Начало ''Святого семейства''
Начало Вверх

Маркс и Энгельс начали свое совместное теоретическое творчества с написания нижеприведенного текста. С него, собственно, и начался марксизм. Текст имеет самое непосредственное отношение к проблематике религии, атеизма и гуманизма. Мне лично этот текст очень нравится:

реального гуманизма нет в Германии более опасного врага, чем спиритуализм, или спекулятивный идеализм, который на место действительного индивидуального человека ставит “самосознание”, или “дух”, и вместе с евангелистом учит: “Дух животворящ, плоть же немощна”. Само собой разумеется, что этот бесплотный дух только в своём воображении обладает духовными, умственными силами. То в бауэровской критике, против чего мы ведём борьбу, есть именно карикатурно воспроизводящая себя спекуляция. Мы видим в ней самое законченное выражение христианско-германского принципа, делающего свою последнюю попытку — утвердить себя посредством превращения самой “критики” в некую трансцендентную силу.

Наше изложение посвящено по преимуществу “Allgemeine Literatur-Zeitung” 2 Бруно Бауэра, первые восемь выпусков которой лежали перед нами, —и это потому, что в ней бауэровская критика и вместе с ней вся бессмыслица немецкой спекуляции вообще достигли своей высшей точки. Критическая критика (критика, даваемая в “Literatur-Zeitung”) тем более поучительна, чем больше она доводит до явной комедии искажение действительности философией. — Примером могут служить Фаухер и Шелига. — “Literatur-Zeitung” преподносит такой материал, на разборе которого можно помочь и более широкой публике составить себе ясное представление об иллюзиях спекулятивной философии. Это и является целью нашей работы.

Наш способ изложения предмета обусловлен, естественно, характером самого предмета. Критическая критика во всех отношениях стоит ниже того уровня, которого уже достигло немецкое теоретическое развитие. Поэтому, если мы не входим здесь в дальнейшее обсуждение самого этого развития, то оправданием нам служит природа занимающего нас предмета.

Более того: критическая критика вынуждает нас добытые уже результаты просто противопоставлять ей как таковые.

Мы предпосылаем поэтому предлагаемую полемическую работу нашим самостоятельным произведениям, в которых мы изложим - разумеется, каждый из нас в отдельности - наши положительные взгляды и вместе с тем нашу положительную точку зрения по отношению к новейшим философским и социальным доктринам".

 

Париж, сентябрь 1844 г. Энгельс. Маркс

ПРИМЕЧАНИЯ

    1 "Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании" - первое совместное произведение К. Маркса и Ф.Энгельса. Эта работа, написанная в сентябре - ноябре 1844 г., вышла в свет в феврале 1845 г. во Франкфурте-на-Майне.

    "Святое семейство" - шуточное прозвище братьев Бауэров и их последователей, группировавшихся вокруг "Allgemeine Literatur-Zeitung" ("Всеобщей литературной газеты"). Выступая против Бауэров и других младогегельянцев (или левогегельянцев), Маркс и Энгельс подвергают вместе с тем критике и идеалистическую философию самого Гегеля.

    Глубокие разногласия с младогегельянцами обнаружились у Маркса уже летом 1842 г., когда в Берлине образовался кружок так называемых "Свободных". Став в октябре 1842 г. редактором "Rheinische Zeitung" ("Рейнской газеты"), в которой сотрудничали и некоторые берлинские младогегельянцы, Маркс воспротивился опубликованию в газете бессодержательных, претенциозных статей, исходивших от кружка "Свободных", оторванного от действительной жизни и поглощённого абстрактными философскими спорами. За два года, прошедшие после разрыва Маркса со "Свободными", теоретические и политические разногласия между Марксом и Энгельсом, с одной стороны, и младогегельянцами, с другой, с другой, приняли глубочайший, непримиримый характер. Это объяснялось не только переходом Маркса и Энгельса от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму, но и той эволюцией, которую проделали за это время братья Бауэры и их единомышленники. На страницах "Allgemeine Literatur-Zeitung" Бауэр и его группа отреклись от "радикализма 1842 г.", и от "Rheinische Zeitung" как наиболее яркого его выражения; они скатились к самому пошлому, вульгарному субъективному идеализму - к пропаганде "теории", согласно которой лишь избранные личности, носители "духа", "чистой критики" являются творцами истории, а масса, народ, служит якобы лишь косным материалом, балластом в историческом процессе.

    Разоблачению этих вредниых, реакционных идей и защите своих новых, материалистических и коммунистических воззрений Маркс и Энгельс решили посвятить свой первый совместный труд.

    Во время десятидневного пребывания Энгельса в Париже был разработан план книги, названной сначала "Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании", были распределены её разделы и написано "Предисловие". Энгельс написал свои разделы ещё до отъезда из Парижа. Маркс, на долю которого досталась большая часть книги, продолжал работать над ней до конца ноября 1844 года; при этом он значительно увеличил намеченный объём книги, использовав для написанных им разделов часть экономическо-философских рукописей, над которыми он работал весной и летом 1844 г., а также свои исследования по истории французской буржуазной революции конца XVIII в. и ряд своих выписок и конспектов. В процессе печатания книги Маркс дополнил заголовок словами: "Святое семейство". В оглавлении книги было указано, какие разделы написаны Марксом и какие Энгельсом (см. содержание настоящего тома, стр. 646-648). То обстоятельство, что объем книги, при небольшом формате, превысил 20 печатных листов, избавило её, согласно существовавшим тогда в ряде германских государств правилам, от предварительной цензуры. - 3.

    2 "Allgemeine Literatur-Zeitung" ("Всеобщая литературная газета") - немецкий ежемесячник, издавался младогегельянцем Б. Бауэром в Шарлоттенбурге с декабря 1843 по октябрь 1844 года. - 7.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020