Письмо А.В. Суворову
12 августа 1974 г.
Дорогой Саша!
Получил твое письмо, и оно заставило меня очень и очень
задуматься. Имею в виду письмо про одиночество и «выводы».
Дорогой ты мой человек, на проблемы, которые ты наставил,
думаю, что сам Гегель не сумел бы дать окончательного
и конкретного ответа. По существу, ведь речь идет о
том, зачем человечество вообще вышло из животного состояния
и обрело себе такую хлопотную способность, как сознание.
Зачем? Я искренне думаю, что на этот вопрос («зачем?»)
ответа нет. У материалиста, разумеется, марксизм вообще,
как верно говорил Ленин, прочно стоит на почве вопроса
«почему?», и на этот вопрос можно питать надежду найти
ответ.
Зачем существует солнце? Зачем существует жизнь? Любой
ответ на эти вопросы будет относиться к области фантазии,
плохой или хорошей поэзии. Таких ответов навыдумывано
миллион, иногда остроумных, иногда поповски-тупых.
И пессимистических, и казенно-оптимистических.
Единственно, на чем может тут сойтись материалист с
идеалистом, или фантазером, так это то, что сознание
– как факт – величайшее из чудес мироздания (только,
пожалуй, кибернетики считают, что им раз плюнуть, чтобы
его объяснить).
Ты верно и остро понял, что проблемы, в которые ты
уперся, абсолютно ничего специфического для слепоглухого
не составляют. Не буду лицемерить и говорить, что зрение
и слух – вообще маловажные вещи, что в силу известной
диалектической истины – «нет худа без добра» – ты в
свои двадцать один год уже дорос до такого сознания,
которым дай бы бог обладать миллиардам зрячеслышащих.
Зная тебя, знаю, что сладеньких утешений ты не примешь,
что ты к ним глух. Я понимаю, что слепоглухота не создает
ни одной, пусть самой микроскопической, проблемы, которая
не была бы всеобщей проблемой. Слепоглухота лишь обостряет
их – больше она не делает ничего. И поэтому ты в свои
двадцать лет осознал и выразил их острее, чем большинство
зрячеслышащих с высшим образованием, – так остро, как
очень немногим удавалось их осознать. Поверь мне, это
вовсе не льстивый комплимент, продиктованный желанием
как-то скрасить твои мучительные размышления и настроения.
Сознание – не только чудо из чудес, – это и крест,
– гораздо больше мыслителей (и не только мыслителей).
Всерьез полагают, что без этого «проклятого» дара божьего
человек был бы счастливее и что вся боль мира существует,
собственно, только в сознании. Недаром ведь, когда
вырезают хотя бы аппендикс, стараются на это время
сознание погасить. В той же книге, где сказано, что
человек не единым хлебом жив, сказано также: «Во многой
мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает
скорбь...» (это из Библии, из главы «Экклезиаст», т.е.
по-русски – «проповедника»). С этими же идеями связана
и старинная сентенция, что на самоубийство способен
только человек (о скорпионах это давно разоблаченная
сказка). Не удивляйся, что я тебе цитирую Библию, –
это ведь вовсе не поповская книга, каковою ее сделали
попы. Это величайшее поэтическое произведение, равное
«Илиаде», и «Эдде», – и «Екклезиаст» (как звали его
на самом деле, никто уже, наверное, не узнает) – был
очень большим поэтом. Это ему принадлежит определение
мира и жизни как «суеты сует и всяческой суеты». Пожалуй,
это самый большой пессимист из всех поэтов. Но и очень
неглупый. Знаешь ли ты, что его слова: «Кто копает
яму, тот упадет в нее». И: «Кто разрушает ограду, того
ужалит змей»?.. И еще сотни афоризмов, вошедших во
все языки и культуры мира? Вот еще образчик (думаю,
что и не подозревал, что это – все тот же «Екклезиаст»):
«Лучше слушать обличения мудрого, чем слушать песни
глупых». И: «Не будь поспешен на гнев, потому что гнев
гнездится в сердце глупых», «ибо как сновидения бывают
при множестве забот, так голос глупого познается при
множестве слов».
Прости, я рискую перепечатать всю поэму.
Саша, я это все к тому, что сознание – это не только
чудо и крест, а и тончайший предмет в мироздании –
тончайший, и поэтому его могут сгубить вещи, которых
другой предмет и не почувствует. И не от «силы воли»,
как говорили некоторые негодяи, «мыслители», а только
от того, что не хватало ума и мужества, некоторые человеки
«укокошивали себя». Сознание, или «дух», как его называли
и называют, есть – Гегель – «способность выносить напряжение
противоречия». Собственно, это просто другая дефиниция
сознания.
Тяжкая оно, сознание, вещь, когда мир не устроен по-человечески,
а ты знаешь, как он может быть устроен. А тебя не слушают,
над тобой даже смеются, обзывают «утопистом». Нельзя
ни в коем случае поддаваться минутам отчаяния. Я прожил
пятьдесят лет и знаю, – они все же проходят, и даже
думать о «выходе» из игры не нужно. Пока есть капля
силы – надо бороться. За то, что ты считаешь мудрым
и человечным. Опять тот же Екклезиаст:
«Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и
время плясать». твёрдо верю, что настанет и твое время
плясать, даже если и настало твое время плакать. Пройдет.
«У мудрого глаза его – в голове его, а глупый ходит
во тьме». И это Екклезиаст, который не был знаком с
проблемой слепоглухоты, а как поэт понял, согласись,
суть дела умнее, чем матушка-Зима...
Если бы ты был действительно один – одинок, – я не
имел бы права советовать тебе мужество сознания. Ты
не один, славный и мудрый мой друг. Приедешь – будем
говорить с тобой долго и всерьез.
Твой Э. В.
Э.В. Ильенков
Философия и культура.
Москва, Политиздат, 1991, с. 446-7