Кувакин В. А. ГЛАВА ПЕРВАЯ
Начало Вверх

ГЛАВА ПЕРВАЯ

«НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ».

ФОРМИРОВАНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ, УПАДОК

Новейший религиозный идеализм в России конца XIX — начала XX в., вместе с общественной деятель­ностью его главных представителей, получил в советской и буржуазной историографии несколько определений: «новое религиозное сознание», «богоискательство», «ве­ховство», «духовный ренессанс начала XX века». Истори­чески первым (до первой русской революции) возникло понятие «новое религиозное сознание», обозначившее лидирующую группу религиозных идеалистов (Мереж­ковский, Бердяев, Розанов, Булгаков и др.). После ре­волюции 1905—1907 гг. получило распространение по­нятие «богоискательство», широко использовавшееся В. И. Лениным, А. М. Горьким и прогрессивной публи­цистикой для обозначения писаний религиозных филосо­фов в России того времени. В годы реакции, после вы­хода в свет в 1909 г. сборника «Вехи» со статьями бого­искателей Бердяева, Булгакова и др., их стали называть веховцами. В. И. Ленин в работе «О «Вехах»» подчер­кивал прежде всего реакционность общественно-полити­ческого и идейного содержания веховства, явившегося определенным историческим этапом в эволюции «нового религиозного сознания», эволюции, которая привела его представителей к открытому антидемократизму, контр­революционности и капитулянтству перед монархизмом.

В период Великой Октябрьской социалистической ре­волюции и вскоре после нее представители последней волны мистицизма в России стали говорить о некоем духовном или религиозном «возрождении» в России на­чала века. Эту идею подхватила и культивирует до на­стоящего времени буржуазная антисоветская пропаганда в надежде представить религиозно-философское, контр­революционное и откровенно упадочническое направле­ние как «ренессанс».

В   советских историко-философских исследованиях

16

более распространенными являются понятия «бого­искательство» и «веховство». В настоящей работе эти определения, как и термин «новое религиозное сознание», рассматриваются в качестве однопорядковых, обозначаю­щих в принципе одно и то же явление — религиозно-идеа­листическую философию в России начала века, хотя и на разных этапах ее приблизительно двадцатилетнего суще­ствования *. Что касается словосочетания «русский ду­ховный ренессанс начала XX века», то его контрреволю­ционный и фальсификаторский смысл   анализируется нами в специальном параграфе. Для того чтобы лучше понять реальные истоки и мотивы философских построе­ний того или иного богоискателя и всего течения в целом, необходимо предварительно дать этому течению общую классовую характеристику, которая в ходе  последую­щего анализа будет конкретизироваться и подкрепляться фактическими данными.

§ 1. БОГОИСКАТЕЛЬСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

17

§ 2. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ СОБРАНИЯ КАК ВЫРАЖЕНИЕ МОДЕРНИСТСКИХ ТЕНДЕНЦИИ В ПРАВОСЛАВНОЙ ИДЕОЛОГИИ

§ 3. ВТОРОЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ БОГОИСКАТЕЛЬСТВА

§ 4  РЕАКЦИОННАЯ РОЛЬ БОГОИСКАТЕЛЬСТВА В ГОДЫ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ЕЕ ПОРАЖЕНИЯ

§ 5. ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX В. ЕГО СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ

§ 6. ЭСХАТОЛОГИЯ ПРОТИВ РЕВОЛЮЦИИ. РАЗЛОЖЕНИЕ «НОВОГО  РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ»

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020