от
духовных свойств конкретного человека.
Представители
новой светской интеллигенции — гуманисты -
защищают в своих произведениях достоинство
человека; утверждают ценность человека независимо
от его общественного положения;
обосновывают и оправдывают его стремление
к богатству, славе, могуществу, светским
знаниям, наслаждению жизнью; привносят в
духовную культуру свободу суждений,
независимость по отношению к авторитетам.
Немало сил,
творческой энергии гуманисты потратили на
воспитание, образование общества.
Организовывая научные кружки, академии,
устраивая диспуты, читая лекции, выступая с
докладами, гуманисты стремились приобщить
к духовному богатству, создававшемуся
поколениями многих ученых, поэтов,
писателей, художников, сограждан, своих
современников; возлагали надежды на
укрепление в общественном сознании
гуманистических идей. Представители новой
духовной общности, которых объединяла
жажда позна-
1
Батккн Л .М. О социальных предпосылках
Итальянского Возрождения // Проблемы
итальянской истории
М.,1975. С.243.
18
ния, любовь к
словесности, изучение studia
humanitatis, преподавали в университетах
Италии (Падуя, Флоренция, Феррара, Болонья,
Павия etc.), становились воспитателями,
наставниками детей правителей городов,
создавали школы (в том числе и бесплатные
для бедных). Большую известность получили
гуманистические школы Гуарино да Верона и
Витторино да Фельтре. Важно, что в этих и
подобных им школах внимание уделялось не
только процессу обучения, передачи знаний,
умений, но и процессу воспитания,
понимаемого как целенаправленное
воздействие на духовное и физическое
развитие человека. Целью педагогической
деятельности преподавателей было
воспитание человека, который воплощал бы в
себе гуманистические идеалы.
Впрочем, некоторые
исследователи полагают, что
гуманистическая образованность стала
уделом небольшого высшего слоя общества,
приобрела аристократический характер;
Ренессанс оставался элитарным духовным
движением. Подобные замечания не лишены
справедливости, но, пожалуй, не могут быть
приняты как безусловные. Да, гуманисты
отстаивали доступность образования для
всех, независимо от общественного и
имущественного положения при условии
природной способности к занятиям науками,
признавали природное равенство людей (одинаково
телесно устроены, обладают разумом, чувствами).
Однако в реальной жизни равные возможности
могли использовать далеко не все. Простой
народ жил повседневными заботами,
приобретением средств к существованию; в
целом оставался чуждым духовным исканиям
гуманистов.
Вначале аудитория,
где находили отклик гуманистические идеи,
была невелика, но постепенно ареал
распространения новой идеологии
расширялся, охватывая, прежде всего,
городское население, которое все больше
увеличивалось благодаря, преимущественно,
притоку крестьян. Уходя из деревни, её жители
порывали с прежним образом существования,
приобретая относительную свободу от
феодального гнета, личной зависимости. «Городской
воздух делает человека свободным», -
гласило средневековое правило Западной
Европы. В городах формируются новый образ
жизни и своя культура - повседневная и ду-
19
ховная, и в этом
процессе немалую роль играли гуманисты,
которые своей деятельностью
способствовали изменению тона жизни.
Гуманитарные
дисциплины - studia humanitatis - призваны были, по мнению
гуманистов, формировать нового человека,
ибо «свободные науки» обладают большой
воспитывающей силой, совершенствуют и
украшают человека; studia
humanitatis пробуждают
возможности, заложенные природой в
индивиде.
Гуманисты не были
страстными проповедниками в духе
Савонаролы или реформаторами подобно
Лютеру, не навязывали свои взгляды обществу
на том основании, что их идеалы являются
абсолютной ценностью. Нетерпимость, экзальтация,
отсутствие диалога, сомнения в
предлагаемой доктрине - все это не в стиле
гуманистов. Тем не менее они жаждали,
стремились быть услышанными, излагая свое
мнение, «проясняя» ситуацию, ибо человек XV
века заблудился в самом себе, выпал из
одной системы верований и пока не
утвердился в другой.
