Альманах
Форум | E-mail
 

Выпуск: N 9\10 декабрь 2003 года

"Философия практики" и современность. Маркс и Россия

Логика осадного положения

Г.Батищев

Типы критики и форм противоречий

Типы критики и форм противоречий

А. Три типа критики (по конспекту лекций Г.Батищева, читанных в Физтехе в 1974-75 гг)

1."прикладная" критика. Негативная (негационная - от негацио(лат.-отрицание) прикладная позиция задана тем, что субъект относится к предмету как априори данной, выработанной (чем-то) вещи.

В предельном выражении выдает себя за единственный тип критики, за критику как таковую. Не проблематизирует себя - стало быть и предмета. Он для нее не предмет, а мишень. Присваивает то, что одобряет, чужое утилизует как свое. В мишени ищутся слабые стороны, их надо "разоблачить". Предмет рассматривается "негационно", всячески снижается - вплоть до разрушения. Это не беспристрастный суд. а выполнение уже заданного, предвынесенного приговора. Своего рода "пороковидение", а не "добровидение". Развивает негативную мыслительную силу - искусство "порокологии", умение увидеть дыры в объекте. Как момент, как тенденция - имеет право на действие, является адекватной на стадии очистительно-разрушающей работы мысли. Но как абсолютизированная, выдающая себя за критику как таковую - порочна.

2."теоретическая"критика ( например, критика культуры). Она предметна, ищет достоинства предмеиа, допускает правоту критикуемого и собственную неправоту (проблематизирует и себя, и предмет). Научает критикующего в том, чего он не знает. Как особый род исследования - проблематизация в пределах "кодекса", заданного парадигмой. Такой является всякая умная научная критика. Но не может выйти за пределы парадигмы, ее заданных оснований.

3. собственно "философская" критика. Прежде всего она - самокритика, самопроблематизация. Проблематизирует все, в первую очередь самого себя, основания своего подхода. "Когда я критикую в тебе себя, то я действительно тебя критикую". Пример такого отношения. Гегель vs Cпинозы. Гегель развивает "за Спинозу" основания, причем именно сильные сторны его концепции, развивает-мажорирует (концепцию субстанции-субъекта). В таком подходе - путь к адекватному пониманию сути предмета критики. Гегель, как и все последующие умные критики концепции субстанции, остается спинозистом, и "всякий умный рационализм - спинозизм". Преемственность теоретической мысли. Батищев: "тем не менее, я - не субстанционалист. Недостаточно по-гегелевски представлять субстанцию как субстанцию-субъект. Пытаюсь представить предметную деятельность как полностью междусубъектную".

Техника конструктивной критики

Другие воспринимаются как мои собственные возможности. Метод "встречания Другого". Если он не есть моя собственная возможность -подлинного общения нет, суррогат его. В свою очередь, я - возможность для другого. Умение поставить другого на свое место, в позицию субъекта. "Тотальная субъектность всего космоса". Заносы, вывихи на этом пути. -"Благодаризм"(недостача очистительной критики) - ведет в болото, к полной зависимости от нераспредмеченной, косной материи. -"Вопрекизм"(абсолютизация негативной критики) - это на самом деле форма "негативной зависимости"от предмета критики. Неспособность освободиться от его _сильных_сторон, неспособность превзойти, "снять"их в понимании. Негативная зависимость от критикуемой концепции - сплошь и рядом распространена. Примеры - "родимые пятна"мажорируемой коцепции в новой, "выворачивание наизнанку"старого в надежде получить чаемое новое. Типичный образец негативизма - ограниченное понимание свободы лишь как "свободы от..." "Вопрекизм" - ведет к невозможности встречания другого, общения в подлинном смысле слова. Вполне может допоняться "благодаризмом", прекрасно уживается с ним, работает в связке. Борьба как соперничество, на изничтожение плюс неизбежная зависимость от нераспредмеченного остаттка. Здесь все побеждены (внешними обстоятельствами), только мнят себя свободными.

Критическое действие и понимание.

"Пропустить через три поля" - борение, помощь, интериоризация норматива поведения и мышления. - борьба как соперничество альтернатив. Кодифизированное отвечание. Я-центризм (эгоцентризм). Я есмь субъект, прочее - объект. Утилитарное отношение к другим.

- вектор "от себя". Помощь ответами.Бескорыстная помощь (жертва)

- "помощь трудностями, вопросами". Вселенная вопрошания превышает вселенную отвечания. Богтство предметного мира распредмечивается.

Распредмечивание - делание своим, интериоризация. Адекватная идея образуется в процессе действия"по контуру"предмета (это из Ильенкова).Простейший случай - определение окружности по Спинозе. Окружность есть контур, образуемый при движении линии, один конец которой закреплен - в определении содержится способ построения. " В меру своего участия в процессе - я понимаю". Путь к свободе.

Облик Другого среди прочего задает в поле субъектности нам возможности (собственного развития, совершенствования) и взаимообогащения.

 

Б. Логика осадного положения

1) Поляризм Это термин Г.Батищева. Батищев - лучший автор по теме диалектического противоречия, в конце 60х он написал по теме ряд классических работ, в том числе статью именно по этой теме в 4м томе Философской энциклопедии(оттуда ее краткий пересказ).

