«О СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ»
Начало Вверх

«О СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ»

Надо не высовываться и не упиваться жизнью: наше время луч­ше и серьезней, чем блаженное наслаждение. Всякий упива­ющийся обязательно попадает и гибнет, как мышонок, кото­рый лезет в мышеловку, чтобы «упиться» салом на приманке. Кругом нас много сала, но каждый кусок на приманке. Надо быть в рядах обыкновенных людей терпеливой социалистиче­ской работы, больше ничего.

Этому настроению и сознанию соответствует устройство природы. Она не велика и не обильна. Или так жестко устрое­на, что свое обилие и величие не отдавала еще никому. Это и хорошо, иначе — в историческом времени — всю природу дав­но бы разворовали, растратили, проели, упились бы ею до са­мых ее костей: аппетита всегда хватило бы. Достаточно, чтобы физический мир не имел одного своего закона, правда, основ­ного закона — диалектики, и в самые немногие века мир был бы уничтожен людьми начисто. Больше того, и без людей в та­ком случае природа истребилась бы сама по себе вдребезги. Диалектика наверно есть выражение скупости, трудно обори­мой жесткости конструкции природы, и лишь благодаря этому стало возможно историческое воспитание человечества. А то бы все давно кончилось на земле, как игра ребенка с конфета­ми, которые растаяли в его руках, и он не успел их даже съесть.

В чем же истина современной нам исторической картины?

Конечно, эта картина трагична, — уже потому, что действительная историческая работа совершается не на всей земле, а только на меньшей ее части с огромной перегрузкой.

Истина, по-моему, в том, что «техника... решает все». Тех­ника это и есть сюжет современной исторической трагедии, понимая под техникой не один комплекс искусственных ору­дий производства, а и организацию общества, обоснованную техникой производства, и даже идеологию. Идеология, между прочим, находится не в надстройке, не на «высоте», а внутри, в середине общественного чувства общества. Точнее говоря, в технику надо включить и самого техника — человека, чтобы не получилось чугунного понимания вопроса.

Между техникой и природой трагическая ситуация. Цель тех­ники — «дайте мне точку опоры, я переверну мир». А конст­рукция природы такова, что она не любит, когда ее обыгрыва­ют: мир перевернуть можно, подобрав нужные моменты рыча­га, однако надо проиграть в пути и во времени хода длинного рычага столько, что практически победа будет бесполезной. Это элементарный эпизод диалектики. Возьмем современный факт: расщепление атомного ядра. То же самое. Настанет всемирный час, когда мы, затратив на разрушение атома П — количество энергии, получим в результате П + 1 и этим убогим добавком будем так довольны, потому что он, абсолютный выигрыш, по­лучен в результате как бы искусственного изменения самого принципа природы, т. е. диалектики. Природа держится замк­нуто, она способна работать лишь так на так, даже с надбавкой в свою пользу, а техника напрягается сделать наоборот. Вне­шний мир защищен против нас диалектикой. Поэтому, пусть это кажется парадоксом: диалектика природы есть наибольшее со­противление для техники и враг человечества. Техника задумана и работает в опровержение или в смягчение диалектики. Уда­ется ей пока это скромно, и поэтому мир для нас добрым быть еще не может.

Одновременно лишь диалектика является единственным нашим наставником и средством против ранней, бессмысленной гибели в детском наслаждении. Так же, как она же явилась си­лой, создавшей всю технику.

В социологии, в любви, в глубине человека диалектика действует столь же неизменно. Мужчина, имевший десятилетнего сына, оставил его с матерью, а сам женился на красавице. Ре­бенок затосковал по отцу и терпеливо, неумело повесился. Грамм наслаждения на одном конце уравновесился тонной мо­гильной земли на другом. Отец взял с шеи ребенка бечеву и вскоре ушел за ним вслед, в могилу. Он хотел упиться невин­ной красавицей, он любовь хотел нести не как повинность с од­ной женой, а как удовольствие. Не упивайся — или умирай.

Некоторые наивные могут возразить: современный кризис производства опровергает такую точку зрения. Ничего не оп­ровергает. Представьте сложнейшую арматуру общества совре­менного империализма и фашизма, истощающее измождение, уничтожение тамошнего человека, и станет ясно, за счет чего достигнуто увеличение производительных сил. Самоистребле­ние в фашизме, война государств — есть потери высокого про­изводства и отмщение за него. Трагический узел разрубается, не разрешаясь. В классическом смысле трагедии даже не по­лучается. Мир без СССР несомненно уничтожился бы сам собою в течение одного ближайшего века.

Трагедия человека, вооруженного машиной и сердцем, и диалектикой природы, должна разрешиться в нашей стране путем социализма. Но надо понимать, что это задание очень серьезно. Древняя жизнь на «поверхности» природы еще могла добывать себе необходимое из отходов и извержений стихийных сил и ве­ществ. Но мы лезем внутрь мира, а он давит нас в ответ с равно­значной силой.

1934

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020