
К 90-летию
выхода в свет работы В.И.Ленина “Материализм и
эмпириокритицизм”
“...Со времени
выхода книги В. И. Ленина “Материализм и
эмпириокритицизм” идейные битвы не стали ни
менее напряженными, ни менее значимыми для судеб
людей, объединенных в те же самые борющиеся
партии, что и в начале столетия. Меняются имена и
названия, совершенствуется, становясь все более
изощренной, стратегия и тактика борьбы, но суть
ее остается той же. Вопрос по-прежнему стоит так,
как поставил его в 1908 году Ленин: либо
последовательный (диалектический) материализм –
либо беспомощные плутания в теории, плутания,
чреватые печальными, а то и трагическими
последствиями…
Не просто материализм и не просто
диалектика, ибо материализм без диалектики в
наши дни остается лишь благим пожеланием и
оказывается не только сражающимся, сколько
сражаемым, а диалектика без материализма
неизбежно превращается в чисто словесное
искусство выворачивания наизнанку общепринятых
словечек, терминов, понятий и утверждений,
издавна известное под именем софистики, в способ
словесного переиначивания наличных
представлений. И только материалистическая
диалектика (диалектический материализм),..
вооружают мышление человека способностью и
умением строить объективно-истинный образ
окружающего мира, способностью и умением переделать этот мир в
согласии с объективными тенденциями и
закономерностями его собственного развития. В
этом и заключалась стержневая мысль всего
ленинского понимания философии, которую он
последовательно развернул в своей книге.
Значение книги “Материализм и
эмпириокритицизм” для интеллектуальной истории
нашего столетья отнюдь не исчерпывается тем, что
ею был положен конец “одной реакционной
философии” и ее претензиям на роль “философии
современного естествознания” и всей
“современной науки”. Гораздо важнее то
обстоятельство, что в ходе полемики с нею Ленин
четко обрисовал свое, позитивное понимание
проблем, поставленных перед философией
грандиозными событиями во всех сферах
человеческой жизни – и в экономике, и в политике,
и в науке, и в технике, и в искусстве, ясно и
категорически сформулировав фундаментальные
принципы решения этих проблем, обрисовав логику
их решения”.
К этим, написанным еще в 1979 году,
поистине пророческим словам замечательного
советского философа Э.В.Ильенкова о месте и роли
“Материализма и эмпириокритицизма” в развитии
человеческого познания и революционного
преобразования мира можно прибавить только то,
что современное коммунистическое движение
должно в совершенстве овладеть теоретическим
оружием марксизма, чтобы избегать поражений и в
конечном счете одержать историческую победу.