Права человека в современном мире
Марксистская оценка ситуации
|
* доктор юридических наук, профессор Московского городского педагогического университета, заслуженный юрист РСФСР, член кафедры ЮНЕСКО по правам человека и демократии при МГИМО, сопредседатель экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека Российской Федерации
В юридической науке существуют различные классификации прав личности. Права человека - одна из разновидностей этих прав. В современном понимании права человека - это неотъемлемые свойства, наиболее существенные возможности развития, которые определяют меру его свободы. Права человека - сложное, многогранное, философское, этическое, политологическое и правовое понятие. Существует много граней этого общественного явления и научного понятия. Укажем некоторые из них. С точки зрения происхождения, права человека являются неотъемлемыми свойствами личности, вытекающими из самой природы и социальных условий ее существования. С точки зрения содержания, это мера возможного поведения личности, обеспеченная правовыми нормами и нравственными требованиями. Если рассматривать их в аспекте соотношения личности и государства, то они служат пределом осуществления государственной власти. Вся система прав человека гарантирует возможность пользоваться достигнутой обществом свободой. Безусловно, каждое право человека принадлежит отдельной личности, неотъемлемо от нее и не может быть отчуждено каким-либо способом, но вместе с тем вся система прав человека имеет величайший социальный смысл. В сущности, это - способы защиты человечества от многочисленных угроз его существованию. По своему социальному назначению права человека - средства защиты, с помощью которых человечество стремится отразить угрозу термоядерной катастрофы, экологического кризиса, остановить рост международной преступности и наркомафии, голод и нищету, господствующие во многих странах, СПИД и другие опасные явления. С точки зрения их реализации, права человека призваны обеспечить возможности обладания каждым человеком, группами людей, народами и всем человечеством в целом определенными, наиболее существенными материальными и духовными благами.
Универсальная природа прав человека проявляется в том, что они принадлежат всем людям. Как сказано в Преамбуле Всеобщей декларации прав человека, "признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи и равных, неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира".
Формирование представлений о правах человека относится к глубочайшей древности. Эти представления развивались, углублялись в ходе длительного исторического процесса, в борьбе трудящихся, порабощенных народов и всех прогрессивных сил за освобождение от рабства и угнетения. Как писал молодой Маркс, "во все времена существовали... все виды свободы, но в одних случаях - как особая привилегия, в других - как всеобщее право" [1]. В универсальной концепции прав человека ХХ века воплотились и религиозные доктрины, и политические, экономические, этические и правовые учения. В основе этой концепции - представление о человеческом достоинстве как высшей ценности личности. В правах человека заложен глубокий философский смысл. Если их рассматривать как возможности поступков, то права человека должны стать объектом философского анализа. Категории возможного и действительного в истории философии всегда рассматривались как парные категории. Анализ прав человека, с этой точки зрения, - существенная проблема, связанная с теоретическим осмыслением их практической реализации.
В истории философской мысли известный тезис Протагора "человек - мера всех вещей" предвосхитил и картезианские суждения о всемогуществе человеческой мысли. Эти идеи подготовили и теории Канта о недопустимости рассматривать человека как средство для осуществления каких-либо чуждых для него целей. "Быть свободным, - писал Гегель, - составляет понятие человека" [2]. Уже в ХХ веке признанные международными пактами естественные права отстаивают представители различных философских направлений: сторонники неотомизма, неопротестантизма, неогегельянцы, неокантианцы, экзистенциалисты. "Человек - это и есть свобода", - утверждал Жан Поль Сартр. Значительный вклад в разработку всемирной концепции прав человека внесли либеральные политические учения XVIII-XIX веков. Наконец, в экономических теориях, начиная от Адама Смита и Рикардо, разрабатывались экономические аспекты свободы человека и его прав. Особую роль в становлении научных представлений о правах человека сыграли юридические теории. Здесь наиболее существенно значение школы естественного права. Еще древнеримские юристы, а затем Гуго Гроций, Руссо, Монтескье, Локк выработали юридическую концепцию естественных прав человека. В ХХ веке эти идеи нашли новое обоснование в трудах представителей школы "возрожденного естественного права". Эта концепция нашла свое юридическое воплощение в статье 1 Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г.: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах."
Мыслители прошлых веков полагали, что права человека даны богом, либо вытекают из самой природы. В действительности, они порождаются конкретными историческими, социально-экономическими, политическими и культурными условиями существования людей. Объем этих прав, их перечень всегда связан с определенным этапом развития общества. Например, право на жизнь было закреплено в международном праве и конституциях многих стран мира именно после второй мировой войны, в ходе которой погибло 50 миллионов человек. Право на охрану благоприятной окружающей среды возникло уже в последней четверти ХХ века, поскольку именно в этот период времени возникла угроза мировой экологической катастрофы. То, что в международном праве и законодательстве многих стран мира закреплен принцип: (1) права человека возникают в момент его рождения,- имеет безусловный гуманистический смысл.
Существенную роль в разработке и обосновании всемирной концепции прав человека сыграли социалистические идеи, в особенности марксистское учение.
