Клоцвог Ф.
Начало Вверх

Ф. Клоцвог

СОВРЕМЕННЫЙ МИР: УРОКИ КАТАСТРОФЫ

Террористический удар, нанесённый по США и повлекший за собой тысячи в общем-то невинных человеческих жертв, несомненно является актом варварства и вандализма. Это кровавое событие потрясло мир и было воспринято мировым сообществом как крупнейшая мировая катастрофа. Оно разрушило миф об устойчивости, благоденствии и безопасности цивилизованных стран. Произошедшая катастрофа показала, что становление однополярного мира после разрушения Советского Союза и мировой социалистической системы не сделало мир более безопасным. Напротив, напряжённость и неустойчивость мира существенно возросла. За последние 50 лет мы никогда не были так близко к Третьей Мировой войне как сегодня. Как известно, отношение к террористическому акту в мире неоднозначно. Во многих странах он вызвал ликование, едва сдерживаемое опасением возмездия.

Перед всем человечеством встал законный вопрос: что же представляет собой наша современная цивилизация, если по прихоти кучки религиозным фанатиков в считанные мгновения могут быть уничтожены тысячи людей, дестабилизирована ситуация огромной, более или менее благополучной страны? Дать ответ на этот вопрос сегодня крайне необходимо.

Многое достаточно очевидно и лежит на поверхности. В современном мире до предела обострились противоречия между странами “золотого миллиарда” и остальным человечеством, между “христианским севером” и “исламским югом”. С позиции религиозного мышления любой веры случившееся - это кара Всевышнего американскому народу за Хиросиму, Вьетнам, Ирак, Белград. Есть основания для высказываний о том, что змея ужалила вскормившего её хозяина, так как известно, что США поддерживало определённые группировки исламских фундаменталистов, преследуя свои геополитические интересы в Центральной Азии, на Кавказе и Балканах. Все эти суждения лежат в политической и публицистической плоскости и сами по себе не отвечают на вопрос о глубинных причинах неустойчивости современного мира. В чём же эта глубинная причина?

Произошедшее является одним из ярких проявлений кризисного состояния современного мира, господствующей мировой общественной системы - капитализма. Современный мир расколот и глубокие трещины существуют в разных плоскостях. Все они, прежде всего, являются результатом сформулированного В.И.Лениным закона неравномерности развития современного капитализма. Механизм рыночной, т.е. капиталистической экономики, предопределяет усиление неравенства: богатый - богатеет, бедный - беднеет. Это проявляется и в каждой стране в отдельности, и в мире в целом.

Приведём лишь несколько цифр за 1993 год. По данным Программы международных сопоставлений ООН по 113 странам мира, где проживает более 5 млрд. человек (90% населения Земли). Распределение стран мира по уровню ВВП на душу населения в 1993 году:

 

Богатые

Средние

Бедные

Беднейшие

Всего

 

С уровнем ВВП на душу населения (долларов)

 

выше 10000

5000-10000

2000-5000

менее 2000

 

Число стран

30

22

29

32

113

Население, млрд. чел.

877

628

2051

1456

5012

в % к итогу

17,5

12,5

41

29

100

Производство ВВП, трлн. долл.

17,1

3,8

5,5

1,7

28,1

в % к итогу

61

13

20

6

100

ВВП на душу населения, тыс. долл.

19,5

6,1

2,7

1,2

5,6

в % к уровню США

80

25

11

5

23

В 30 богатых и сверхбогатых странах, где уровень ВВП на душу населения превысил 10 тысяч долларов производилось почти 60% мирового ВВП, тогда как в 70 бедных и беднейших странах производилось немногим более 1/4 всего ВВП. В богатых странах доход на душу населения почти в 10 раз выше, чем в бедных и беднейших странах и более, чем в 16 раз выше чем в беднейших.