Во
втором параграфе «Ренессансная антропология»
исследуются работы некоторых античных,
христианских мыслителей, идеи которых
оказали воздействие на философскую мысль
Возрождения; отмечается, что, начиная с
Петрарки, гуманисты включают в сферу
своего внимания помимо античных классических
авторов также и раннехристианских
богословов, переносят акценты с проблем
онтологических на этические, социальные,
формируют новое понимание проблемы
соотношения божественного и природного
начал в человеке.
Обращенность к
себе, к собственной душе, к своим внутренним
стремлениям составляет главное
содержание всего многообразного
творчества Франче-ско Петрарки, его стихов,
философских трактатов, писем. В своих
сочинениях он предлагает достижение
нравственного идеала через самопознание,
образование, приобщение к гуманитарным
наукам. Возвращение к себе, постижение
своего «Я» скорее приближают к истине,
добродетели, нежели исследование природы,
окружающего мира. Петрарка «обращается
внутренним зрением к себе», споря и не
соглашаясь с собой; терзаемый сомнениями,
мучимый противоречиями, он жаждет
согласия всех чувств и душевных стремлений,
он убежден.
20
что «нет ничего
дивного, кроме души, рядом с величием
которой ничто не велико».
Но Петрарка скорее
является исключением в своей рефлексии. В
целом же, для итальянских гуманистов, при
всей личностное™ их мироощущения,
психологическая интроспекция нехарактерна1.
Для этого они слишком деятельны, обращены
вовне. Гуманисты чаще спрашивают «Что такое
человек?», чем «Кто я?».
В
третьем параграфе «Фичино и Пико: размышления о
человеке» подчеркивается, что учение о
человеке получило новый импульс развития в
концепциях флорентийских неоплатоников.
Если мыслители так
называемого раннего Возрождения были
сосредоточены на решении моральных,
социальных проблем, то неоплатоники значительно
расширили круг обсуждаемых тем. Они
вовлекают в сферу своего внимания
проблемы гносеологии, онтологии, развивают
идеи пантеизма, веротерпимости, включают в
круг исследуемых источников герметические
сочинения.
В
четвертом параграфе «Гуманистические идеи и общество»
уточняется содержание понятия «гуманизм»,
выявляется динамика в гуманистической
проблематике. Диссертант, отмечает, что
вера в человека определяет оптимистический
настрой гуманистических концепций раннего
Возрождения. По мнению Богуславского,
эйфория, восторженная идеализация мира и
человека свойственны всем гуманистам
Кватроченто2.
В итальянском
гуманизме XVI в. сильнее звучит критическая
струна, исчезает идеализация человека,
характерная для раннего гуманизма. С чем
связана подобная перемена настроений,
направленности исследований?
Возможно, новые
тенденции в гуманистическом движении были
вызваны, во-первых, противоречиями,
возникшими между гуманистическими идеалами
Возрождения и социальной
действительностью (изменения в политическом
строе итальянских государств, частичная
утрата национальной независи-
1
Кои И.С. В поисках себя. М., 1984. С. 118
!
Богуславский В.М. Проблемы познания в
творчестве итальянских гуманистов XW-XV вв. // Общественная
мысль:
исследования и публикации. Вьш 3 М.,1993 С.87
21
мости, войны,
контрреформация отразились на
мироощущении людей); во-вторых., открытиями
в области естественных наук, в результате
которых человек из центральной фигуры
Вселенной превратился в песчинку
мироздания. И все же гуманисты не утратили
оптимизма в оценке возможностей человека,
обратившись к его деятельно-познавательной
сущности.
Практически через
все произведения гуманистов (затрагивают
ли они вопросы онтологии или гносеологии,
этико-политическую или натурфилософскую
проблематику) лейтмотивом проходит тема,
идея человека.
Гуманисты не были
первыми, кто обратился к вопросам,
связанным с человеком, понятием humamtas. Отдельные идеи гуманизма
представлены в произведениях устного
народного творчества, философских и
религиозных учениях античности и
средневековья. Однако только в эпоху
Возрождения начинается отсчет гуманизма
как особого строя мышления, личностного
самосознания, как целостной системы
взглядов1. Происходит переосмысление
системы ценностей, норм. В этом процессе
принимают участие прежде всего гуманисты.
Они стремятся к утверждению новых моделей
поведения, иных форм воспитания и общения; к
творческому преобразованию мира. Однако
новые нормы и ценностные установки,
инновационные по смыслу, представляли
собой элементы элитарной культуры.