Исторический опыт доказывает, что развитие прав человека, появление новых видов этих прав связано с грандиозными изменениями в экономической, социальной, политической и культурной жизни общества. В результате побед американской и французской буржуазных революций были приняты: американская Декларация Независимости 1776 г., первые десять поправок к американской Конституции США 1791 г. и знаменитая французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. В этих исторических документах были закреплены права, которые мы теперь называем первым поколением прав человека. Это были важнейшие гражданские и политические права личности, а также право собственности. В результате новых грандиозных достижений человечества в ХХ веке, и прежде всего в результате Великой Октябрьской социалистической революции в России, разгрома фашизма во время второй мировой войны, победы Китайской революции, освобождения стран Азии и Африки от колониального ига, произошла интернационализация прав человека. Этот факт был закреплен в международно-правовых актах, которые именуются Международным Биллем о правах человека. В состав этого Билля входят: Декларация прав человека ООН 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1966 г., а также факультативный протокол к Международном пакту о гражданских и политических правах. Эти документы послужили основанием для принятия многочисленных международно-правовых актов. Назовем наиболее важные из них: конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказаниях за него (1948 г.), о статусе беженцев (1961 г.), о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1976 г.), о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих видов обращения и наказаний (1986 г.), о правах ребенка (1989 г.), о защите прав всех трудящихся мигрантов. Важное значение имеют декларации о ликвидации всех форм нетерпимости на основе религий и убеждений 1981 г., о праве на развитие 1986 г., о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, языковым меньшинствам 1992 г. Законодательство многих стран мира юридически закрепило важнейшие положения указанных международных документов. Таким образом, была признана универсальная концепция прав человека.
"Права человека - это то, что делает нас людьми, - сказал Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан 10 декабря 1997 г. на торжествах, посвященных полувековому юбилею Всеобщей декларации прав человека.- Верно понятые и справедливо истолкованные права человека не чужды ни одной культуре и близки всем народам".
Каждая страна, каждый континент внесли свой вклад в формирование универсальной концепции прав человека. Это выразилось в принятии целого ряда региональных международно-правовых документов. Это правовые акты Совета Европы, ОБСЕ, Американская конвенция о правах человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. К этим документам следует отнести и Всеобщую исламскую декларацию прав человека 1981 г. В Африканской хартии решительно утверждается: "Ничто не может оправдать господство одного народа над другим" (ст. 19). В этой же хартии говорится, что все народы свободно распоряжаются своим богатством, а в случае грабежа имеют право на законное возвращение его (ст. 21).
Сущность универсальной концепции прав человека может быть сформулирована следующим образом: 1) признание человеческого достоинства и прав человека наивысшими абсолютными ценностями; 2) непроизводность прав человека от веления государства и их неотчуждаемость; 3) равенство людей в достоинстве и правах человека; 4) несовместимость прав человека с тиранией, эксплуатацией и угнетением, страхом и нуждой, произволом и преступностью; 5) признание всей системы взаимосвязанных гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, их связь с обязанностями; 6) признание ценностей демократии, правосудия; 7) обеспечение системы международных и внутригосударственных гарантий прав человека.
Обвинения марксизма в антигуманизме, в пренебрежении к правам личности - обычный и старый прием буржуазных идеологов. В "Манифесте Коммунистической партии" их опровержению была посвящена отдельная глава. И в современных условиях утверждение о несовместимости теории научного социализма с концепцией прав человека продолжает оставаться излюбленным тезисом антикоммунистов. Здесь необходимо выделить два вопроса: во-первых, теоретическую разработку проблемы прав личности в марксистско-ленинском учении; во-вторых, практическую реализацию этих прав в СССР и других социалистических странах.
Обратимся вначале к первому вопросу.
Теория Маркса, Энгельса, Ленина возникла в рамках мировой цивилизации как непосредственное продолжение лучших гуманистических традиций передовой человеческой мысли.
Это учение основано на представлении о человеке как высшей социальной ценности.
"Достоинство, - писал молодой Маркс, - есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство" [3].
Общеизвестно, что Маркс и Энгельс называли свою теорию "реальным гуманизмом". Отношение основоположников научного коммунизма к проблеме прав человека характеризуется следующими положениями:
Права присущи человеку как члену общества, и поэтому они никогда не могут быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества [4].
Права человека - составная часть буржуазной демократии, которая является громадным историческим прогрессом по сравнению с феодализмом [5]. Маркс и Ленин рассматривали французскую Декларацию прав человека и гражданина, американский Билль о правах как важные исторические документы. Коммунисты усматривают во Всеобщей Декларации прав человека ООН 1948 г. фундаментальные ценности мировой цивилизации. Так, представители многих коммунистических и рабочих партий на своих международных совещаниях неоднократно выступали за права и основные свободы человека [6].
В марксизме дано действительно научное политико-экономическое и историческое обоснование сущности прав человека. Эти права не прирожденные, а возникшие в ходе исторического развития [7].
"В обмене, - писал К. Маркс, - покоящемся на меновых стоимостях, свобода и равенство не только уважаются, но обмен меновыми стоимостями представляет собой производительный, реальный базис всякого равенства и всякой свободы" [8]. Ни свободы, ни равенства не может быть в обществе, которое покоится на прямом принудительном труде [9].
С другой стороны, в буржуазном общества "процесс производства господствует над людьми, а не человек над процессом производства", - писал К. Маркс в "Капитале" [10]. Здесь над человеком господствует "продукт его собственных рук" [11]. Общественные отношения товаровладельцев принимают в их глазах фантастическую форму отношений между вещами. Маркс называл это товарным фетишизмом.
Ленин писал о слепой силе капитала, "которая слепа, ибо не может быть предусмотрена массами народа, которая на каждом шагу жизни пролетария и мелкого хозяйчика грозит принести и приносит "внезапное", "неожиданное", "случайное" разорение, гибель, превращение в нищего, в паупера, в проститутку, голодную смерть" [12].
Критикуя буржуазное общество, основоположники научного коммунизма противопоставляли анархичности капиталистического производства, периодическим экономическим кризисам, массовой безработице, нищете миллионов людей план создания общества, где будет уничтожена эксплуатация человека человеком, общественные производительные силы будут поставлены под общественный контроль, где будет осуществлено планомерное развитие экономики, созданы условия для всестороннего развития личности.
