ДЖОЙС (Joyce) Джеймс (2.2.1882, Дублин, - 13. 1.1941, Цюрих), ирландский писатель. Окончил иезуитский колледж и Дублинский ун-т (1902). В 1904 покинул родину, с 1920 жил в Париже. Дебютировал в 1907 книгой стихов -"Камерная музыка", но известность Д. принесла проза. В рассказах сб. "Дублинцы" (1914, рус. пер. 1937) выведены образы "маленьких людей", задавленных мещанским бытом; в нек-рых рассказах Д. выступил против угнетения Ирландии Англией. В романе "Портрет художника в юности" (1916) Д. показал освобождение юного героя от морально-религиозных догматов и обязанностей и в то же время его отказ от обществ. борьбы и нац.-освободит. идеалов: герой Д. замыкается в кругу художеств, интересов.

В гл. произв. Д. - романе "Улисс" (1922) развит наметившийся в "Портрете художника" метод "потока сознания" (см. "Поток сознания"). Избегая целостного изображения действительности, Д. фиксирует самые ничтожные поступки, ощущения и мысли персонажей. В этом калейдоскопе вырисовываются бесцельность и пошлость жизни, воплощённые в одном из героев "Улисса", дублинце Блуме. Объективно роман -это приговор бурж. цивилизации, но критика Д. бесперспективна, т. к. он убеждён в извечной порочности человеческого общества. Д. стремился раскрыть внутренний мир человека, показать тончайшую, даже мимолётную реакцию главных персонажей на окружение, изображаемое подчас с натуралистической тщательностью. Вместе с тем Д. ищет в своих героях отголоски тех черт, к-рые были запечатлены уже в древних мифах. Отсюда уподобление истории Блума и Стивена, героев "Улисса", героям древнего эпоса. Экспериментирование Д. с языком и стилем, чрезмерно сложная символика ведут к разрушению классич. формы романа, особенно явственному в "Поминках по Фин-негану" (1939), содержанием к-рого стали сновидения центрального персонажа. Д. оказал огромное влияние на модернистскую лит-ру (см. Модернизм).

Соч. в рус. пер.: [Главы из "Улисса"], "Интернациональная литература", 1935, № 1-3, 9-12; 1936, № 1-4.

Дж. Джойс.

Дж. Джолиттн.

Лит.: Старцев А. И., О Джойсе, "Интернациональная литература", 1936, №4; Ж а н т и е в а Д. Г., Джеймс Джойс, М., 1967; Gilbert S., J. Joyce's Ulysses, L., 1960; Burgess A., Here comes everybody, L., [1965]; Ellmann R., James Joyce, L., 1966; Goldberg S. L., Joyce, Edinburgh - L., [1967]; Anderson С h. G., James Joyce and his world, L., [1967]; The Celtic master. Contributions to the First James Joyce symposium held in Dublin. 1967, [Dublin, 1969]; A bash in the tunnel. J. Joyce bv the Irish, Brighton, [1970]; J. Joyce. The critical heritage, v. 1 - 2, L., [1970]; Parker A. D., James Joyce. A bibliography of his writings, critical material and miscellanea, Boston, 1948. Е. В. Корнилова.

ДЖОЙСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет в сев. части Зап. Саяна в междуречье pp. Абакан и Енисей (Хакасская АО). Дл. ок. 75 км. Выс. до 1439 м. Сложен сланцами и известняками, местами прорванными т. н. "джойскими" гранитами. На сев. склоне до 800-900 м - листвен-нично-сосновые леса, выше - темно-хвойная тайга.

ДЖОКЬЯКАРТА (Djokjakarta, Jogya-karta), индонезийский султанат со столицей того же названия. Образован в 1755, когда голл. колонизаторы добились раздела Матарама на два зависимых от них гос-ва - Д. и Суракарту. Первым султаном Д. стал брат сусухунана -Мангкубуми, принявший титул Хаменг-ку Бувоно, к-рым титуловались все последующие султаны. "В 1825 в Д. вспыхнула народная война (Яванское восстание 1825-30) против голл. господства под рук. Дипонегоро. До 2-й мировой войны султанат находился под строгим голл. контролем, считаясь "автономным государством" в адм. системе колонии (т. н. Нидерландской Индии). После образования независимой Индонезийской Республики (1945) Д. получила статут автономного особого округа, управляемого пожизненно Хаменгку Бувоно IX (султан с 1939).

ДЖОКЬЯКАРТА, Джокья (Jogjakarta, Djokjakarta), город в Индонезии, на Ю. центр, части о. Ява. Адм. центр Особой области Джокьякарта. 371 тыс. жит. (1968). Узел жел. и шосс. дорог. Аэродром в Магуво. Д.- центр традиц. кустарного произ-ва: ткачество, изготовление батика (особым образом расписанной ткани), художеств, изделий из серебра, театр, масок и кукол для теневого театра, резьба по дереву. Пищевкусовая (рисо-очистит., сах., таб.) и текст, пром-сть. Д. - старейший культурный центр страны. Ун-т "Гаджа Мада".

В городе - дворец султана Д. (1755-1760), памятник генералу Судирману (1951, Г. Хендра), Музей яванской культуры, Карт. гал. Управления культуры.

В окрестностях Д. сохранились памятники древней архитектуры, привлекающие многочисл. туристов (Прамбанан и Боробудур).

Первое упоминание о Д. относится к нач. 18 в. С 1755, после раздела гос-ва Матарам, Д. стала столицей одноимённого султаната (см. Джокьякарта), контролируемого голландцами. В 1946-49, во время нац.-освободит, войны, Д. являлась временной столицей Республики Индонезии, откуда осуществлялось руководство борьбой против гол л. агрессии.

ДЖОЛИ (Joly) Джон(1. 11.1857, графство Оффали, Ирландия, - 8. 12. 1933, Дублин), английский геолог и геофизик. Окончил Тринити-колледж в Дублине, проф. геологии в Дублинском ун-те (с 1897). Д. первым обратил внимание на значение радиоактивных элементов для теплового режима Земли. Исходя из количеств. определений содержания радиоактивных элементов в различных горных породах, Д. впервые подсчитал кол-во энергии, выделяемой элементами в процессе радиоактивного распада. Полученные данные использовал для построения геотектонич. гипотезы, к-рой пытался объяснить периодичность тек-тонич. процессов.