В книге генерального секретаря ООН Кафи А. Анана “Мы—народы” приводятся данные о том, что примерно 1,2 млрд. человек существуют менее чем на 1 доллар в день. Почти полмиллиарда людей на земле не доживают до 40 лет. В мире более 100 миллионов брошенных детей. Свыше 130 миллионов детей начального школьного возраста в развивающихся странах не посещают школу. Четверть миллиарда детей до 14 лет вынуждены работать. Во многих странах мира, прежде всего в так называемых постсоциалистических странах, быстро нарастает социальное и имущественное неравенство людей.

Нарастающая неоднородность человеческого общества достигла уровня угрожающего самому существованию человечества. Из системного анализа известно, что нарастание неоднородности элементов системы ведёт к разрушению системы. Это в полной мере относится к современному миру. Действительно противоречия, присущие капиталистическому обществу, достигли в мире уровня острейших конфликтов, грозящих уничтожением человечества. Постараемся рассмотреть важнейшие из этих конфликтов.

Конфликт первый. Как следует из марксистской теории ключевым противоречием капиталистической системы является противоречие между общественным характером труда и частновладельческим характером присвоения. Жизнь подтверждает справедливость этого положения. Противоречие между нарастающей интернационализацией (глобализацией) общественного производства, с одной стороны, и господством частной собственности, с другой, в современном мире обострилось до уровня конфликта. Именно частновладельческое присвоение является глубинной причиной нарастающего в мире неравенства. При этом неравенство внутри стран и неравенство между странами - это органически взаимосвязанные процессы. Развитые капиталистические страны постарались ослабить внутреннее неравенство за счёт усиления неэквивалентных отношений с другими странами мира. В результате классовое противостояние воплотилось в противостояние развитых капиталистических стран и стран остального мира. Это создаёт непреодолимые препятствия для дальнейшего развития человеческой цивилизации.

В мире растёт понимание того, что именно частновладельческий характер господствующей общественной системы становится главным тормозом человеческого прогресса. Об этом вполне определённо говорилось на конференции ООН, состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Осознание того, что в современных условиях частная собственность на основные средства производства лежит в основе обострения всех других противоречий является сегодня чрезвычайно важным.

Вместе с тем нужно понять, что формальное обобществление основных средств производства в государственную собственность не решает проблемы. По-видимому, необходимо введение категории национального достояния, представляющего собой не собственность государства, а общую неделимую собственность всего народа страны. По отношению к национальному достоянию государство выполняет функцию управляющего, подконтрольного обществу. Только при таком подходе конституционное положение о том, что народ является источником власти, может превратиться из декларации в реальность, а нынешняя “демократия толстого кошелька” перерастёт в реальное народовластие. Не случайно тот же Кофи А. Анан отмечает, что по проведённому ООН опросу 57.000 респондентов в 60 странах мира большинство заявляет, что в их странах не смотря на свободное проведение выборов, управление государством не является исполнением воли народа.

Конфликт второй. Важнейшей проблемой современного мира является нарастающее несоответствие между непрерывно растущими потреблением человеческого общества и реально имеющимися мировыми ресурсами. Это проблема достаточно широко обсуждается в современном мире. Общепризнанно, что угроза исчерпания ресурсов стала одной из главных угроз, стоящих сегодня перед человечеством. Именно эта угроза ведёт к резкому обострению борьбы за мировые ресурсы и лежит в основе многих конфликтов современного мира. Причиной обострения ситуации с мировыми ресурсами обычно называют “сверхпотребление” в развитых странах мира. Звучит призыв к развитым странам ограничить “сверхпотребление” в пользу остальных стран мира, отстающих в своем развитии. Однако, к сожалению, совершенно недостаточно анализируется природа этого “сверхпотребления”.