Эти идеи были осуществлены, хотя и не в полной мере, в СССР, других социалистических странах, что способствовало развитию и обеспечению экономических и социальных прав человека.
Основоположники научного коммунизма, подвергнув критике капитализм XIX и начала ХХ века, выявили классово-ограниченный характер прав личности и практики их осуществления в буржуазном государстве. Они выступали защитниками прав трудящихся, выразителями их интересов. Их деятельность была посвящена борьбе рабочего класса и всех трудящихся за расширение, утверждение и всестороннее гарантирование своих прав.
Весьма значителен вклад марксизма-ленинизма в обеспечение и защиту второго поколения прав человека (права на труд, на достаточный уровень жизни, на справедливые и благоприятные условия труда, права создавать профсоюзы и других экономических и социальных прав), которые не были признаны в ходе буржуазных революций XVIII в.
Особый вклад был внесен в утверждение права на мир как существенного аспекта права на жизнь (ленинский Декрет о мире, принятый II Всероссийским съездом Советов).
Марксизм утвердил в сознании всего человечества идею достоинства трудящихся и социальной справедливости, неприятие эксплуатации человека человеком, принцип распределения по труду.
Выдвинув идею пролетарского интернационализма, марксисты углубили содержание принципа национального равноправия, способствуя распространению его во всем мире, в том числе в колониальных и полуколониальных странах. В конечном счете это сыграло значительную роль в процессе крушения колониальной системы в ХХ веке. В марксистском учении обоснован принцип: "нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав" [13]. Эта идея нашла свое воплощение не только в социалистических, но и во многих буржуазных институтах мира и даже в межамериканской Декларации прав и обязанностей человека 1948 г.
Вместе с тем основоположники научного социализма исходили из необходимости социалистической революции как предпосылки освобождения трудящихся.
Следует отметить, что в преамбуле Всеобщей Декларации прав человека говорится о праве на восстание против тирании и угнетения как последнем средстве защиты прав человека, если они не охраняются законом.
Эта революция предполагает и подавление свергнутых эксплуататоров, сопротивляющихся власти трудящихся. Но Маркс, Энгельс и Ленин не были сторонниками насилия как такового и индивидуального террора. Они подвергли резкой критике сторонников "казарменного коммунизма", выступавших с позиций нивелировки личности, попрания ее прав [14].
"Окончание войн, мир между народами, прекращение грабежей и насилий - именно наш идеал", - говорил Ленин [15].
Следует отметить, однако, что в ходе революции и гражданской войны в России, в ходе революционных изменений в других странах (например, Китай) имели место нарушения этого гуманистического принципа, обусловленные прежде всего остротой борьбы с внутренней и внешней конрреволюцией.
Особое внимание марксизм уделяет вопросу реальности прав человека, обеспечиваемых с помощью гарантий, прежде всего материальных.
Цель всей деятельности коммунистов - создание общества, где "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех" [16].
Марксистское учение по своей сути демократично. "Невозможен победоносный социализм, не осуществляющий полной демократии", - писал Ленин [17]. Он исходил из того, что социализм может быть создан как результат живого творчества масс.
В отношении к проблемам прав человека сегодня наблюдаются два течения. Одно из них абсолютизирует ценность прав человека, вырывая их из контекста социально-экономической и политической ситуации нашего времени. Выразители этой концепции (М.Горбачев, А. Яковлев и др.) начали с проповеди неких абстрактных прав человека и отказа от принципиальной оценки их содержания, а закончили открытым предательством социализма. Другое течение исходит из тезиса: "Горбачев нас обманул с помощью "прав человека" и "общечеловеческих ценностей". Поэтому права человека представители этого течения рассматривают как чисто либеральную, лживую теорию, призванную ввести в заблуждение трудящихся. Фактически стереотипы этой позиции преуменьшают значимость универсальной концепции прав человека, выдающегося завоевания народов, трудящихся, прогрессивных сил в ХХ веке. Разумеется, сторонники марксизма-ленинизма исходят из принципа: "Свобода, если она не подчиняется интересам освобождения труда от гнета капитала, есть обман " [18]. Но это положение не должно противопоставляться необходимости борьбы коммунистов за подлинные гуманистические ценности.
Одно из типичных обвинений марксизма-ленинизма сводится к тому, что он имеет тоталитарный характер, поскольку исходит из необходимости диктатуры пролетариата, якобы несовместимой с правами человека.
В действительности же это учение по своей сути демократично. С марксистской - подлинно научной - точки зрения, любое государство является диктатурой господствующего класса. Что касается социалистического государства, то марксистская теория рассматривает его как власть трудящегося большинства над меньшинством. В этом смысле оно уже не является государством в собственном смысле. Это, как говорил Ленин, "полугосударство", главная задача которого в осуществлении созидательных, гуманистических, а не только принудительных функций.
Безусловно, основные положения ленинского учения о социалистической государственности (включая и принудительные функции против эксплуататоров) остаются актуальными и в наше время и останутся таковыми и после возвращения на социалистический путь развития. Но следует иметь в виду, что Ленин работал в первой половине ХХ века, еще до того как произошла интернационализация прав человека. После подписания СССР международных документов о правах человека термин "диктатура" (в дословном значении - власть, не связанная никакими законами), следовало бы, по мнению автора, заменить в программных документах компартий понятием "власть рабочего класса и всех трудящихся".