Соч.: Radioactivity and geology, L., 1909; The surface-history of the Earth, 2 ed., Oxf., 1930; в рус. пер.- История поверхности Земли, М. - Л., 1929.

ДЖОЛИТТИ (Giolitti) Джованни (27. 10. 1842, Мондови, - 17. 7. 1928, Кавур), политич. и гос. деятель Италии; наиболее последоват. представитель итал. либерализма нач. 20 в. Сын чиновника, по образованию юрист. В 1889-1890 мин. казначейства, в 1901-03 мин. внутр. дел. В 1892-93, 1903-05, 1906-1909, 1911 - 14, 1920-21 премьер-мин. С именем Д. связана эра расцвета и кризиса итал. бурж. либерализма нач. 20 в. Д. стремился расширить социальную базу бурж. режима в Италии. Путём либеральных реформ и нек-рых уступок рабочим [гос. страхование, легализация рабочих организаций и признание права рабочих на стачки (1901) и др.] Д. пытался смягчить остроту классовых противоречий в Италии. Неоднократно приглашал в своё пр-во реформистских лидеров социалистич. партии. В то же время пр-во Д. жестоко подавляло крест, движение на Ю. Италии, увеличило воен. расходы, развязало захватнич. войну с Турцией (1911 - 12). В 1912 Д. провёл широкую избират. реформу. В 1913 в ходе выборов (по новому избират. закону) либералы вступили в союз с клерикалами; цель союза - изолировать социалистов и получить поддержку католич. орг-ций и следовавших за ними крестьян. С нач. 1-й мировой войны 1914-18 Д., опасавшийся неблагоприятного исхода войны для Италии, выступил против участия в ней Италии, возглавив лагерь ч нейтралистов". В обстановке послевоен. революц. подъёма буржуазия вновь призвала Д. к власти. Путём уступок (повышение зарплаты и обещание ввести рабочий контроль на произ-ве) Д. содействовал срыву движения за занятие предприятий (сент. 1920). Д. одобрил приход фашистов к власти (1922), поддерживал фаш. пр-во Муссолини, однако к нояб. 1924 перешёл в оппозицию. В 1928 выступил против фаш. закона, упразднявшего парламентский режим. Портрет стр. 207.

Соч.: Discorsi extraparlamentari, [Torino], 1952; Memorie della mia vita, [Mil.], 1967.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 219; т. 27, с. 18; Грамши А., Избр. произв., пер. с итал., т. 1, M. 1957; А л а т р и П., Происхождение фашизма, пер. с итал., М., 1961; Togliatti P., Discorso su Giolitti, Roma, 1950; Frassati A., Giolitti, Firenze, 1959.

К. Г. Холодковский.

ДЖОЛУО, луо, народ в Кении, населяющий гл. обр. побережье оз. Виктория. К Д. близки гайя (гиранга) и дама. Общая числ. 1,4 млн. чел. (1967, оценка). Язык - джолуо принадлежит к нилотским языкам. Большинство Д. сохраняет древние традиц. верования, часть - мусульмане и христиане. В ряде р-нов Д. живут смешанно с банту балухья, с к-рыми имеют много общего в материальной и духовной культуре. Осн. занятие - земледелие (кукуруза, просо, сорго). Широко развито отходничество в города.

ДЖОМОЛУНГМА, Чомолунгма, Эверест, высочайший на Земле горный массив в Гималаях, на границе Непала и Китая. Вые. 8848 м. В основании сложен докембрийскими гнейсами и гранитами, от 7000 м и выше - мезозойскими кристаллич. известняками и сланцами. Имеет форму пирамиды; юж. склон более крут. С массива во все стороны стекают ледники, оканчивающиеся на вые. ок. 5 тыс. м. На юж. склоне и рёбрах пирамиды снег и фирн не удерживаются, вследствие чего они обнажены. 29 мая 1953 вершина Д. была достигнута членами англ, экспедиции Дж. Ханта - альпинистами Тенсингом (шерп, из народностей Непала) и Э. Хиллари (новозеландец).

Лит.: Тенцинг Н., Тигр снегов, [пер. с англ.], М., 1961.

ДЖОН (John) Огастес Эдвин (4.1.1878, Тенби, Уэльс, - 31.10. 1961, фординг-бридж, Хэмпшир), английский живописец. Учился в Школе изящных иск-в Слейда в Лондоне (1894-98). Крупный мастер реалистич. портрета (Б. Шоу, ок. 1913-14, Музей Фицуильяма, Кембридж; Т. Харди, 1923, Гал. Тейт, Лондон) и бытового жанра ("Нищие", ок. 1912-14, Ин-т иск-ва, Детройт). Работы Д. выделяются яркой характерностью и психологич. насыщенностью образов, уверенным темпераментным письмом. Илл. см. т. 4, табл. XXXVII.

Лит.: Rothenstein J., Augustus John, 3 ed., L., 1946.

ДЖОНКА (малайск. djong, искажённое кит. чуань - судно), деревянное парусное грузовое двух-четырёхмачтовое судно речного и прибрежного мор. плавания, распространённое в Юго-Вост. Азии.

Ив Джонс. Вилла королевы ("Куинс-хаус") в Гринвиче. 1616-35.

В эпоху парусного флота Д. использовались для воен. целей; на совр. Д. перевозятся грузы, нередко они служат и для жилья. Д. имеют небольшую осадку, грузоподъёмность - до 600 т; характерные особенности - очень широкие, почти прямоугольные в плане, приподнятые нос и корма, паруса четырёхугольной формы из циновок и бамбуковых реек.

ДЖОНС (Jones) Генри Артур (20.9.1851, Грандборо, Бакингемшир, - 7. 1. 1929, Лондон), английский драматург. Был коммивояжёром. В драмах "Это недалеко за углом" (1879), "Святые и грешники" (1884), "Дело бунтарки Сьюзен" (1894), "Триумф филистеров" (1895), "Майкл и его падший ангел" (1896), "Лгуны" (1897) Д. создаёт образы людей, выступающих против религ. догм и общепринятой бурж. морали. Мелодрама-тич. приёмы Д. и ограниченность его критики устоев бурж. мира вскрыл Б. Шоу. Эстетич. взгляды Д. изложены в книгах "Возрождение английской драмы"

(1895), "Драма идей" (1915) и др.

