Трагедия Свободы  Умопримечания | Стихи | Библиотека 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   
Джавахарлал Неру. Открытие Индии
от 19.03.03
  
Библиотека


Начало и отрывки из книги Джавахарлала Неру "Открытие Индии". Неру Джавахарлал (14.11.1889, Аллахабад, - 27.5.1964, Дели), премьер - министр и министр иностранных дел Республики Индии с 1947. Сподвижник М. К. Ганди в борьбе за национальное освобождение, один из лидеров Индийского национального конгресса. В колониальной Индии (до 1947) преследовался, провел в тюрьмах св. 10 лет. Книга "Открытие Индии" написана в Ахмаднагарской тюрьме (это было девятое, самое длительное (1041 день) тюремное заключение) за пять месяцев, с апреля по сентябрь 1944 года.

Предисловие к русскому изданию

Я счастлив, что моя книга Открытие Индии переводится на русский язык.

Эта книга была написана двенадцать лет назад, когда я находился в тюрьме.

В книге отражены мои настроения и мысли того периода.

За последнее десятилетие в мире произошли крупные перемены и мы, кажется, уже далеко ушли от начала сороковых годов этого столетия.

Но книга касается, главным образом, далекого прошлого Индии, и, быть может, она несколько облегчит понимание истории этой древней страны.

Возможно также она поможет получить некоторые представления о событиях, которые оказали влияние на современное поколение Индии.

Я надеюсь через несколько дней посетить Советский Союз, эту великую страну, чтобы лично увидеть то, о чем я читал так много, и познать в какой-то мере те силы, которые содействовали созданию в наш век этой великой и обширной страны, оказывающей столь большое внимание на судьбы всего мира.

Мне особенно приятно, что эта книга, созданная в уединении тюремной жизни, теперь выйдет в свет на русском языке.

Джавахарлал Неру
Дели.
28 мая 1955г.

Джавахарлал Неру. Открытие Индии


Когда в мечтаньях сладких, молчаливых
Я вспоминаю о делах прошедших…

Моим коллегам и товарищам
По заключению в Ахмаднагарской тюрьме
c 9 августа 1942 года
по 28 марта 1945 года
.






Предисловие


Эта книга была написана мною в Ахмаднагарской тюрьме за пять месяцев, с апреля по сентябрь 1944 года.

Некоторые из моих коллег, отбывших заключение вместе со мной, оказали мне любезность, прочитав рукопись и сделав ряд ценных замечаний.

Просматривая свою книгу в тюрьме, я учел эти замечания и внес некоторые добавления.

Едва ли надо оговаривать, что никто из читавших рукопись не несет ответственности за то, что я написал, и вовсе не обязательно разделяет мои взгляды.

Но я должен выразить глубокую благодарность моим сотоварищам по заключению в Ахмаднагарской тюрьме за наши бесчисленные беседы и споры, которые в значительной мере помогли мне уяснить для самого себя различные стороны индийской истории и культуры.

Пребывание в тюрьме неприятно даже в течение короткого срока, не говоря уже о долгих годах.

Но мне посчастливилось жить в тесном контакте с людьми выдающихся способностей и высокой культуры, чьи широкие гуманистические взгляды не омрачились даже бушевавшими в то время страстями.

В лице моих одиннадцати сотоварищей по Ахмаднагарской тюрьме весьма любопытным образом была представлена вся Индия.

Они олицетворяли, каждый по-своему, не только политику, но и индийскую науку, как старую, так и новую, и различные стороны жизни сегодняшней Индии.

Были представлены почти все основные индийские языки, а также классические языки, оказавшие огромное влияние на Индию в прошлом и настоящем, причем уровень знаний был часто высоко научным.

Среди классических языков были: санскрит и пали, арабский и персидский; из современных - хинди, урду, бенгали, гуджарати, маратхи, телугу, синдхи и ория.

Все это богатство было к моим услугам, и пользование им было ограничено лишь моими собственными возможностями.