Ленин ставил задачу научить граждан воевать "за свое право по всем правилам законной в РСФСР войны за свои права" [19]. Сейчас в буржуазной прессе печатаются написанные Лениным в период гражданской войны записки с требованиями жестких санкций против контрреволюционеров как доказательство его "жестокости". Однако никто не цитирует приказы Юденича, Колчака, Врангеля и Петлюры, свидетельствующие о фактах белого террора против трудящихся. Деникин в своих воспоминаниях признает, что на юге России "установилась диктатура в лице главнокомандующего" [20] и приводит факты восстаний белого офицерства, подавления войсками населения [21]. В этих чрезвычайных обстоятельствах В.И.Ленин действительно был непримирим и даже оправдано жесток к политическим противникам, захватившим более 2/3 территории страны. Следует напомнить, что во время гражданской войны погибло около 1 млн. красноармейцев [22].
Ленин вошел в историю как выдающийся политический деятель ХХ века, автор Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, Декларации прав народов России, где впервые в истории были юридически закреплены гарантии прав трудящихся и угнетенных народов. В одном из официальных изданий Организации Объединенных Наций, опубликованных с предисловием Генерального секретаря ООН, истоки деятельности этой организации в сфере прав человека связываются с философскими концепциями не только Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, Т.Джефферсона, но и К.Маркса и В.И.Ленина. Издание Манифеста Коммунистической партии в 1848 г. авторы этой книги приравнивают к Декларации независимости США 1776 г. и Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. [23].
Практическое осуществления прав человека в СССР прежде всего происходило в сфере реализации экономических, социальных и культурных прав. Безработица была уничтожена еще в 30-е годы. Реальное обеспечение прав на труд, отдых, социальное обеспечение, бесплатное образование было повсеместным. Только в 1956-60 гг. в СССР получили бесплатные квартиры 50 млн. человек, т. е. одна четвертая часть населения страны. Системы образования и здравоохранения считались одними из лучших в мире. Успешно развивались гарантии прав женщин. Они получили избирательные права еще по Конституции РСФСР 1918 г., Конституции УССР 1919 г. и другим советским конституциям первых лет Советской власти (раньше, чем в Швейцарии и Франции).
СССР сыграл большую роль в создании международно-правовых стандартов прав человека. Советские представители активно участвовали в подготовке проекта Всеобщей декларации прав человека в 1947-48 гг. По предложению СССР в него были включены важнейшие социально-экономические права, однако при голосовании по указанному проекту на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 8 делегаций (включая СССР) воздержались. Этот факт является основанием для критики со стороны антикоммунистов, стремящихся уличить СССР во враждебном отношении к правам человека. В действительности же, выступая по мотивам голосования, представители СССР отмечали, что в Декларации ничего не говорится о гарантиях перечисленных в ней прав и, кроме того, ряд существенных предложений СССР и его союзников был отвергнут западными представителями. В их числе были предложения о включении права народов на самоопределение, запрете дискриминации во всех формах, запрещении распространения идей фашизма, расизма, пропаганды войны. СССР выступал не против основных принципов Всеобщей Декларации, а стремился усовершенствовать текст этого документа. Однако, по моему мнению, советские представители в 1948 г. все же ошиблись, воздержавшись при голосовании.
Впоследствии все эти советские предложения были приняты ООН и зафиксированы в виде соответствующих международных документов. СССР активно участвовал в подготовке Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах, подписал и ратифицировал их. Весьма значима роль Советского Союза в подготовке первого из них. СССР подписал Хельсинскую Декларацию 1975 г., ввел положения о правах человека в Конституцию СССР 1977 г. До разгрома СССР и социалистических государств Восточной Европы в мире существовали две концепции прав человека: 1) западная, основанная на интерпретации их в духе Международного пакта о гражданских и политических правах; 2) социалистическая, базирующаяся на ценностях, зафиксированных в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Как отметил специальный докладчик подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Комиссии по правам человека ООН Хосе Бенгоа 9 июня 1998 г., укрепление "глобального капитализма", рост нищеты сопровождается наступлением на экономические, социальные и культурные права. Согласно новейшим западным доктринам они не являются полноценными правами, а являются лишь объектами устремлений. Докладчик выступил за признание указанных прав в качестве неотъемлемых. "Ничто и никто, - заявил он, - не может лишить человека этих прав", поскольку они "составляют этико-правовой кодекс", "этическую границу между жизнью в человеческом общества и жизнью вне человеческого общества" [24].
Это выступление в Комиссии по правам человека уже в наше время продемонстрировало значимость многолетних усилий СССР по защите таких элементарных прав, как право на питание, жилище, одежду, свободу от голода, право на труд.
Следует отметить, что при Советской власти в сфере прав человека существовали и негативные тенденции, порожденные трудными условиями строительства социализма в стране с преобладанием непролетарских слоев населения, с низким уровнем общественного правосознания. Имевшие место неправомерные аресты и расстрелы, высылка некоторых народов в годы войны, ограничения в правах колхозников и рабочих в 30-40-х годах не могут быть оправданы ни нравственно, ни юридически.* Но следует иметь в виду, что число репрессированных, которое приводится в западных источниках и в сочинениях А.Солженицына, явно преувеличено и не подтверждается архивными источниками [25]. В местах лишения свободы в те годы находились главным образом уголовники, государственные преступники (власовцы и другие).
* Редакция, не отрицая и не оправдывая имевшие место факты нарушения социалистической законности в 30-40-е годы, обращает внимание читателей на то, что, во-первых, события, которые тогда происходили - гигантский переворот в жизни общества и в жизни каждого отдельного человека и жестокую борьбу нового со старым в ходе этого переворота - в принципе нельзя мерить масштабом "прав человека", который к эпохе революционных изменений в обществе так же мало применим, как, скажем, к военному времени. Во-вторых, даже люди, первыми сформулировавшие и закрепившие в законе основные положения "прав человека" - деятели Великой французской буржуазной революции - прокладывали им путь в жизнь в том числе с помощью гильотины.