По нашему мнению так называемое сверхпотребление имеет чисто социальную природу, обусловленную капиталистической общественной системой. Это становится очевидным, если внимательно разобраться со структурой этого сверхпотребления. Во-первых, оно включает в себя паразитическое потребление сверхбогатых слоёв населения, превышающее уровень рациональных физических и духовных потребностей людей. Такое сверхпотребление не только не способствует физическому и культурно-нравственному развитию человека, но, напротив, ведёт к его деградации и является важнейшим фактором морально-нравственного разложения общества. Во-вторых, сверхпотребление включает в себя нерациональные затраты, обусловленные рыночным характером капиталистической экономики. Осуществляются громадные так называемые трансакционные издержки, обусловленные необходимостью конкурентной борьбы и, в частности, бешеные расходы на рекламу. Сюда же относятся огромные затраты, связанные с недогрузкой мощностей, неизбежной в условиях рыночной экономики. Наконец, в сверхпотребление включаются гигантские расходы на содержание армии и других силовых структур. Очевидно, что все эти элементы “сверхпотребления” порождены нерациональностью современной общественной системы и, следовательно, конфликт между потреблением общества и мировыми ресурсами имеет не абсолютный, а преходящий социально-экономический характер.

Конфликт третий. Для понимания природы современного мира все более важное значение имеет осознание нарастающего противоречия между научно-техническим прогрессом и духовно-нравственным развитием общества. Очевидно, что быстрое и все ускоряющееся научно-техническое развитие не сопровождается адекватным духовно-нравственным развитием. В условиях капитализма развитие техники, нацеленное на максимальное получение прибыли, не только не способствует росту культуры человека, повышению роли морально-нравственных ценностей, но на деле приводит к прямо противоположным результатам. Современный научно-технический прогресс ведёт к сужению специализации человека, все более препятствуя целостному восприятию мира. Человек всё более становится придатком машины, даже, если эта машина - компьютер. Революция в сфере информационных средств и информационных технологий обрушила на человека такое количество не систематизированной информации, в котором человек тонет, теряя морально-нравственные ориентиры. В этих условиях современные информационные технологии позволяют легко манипулировать общественным сознанием в интересах власть имущих. Такое манипулирование ведёт к интеллектуальной, культурной и духовно-нравственной деградации человека и общества в целом. Наконец, технический прогресс создал такие средства уничтожения, при которых один или несколько маньяков могут уничтожить тысячи людей и дестабилизировать жизнь целой страны.

Проблема эта, по нашему мнению, ещё недостаточно исследована. Очевидно, что не сам по себе научно-технический прогресс повинен в духовно-нравственной деградации, а существующая капиталистическая система общественных отношений. Это со всей очевидностью наблюдается сегодня в постсоциалистических странах и в России, где возврат к системе капиталистических отношений вызвал гигантский рост преступности, наркомании и алкоголизма, проституции и других негативных социальных явлений. Общепризнанным является резкое падение культурного уровня населения и, особенно, молодёжи. В искусстве социальные и морально-этические проблемы вытеснены криминальной и сексуальной тематикой, проповедью культа наживы, силы и насилия. Так или иначе, но нарастающий разрыв между уровнем научно-технического развития и духовно-нравственным уровнем общества сегодня представляет реальную угрозу человеческой цивилизации.

Конфликт четвертый. Противоречие между интернационализацией (глобализацией) общественной жизни и ростом национализма в современном мире обострилось до предела и представляют собой серьёзную опасность. Повсеместный рост самых различных форм национализма является естественной реакцией на процесс капиталистической глобализации. Глубинную основу роста националистических тенденций составляет борьба национальных элит с наступлением могущественных транснациональных монополий. Обостряющаяся борьба транснациональных корпораций (ТНК) за мировые ресурсы сопровождается подавлением национальной самобытности и национальной культуры, вызывая естественную ответную реакцию. Усилились националистические тенденции после разрушения Советского Союза и мировой социалистической системы, где противоречие между национальным и интернациональным решались относительно более успешно.

Интернационализация общественной жизни является объективным историческим процессом. Она неизбежно охватывает все области общественной жизни - технику, экономику, науку, культуру. Однако капиталистическая глобализация, уничтожающая всё национальное, коренным образом отличается от подлинной интернационализации, которую мы называем пролетарским интернационализмом. Подлинная интернационализация, как известно, предполагает дружбу и сотрудничество народов, уважение к национальной самобытности, взаимообогащение национальных культур.