Соч.: Representative plays, v. 1 - 4, L., 1926; в рус. пер. -От мрака к свету, М., 1904.

Лит.: Шоу Б., О драме и театре, М., 1963; С о r d е 1 1 R. A., H. A. Jones and the modern drama, [N. Y., 1968].

ДЖОНС (Jones) Джеймс (р. 6.11.1921, Робинсон, шт. Иллинойс), американский писатель. Участник 2-й мировой войны 1939-45. Известность приобрёл антимилитаристским романом "Отныне и во веки веков" (1951, рус. пер. "Отсюда и в вечность", 1969). Роман Д. "И спешат они" (1957) рассказывает о фронтовиках, чувствующих себя чужими после войны в бурж. среде. В стиле Д., испытавшем влияние прозы Э. Хемингуэя и солдатских стихов р. Киплинга, преобладает натуралистич. начало.

Соч.: The pistol, N. Y., 1959; Go to a widow-maker, N. Y., 1967; The ice-cream head -ache"ndother stories, N. Y., 1968.

Лит.: Орлова Р., Маленькие люди на большой войне, "Вопросы литературы", 1960, № 6; Ландор М., Конформизм и традиция, там же, 1963, №3; Неделин В., "Возлюбившие войну" и их жертвы, "Иностранная литература", 1961, № 7; Зверев А., Тропинка из топи, там же, 1968, № 6.

ДЖОНС (Jones) Иниго (15. 7. 1573, Лондон, - 21. 6. 1652, там же), английский архитектор. Изучал архитектуру между 1596 и 1614 в Италии и Франции, в 1615-43 гл. смотритель королевских зданий. Последователь Палладио, составил комментарии к его трактату (издан в 1715). Д. стремился освободить англ, архитектуру от ср.-век. пережитков и утвердить в ней принципы классич. зодчества - ясность композиции и благородство пропорций. Составил проект ансамбля дворца Уайтхолл в Лондоне (осуществлён только Банкетный зал; илл. См. т. 4, табл. XXXV), построил виллу королевы в Гринвиче (1616-35), центр, часть дворца Кобем-холл (Кент, 1620), выполнил интерьеры дворца Уилтон-хаус (Уилтшир, ок. 1649-52). Работал также как театральный художник.

Лит.: Михайловский Е. В., Архитектор Иниго Джонс, [М.], 1939; G о t с h J. A., Inigo Jones, L., 1928.

ДЖОНС (Jones) Ричард (1790, Taнбридж, Уэльс,-26.1.1855, Хейлиберн), английский экономист. Критик учения Д. Рикардо. Д. подошёл к пониманию исторически преходящего характера капиталистич. способа произ-ва. Впервые в политэкономии рассматривал капитал как обществ, отношение. Освободил теорию ренты от т. и. закона "убывающего плодородия земли". Критикуя ошибки Д. (реформистские колебания, склонность к компромиссу с бурж. радикализмом), К. Маркс вместе с тем высоко оценил положит, стороны его учения.

Соч.: Экономические сочинения, пер. с англ., Л., 1937.

Лит.: Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 2, гл. 24.

ДЖОНС (Jones) Харолд Спенсер (29. 3.1890, Лондон, - 3.11. 1960, там же), английский астроном. В 1923-33 директор астрономической обсерватории на мысе Доброй Надежды, с 1933 директор Гринвичской обсерватории (королев, астроном), с 1937 по 1939 президент Королевского астрономического об-ва, с 1945 по 1948 президент Международного астрономического союза. Исследовал движение Луны и Марса, неравномерность вращения Земли вокруг своей оси. Уточнил значения параллакса Солнца, постоянных аберрации света и нутации и др.

Соч.: The solar parallax and the mass of the Moon from observations of Eros at the opposition of 1931, "Monthly Notices of the Royal Astronomical Society", 1941, v. 101, № 8; в рус. пер.- Жизнь на других мирах, М. - Л., 1946.

ДЖОНС (Jones) Эрнест Чарлз (25.1.1819, Берлин, - 26.1.1869, Манчестер), деятель английского и междунар. рабочего движения, писатель и публицист. Выходец из аристократич. семьи, адвокат. Д., в нач. 1846 примкнув к чартистскому движению, стал одним из лидеров его левого, революц. крыла. По характеристике К. Маркса, Д. -"...наиболее одаренный, последовательный и энергичный представитель чартизма" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 364). Д. активно участвовал в деятельности междунар. об-ва "Братские демократы" и (с лета 1847) Союза коммунистов. Дружба Д. с Марксом и Энгельсом сыграла огромную роль в формировании его мировоззрения. Д. отстаивал массовые революц. действия. В 40-е гг. Д. выпустил сб. "Чартистские стихи", опубликовал романы "Исповедь короля", "Роман о народе". В 1848-1850 находился в тюрьме, где написал поэму "Новый мир". В 50-х гг. вёл борьбу за возрождение чартизма на социалистич. основе. Был одним из авторов чартистской программы 1851, открыто провозгласившей социалистич. цели движения. В издававшихся им журн. "Hoy-тис ту зе пипл" ("Notes to the People", 1851-52) и в газ. "Пиплс пейпер" ("People's Paper", 1852-58) Д. пропагандировал идеи науч. коммунизма и пролетарского интернационализма, вёл агитацию за сочетание экономич. и политич. борьбы рабочих. В 1854 по инициативе Д. в Манчестере был созван Рабочий парламент. Д. выступал с обличением англ. господства в Индии, Ирландии и др. странах. С сер. 50-х гг. у Д., однако, обнаружились реформистские колебания, к-рые он в дальнейшем преодолел. Участвовал в деятельности 1-го Интернационала.

Соч.: Selections from the writings and speeches, with introd. and notes by J. Saville, L., 1952; [Фрагменты], в кн.: Антология чартистской литературы, М., 1956 (текст на англ. яз.).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8 - 11 (см. Указ, имён); Галкин В. В., Эрнест Джонс, в кн.: Маркс и Энгельс и первые пролетарские революционеры, М., 1961; Гольман Л. И., О взглядах Э. Джонса по колониальному вопросу, в кн.: Чартизм. Сб. ст., М., 1961; Рожков Б., Революционное направление в английском рабочем движении 50-х гг. XIX в., М., 1964. Л. И. Гольман.