Необходимо напомнить, что в эти годы совершался величайший переворот, который когда-либо происходил в жизни огромной страны. Индустриализация и коллективизация вырвали из вековой беспросветности полуфеодальной деревенской жизни десятки миллионов людей, дав им в распоряжение современные производительные силы. Культурная революция открыла массам трудящихся доступ к сокровищницам мировой культуры. Эти процессы гарантировали право на достойную человека жизнь, на свободное развитие своих способностей всем гражданам, а не только представителям имущих классов. О результатах реализации прав личности в СССР свидетельствует недавно опубликованный документ, извлеченный из архивов гитлеровского гестапо. Во время второй мировой войны немецкая пропаганда распространяла среди населения Германии информацию о том, что советские граждане представляют собой тупую полуголодную массу, привыкшую к телесным наказаниям, практикуемым ГПУ. Однако тысячи попавших в Германию советских рабочих и военнопленных опровергли эти представления. Гестапо отмечало в служебном документе, что в действительности рабочие с Востока поражают немцев "своей технической сообразительностью", что русские сельхозрабочие образованнее немецких, "остарбайтеры не знают телесных наказаний" и обладают высокой нравственностью поведения [26]. Однако следует отметить, что советское руководство даже после ратификации СССР международных документов о правах человека полностью не имплементировало их в законодательство Союза ССР и союзных республик. Экономический потенциал, которым обладала Советская страна в 60-90 годы, не был до конца использован в интересах трудящихся. В этом вопросе советское руководство 60-90-х годов отошло от фундаментальных принципов марксизма-ленинизма.
В целом же в опыте СССР в сфере обеспечения прав человека, очевидно, позитивов неизмеримо больше, чем негативов. Тщательное научное изучение этого опыта безусловно необходимо.
Последняя четверть ХХ века ознаменовалась глобальным усилением противоречий в сфере реализации прав человека. Эти противоречия отражают основные закономерности мирового капитализма. Благодаря бурному развитию производительных сил, средств информации, новым научным открытиям люди, страны и континенты оказываются тесно связанными между собой и зависимыми от событий в далеких от них уголках планеты. В 1999 г. численность человечества достигла 6 миллиардов. В 80-90-е годы произошли прогрессивные изменения в нормах международного права, зафиксировавших третье поколение прав человека. К их числу относятся такие права, как право на мир, на развитие, на благоприятную окружающую среду, права ребенка, трудящихся-мигрантов, права лиц, принадлежащих к национальным или этническим меньшинствам, и коренных народов, гарантии защиты лиц от насильственных исчезновений, принципы обращения с заключенными и права жертв преступлений, право на свободу от пыток. Формулируются права человека четвертого поколения, связанные с клонированием и другими открытиями в области биологии. Были созданы новые институты защиты прав человека (учреждение должности Верховного комиссара ООН по правам человека, а также омбудсменов во многих государствах). Были предприняты действия, направленные на формирование культуры прав человека и правовое просвещение. Расширилась деятельность международных и национальных правозащитных организаций.
Коммунистические и рабочие партии, национально-демократические организации, профсоюзы ведут борьбу за права трудящихся. Нарушения прав человека вызывают все более нетерпимое отношение со стороны международного общественного мнения.
Вместе с тем анализ ситуации показывает, что в целом отрицательные тенденции в сфере прав человека в мире серьезно углубляются.
Это прежде всего связано с коренными изменениями в международной обстановке, кризисными явлениями в финансово-экономической системе мировой экономики. Поражение СССР и разгром социалистических государств Восточной Европы не только привел к обнищанию миллионов, безработице, кровопролитным войнам (Карабах, Абхазия, Осетия, Приднестровье, Чечня и др.) и другим массовым нарушениям прав человека в постсоветских государствах, но и нарушил сложившийся после 1945 г. баланс сил на мировой арене. Существование СССР обеспечивало человечеству право на мир, гарантировало права народов, защиту прав трудящихся во всем мире. Разрушение СССР привело к усилению гегемонистских устремлений США и его союзников по НАТО, нестабильности международных отношений. Распространение ядерного оружия среди многих стран мира усиливает опасность ядерной катастрофы. Человечество стоит перед усиливающейся угрозой истощения ресурсов и нарушения природного равновесия, голодом и нищетой, неграмотностью миллионов, ростом преступности, насилия, дискриминации людей по расовым, национальным, религиозным, половым и другим признакам. Агрессия против Ирака и Югославии проявила основные тенденции в политике империалистических государств в сфере прав человека. Во-первых, это стремление США принизить роль ООН как гаранта прав человека. Во-вторых, попытки прикрыть открытую агрессию лицемерными рассуждениями о "правах человека", которые они якобы призваны обеспечить во многих уголках земного шара. Следует при этом заметить, что США до сих пор не ратифицировали основополагающие международные пакты 1966 г., не присоединились к факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах и отстают от других стран по многим гуманитарным показателям. В-третьих, обнаруживается стремление выхолостить содержание универсальной концепции прав человека путем навязывания странам СНГ, Азии, Африки западных интерпретаций сущности этих прав. Эта политика, основанная на пренебрежении к национальным, историческим, культурным, религиозным особенностям разных стран в процессе осуществления прав человека, а также диктат в навязывании своих представлений о их защите именуется "демократическим тоталитаризмом". В-четвертых, наступление на экономические, социальные и культурные права и попытки перечеркнуть их общеобязательное значение. Так, из конституций России и большинства стран СНГ (кроме Украины, Беларуси, Молдовы, Туркменистана и Узбекистана) исключено право на труд, и безработица охватила все эти страны. Либеральная интерпретация прав человека оказалась несостоятельной.
