|
Вопрос первый. Моя оценка современного
состояния науки на Западе и в СССР следующая:
Экономический кризис, охвативший весь Запад и потрясший все
основы капитализма, не мог не отразиться на области естественных
наук.
Если в области выведения новых, качественно улучшенных сортов
плодовых растений до кризиса в западных странах сделано было
очень немного, то в настоящее время в связи с тягчайшим кризисом
ждать какой-либо работы в этом отношении не приходится.
На страницах заграничной, да и нашей советской прессы, мою
деятельность зачастую сравнивают с работой американского плодовода
Лютера Бербанка. Я считаю это сравнение неправильным. В методах
работы Бербанка и моих существует разница. Об этом еще задолго
до революции указывали американские профессора, посещавшие
из года в год мой питомник. То же нужно сказать и вообще о
всей постановке дела и у других частных деятелей на Западе,
не исключая и государственных опытных станций, из числа которых
почти не найдется ни одной, специально работающей исключительно
над выведением новых, качественно улучшенных сортов плодовых
растений.
Если взять любой американский, да и западноевропейских торговых
заведений каталог садовых растений, то вы в течение десятков
лет встретите едва ли десяток новых сортов, пущенных в продажу.
Спрашивается, где же находится вся та многотысячная масса
якобы выведенных новых сортов как Бербанком, так и всеми другими
заграничными деятелями, о которых так много и часто писалось
как в заграничной, так и нередко в нашей советской прессе.
Здесь, как видно, многое (о чем писалось) существовало лишь
в фантазии писателей или в практическом применении оказалось
негодным. Такое явление вполне естественно, потому что над
всеми деятелями Запада довлеют условия общественной жизни
буржуазного строя, в которых почти всякая деятельность сводится
к спекулятивному эффекту, причем небольшая классовая верхушка
деятелей впитывает в себя чуть ли не целиком весь трудовой
заработок рабочих масс.
Совсем другое мы видим в СССР при Советском правительстве,
при благодетельном уничтожении классов. Здесь все основано
на стремлении всеми способами улучшить благосостояние трудящихся.
Так, например, у нас в стране сейчас обращено такое внимание
на развитие плодоводства, что в ближайшее время на огромных
пространствах нашего Союза будут сплошные полясады, общим
массивом по несколько тысяч гектаров. Этот невиданный толчок
к развитию плодоводства в СССР могла сделать только Октябрьская
революция, развязавшая скованные производительные силы земли
и давшая власть пролетариату, этому передовому классу социалистического
общества.
Насколько велики и заманчивы перспективы развития научной
мысли в СССР, видно хотя бы из одного того, что до революции
я работал одиночкой, не получая от царского самодержавия для
развития своего дела ни одной копейки, теперь же на базе моих
59-летних трудов созданы: селекционно-генетическая станция
моего имени, селекционный вуз по плодоводству, научно-исследовательский
институт, техникум и совхоз с участком земли в 5 000 га.
В результате щедрой помощи Советского правительства и само
дело изменило темп своего развития настолько, что мне удалось
только в одном 1932 г. сделать одинаковое по количеству достижение
с работой в прежние десять лет.
К концу второй пятилетки темп работы по улучшению сортов плодовых
растений выведением новых сортов должен еще более усилиться.
Кроме всего этого, я обращаю внимание еще на то, что случайное
появление в химическом составе мякоти гибридных плодов новых
элементов, не имеющих ничего общего с обычными составами яблок
различных видов, позволяет предполагать на будущем широком
горизонте гибридизации возможность получения таких сортов,
употребление плодов которых будет способствовать излечению
тех или других человеческих болезней.
Вопрос второй. Мои взгляды на взаимоотношения между
естествознанием и данной его конкретной областью и философией
следующие.
Наука и в частности ее конкретная область - естествознание
- неразрывно связана с философией, но так как в философии
проявляется человеческое мировоззрение, то, следовательно,
она есть одно из орудий классовой борьбы.
Партийность в философии является основным ориентирующим моментом.
Строй вещей определяет собой строй идей. Передовой класс,
каким показал себя пролетариат, несет и более передовую идеологию,
он выковывает единую последовательную марксистскую философию.
Естествознание по своему существу материалистично, материализм
и его корни лежат в природе. Естествознание стихийно влечется
к диалектике. Для избежания ошибочного понятия в усвоении
необходимо знать единственно правильную философию, - философию
диалектического материализма.
Вопрос третий. Только на основе учения Маркса, Энгельса,
Ленина и Сталина можно полностью реконструировать науку. Объективный
мир - природа - есть примат, человек - есть часть природы,
но он не должен только внешне созерцать эту природу, но, как
сказал Карл Маркс, он может изменять ее. Философия диалектического
материализма есть орудие изменения этого объективного мира,
она учит активно воздействовать на эту природу и изменять
ее, но последовательно и активно воздействовать и изменять
природу в силах только пролетариат, - так говорит учение Маркса,
Энгельса, Ленина и Сталина, - непревзойденных умов-гигантов.
Практика социалистического строительства в СССР выдвинула
ряд новых колоссальных проблем, которые под силу выполнить
лишь пролетариату. Это он и доказал на деле. Гигантское строительство
заводов, фабрик, совхозов, колхозов ставит перед советскими
учеными ряд актуальнейших задач, которые могли быть разрешены
только в Стране строящегося социализма, на основе философии
диалектического материализма, данного Лениным в развитие положений
Маркса и Энгельса.
Вопрос четвертый. Как я смотрю на возможность и на
пути конкретизации материалистической диалектики в области
науки садоводства?
Должен сказать, что всю жизнь я провел в саду и на грядках,
и за эту жизнь мною была сделана масса наблюдений и изучений
жизни растений, много открыто новых фактов, теоретическая
сторона которых еще не затронута наукой. Эти факты требуют,
конечно, освещения и детальной теоретической разработки. В
этом отношении должна прийти на помощь материалистическая
диалектика как единственно правильная философия последовательного
материализма.
Пятый вопрос. Какие принципиальные теоретические вопросы
необходимо в первую очередь разрабатывать в области улучшения
качеств новых сортов плодовых растений?
По моему мнению, следует выдвинуть для скорейшего разрешения
вопрос об ускорении начала плодоношения с более раннего возраста
плодовых деревьев. Затем, при помощи межвидового скрещивания
создать новые, более полезные для человека виды растений.
Далее еще раз повторяю, крайне важно не в единоличной работе,
а в коллективном труде всех деятелей науки разработать и выяснить
способы и пути введения в состав мякоти плодов посторонних,
но ценных для человека химических элементов.
|