В современном мире различные нации находятся на различных ступенях экономического, социального и культурного развития. В условиях современной капиталистической глобализации это обстоятельство оборачивается национальным неравноправием, стремлением более развитых наций подчинить себе и подмять под себя нации менее развитые, что вызывает естественную обратную реакцию. В этих условиях капиталистическая глобализация порождает такие уродливые формы, как военное вмешательство международных вооружённых сил во внутренние дела той или иной страны (военная интервенция Антанты против Советской России, война против Ирака и Югославии и т.п.) Таким же уродливым проявлением капиталистической глобализации является рост международного терроризма. Подлинная интернационализация предполагает, что более развитые нации обязаны помогать менее развитым, чтобы преодолеть чрезмерные разрывы в уровнях развития, сложившиеся в современном мире. Только в этом случае возможен реальный прогресс человеческой цивилизации.

Конфликт пятый. Острым противоречием современного мира является мировоззренческий конфликт между религиозным фундаментализмом и рациональным материалистическим мировоззрением. После разрушения СССР и социалистической системы повсеместно наблюдается наступление религиозного фундаментализма. И это относится отнюдь не только к исламскому фундаментализму. Быстрый рост религиозности населения и усиление клерикальных тенденций наблюдается во всём мире, в том числе в России и других постсоциалистических странах. Церковь все больше вмешивается в дела государства, усиливает своё влияние на систему образования и даже на армию. Повышение роли религии сегодня не несёт с собой роста нравственного начала в жизни общества. Зато на этой почве распространяется фанатизм и мракобесие. Колдуны, предсказатели, знахари, жрецы самых различных сект стали заметным составным элементом жизни современного общества. В этих условиях неизбежно падает роль человеческого интеллекта. Люди попадают во власть различных темных сил, что может иметь для человечества непредсказуемые последствия.

Только рациональное материалистическое мировоззрение способствует прогрессу человеческой цивилизации. Оно укрепляет веру человека в себя, повышает его ответственность за свои поступки. Разумеется, рациональное материалистическое мировоззрение не имеет ничего общего с примитивным материализмом, признающим существование лишь того, что нам уже известно, что можно увидеть и пощупать. Рациональное материалистическое мировоззрение признает неполноту нашего знания, допускает существование того, чего мы ещё не знаем. Однако оно освобождает человека от страха и преклонения перед неведомым, позволяет человечеству уверенно опираться в своих действиях и поступках на уже имеющиеся в его распоряжении знания. Вместе с тем оно последовательно ведёт к расширению человеческого знания. Реальное ослабление позиций рационального материалистического мировоззрения также представляет собой серьёзную угрозу для человеческой цивилизации.

Конфликт шестой. В современном мире серьёзно обострилась проблема взаимоотношения личности и общества. Господствующая в мире философия индивидуализма, противопоставляющая личность обществу, понимающая под свободой личности свободу от обязанностей перед обществом, ведёт человечество в тупик.

Люди по своим физическим и интеллектуальным способностям от природы неравны. Философия индивидуализма, отражая общественные отношения капиталистического мира, даёт моральное право более сильному подчинять себе более слабого, заставлять его работать на себя. Утверждение этой философии неизбежно ведёт к культу сверхчеловека, нарастающим общественным конфликтам.

Только признание необходимости для каждого человека подчинять свои интересы интересам общества, точнее говоря, интересам большинства общества может обеспечить гармонизацию интересов общества и личности. Более сильный должен иметь лишь одну привилегию - привилегию больше отдавать обществу. В первую очередь это относится к интеллектуальному, творческому труду. Интеллектуальный труд не может редуцироваться, приводиться к простому физическому труду. Поэтому говорить об эквивалентном возмещении интеллектуального, творческого труда просто бессмысленно. Мы не за уравниловку. Люди творческого, интеллектуального труда имеют приоритетное право на получение благоприятных условий для своей жизни и творчества. Однако никто не имеет права на паразитическое потребление, превышающее уровень разумных потребностей. Из истории известно, что подлинно творческие люди отличались бытовой скромностью и отдавали все свои творческие способности обществу, не стремясь получить за это эквивалентное материальное вознаграждение. Напротив, склонность к роскоши, к паразитическому потреблению, как правило, характерно для людей интеллектуально, духовно и нравственно ограниченных. Пока эти простые истины не станут нравственной нормой человеческого общества ему грозит всё увеличивающаяся опасность.