Элитарная
культура выступает как инициативное и
продуктивное начало в любой культуре,
выполняя преимущественно творческую
функцию в ней. Теория и практика элитарной
культуры расцветает особенно плодотворно
на «сломе» культурных эпох, при смене
культурно-исторических парадигм.
Новые идеи
распространяются в обществе благодаря
духовной элите (тут важно отметить, что
политическая элита и духовная, культурная
элита, как правило, не совпадают), которая
предстает в качестве референтной группы по
отношению к обществу в целом. Как
референтная группа, духовная элита оказывает
влияние на общественное мнение, её
ценностные установки, вкусы, жиз-
' Самохваюва В.И.
Человек и мир: проблема антропоцентризма//
Философские науки. 1992. №3. С. 162.
22
ненные идеалы
становятся эталонными. Гуманисты,
составляющие основу новой духовной элиты,
смеют быть оригинальными, поступать не как
все.
Новые навыки,
ценности, принципы не превратились в тайное,
сакральное, эзотерическое знание,
табуированное для остальной массы.
Открытия гуманистов не стали секретом для
тех, кто не входил в гуманистическое сообщество.
Наоборот, новые знания были открыты для
всеобщего пользования. Сами гуманисты
верили, что их занятия, труды не напрасны, но
способны принести благо большому числу
людей.
Но, несмотря на то,
что Италия, где так называемые
средневековые начала были изжиты много
раньше, чем в остальной Европе, часть
населения еще оставалась во власти прежних
традиций, установлений и не всегда
адекватно воспринимала новое, необычное.
Мироощущение, способы поведения, установки
простого человека изменялись медленнее,
нежели культура людей образованных. Но
неодинаковые ритмы изменений в духовной
жизни различных слоев, групп населения не
дают оснований говорить, что психология
народа представляла собой константу.
На первых порах
гуманистические идеи оказываются в
оппозиции к господствующей, культуре.
Иначе, наверное, и не могло быть.
Инновационные по содержанию идеи и
ценности не вписывались в рамки
официальной культуры, ибо, вызывая
энтропийные процессы, нарушали,
дестабилизировали привычный порядок,
сложившееся устройство социально-культурной
системы, повышали в ней состояние
неопределенности.
Но состояние
длительной повторяемости норм, смыслов и
знаний, приверженность общества
неизменным традициям, догматизация религии,
канонизация искусства, консервация общей
системы ценностей в целом приходят в
противоречие с процессами дифференциации,
усложнения социальной и духовной жизни
общества. Более развитое общество уже не
может ограничиться традицией, культурная
традиция - лишь один из механизмов, при
помощи которого осуществляется
человеческая деятельность, нужны также
иные мехниз-мы регуляции социокультурной
системы, например, инновация. Инновации
23
большей частью
являются результатом творческих усилий
отдельных индивидов или малых групп
коллективов. Такое творчество протекает
через разрыв с безусловными запретами и
представлениями, нарушение принятых норм,
правил, культурных образцов. Для
возникновения нового необходим выход за
пределы установленной заданности. Именно
на уровне индивидуальной культуры
осуществляется рождение новых идей,
взглядов, подходов, ценностных представлений.
В ренессансную
эпоху носителями новаторства выступают
представители духовной элиты, светской
интеллигенции - гуманисты. Они, подвергая
сомнению абсолютную ценность прежних норм,
форм поведения, предлагают новые идеи,
образы, знания, ищут пути самоутверждения.
Однако всякое
нововведение обречено на забвение,
отторжение или лишь на временную местную
реализацию, если оно не встречает понимания
со стороны общества. Более того, инновация,
если она принимается множеством входящих
в ту или иную группу людей,
стереотипизируется и превращается в традицию.
Гуманистические
идеалы, ценности находятся в оппозиции к
традиционализму, а не к традиции как
таковой. Иначе говоря, критика традиции
непосредственно относится лишь к Традиции.
Как уже было
сказано, традиция не тождественна застою,
консерватизму. Застой общественной жизни
порождает лишь слепое преклонение перед
традицией, преувеличение ее роли в
духовной жизни общества.
