COMMUNIST.RU
№ 162
Автор:
 В. Шапинов
ПАТРИОТИЗМ И КОММУНИЗМ. СТАТЬЯ ЧЕТВЕРТАЯ
Советский патриотизм, или пляски патриотов на могиле интернационального государства рабочих и крестьян

«До 17 года у нас не было родины», – писал И.В.Сталин. После 1991 года нашей Родины не стало, – могут добавить сегодня коммунисты бывшего СССР. На ее месте создано множество национальных государств буржуазии, которые не стали и не могли стать родиной для трудящихся масс бывшего СССР. Они стали каторгой, маленькими и большими тюрьмами и концлагерями народов. Ни одни сознательный коммунист не может испытывать патриотических чувств по отношению к этим историческим ублюдкам – единым россиям или незалэжным украинам, полумонархическим среднеазиатским или компрадорским закавказским республикам, прибалтийским кляйн рейхам. По отношению к государственным образованиям торжествующей буржуазии коммунисты питают самый жесткий и бескомпромиссный антипатриотизм.

Не беда, что сейчас буржуазный патриотизм и национализм расцвели пышным цветом на всем пространстве бывшего пролетарского интернационального государства. Коммунисты переживали и более темные времена господства кромешного патриотизма. Их клеймили немецкими шпионами, агентами Москвы и Пекина, предателями «национальных интересов». Тем не менее, всегда историческое развитие показывало правоту коммунистов и банкротство патриотов.

Неудивительно, что в наше черносотенное время парламентские левые все больше увязают в болоте буржуазного патриотизма. Патриотизм стал боевым знаменем всех буржуазных и мелкобуржуазных партий – от правых до левых – и оппортунисты стараются перещеголять своим национализмом самые консервативные буржуазные силы. К сожалению, есть коммунисты, которые берут на себя труд «марксистски» обосновать крен левого движения в национализм. Фактически, они становятся по отношению к руководству КПРФ, «Родине» и т.п. в положение коллективного Каутского, обставляя марксистской фразой буржуазную националистическую политику.

Революционеры обычно имеют возможность опробовать свои теоретические схемы на предмет из пригодности на практике, проверяя их на зрелость в среде рабочего класса. К сожалению, мы живем в эпоху большой революционной депрессии, наступившей после кризиса конца 80-х – начала 90-х с крушением СССР и соцлагеря. И хотя сутью эпохи остается пролетарская революция, довольно долгий период заняла перегруппировка революционных сил. В этот период любой отдельно взятый теоретик может строить сколь угодно замысловатые и оторванные от реальности интеллигентские теории, устраивать бесконечные дискуссии, объединяться и раскалываться. Отсутствие критерия истины, то есть практической организованной борьбы пролетариата, позволяют любому немного образованному человеку с небольшим журналистским талантом образовать свое издание, создать свою «марксистскую» теорию или выстроить собственную «партию». Пускай теория будет полной ахинеей, а партия кружком полусумасшедших сектантов, все равно они будут существовать, отравляя атмосферу. Только живое массовое движение выкинет на обочину всю эту шелуху. Пока же любой подобный «теоретик» может с видом гуру коммунистической теории продолжать смешивать патриотизм и коммунизм в разных пропорциях и торговать этим зельем на рынке левой идеи.

Дело в том, что кроме разобщенного и разбитого, дезорганизованного пролетариата в России присутствуют и другие классы. Их идеология, как пары ртути проникает в левую среду.

Одной из превращенных форм такого проникновения является так называемая теория советского патриотизма. Она имеет весьма малое отношение к действительному советскому патриотизму, который был для советских людей первой ступенькой к коммунизму. Любовь, патриотическое чувство к государству рабочих было шагом к усвоению идеологии рабочего класса – коммунизму.

Сегодня под маркой советского патриотизма пытаются протаскивать политическую практику отказа от ориентации на рабочий класс, а через это и от социалистической революции. Если ведущей идеологией является советский патриотизм, то значит нужно организовывать на борьбу не рабочий класс, а «советский народ», «советских людей». Таким образом, отрицается вся теория классовой борьбы и марксизм.

На самом же деле мы имеем сегодня не советское общество и советский народ, а общество, расколотое на классы и народ в котором «два народа» – буржуазия и пролетариат. Абсолютными являются противоречие и борьба между трудом и капиталом, а не некое их патриотическое единство.

Крайней формой теории советского народа является теория о том, что наша страна оккупирована и коммунисты должны использовать не методы классовой борьбы пролетариата, а методы национально-освободительной борьбы колониального периода.

Теория советского народа является наследством эпохи постсоветского первоначального накопления, когда казалось, что возможна «реставрация социализма» (хотя история подсказывает, что «точка невозврата» была пройдена гораздо раньше). Переход капиталистов от разрушения социалистических отношений, их рудиментов и насаждения капитализма (Ельцин) к методичному закреплению достигнутых успехов (Путин), требует соответствующего изменения и тактики коммунистов.

Если в ельцинский период социализм был как бы «позади», и казалось, что к нему можно было еще в какой-то степени «вернуться» (хотя уже тогда это было неверно), то в путинский период социализм оказался «впереди». Если до конца 90-х сохранялись еще какие-то иллюзии на возможность мирного и быстрого возвращения к социализму, то теперь ясно, что только методичная работа по созданию независимых классовых структур пролетариата может привести к победе. Тем не менее, неклассовые «народнические» теории все еще имеют хождение и освящаются порой авторитетом Ленина и Сталина.

Но и историческая роль настоящего советского патриотизма не всегда была однозначна. Советский патриотизм действительно был первой ступенькой к коммунизму для советских людей, поскольку этот патриотизм был чувством по отношению к социалистическому отечеству. Но этот же патриотизм становился и консервативной силой, поскольку Советский Союз остался отдельным государством, противостоящим другим государствам. Полностью эта консервативная сторона советского патриотизма проявилась впервые в период Брестского мира, но еще сильнее в период охлаждения советско-китайских отношений, когда страны в союзе которых был ключ к победе коммунизма на всей планете замкнулись каждая в своей односторонности. Это, в отличие от патриотов (даже советских) отлично понимал Сталин:

«Как угодно, любой ценой сохранить дружеские отношения с Китаем. Наш союз с Китаем обеспечит революционное преобразование мира», - писал он.


-3

-2

-1

0

1

2

3
Пишите нам Версия для печати На главную