В-пятых, политика двойных стандартов в оценке ситуации с правами человека в той или иной стране. Так, западные государства хранили полное молчание во время расстрела Президентом Б. Ельциным в 1993 г. парламента, бомбардировок Белграда, но они бурно протестуют по поводу административных арестов представителей оппозиции, нарушавших правила проведения демонстрации в Белоруси.
При анализе ситуации с правами человека автор этой статьи опирается на факты, изложенные в документах ООН и других международных организаций. Как отмечается в Докладе о развитии человека в 1999 г., подготовленном видными экономистами и специалистами по проблеме развития ПРООН,* "увеличение товарооборота, появление новых технологий, иностранные инвестиции, расширение информационных сетей стимулируют экономический рост и прогресс человечества" [27].
* ПРООН - Программа развития ООН, один из вспомогательных органов Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по экономическим вопросам.
Указанный вывод о положительных тенденциях обосновывается в Докладе следующими фактическими данными: в 1990 г. лишь в 55 странах существовали показатели ожидаемой при рождении продолжительности жизни, превышающей 70 лет. В 1997 г. этих показателей добились 84 страны. В этот же период коэффициент младенческой смертности с 76 на 1000 живорождений упал до 58. Производство продовольствия на душу населения в мире увеличилось в указанные семь лет на 25%, а коэффициент грамотности среди взрослых возрос с 64% до 76% [28]. Объем энергоносителей, значительно загрязняющих окружающую среду, сократился более чем на одну пятую. Нынешняя эра глобализации открывает широкие возможности для миллионов людей во всем мире", - заявляют авторы Доклада [29]. Такие возможности, очевидно, существуют, но весь вопрос в том, как они реализуются. И здесь новый уточняющий вывод: "Наряду с позитивными инновационными динамичными аспектами глобализация имеет также и негативные деструктивные регрессивные аспекты" [30]. И здесь приводятся другие цифры, которые существенно уточняют ситуацию. Ведь показатель ожидаемой при рождении продолжительности жизни и коэффициент младенческой смертности на 1000 родов нельзя считать единственными критериями, существуют и иные: с 1990 по 1997 гг. количество людей, инфицированных ВИЧ/СПИД, более чем удвоилось - с менее 15 млн. до более 33 млн. чел. Примерно 1,5 млрд. человек не доживут до 60 лет [31]. Более 880 млн. человек не имеют доступа к медицинскому обслуживанию, а 2,6 млрд. чел. - доступа к базовой санитарии [32]. Диалектика капиталистической глобализации такова, что ее достоинства - технические достижения цивилизации ХХ века - перерастают в пороки. Так, Интернет - великое изобретение человеческого ума - используется в целях торговли женщинами, распространения порнографии. В августе 1991 года Интернет был использован антикоммунистическими заговорщиками в России.
Производство продовольствия на среднюю душу на планете также не отражает всей картины. Важно еще знать, как это продовольствие распределяется. Авторы Доклада ПРООН приводят и эти цифры. Вот они: около 840 млн. человек недоедают [33], почти 1 млрд. чел. (т.е. каждый 6-й житель Земли) не могут обеспечить себе даже минимальные нормы потребления. Объем потребления богатейшей пятой части населения мирового народонаселения в 16 раз превышает объем потребления беднейшей пятой части. "Неравенство в мире продолжает неуклонно расти уже почти два столетия, - пишут авторы Доклада. - Анализ долгосрочных тенденций в мировом распределении доходов (между странами) показывает, что соотношение состояния самых богатых и самых бедных составляло 3:1 в 1820 г., 11:1 в 1913 г., 53:1 в 1950 г., 44:1 в 1973 г. и 72:1 в 1992 г. [34]. Причем развивающиеся страны несут тяжелое бремя финансовой задолженности, объем которой в 1997 г. достиг почти 2,2 триллионов долларов [35]. В связи с этим усиливается нищета сотен миллионов людей.