В эпоху
Возрождения происходит изменение духовных,
ценностных ориентиров, меняются объект и
методы познания. Гуманисты, критикуя
догматизм как принцип мышления, как
одностороннее отношение к истине,
признание в ней абсолютного момента при
игнорировании ее относительности,
провозглашают свободу мысли, призывают к
выдвижению различных и дополняющих друг
друга точек зрения.
В ренессансную
эпоху несколько поколений гуманистов
разрабатывают проблему человека, стремятся
выяснить: что такое человек? Неизменный
24
интерес
мыслителей эпохи Возрождения к идее humanitas
свидетельствует о преемственности в
осмыслении антропологической проблематики,
о важности обсуждаемой темы, которая не
перестает волновать философов и
последующих поколений, эпох.
Гуманизм,
возникший как воплощение элитарности, был,
однако, воодушевлен идеей рекрутирования
все более широкого круга людей. Гуманисты
надеялись на демократизацию состава
читателей, слушателей. Они, чтобы быть
понятыми не только представителями
аристократии, но и простыми горожанами,
обращались при написании трудов также и к
народному языку - volgare.
Для них была важна адаптация
гуманистических идей в ренессансном (в
нашем случае добавляем: итальянском)
обществе.
Но было ли
встречное, ответное движение со стороны тех,
к кому обращались гуманисты? Принимало ли
общество нововведения? Или гуманистические
идеи оказались только декларацией?
Вхождение
гуманистических идей, ценностей в
общественное сознание произошло не вдруг.
Это был довольно длительный процесс. Новое
не всегда адекватно воспринималась. Тем не
менее уже в эпоху Возрождения идеи гуманизма
закрепляются в памяти общности, начинается
этап их стереотипизации, с завершением
которого гуманистические представления,
ценности в конечном счете приобретают
стагус традиции. Гуманизм еще не стал, но
только становится традицией, сохраняя в то
же время черты инновации. Другими словами, в
эпоху Возрождения оказалось возможным
действие, функционирование гуманистических
идей в виде противоречивого единства
инновации и традиции.
В дальнейшем
внимание к гуманистической проблематике
проявляют философы Нового и Новейшего
времени. Однако не все мыслители разделяют
оптимистические прогнозы относительно
судьбы гуманизма. Его защитникам
приходится парировать доводы оппонентов,
которые считают, что рассуждения о
гуманизме являются или прекраснодушием,
непониманием реальной действительности,
или же сознательным лицемерием1.
1
См. в частности. Лекторский В. А. Идеалы и
реальность гуманизма // Вопросы философии.
1994. ,N«6. С.23.
25
Человек во многом
не оправдал возлагавшиеся на него надежды.
Иначе как объяснить экологические,
социальные, духовные кризисы, сотрясающие
мир? Тем не менее гуманизм - при всей
неоднозначности его оценки - не должен
быть отвергнут без сожаления на том
основании, что следование его принципам не
смогло предостеречь человека от ошибок.
Сегодня важно не
допустить манипуляции этим понятием,
претендующим на значительную роль в
системе ценностей современной культуры.
Отказаться от гуманистических идеалов -
значит лишить человека веры в самого себя,
в свои способности, надежды на торжество
добра, справедливости.
В
заключении диссертации
подводятся итоги работы, формулируются
основные выводы, намечаются перспективы
дальнейшего исследования проблемы: анализ
процесса актуализации гуманистических
идей в последующие культурно-исторические
эпохи.
По теме
диссертации опубликованы следующие статьи:
1. Сосуществование
в рамках средневекового общества различных
концепций человека // Человек. Общество.
Образование. Межвузовский сборник. - Уфа, 1998.
- С. 22-28. - (В соавт. с Азаматовым Д.М.)
2. Традиционность
как одно из качеств средневекового
общества // Человек. Общество. Образование.
Межвузовский сборник. - Уфа, 1999. -С.14-15.
3. Итальянские
гуманисты эпохи Кватроченто о роли
гуманитарных дисциплин в образовании и
воспитании подрастающего поколения // Человек.
Общество. Образование. Межвузовский
сборник. - Уфа,2000 -0,25 п.л. - в печати.
4. Произведения
Петрарки как пример интроспективного
анализа в литературе // Там же. - 0,25 п.л.- в
печати.