ДЖОНС (Jones Sound), пролив в Канадском Арктич. архипелаге, между о-вами Девон и Элсмир. Шир. 60-80 км. Большую часть года покрыт льдами. В Д. медленное течение, направленное с 3. на В., в море Баффина.

ДЖОНСА ЗАКОН, принят конгрессом США 29 авг. 1916. Автор - сенатор У. Джонс (Jones). Предусматривал образование на Филиппинах выборного двухпалатного законодат. собрания. За амер. ген.-губернатором сохранялись исполнит, власть и право вето на законы. По Д. з. Филиппинам была обещана независимость после создания "устойчивого управления". В 1934 был принят Тайдингса - Мак-Даффи закон, по к-рому Филиппинам была обещана независимость по истечении 10-летнего "переходного периода", на это время им предоставлялась автономия.

Публ.: The Philippine Autonomy Act (Jones Law), в кн.: Encyclopedia of the Philippines, v. 6, Manila, 1935, p. 146 - 70.

ДЖОНСОН (Jonson) Бенджамин или Бен (11. 6. 1573, Лондон, - 6. 8. 1637, там же), английский драматург, поэт, теоретик драмы. Учился в Вестминстерской школе. Его первая комедия -"Обстоятельства переменились" (1597, изд. 1609). Совместно с Марстоном и Чапменом Д. написал комедию "Эй, к востоку" (1605), содержавшую политические намёки, за что авторы подверглись аресту. В 1616 Д. издал собрание своих сочинений. Оспаривая в прологах пьес творч. принципы современников, в т. ч. своего друга У. Шекспира, Д. требовал бытового правдоподобия в сюжете, однолинейного изображения характеров. Согласно своей "теории юморов", в комедиях "Всяк в своём нраве" (1598) и "Всяк не в своём нраве" (1599) толкует "юморы" как индивидуальные "странности", а в комедиях нравов -"Вольпоне, или Лиса" (1605), "Эписин, или Молчаливая женщина" (1609), "Алхимик" (1610) и "Варфоломеевская ярмарка" (1614) - как социально-типич. пороки аристократии и буржуазии. В трагедиях "Падение Сеяна" (1603) и "Заговор Катилины" (1611) воплощены принципы классицизма. Д. написал также ок. 30 "масок" - пьес-аллегорий на мифологич. сюжеты для придворных спектаклей.

Э. Ч. Джонс.

Б. Джонсон.

Соч.: Works, v. 1-11, Oxf., 1925-52; The complete plays, v. 1 - 2, L.- N. Y., 1929-34; Ben Jonson's literary criticism, Lincoln, [1970]; в рус. пер.-Драматические произв., т. 1-2, М.-Л., 1931-33; Пьесы. Л.-М., 1960.

Лит.: Варшер С. А., Английский театр времен Шекспира, М. -П., 1920; Аксенов И., Елнзаветинцы, М., 1938; История английской литературы, т. 1, в. 2, М. -Л., 1945; История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956; Ромм А. С., Бен Джонсон. 1573-1637, Л.-М., 1958; Веnt1еу G. E., Shakespeare and Jonson. Their reputations in the seventeenth century compared, v. 1 - 2, Chi., [1945]; С h u t е М., Ben Jonson of Westminster, N. Y., 1953; Tannenbaum S. A., Ben Jonson. A concise bibliography, N. Y., 1938. Е. В. Корнилова.

ДЖОНСОН (Johnson) Джеймс Уэлдон (17.6.1871, Джэксонвилл,-26. 6. 1938, Нью-Йорк), негритянский писатель, историк культуры, обществ, деятель США. Был учителем, адвокатом, проф. лит-ры в ун-те Фиск и в Нью-Йоркском ун-те, консулом США в Венесуэле и Никарагуа. Один из организаторов "Национальной ассоциации содействия развитию цветного населения". Автор песен и оперетт (совм. с братом-композитором), сб. стихов "50 лет" (1917), романа "Автобиография бывшего цветного" (1912), книг по истории негр, культуры ("Чёрный Манхэттен", 1930). Составитель антологий негритянской поэзии и фольклора. В 20-х гг. выступал как теоретик т. и. негритянского ренессанса, призывая негров к созданию художеств, ценностей, независимых от расы и гос-ва.

Соч.: The book of American Negro poetry, N. Y., 1922; The book of American Negro spirituals, N. Y., 1925: Along this way, N. Y., 1933; Saint Peter relates an incident. Selected poems, N. Y., 1935.

Лит.: Беккер М. И., Прогрессивная негритянская литература США, Л., 1957.

ДЖОНСОН (Johnson) Линдон (р. 27. 8.1908, близ г. Стонуолл, шт. Техас), гос. деятель США. Род. в семье фермера. После окончания учительского колледжа (1930) занимался преподават. деятельностью. В 1939-48 чл. палаты представителей, в 1949-61 сенатор от шт. Техас. В 1953-60 лидер демократов в сенате. С янв. 1961 вице-президент США; с нояб. 1963, после убийства президента Дж. Кеннеди, стал президентом США, в 1964 переизбран президентом. На протяжении всей политич.деятельности Д. представлял центристские круги Демократич. партии; был тесно связан с финанс. и нефтяными магнатами шт. Техас.

С. Джонсон.

X. Джонсон.

Период президентства Д. характеризовался агрессивностью политич, курса амер. империализма (развязывание агрессивной войны во Вьетнаме, интервенция в Доминиканской Республике 1965, поддержка Израиля в Ближневост. кризисе 1967 и т. д.); внутри США большой остроты достигли социальные и расовые конфликты. Учитывая обострение внутриполитич. положения США, а также непопулярность вьетнамской политики пр-ва, Д. в 1968 был вынужден отказаться от выдвижения своей кандидатуры на новый срок. Лит.: Evans R. and Novak R., L. В. Johnson: the exercise of power. A political biography, N. Y., 1966. Д. С. Асанов.