Все доклады, подготовленные в рамках ООН, сходятся в том, что в последние годы растет число бедных, причем проблема нищеты приобретает устойчивый характер. Специальный докладчик подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Х.Бонгоа, проанализировав это явление, выделил такие новые понятия, как "устойчивая нищета", т. е. состояние бедности, при которой отсутствует возможность изменить ситуацию; "новые бедные" - люди, обнищавшие в результате глобализации мирового капитализма; "приватизация нищеты", т. е. политика государств, отстраняющихся от выполнения социальных функций и перекладывающих проблемы нищеты на частные предприятия; "феминизация нищеты" - ее жертвами становятся прежде всего женщины. Докладчик пришел к выводу, что "постоянное несправедливое распределение доходов является причиной систематического нарушения прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав" [36]. Читая эти документы ООН, нельзя не прийти к выводу, что тезис В.И.Ленина о паразитической природе империализма получает новое подтверждение в конце ХХ - начале ХХI вв. Более того, паразитическая природа современного глобального капитализма еще усилилась. В.И.Ленин писал: "Империализм есть эксплуатация сотен миллионов зависимых наций малым числом богатейших наций" [37]. Авторы вышеназванного Доклада ПРООН приводят поразительный факт: состояние 3 самых богатых людей превышает ВНП всех наименее развитых стран! [38]. Таким образом, международная эксплуатация целых народов и континентов персонифицируется. Массовые нарушения ст. 2 Всеобщей Декларации прав человека и ст. 2, 3 Международных пактов 1966 г., фиксирующих принципы равноправия, проявляются и на внутригосударственном уровне, особенно в развитых странах. Из 19 этих стран только в одной в 90-е годы наблюдалось некоторое улучшение. Наибольшее усиление неравенства наблюдалось в США и Швеции. В Великобритании число семейств, находящихся за чертой бедности, выросло на 60%, а в Нидерландах почти на 40%. Самые высокие темпы неравенства наблюдались в странах СНГ. В частности, в России доля доходов 20% самых богатых в 11 раз выше доходов 20% самых бедных [39]. По данным Госкомстата РФ, в ноябре 1999 г. в России было 9,7 млн. безработных, а средняя зарплата и размер пенсий миллионов людей намного отстает от прожиточного минимума (903 рубля). Данные о неравенстве измеряются с помощью коэффициента Джини. В странах СНГ этот коэффициент вырос с 0,25 - 0,28 до 0,35 - 0,38. На Украине он вырос с 0,23 в 1987/88 гг. до 0,47 в 1993/95 гг. [40]. Финансовый кризис в Восточной Азии привел к колоссальному росту нищеты, банкротств. Сравнение стран с точки зрения величины процента населения, живущего ниже черты бедности по доходам, дало такой результат: Норвегия - 2,6%, Канада - 5,9%, ФРГ - 11,5%; Великобритания - 13,1%, США - 14,1%; Испания - 21,1%. Плоды развала СССР и "демократических" реформ в странах СНГ по этому критерию нищеты выглядят так: Беларусь - 22%; Россия - 50%; Украина - 63%; Грузия - 65%; Кыргызстан - 88% [41].
Специалисты ПРООН измеряют уровень обеспечения экономических социальных и культурных прав с помощью целой системы специально составленных индексов.
Наиболее существенным из них является Индекс развития человеческого потенциала (ПРЧП), который учитывает такие показатели, как продолжительность предстоящей жизни при рождении, уровень грамотности взрослых и коэффициент приема в учебные заведения, а также доход на душу населения в стране. На первом месте здесь Канада, Норвегия, США, Япония, Бельгия, на последнем - Эфиопия, Нигер, Сьерра-Леоне. Россия занимает здесь 71 место, Казахстан - 76, а Украина - 91. По Индексу нищеты среди высокоразвитых стран в числе отстающих - США, Великобритания, Испания, Новая Зеландия [42]. Весьма характерно, что авторы Доклада развития 1999 исследуют два вида Индекса нищеты: ИНН-1 для развивающихся стран и ИНН-2 для промышленно развитых, которые включают разные показатели. Так, в частности, в первом случае процент населения, живущего ниже черты бедности, определяется путем вычисления числа лиц, живущих менее, чем на 1 доллар в день; во втором случае - 14,4 доллара. Одно это свидетельствует о глубоких противоречиях в сфере социальных прав, вытекающих из природы империализма. Весьма серьезными являются и нарушения гражданских и политических прав, прежде всего первейшего права человека - права на жизнь. Доклад специального докладчика Б. В. Ндиайе на 54-й сессии комиссии по правам человека (март 1998) свидетельствует о том, что внесудебные казни, казни без надлежащего судебного разбирательства широко распространены (Афганистан, Бразилия, Гватемала, Венесуэла, Кения, Турция и др.). В Колумбии, - отметил докладчик, - осуществляются массовые убийства людей военизированными группами, в особенности крестьян, профсоюзных активистов; в 1996 г. 12-летнему мальчику отрубили голову и выставили ее на публичное обозрение перед другими детьми. В некоторых странах практикуются убийства в тюрьмах (Кения, Индия) [43]. В соответствии со ст. 6 Международного пакта о гражданских правах, гарантирующей право человека на жизнь, смертная казнь может быть признана только за тяжкие преступления на основе закона и при строгом осуществлении судебных процедур. Несовершеннолетние и беременные женщины не могут быть казнены. В конце ХХ века в общественном сознании многих стран все более укрепляется мнение о недопустимости смертной казни. С 1989 до 1995 гг. в 24 государствах смертная казнь была отменена. К 1996 г. она не применялась уже в 84 государствах, но допускалась в 91. Во всех государствах - членах Совета Европы смертная казнь в мирное время отменена. В США допускаются грубейшие нарушения права на жизнь: смертные казни без обеспечения справедливого судебного разбирательства, без права обжалования, казнь умственно отсталых лиц, несовершеннолетних [44]. Вынесение смертного приговора в США, - отметил докладчик ООН, - "зависит от многих факторов, не связанных с сутью самого преступления. Ключевыми элементами в этом плане являются такие признаки, как класс, раса, экономическое положение как жертвы, так и обвиняемого" [45]. По данным ООН, казни лиц, не достигших 18-ти летнего возраста, осуществляются в Чили, Марокко, Алжире, Пакистане, Йемене, Иране, Саудовской Аравии.
Изучение практики 80-90-х гг. Европейского суда по правам человека позволяет сделать вывод, что и в странах Западной Европы далеко не все благополучно. В частности, указанный Суд установил такие факты, как телесные наказания в средней школе, необоснованные аресты (Великобритания), одиночное заключение ребенка в тюрьме (Дания), нарушения прав женщин, являющихся жертвами насилия в семье (Ирландия), посягательства на права обвиняемых в суде (Италия, ФРГ), нарушения свободы печати (Австрия). В Бельгии тот же Суд выявил факты совмещения функций судьи, следователя и прокурора в одном лице, что является грубейшим юридическим произволом [46]. Следует заметить, что это только верхняя часть айсберга, поскольку добиться рассмотрения жалобы в Европейском суде чрезвычайно сложно из-за громоздких процедурных правил.