Чтобы коротко и на примере пояснить "магическую" форму выражения поляризма - можно взять диамат в исполнении Сталина ("Краткий курс", 4 глава). Это диалектика, и только она. Но , если одним словом -"магическая". Стороны , на которые делятся противоречия - это олицетворенные силы, за которыми - персонификации. И термины вроде"борьба", "уничтожение" - это отпечаток "антропоморфизма"(точнее - подразумеваемых реальных социальных, классовых противоречий, вокруг которых и строилась логика борьбы).

Батищев показал (методически), чем отличаются "превращенные формы"выражения противоположностей. Главная такая форма - поляризм. Теоретик - Шеллинг(особенно в натурфилософии). Всеобщая "двойственность" понимается как наличие двух изначально различных, противоположных, полюсов, обладающих самостоятельным существоанием, они взаимно сопряжены (предполагают друг друга)и в то же время взаимно несовместимы(исключают, выталкивают друг друга). Они логически равноценны. По сути эта позиция вульгарно-диалектична - не видит неравноценности и производности "сторон"от противоречия внутри одной сущности, не прослеживает генезиса и снятия противоречий на основе разрешения противоречия, и делает их статичными. Нет динамики, "вынута душа"процесса, он не схватывается, потому что статика убивает суть процесса. В буржуазной философии 19-20 веков такая концепция часто подменяла реальную диалектику, даже у неогегельянцев (в отличие от самого Гегеля). Очень часто ее выдают за собственно диалектику противоречий. Она рассудочно-проста, удобна, дает возможность полностью обойти обостренно-антиномичные формулировки, правдоподобна с точки зрения эмпирических"примеров" из областей ест.наук и социальной на их описательном уровне. Пример - полюса (плюс и минус, север и юг).

2)Антагонизм

Батищев рассматривает применение диалектики противоречий у Маркса, доказывая, что "антагонизм - превращенная форма" противоречия. "Действительного дуализма сущности не существует". Превращенность формы противоречия необходимо "снять", опять-таки чтобы статику превратить в динамику. Диалектическая логика - логика процессов и изменений.Начать с постановки вопроса о центральном противоречии -наемного труда и капитала- у Маркса. "Капитал и труд выступают как производные от внутреннего противоречия самого труда". Нужно рассмотреть развертывание "клеточного" противоречия товара - в свою очередь основанную на внутреннем противоречии ( в указанном выше смысле) труда , методом "восхождения от абстрактного к конкретному" . Чтобы "снять форму антагонизма",труд и капитал следует рассматривать в единстве и как процесс, а не как ставшие антагонистические сущности.

3)Логика осадного положения.

Включаем бинарный алгоритм. _Все_ формы противоречий рассматриваются как полярные и антагонистические, способ их разрешения - "борьба против"(на уничтожение). Вся обстановка описывается в терминах того же ряда - вездесущих, неотлучно сопровождающх каждый шаг враждебных интенций, угроз, врагов (антагонистов). Такой "климат"порождает и поддерживает "силы" только одного типа - борьбу _с_ чем-то,_негативную_ критику чего-то. И т.д. Если угроз-врагов нет - их конструируют, доводят до этой степени,или умеют найти. Логика такой борьбы - это прежде всего и главным образом борьба "против", а не"за". Отсюда выводятся ее производные качества. Прежде всего стираются грани между типами ситуаций - они все становятся в той или иной мере "чрезвычайными". Требующими "мобилизации","жестокости", "трагедийности" и проч. Любая, даже рутинная, обычная деятельность ( в том числе мышление) становится "борьбой" трагедийного оттенка по нормам"осадного положения". Логика "борьбы против" антагониста. А это - искажение сути процесса.

4) Есть выражение ЛОП в своеобразном анти-системном виде, "Батищев наоборот". О том же, но деструктивно, а не конструктивно. Заточенная против советизма, остро-инструментальная форма - речь в ней идет прежде всего о морали, системе ценностей. Такова идеологизированная концепция ЛОП у В.Лефевра. (Работал в их спецорганах в период разрушения СССР).

"Как показали исследования Лефевра, нашу ментальность характеризует как раз теоретическая (словесная) непреклонность и практическая всеядность и беспринципность (вторая этическая система)".

http://ratio98.chat.ru/Conf/soci-psiho/Ment.htm

 

БАТИЩЕВ Генрих Степанович(1932-1990) Русский философ, один из целой группы философов, образовавшейся в 50х годах и занимавшихся прежде всего проблемаими методологии и теории познания. Их лидерами на первых порах были Эвальд Васильевич Ильенков ( 1925-1978) и Александр Алексанрович Зиновьев . Затем каждый из них развил самостоятельную концепцию. Из этой же школы вышли Г.П.Щедровицкий, М.К.Мамардашвили . Начинал как постмарксист(фихтеанизированный). Этот период представлен книгой "Деятельная сущность человека как философский принцип"(1969), вызвавшей гонения, крайнюю непрязнь Суслова и т.п. Затем становится религиозным, православным философом, принимает иноческий сан. Среди работ Батищева - более 50 статей в 5томной ("голубой "пятитомник) Философской энциклопедии( 1 том -1962, 5ый -1970), в том числе такие концептуальные как- Субъективизм, Объективизм, Утилитаризм, Экономический материализм, Немецкая идеология, Экономические рукописи (Маркса), Разум, Рассудок, Овеществление, Опредмечивание и распредмечивание, Критика, Противоречие. Посмертно издана "Введение в диалектику творчества"( серия "Философы России в 20 в", СПб, 1997, тир.2000)

Версия для печати [Версия для печати]

Гостевые комментарии [Добавить комментарий]

Нет записей




Copyright (c) Альманах "Восток"

Главная страница