ДЖОНСОН (Johnson)Сэмюэл (18.9.1709, Личфилд, - 13.12.1784, Лондон), английский критик, лексикограф, эссеист и поэт. В филос. повести "Расселас. принц Абиссинский" (1759, рус. пер. 1795) Д. обратился к теме разрыва между стремлением к счастью и возможностью его осуществления. Составленный Д. "Словарь английского языка" (1755) был ценным вкладом в лингвистику того времени. Предисл. к изданию Шекспира (1765) и труд "Жизнеописания наиболее выдающихся английских поэтов" (1779-1781) стали значит, явлением в англ, критике. Колоритный образ Д. создан его другом Дж. Босуэллом в кн. "Жизнь Сэмюэля Джонсона" (1792).

Соч.: The works, v. 1 - 12, L., 1801; Works, v. 1-16, N. Y., 1903; A dictionary of the English language, new ed., L., 1883; Lives of the English poets, v. 1 - 2, L.- Toronto-N. Y., [1925].

Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 2, М. -Л., 1945; Boswe11 J., The life of Samuel Johnson, v. 1-3, L., 1938; Bate W. J., Achievement of Samuel Johnson, N. Y., 1955; Courtney W. P., A bibliography of Samuel Johnson, Oxf., 1925.

ДЖОНСОН (Johnson) Филип (р. 8. 7.1906, Кливленд), американский архитектор. Ученик и сотрудник Л. Мис ван дер РОЭ. Развивая принципы учителя, построил собств. дом в Нью-Канаане (шт. Коннектикут, 1949) в виде лежащего стеклянного параллелепипеда. В дальнейшем сочетал принципы и материалы совр. архитектуры со свободной стилизацией традиц. архит. форм - классицизма, готики, даже Др. Рима и ср.-век. Ближнего и Дальнего Востока (Музей совр. иск-ва в Нью-Йорке, 1951, 1965; купол ядерного реактора в Израиле, 1960; Гос. театр в Линкольн-центре, Нью-Йорк, 1964).

Ф. Джонсон. Музей западного искусства им. А. Картера в Форт-Уэрте (Техас). 1961.

Лит.: Jacobus J., Philip Johnson, L.- N. Y., 1962.

ДЖОНСОН (Johnson) Хьюлетт (25. 1.1874, Манчестер, - 22.10.1966, Лондон), английский обществ, деятель, доктор теологии. Образование получил в Манчестерском ун-те (цикл естеств. наук и техники) и Оксфорде (теологич. ф-т). С 1904 посвятил себя деятельности в англиканской церкви. В 1931-63 настоятель Кептерберийского собора. В годы 2-й мировой войны 1939-45 высказывался за скорейшее открытие 2-го фронта в Европе, был одним из инициаторов сбора средств в фонд помощи СССР. Указом Президиума Верх. Совета СССР от 13 июля 1945 был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1948 возглавил Об-во англо-сов. дружбы. Принимал активное участие в Движении сторонников мира, с 1950 был чл. Всемирного Совета Мира. Лауреат Междунар. Ленинской пр. "За укрепление мира между народами" (1950).

Соч.: The socialist sixth of the world, L., 1939; Soviet strength. Its source and challenge, L., 1942; Soviet success, L., [1947]; Eastern Europe in the socialist world, L., 1955; в рус. пер. -Христиане и коммунизм, М., 1957.

ДЖОНСОН (Johnson) Эндрю (29.12. 1808, Роли, шт. Сев. Каролина,- 31.7. 1875, Картерс-Стейшен, шт. Теннесси), гос. деятель США. В кон. 1830-х гг. примкнул к Демократич. партии. В 1861 выступил против создания рабовладельческой конфедерации Юж. штатов. Во время Гражд. войны 1861-1865 был назначен воен. губернатором шт. Теннесси (1862). В марте - arm. 1865 вице-президент США. После убийства президента А. Линкольна - президент США (1865-68). Выдвинутая Д. программа Реконструкции Юга фактически сохраняла всю власть в Юж. штатах в руках плантаторов. После 1868 отошёл от политич. жизни.

ДЖОНСОНОВА ТРАВА, многолетнее сорное растение сем. злаковых, то же, что гумай.

ДЖОНСТАУН (Johnstown), город на С.-В. США, в шт. Пенсильвания, на р. Конемо. 42,5 тыс. жит. (1970), с пригородами - 262,8 тыс. Расположен в р-не Аппалачского кам.-уг. басе. В горнодоб. пром-сти занято ок. 5 тыс. чел., в об-рабат. - 25 тыс. Чёрная металлургия, хим., силикатная, текст, пром-сть; произ-во шахтного оборудования.

ДЖОРДЖ (George) Генри (2.9.1839, Филадельфия,-29.10.1897, Нью-Йорк), американский экономист, публицист. Бурж. радикал, распространявший среди рабочих бурж.-реформистские взгляды. Выдвигал идею "единого земельного налога", как средства обеспечения всеобщего достатка, и "социального мира", к-рую Ф. Энгельс назвал насквозь буржуазной (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 36, с. 78). Д. анализировал зарплату, процент, ренту, капитал, эко-номич. кризисы с антинауч. вульгарных позиций.

Соч.: Progress and poverty. An inquiry into the cause of industrial depressions and of increase of want with increase of wealth. The remedy, L., 1890.

Лит.: Ал ьтер Л. Б., Буржуазная политическая экономия США, М., 1971, с. 151-7(1; Rose Ed. J., Henry George, N. Y., [1968] (библ. с. 170-72).

ДЖОРДЖЕСКУ (Georgescu) Джордже (16 .9.1887, Сулина, - 1.9.1964, Бухарест), румынский дирижёр, нар. арт. СРР (1954). Академик. Учился в Бухарестской консерватории по классу виолончели, затем в Высшей муз. школе в Берлине (1910-12). С 1911 выступал как солист, в 1916-18 совершенствовался в дирижёрском иск-ве у Р. Штрауса и А. Никиша. С 1920 гл. дирижёр (в 1920-44 ген. директор) оркестра Бухарестской филармонии и одновременно дирижёр Оперного театра в Бухаресте (1922-40 с перерывами).

Д. был одним из крупнейших совр. дирижёров. Особое место в его огромном репертуаре занимала музыка рум. композиторов. Дирижировал во мн. городах мира. В СССР был 4 раза (в 1952-1958). Гос. пр. СРР (1949, 1957).