Типичные нарушения гражданских и политических прав человека были названы на 54-й сессии Комиссии прав человека (1998 г.): насильственные, недобровольные исчезновения людей; терроризм, геноцид, расизм и ксенофобия, похищение и убийство детей, захват заложников, незаконные перевозки и захоронения токсичных и опасных отходов, использование наемников как средство противодействия осуществлению права народов на самоопределение [47]. Не искоренены такие современные формы рабства, как торговля девочками и женщинами, сексуальная эксплуатация детей в коммерческих целях и детский труд; систематические изнасилования женщин, сексуальное рабство во время вооруженных конфликтов. По данным ООН, объектом незаконной торговли становится свыше 1 млн. детей. 20 млн. человек находится в долговом рабстве [48]. Проблемы торговли людьми в последней четверти ХХ века стали более острыми и получили еще большее распространение.
Типичными нарушениями политических прав являются посягательства на право человека на объективную информацию, господство монополий над СМИ, манипуляция общественным мнением, фальсификация результатов выборов, искажение демократических принципов избирательного права. "Воля народа должна быть основой власти правительства", - записано в ст. 21 Всеобщей Декларации прав человека. Примером нарушения этой нормы являются выборы в Государственную думу, которые прошли 19 декабря 1999 г. в России.
Анализ ситуации позволяет прийти к выводу об ухудшении положения с правами человека в мире в конце ХХ - начале XXI века. Это подтверждает известные марксистские тезисы, что общество, основанное на господстве капиталистических монополий, эксплуатации и социальной несправедливости, враждебно интересам миллионов, гуманистической природе прав человека. И только переход общества на социалистический путь способен обеспечить их реальность.
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.55.
2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии, кн.1. Спб., 1993, с.107.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.40, с.6.
4. Там же, т.19, с.19.
5. Ленин В. И. Полн. собр. соч. т. 37, с.252, 390.
6. См.: Документы совещаний коммунистических и рабочих партий. М., 1957, с.6; Документы международного совещания коммунистических и рабочих партий, М., 1969, с.39.
7. См.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч. т. 2, с.126.
8. Там же, т. 46, ч. I, с.191.
9. Там же, с.192.
10. Там же, т.23, с.91.
11. Там же, с.635.
12. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т.17, с.419.
13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.16, с.13.
14. Там же, т.18, с.414.
15. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т.26, с.304.
16. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с. 447.
17. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т.27, с.253.
18. Там же, т.38, с.346.
19. Там же, т.53, с.149.
20. Деникин А.И. Очерки русской смуты, М., 1991, с.184.
21. Там же, с.168, 173, 194, 195.
22. См.: Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия, М., 1987, с.14.
23. Организация Объединенных Наций и права человека, Нью-Йорк, 1978, с.III.
24. ООН, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСО). Комиссия по правам человека. Осуществление экономических, социальных и культурных прав. Женева, 10 июня, 1998, с.12.
25. См. Аргументы и факты, 1990, №5; Б.С.Хорев. Правда о наших людских потерях, журнал "...изм", 1992, №1.
26. См.: Служебный циркуляр СД "Сообщения из рейха" об образе русского населения 15.4.1943 г., Война Германии против Советского Союза. 1941-1945. Документальная экспозиция под редакцией Рейнгарда Рюрюпа, Берлин, 1992, с.183-184.
27.Доклад о развитии человека за 1999 г, Нью-Йорк, 1999, с.1.
28. Там же, с.22.
29. Там же, с.1.
30. Там же, с.25.
31. Там же, с.22.
32. Там же. Согласно Докладу ПРООН за 1990 г. в то время 1,5 млрд. чел. не имели доступа к первичной медицинской помощи. См. Хроника ООН, т.XXVII, №3, Нью-Йорк, 1990, с.50.
33. Согласно Докладу ПРООН за 1990 г. таких людей было 800 млн. / См. Хроника ООН, т.XVII, №3, Нью-Йорк, 1990, с.150.
34. См.: Доклад о развитии человека в 1999 г., с.38.
35. См.: Там же, с.107.
36. ООН. ЭКОСО. Комиссия по правам человека. Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, 50 сессия, 5-10 июня 1998, с.4
37. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т.30, с.386.
38. Доклад о развитии человека, с.38.
39. Там же, с.36-37.
40. Там же, с.39.
41. Там же, с.149.
42. Там же, с.128.
43. ООН, ЭКОСО. Комиссия по правам человека, 54-я сессия. Вопрос о нарушениях прав человека и основных свобод в любой части мира. Внесудебные казни, казни без надлежащего судебного разбирательства, Доклад Б.В.Ндиайе, Положение в отдельных странах, Женева, 1998 г., с.35.
44. Там же, с.126.
45. ООН, ЭКОСО. Комиссия по правам человека, 54-я сессия. Вопрос о нарушениях прав человека и основных свобод в любой части мира. Внесудебные казни, казни без надлежащего судебного разбирательства, Доклад Б.В.Ндиайе, Миссия в США, Женева, 1998 г., с.21.
46. См.: Путеводитель по Европейской Конвенции по защите прав человека, Совет Европы, 1994.
47. См. Доклад комиссии по правам человека о работе ее 54 сессии, Женева, 1998.
48.ООН, ЭКОСО, комиссия по правам человека. Современные формы рабства, доклад Г.Д.Макдугалля, Женева, 1998; ООН, ЭКОСО. Комиссия по правам человека, Современные формы рабства. Доклад Рабочей группы по современным формам рабства о работе ее 23 сессии, Женева, 1998.