Хотя я питаю благодарность ко всем моим сотоварищам, мне хотелось бы особенно выделить маулана Абуа Калам Азада, чья огромная эрудиция неизменно удивляла и восхищала меня, Говинда Баллабх Панта, Нареадра Дева и М. Асафа Али.

Прошел уже год и три месяца с тех пор, как я закончил эту книгу; некоторые разделы несколько устарели, ибо за это время произошло много событий.

У меня было искушение внести в книгу добавления и исправления, но я не поддался ему.

Да, собственно, я и не мог поступить иначе, ибо жизнь за стенами тюрьмы течет по-иному, и для размышлений и литературной деятельности нет времени.

Я не мог даже перечитать написанное.

Вначале я писал от руки, а после моего освобождения рукопись была перепечатана на машинке.

Мне трудно было выбрать время, чтобы прочитать отпечатанный текст, и издание книги все откладывалось, пока на помощь мне не пришла моя дочь Индира, которая и сняла это бремя с моих плеч.

Книга осталась такой же, как она была написана в тюрьме, без добавлений или изменений, кроме постскриптума в конце книги.

Я не знаю, какие чувства вызывает у других авторов их произведения, но когда я читаю что-либо написанное мною ранее, у меня всегда бывает какое-то странное ощущение.

Это ощущение еще более усиливается, когда рукопись пишется в душной, ненормальной атмосфере тюрьмы, а читается потом на свободе.

Я, конечно, узнаю свою книгу, но не полностью.

Мне кажется, что я читаю нечто знакомое, написанное другим человеком, который был мне близок и все же иным.

Быть может, это связано с теми переменами, которые происходят во мне.

Такие же чувства вызывает у меня и эта книга.

Он - моя и, вместе с тем, не совсем моя, поскольку сегодня я уже иной.

Она представляет скорее некое мое прошлое я, которое уже ушло с целым рядом других я, существовавших какое-то время и исчезнувших впоследствии, оставив после себя одно лишь воспоминание.

Джавахарлал Неру
Ананд Бхаван,
Аллахабад,
22 декабря 1945г.


Оглавление


Предисловие к русскому изданию
Предисловие

Глава первая. Форт Ахмаднагар

Двадцать месяцев
Голод
Война за демократию
Ощущение времени в тюрьме. Потребность действовать
Прошлое и его отношение к настоящему
Мировоззрение
Бремя прошлого

Глава вторая. Баденвейлер, Лованна

Камала
Наша женитьба и последующие годы
Проблема человеческих взаимоотношений
Рождество 1935 года
Смерть
Муссолини. Возвращение

Глава третья. Искания

Панорама прошлого Индии
Национализм и интернационализм
Сила и слабость Индии
В поисках Индии
Бхарат Мата
Многообразие и единство Индии
Странствия по Индии
Всеиндийские выборы
Культура масс
Две жизни

Глава четвертая. Открытие Индии

Культура долины Инда
Приход ариев
Что такое индуизм? http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_375.htm
Древнейшие памятники. Тексты и мифология
Веды
Приятие и отрицание жизни
Синтез и приспособление. Истоки кастовой системы
Преемственность индийской культуры
Упанишады http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_95.htm
Достоинства и недостатки индивидуалистической философии
Материализм
Эпос. История, легенды и миф
Махабхарата
Бхагавадгита
Жизнь и труд в древней Индии
Махавира и Будда. Касты
Чандрагунта и Чанакья. Образование империи Маурьев
Организация государства
Учение Будды
История Будды
Ашока

Глава пятая. Сквозь века

Национализм и империализм при Гуптах
Южная Индия
Мирное развитие и методы ведения войны
Порыв Индии к свободе
Прогресс и стабильность
Индия и Иран
Прогресс и стабильность
Индия и Иран
Индия и Греция
Древнеиндийский театр
Живучесть и стойкость санскрита
Буддийская философия
Влияние буддизма на индуизм
Как индуизм поглотил буддизм в Индии
Индийский философский подход
Шесть философских систем
Индия и Китай
Индийские колонии и культура в Юго-Восточной Азии
Влияние индийского искусства за границей
Древнеиндийское искусство
Внешняя торговля Индии
Математика в древней Индии
Рост и упадок