Лит.: Voiculescu L., George Georgescu, Buc., 1957; Breazul G., Muzica romaneasca, в его кн.: Pagini din istoria muzicii romanesti, Buc., 1966. P. Э. Лейтес.

ДЖОРДЖИ СИСТЕМА ЕДИНИЦ, название, установленное в 1958 Междунар. электротехнич. комиссией (МЭК) для системы единиц электрич. и магнитных величин, в основу к-рои положены четыре единицы: метр, килограмм, секунда и ампер. Названа в честь итал. электротехника и физика Дж. Джорджи (G.Giorgi), впервые предложившего эту систему в 1901. Однако более распространено второе название Д. с. е.- по начальным буквам наименований основных единиц -МКСА система единиц, к-рое было установлено МЭК одновременно с первым названием.

ДЖОРДЖИЯ (Georgia), пролив между о. Ванкувер и юго-зап. побережьем Канады. Дл. ок. 240 км, шир. 25-30 км. Глубины до 400 м. Много островов. На канадском берегу - г. Ванкувер.

ДЖОРДЖИЯ (Georgia), штат на Ю.-В. США. Пл. 152,5 тыс. км2. Нас. 4590 тыс. чел. (1970), св. 1/4-негры. Гор. нас. 60,3% (1970). Адм. центр и крупнейший город -Атланта. Большая часть терр. Д. занята низменной приморской равниной, пересечённой судоходными pp. Саванна, Ол-тамахо, Флинт. На С. и С.-З.- отроги и предгорья Аппалачских гор, прорезаемые р. Чаттахучи. Климат субтропич., влажный; осадков 1300-1600 мм в год. В горах сохранились леса (гл. обр. вторичные), состоящие в основном из дуба, сосны и бука.

Д.- индустриально-arp. штат. В обра-бат. пром-сти занято 477 тыс. чел. (1969). Установленная мощность электростанций 5 млн. кет (1968), 1/3 её приходится на ГЭС. Значит, развитие в Д. получила текст., целлюлозно-бум. и пищ. пром-сть (гг. Огаста, Колумбус, Саванна и Др-)-Имеются крупные авиац. (фирма Локхид) и автосборочные предприятия, произ-во металлоконструкций, хим. пром-сть - в Атланте. Св. 1/2стоимости товарной продукции с. х-ва даёт животноводство, большую роль играет птицеводство (гл. обр. выращивание цыплят-бройлеров). В 1970 насчитывалось ( в тыс. голов) кр, рог. скота 1889, свиней 1780. Гл. культуры (по стоимости продукции): арахис, кукуруза, табак, хлопчатник.

Садоводство и овощеводство. Протяжённость ж. д. 8,7 тыс. км (1968); кр. трансп. узел - Атланта. Гл. мор. порт - Саванна; вывоз лесоматериалов и сельскохозяйственной продукции, ввоз нефти. М. Е. Половицкая.

Д.-один из первых 13 штатов США. До Войны за независимость в Сев. Америке 1775-83 - англ, колония (первые поселенцы из Англии прибыли на терр. Д. в 1733). В 1776 Д. вместе с 12 др. англ, колониями провозгласила независимость и участвовала в образовании США. Во время Гражд. войны в США 1861-65 рабовладельцы Д. принимали активное участие в мятеже Юж. штатов. В Д. сохраняется расовая дискриминация; действуют орг-ции ку-клукс-клана.

ДЖОРДЖОНЕ (Giorgione) (собственно Джорджо Барбарелли да К а с-тельфранко; Barbarelli da Castel-franco) (1476 или 1477, Кастельфранко, Венето,- сент. или окт. 1510, Венеция), итальянский живописец венецианской школы, один из основоположников искусства Высокого Возрождения. Учился, вероятно, у Джованни Беллини. Был близок к кругу венецианских гуманистов. Славился также как певец и музыкант. В 1507-08 участвовал в украшении Дворца дожей, расписывал фресками Немецкое подворье в Венеции (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры).

Осн. область творчества Д. - светская станковая живопись, впервые получившая у него преобладающее значение. Уже в ранних произв., выполненных до 1505 ("Поклонение пастухов", Нац. гал. искусства, Вашингтон; "Мадонна со св. Франциском и Либералием", собор в Кастельфранко; "Юдифь", илл. см. т. 5, вклейка к стр. 272), проявляется гл. особенность иск-ва Д.- поэтич. представление о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил, присутствие к-рых раскрывается не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворённости. Ощущение скрытого дыхания жизни в природе и людях, органичность воссоздания натуры соединяются в зрелых произв. Д. 1506-1510-х гг. с благородной идеализацией, утончённостью эмоциональной атмосферы, а также со сложным, ассоциативным характером идейно-сюжетного замысла, что придаёт его работам черты недосказанности (-"Гроза", Гал. Академии, Венеция; "Три философа", Художественно-ист, музей, Вена). Общая направленность творчества Д. определила интимно-лирич. эмоциональную окраску выполненных им портретов [портрет юноши, Карт, гал., Берлин-Далем; женский портрет (т. н. "Лаура"), Художественно-ист, музей, Вена; портрет А. Броккардо, Музей изобразит, иск-в, Будапешт], а также его интерес к самостоят, выразительности природы, подготовивший формирование нового живописного жанра - пейзажа. В поздних произв. Д. ("Спящая Венера", илл. см. на вклейке к стр. 216; "Сельский концерт", Лувр, Париж) полностью определилась гл. тема творчества художника - гар-монич. единство человека и природы. Её воплощению служат открытия Д. в области художеств, языка, сыгравшие важную роль в развитии европ. масляной живописи. Сохраняя ясность объёма, чистоту и мелодич. выразительность контуров, Д. с помощью мягкой прозрачной светотени добился органич. слияния человеческой фигуры с пейзажем и достиг невиданной ранее живописной цельности картины. Он придал полнокровную теплоту и свежесть звучанию гл. цветовых пятен, сочетая их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями освещения и тяготеющих к тональному единству. Творч. концепция Д. своеобразно преломила совр. ему натурфилософские идеи, оказавшие влияние на формирование венецианского гуманизма, и отразила свойственную Возрождению влюблённость в красоту человека и земного бытия. Художеств. наследие Д. оказало преобразующее воздействие на венецианскую живопись 16 в. и положило начало периоду её яркого расцвета. Достижения Д. были восприняты многими современниками художника (Джованни Беллини, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Старшим и др.) и получили дальнейшее развитие в творчестве его ученика Тициана.