Описанные выше шесть конфликтов, по нашему мнению, отражают наиболее острые проблемы современного состояния человеческой цивилизации. Именно в этих, достигших конфликтного уровня противоречиях современного мира лежат глубинные причины совершённого в США террористического акта. Мы убеждены, что никакие акции возмездия не предотвратят опасность дальнейшего нарастания терроризма и других проявлений нестабильности современного мира, пока не будут разрешены указанные выше противоречия.

По нашему мнению, единственный путь решения отмеченных выше противоречий - переход от изжившей себя капиталистической общественной системы к более высокой ступени развития человеческого общества - социализму. Только социализм снимает противоречия между общественным характером современного производства и частновладельческим присвоением. Только в социалистических условиях человечество может реально овладеть процессами общественного развития и подчинить их целям максимального удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, задачам их всестороннего физического, интеллектуального, культурного и нравственного развития. Только в условиях социализма управляемое развитие может решить проблему преодоления нерационального “сверхпотребления” и добиться гармоничного развития природы и общества. Только в условиях социализма может быть преодолено отставание духовно-нравственного развития общества от научно-технического прогресса, достигнуто сочетание процессов интернационализации общественного развития с сохранением национальной самобытности и национальной культуры народов, преодолено вопиющее неравенство между развитыми странами мира и остальным человечеством. Только при социализме можно добиться окончательного утверждения рационального материалистического мировоззрения при сохранении права каждого человека на любое вероисповедание и отправление религиозных обрядов. Наконец, только при социализме может быть разрешён конфликт между личностью и обществом.

Очевидно, что речь не идёт о возврате к раннему социализму, существовавшему в СССР и ряде других стран, а о переходе к новой, более высокой ступени социализма, отличающейся от прежней по уровню развития производительных сил, по формам обобществления собственности, по методам планового управления, по уровню развития нравственности и духовности людей. Сегодня в большинстве развитых стран мира производительные силы созрели для социалистического обобществления. Это в полной мере относится и к России, несмотря на катастрофическое разрушение экономики в ходе “рыночных реформ”. Главные препятствия для осуществления социалистических преобразований лежат сегодня в идеологической сфере. Многократное преувеличение пробуржуазными средствами массовой информации недостатков и пороков раннего социализма сделали свое чёрное дело. Для миллионов людей идеи социализма утратили свою былую привлекательность. Поэтому сегодня первоочередной задачей обеспечения дальнейшего прогресса человеческой цивилизации является возрождение социалистических идеалов в общественном сознании. Необходимо серьёзное научное исследование, определяющее основные черты и социальные механизмы будущей социалистической системы, их качественное отличие от раннего социализма советского периода.

Сохраняет свою справедливость ленинское положение, что в условиях неравномерности развития капитализма должен произойти переход к социализму первоначально в одной или нескольких странах. В этой связи следует заметить, что Россия, несмотря на всё произошедшее, сохраняет возможность занять лидирующие позиции в процессе перехода мировой цивилизации к социалистической общественной системе.

Таким образом, перед человечеством сегодня стоит дилемма: или оно погибнет в серии террористических актов, межнациональных конфликтов, крупномасштабных войн, экологических и техногенных катастроф, или оно сможет решить глобальные противоречия современного мира путем перехода от капитализма к более высокой ступени развития человеческой цивилизации. Полагаю, что для оптимистического варианта есть достаточные основания.

 

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020