Глава шестая. Новые проблемы

Арабы и монголы
Расцвет арабской культуры и связи с Индией
Махмуд Газневи и афганцы
Индо-афганцы. Южная Индия. Виджаянагар. Бабур. Морское могущество
Синтез и развитие смешанной культуры. Затворничество женщин. Кабир. Гуру Нанак. Амир Хусроу.
Общественный строй Индии. Значение группы
Сельское самоуправление. Нитисара Шукрачарьи
Теория и практика касты. Большая семья
Бабур и Акбар. Процесс ассимиляции
Различие между Азией и Европой в области технического прогресса и творческой энергии
Развитие общей культуры
Аурангзеб отводит назад стрелку часов. Рост индусского национализма. Шиваджи
Маратхи и борьба англичан за господство. Победа англичан.
Отсталость Индии. Организационное и техническое превосходство англичан
Ранджит Сингх и Джай Сингх
Экономическое положение Индии. Две Англии

Глава седьмая. Последняя стадия (1). Консолидация английского владычества и подьем националистического движения

Идеология империи. Новая каста
Разграбление Бенгалии способствует промышленная революция в Англии
Разрушение промышленности и упадок сельского хозяйства Индии
Индия впервые становится политическим и экономическим придатком другой страны
Развитие системы индийских княжеств
Противоречия английского владычества в Индии. Рам Мохан Рой. Пресса. Сар Уильям Джонс. Английское просвещение в Бенгалии
Великое восстание 1857 года. Расизм
Тактические приемы английского владычества. Политика равновесия и противовесов
Рост промышленности. Провинциальные различия
Реформатское и другие движения среди индусов и мусульман Кемаль-паша. Национализм в Азии. Икбал
Зарождение тяжелой промышленности. Тилак и Гокхале. Отдельные избирательные курии

Глава восьмая. Последняя стадия (2). Национализм против империализма

Беспомощность средних классов. Появление Ганди
Под руководством Ганди Конгресс становится действенной организацией
Конгрессистские правительства в провинциях
Индийский динамизм против британского консерватизма
Проблема меньшинств. Мусульманская лига. М.А. Джинна
Национальный комитет по планированию
Конгресс и промышленность. Крупная индустрия и кустарная промышленность
Препятствия развитию промышленности со стороны правительства. Военное производство вместо обычного производства

Глава девятая. Последняя стадия (3). Вторая мировая война

Национальный конгресс определяет свою внешнюю политику
Отношение Национального конгресса к войне
Реакция на войну
Новое предложение Национального конгресса и его отклонение английским правительством. Уинстон Черчилль
Индивидуальное гражданское неповиновение
После Пирл Харбора. Ганди и ненасилие
Напряженная обстановка
Сэр Стаффорд Криппс прибывает в Индию
Крушение надежд
Вызов. Резолюция Вон из Индии!

Глава десятая. Снова Ахмаднагарская крепость

Цепь событий
Две точки зрения: индийская и английская
Массовое волнения и их подавление
Реакция за границей
Реакция в Индии
Болезнь Индии. Голод
Динамическая энергия Индии
Развитие Индии приостановлено
Религия, философия и наука
Значение национальной идеи. Перемены, необходимые в Индии
Индия: разделение, сильное национальное государство или центр наднационального государства?
Реализм и геополитика. Завоевание мира или всемирное сообщество. США и СССР
Свобода и империя http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_91.htm
Проблема населения. Снижение рождаемости и упадок нации http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_94.htm
Новый подход к старой проблеме
Эпилог

Постскриптум

* * *
Также см.

С. Радхакришнан "ФИЛОСОФИЯ УПАНИШАД" из книги "Индийская философия" http://yoga.kulichki.net/Radhakrishnan/Radha6.htm

Александр. Мень. Брахманизм. Буддизм. Кришнаизм
http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_372.htm

Альберт Швейцер. Учение школы Санкхья http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_358.htm

Законы Ману http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_357.htm



  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001 Copyright © Трагедия Свободы, 2001