Лит.: Смирнова И. А., Джорджоне, М., 1955; её же, Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964, с. 27 - 42; Лазарев В. Н., Выставка "Джорджоне и джорджонески" в Венеции, "Искусство", 1956, М°1; Vеinturi L., Giorgione e il gior-gionismo, Mil., 1913; Z am petti P., Giorgione e i giorgioneschi. Catalogo della mostra, Venezia, 1955; В aid ass L., Heinz G., Giorgione, W.- Munch., 1964. М.И. Свидерская.

ДЖОРДЖТАУН (Georgetown), столица и гл. экономич. центр Гайаны. Расположен на берегу Атлантич. ок., при впадении р. Демерара. Климат субэкваториальный влажный. Ср. темп-pa янв. 26 °С, сентября 28 °С; осадков 2230 мм в год. 195 тыс. жит. (1970, с пригородами). Д. основан в кон. 18 в. голл. поселенцами под назв. Таброк (или Стабрук), в 1784 стал центром голл. колонии в Юж. Америке. В нач. 19 в. город перешёл во владение англичан, к-рые переименовали его в 1812 в Д.; здесь находилась резиденция губернатора. С 1831 стал центром Брит. Гвианы. С нач. 30-х гг. 20 в. в Д. происходили забастовки трудящихся. В кон. 40-х гг. усилилась борьба против колон, господства. Наиболее крупные выступления имели место в февр. 1962, апр. 1963 и летом 1964. С мая 1966 Д.- столица независимого roc-ва Гайаны.

Д.- крупный порт страны; вывоз (ок. 2,5 млн. т в год) бокситов, леса, сахара, рома и др.; ввоз (ок. 0,3 млн. т) зерна, пром. товаров. Произ-во муки, сахара, маргарина, сигарет, пива, мыла и др. Лесопиление. Ж.-д. ст. Аэропорт (Тимери, в 48 км от Д.) междунар. значения.

В центре Д.- прямоугольная сетка ровных, широких, озеленённых улиц; здания правительства и Нац. собрания (1829-34), суда (1880-е гг.), ратуши (1887-89); соборы - деревянный англиканский (1889-92) и железобетонный католический (после 1913). В сер. 20 в. в деловых и торг, кварталах построены железобетонные здания, но преобладают 1-этажные деревянные дома на высоких кирпичных опорах. В Д. находятся: ун-т, Публичная б-ка, Музей Гайаны; драма-тич. театр "Гилд тиэтр"; Ботанич. сад.

ДЖОРДЖТАУН, город в Малайзии; см. Пинанг.

ДЖОРОВ Стоян Илиев (1878-1950), болгарский революционер, участник Великой Окт. социалистич. революции. Чл. болг. партии тесняков с 1904. Во время Революции 1905-07 в России помогал большевикам отправлять оружие из Болгарии в Россию. С 1908 чл. РСДРП, вёл революц. работу в Баку, в 1911 был арестован и выслан в Енисейский уезд. В 1917 чл. Центр, бюро профсоюзов и врем, к-та РСДРП(б) Красноярска. Участвовал в создании 3-го Интернационала, был пред, болгарской секции при ЦК РКП(б). С 1919 жил в Болгарии, где продолжал революц. работу, являясь чл. Болгарской компартии. В 1941-45 участник антифаш. партиз. движения в Болгарии.

Лит.: Г оренский М., Кудрявцева А.,Сафронов В., Между двумя революциями. (Очерки истории Красноярской большевистской организации 1907 - 1917 гг.), Красноярск, 1960, с. 119-21.

ДЖОС (Jos), плато в центр, части Нигерии, между pp. Нигер и Бенуэ. Сложено кристаллич. породами. Ср. вые. 1200-1400 м, наибольшая - 1735 м. Над слабоволнистой поверхностью изолированно поднимаются гранитные пики, плосковершинные холмы и конусы потухших вулканов. На Д. берут начало мно-гочисл. притоки Нигера и оз. Чад. Климат экваториально-муссонный, летне-влажный; годовое кол-во осадков ок. 1000 мм. Покрыто вторичными высокотравными саваннами. Значит, месторождения олова, тантала и ниобия.

ДЖОСЕР, Джесер, древнеегипетский фараон (по новейшим данным, ок. 2780-2760 до н. э.), основатель III династии. При нём завершилось объединение Верх. и Ниж. Египта в могучую деспотию (столицей стал Мемфис). Д. победил кочевников Синайского п-ова и закрепил егип. господство над расположенными здесь медными рудниками. При нём была подчинена часть Северной Нубии, отданная царём жрецам бога Хнума. К Ю. от 1-го Нильского порога была создана линия укреплений. Со времени Д. началось стр-во пирамид в Др. Египте.

Лит.: Гонейм М. 3., Потерянная пирамида, пер. с. англ., М., 1959; Лауэр Ж. Ф., Загадки египетских пирамид, [пер. с франц.], М., 1966; L a u e r J. Ph. Histoire monumentale des Pyrarnides d'Egypte, t. 1, Le Caire, 1962.

Дж. П. Джоуль.

X. Дж. Джубран.

ДЖОТТО ди Бондоне (Giotto di Bondone) [1266 или 1267, Колле-ди-Веспиньяно (?), Тоскана,- 8. 1. 1337, Флоренция], итальянский живописец. Представитель иск-ва Проторенессанса. Учился, по-видимому, в мастерской Чимабуэ (1280-90). Работал гл. обр. в Падуе и Флоренции. Пользовался широким признанием среди своих современников и граждан Флоренции, где с 1334 руководил стр-вом собора и гор. укреплений.

С именем Д. связан переворот в развитии итал. живописи. Смело порывая со ср.-век. художеств, канонами и традициями итало-византийской живописи, Д. вносит в религ. сюжеты земное начало. Сцены евангельских легенд он изображает с небывалой жизненной убедительностью, превращая их в исполненный драматизма, увлекательный рассказ. К числу ранних работ Д. относятся нек-рые из фресок Верхней церкви Сан-франческо в Ассизи (между 1290 и 1299). Фрески выполнялись группой мастеров, поэтому достоверные произведения Д. определить трудно (ряд исследователей отрицает авторство Д.). В нач. 1300-х гг. Д. посетил Рим. Знакомство -с позднеантич. живописью и произведениями П. Каваллини повлияло на его творчество. В 1304-06 Д. создаёт своё гл. произведение - росписи капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе. Расположенные на стенах капеллы в 3 яруса, росписи воссоздают в последовательном порядке историю жизни Марии и Христа. Решение темы в виде ряда драматич. эпизодов, соблюдение в каждой композиции единства времени и места, небывало энергичное построение объёмов и пространства сценич. площадки, простота ситуаций и пластическая выразительность жестов, светлый, праздничный колорит делают росписи выдающимся произв. проторенессансной живописи в Италии. Исполненные сдержанности и достоинства герои Д. отражают становление представлений о ценности человеч. личности и земного бытия. В нач. 14 в. Д. выполняет росписи в церкви Бадия во Флоренции (1300-02; фрагменты обнаружены в 1966), а также ряд алтарных образов, среди к-рых наиболее известна "Мадонна во славе" ("Мадонна Оньис-санти"; 1310-20, Гал. Уффици, Флоренция). Сохраняя традиц. композицию, Д. достигает большей убедительности пространственного построения, монументальности и внутренней значительности образа. К позднему периоду творчества Д. относятся росписи капелл Перуцци (ок. 1320) и Барди (1320-25) во флорентийской церкви Санта-Кроче на темы житий Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста, Франциска Ассизского. Органически связанные с архитектурой капелл, росписи отличаются спокойной торжественностью, архитектонической стройностью композиции, сдержанностью цветовой гаммы.

Д. приписывают проект кампаниям (колокольни) флорентийского собора, к-рой при готич. характере декора свойственны ясная расчленённость и ритмич. соразмерность частей (стр-во начато в 1334, продолжено в 1337-43 Андреа Пизано, завершено ок. 1359 Ф. Таленти). Творчество Д. оказало огромное влияние на развитие итал. иск-ва, к-рое сказывалось как в работах его учеников (Таддео Гад-ди), так и в произв. многих крупнейших мастеров 14-15 вв. (Альтикьеро, Аван-цо, Мазаччо, Кастаньо) и Высокого Возрождения (Микеланджело).

Илл. см. на вклейке к стр. 217.

Лит.: Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М. -Л., 1939; Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1, М., 1956, с. 110-22; [Данилова И.], Джотто. [Альбом], М., 1970; Gnudi С., Giotto, Mil., 1958: Salvini R. (red.), Tutta la pittura di Giotto, 2 ed., Mil., 1962; Bucci M., Giotto, Firenze, [1966]; V i-gorelli G., Baccheschi E., L'ope-ra completa di Giotto, Mil., 1966.

И. Е. Данилова.

ДЖОУЛЬ (Joule) Джеймс Прескотт (24.12.1818, Солфорд, Ланкашир,-11.10.1889, Сейл, Чешир), английский физик, чл. Лондонского королев. об-ва (1850). Был владельцем пивоваренного завода близ Манчестера. Внёс значит. вклад в исследование электромагнетизма и тепловых явлений, в создание физики низких темп-р, в обоснование закона сохранения энергии. Д. установил (1841; опубликовано в 1843), что количество тепла, выделяющееся в металлич. проводнике при прохождении через него элек-трич. тока, пропорционально электрич. сопротивлению проводника и квадрату силы тока (см. Джоуля - Ленца закон). В 1843-50 Д. экспериментально показал, что теплота может быть получена за счёт механич. работы, и определил механич. эквивалент теплоты, дав тем самым одно из экспериментальных обоснований закона сохранения энергии. В 1851, рассматривая теплоту как движение частиц, теоретически определил теплоёмкость нек-рых газов. Совместно с У. Томсоном опытным путём установил, что при медленном стационарном адиабатическом протекании газа через пористую перегородку темп-pa его изменяется (см. Джоуля - Томсона эффект). Обнаружил явление магнитного насыщения при намагничивании ферромагнетиков.

Соч.: The scientific papers, v. 1 - 2, L., 1884-87; в рус. пер. -Некоторые замечания о теплоте и о строении упругих жидкостей, в кн.: Основатели кинетической теории материи, М. -Л., 1937.

Лит.: Wood A., Joule and the study of energy, L., 1925.

ДЖОУЛЬ, единица энергии и работы в Международной системе единиц и МКСА системе единиц, равная работе силы 1 н при перемещении ею тела на расстояние 1 MB направлении действия силы. Названа в честь англ, физика Дж. Джоуля. Обозначения: рус. дж, междунар. J. Д. был введён на Втором междунар. конгрессе электриков (1889) в абсолютные практические электрические единицы в качестве единицы работы и энергии электрического тока. Д. был определён как работа, совершаемая при мощности в 1 вт в течение 1 сек. Междунар. конференция по электрич. единицам и эталонам (Лондон, 1908) установила "международные" электрич. единицы, в том числе т. н. междунар. Д. После возвращения с 1 янв. 1948 к абс. электрич. единицам было принято соотношение: 1 междунар. Д. = 1,00020 абс. Д.

Д. применяется также как единица количества теплоты. Соотношения Д. с др. единицами: 1 дж = 107эрг =0,2388 кал.

Г. Д. Бурдун.

ДЖОУЛЯ-ЛЕНЦА ЗАКОН, определяет количество тепла Q, выделяющегося в проводнике при прохождении через него электрич. тока: Q пропорционально сопротивлению R проводника, квадрату силы тока I в цепи и времени прохождения тока t, Q=aI2Rt. Здесьа - коэфф. пропорциональности, зависящий от выбранных единиц измерения; если I измеряется в амперах, R - в омах, t - в секундах, то при а=0,239 Q выражено в калориях, при а - 1-в джоулях. На Д.-Л. з. основан расчёт электроосветит. установок, на-греват. и отопит, электроприборов.

Д.-Л. з. установлен в 1841 англ. физиком Дж. Джоулем и независимо от него в 1842 русским учёным Э. X. Ленцем.