1.
Чем
похожи и чем отличаются
разные
поколения россиян?
Беспрецедентный
по масштабам системный кризис российского
общества вызвал существенные изменения в
его социальной структуре. В период распада
индустриальной экономической структуры
образование, квалификация и профессия
стали терять значение базисных
социальных характеристик,
определяющих самосознание и
мироощущение человека. Вместе с тем, всё
более ощутимую роль в качестве фактора
социальной дифференциации стали играть
различия между поколениями в восприятии
прошлого и настоящего России, например,
показателен в этом смысле график,
отражающий позиции представителей
различных поколений на утверждение, что “преступления
сталинизма перед людьми и народами ничем
оправдать нельзя” (график 1). Похожим
образом, но с обратной направленностью
выглядят “кривые мнений”, отражающие
отношение россиян к идеям марксизма, к
западной демократии и либерализму (график 2
и 3).
График
1
Доля считающих, что “преступления
сталинизма перед людьми и народами
ничем оправдать нельзя”, в составе
разных когорт, в %
Различие
по поколениям хорошо видны и на примерах
отношения респондентов к
понятию "Отечество" (рис.1), мнений
респондентов о степени доверия в
отношениях между людьми в "брежневский"
период (рис. 2), а также и том, что СССР был
первым государством во всей истории России,
обеспечившим социальную справедливость
для простых людей (рис. 3).
Оценки
респондентами событий, которыми можно
гордиться в прошлой истории, отражены в таб.
1. Следует обратить внимание на выявленные
проблемы и ситуации, по которым
различные поколения россиян имеют сходные
мнения.
Так,
подавляющее большинство россиян гордится
Победой в Великой Отечественной войне (свыше
80%) и послевоенным восстановлением страны
(70%). Около 2/3 населения гордится великими
российскими поэтами, писателями,
композиторами и столько же достижениями
советской космонавтики и космической
техники.
Упомянем
в этой связи прежде всего об оценке
деятельности Петра I и петровских
преобразований, которые вызывают
восхищение в целом у половины россиян (а по
некоторым регионам и социальным группам до
двух третей населения).
График
2
Доля считающих, что “идеи марксизма
были верны”, в составе разных когорт, в %
График
3
Доля россиян, считающих, что
“западная демократия, индивидуализм и
либерализм – это ценности, которые
россиянам не подходят”, в составе разных
когорт, в %
Рисунок 1
Доля россиян,
считающих для себя очень важным или
устаревшим понятие “Отечество”,в составе
разных когорт, в %
Таблица 1
События
прошлой истории России, которыми гордятся
различные поколения россиян, в %
Чем гордятся россияне |
Когорты (лет) |
||||
|
16-24 |
25-35 |
36-45 |
46-55 |
56-65 |
1.
Восстановлением
страны после Великой Отечественной войны |
55,9 |
65,2 |
71,0 |
76,2 |
80,6 |
2.
Великими
российскими поэтами, писателями, композиторами |
71,6 |
66,7 |
62,9 |
57,0 |
54,9 |
3.
Достижениями
космонавтики и космической техники |
56,9 |
62,4 |
58,8 |
62,5 |
60,9 |
4.
Авторитетом
России в мире |
14,9 |
14,4 |
24,1 |
25,9 |
29,8 |
5.
Демократическими
свободами, которые имеются сегодня в России |
6,9 |
4,5 |
4,4 |
3,3 |
2,6 |
6.
Российской
армией |
14,2 |
10,1 |
16,0 |
18,7 |
20,1 |
7.
Системой
образования |
20,6 |
18,4 |
26,4 |
29,8 |
29,1 |
8.
Выдающимися
российскими царями и царицами |
16,1 |
13,2 |
12,2 |
9,8 |
7,3 |
9.
Победой
в Великой Отечественной войне 1941–45гг. |
83,2 |
78,1 |
81,0 |
81,0 |
83,9 |
Рисунок 2
Доля россиян,
считающих характерным для брежневского и
нынешнего периодов доверие между людьми, в %
Рисунок 3
Доля
россиян, считающих, что “СССР был первым
государством во всей истории России,
обеспечившим социальную справедливость
для простых людей”, в составе разных когорт,
в %
Из
этих данных следует: несмотря на то, что
между старшим, средним и младшим
поколениями имеются значительные
расхождения в оценочных суждениях,
социокультурный мир России не “рассыпался”.
Хотя, надо заметить, в нынешних условиях его
единство поддерживается не столько на
рациональном уровне (единая идеология,
наличие общих целей и интересов), сколько на
уровне сопереживаний и образов. Такое
единство, безусловно, достаточно хрупко:
оно легче поддерживается, пока общество
находится в относительно пассивном
состоянии, не требующем однозначного
выбора общей для всех (или большинства)
программы действий, и может рассыпаться под
воздействием резких поворотов событий.
Вместе с тем, оно обеспечивает
психологическую самозащиту людей в
условиях неопределенности, позволяя
сохранять чувство общей судьбы и “большое”
идентификационное поле, в рамках которого и
сохраняется реальный смысл понятия нации.
Несмотря
на то, что в последние годы развитие
российского общества с точки зрения “естественного”
чередования статусных позиций поколений
было во многом аномальным, преемственная
связь поколений, в основном, сохранилась.
Правда, молодые россияне прагматичнее и
отчасти циничнее 40-летних и тем более 60-летних.
Однако их способ мышления и ценностные
ориентации в целом достаточно близки к
установкам их отцов и старших братьев.
В свою
очередь, старшие возрастные группы гораздо
в большей степени привержены “эпохе застоя”,
особенно негативно воспринимают
сегодняшнюю ситуацию и меньше, чем молодые,
склонны идеализировать дореволюционную
Россию. Однако во всех возрастных
категориях идентификация с брежневским
периодом оказалась заметно более высокой,
чем с остальными историческими эпохами. И
для всех категорий характерно полное
отчуждение от нынешней России, которая
воспринимается гражданами страны как
общество бездуховности, криминала и
коррупции (табл. 2).
Анализ
данных исследования позволяет
констатировать наличие общего для всех поколений и всех
возрастных когорт референтной
исторической эпохи. В качестве таковой
выступает советский
период истории. Хорошо знакомый
практически всем ныне живущим россиянам, он
дает им основной запас понятий,
представлений и непосредственных
жизненных впечатлений, из которых
складывается живой социальный опыт.
Разумеется, его дополняет опыт, почерпнутый
в новой России. Однако последний является
уже вторичным и как бы “накладывается” на
опыт, сформированный советской эпохой.
Реально
это означает, что россияне склонны судить о
настоящем и оценивать тенденции развития
страны с позиции своего жизненного опыта, т.е.
во многом со специфически “советских”
позиций. Не обязательно ортодоксально
советских и прокоммунистических, но тем не
менее все-таки советских, в том же самом
смысле, в каком христианская ересь также
принадлежит христианству, как и
официальная позиция церкви.
Судя
по полученным данным, советский опыт в
народном его понимании (далеко не
совпадающем с официальной идеологией КПСС)
имеет в России парадигмальное значение и в
обозримой перспективе
будет выступать
в качестве
“мерки
Таблица
2
Характеристики,
присущие, по мнению населения, тем или иным
историческим периодам России или СССР, в %
Качества,
присущие различным этапам |
Это подходит к: |
||||
истории
России |
России до 1917 г. |
СССР при Сталине |
СССР при Брежневе |
Современной России |
Затруднились ответить |
1.
Тяжелое
экономическое положение |
13,1 |
9,2 |
4,0 |
77,2 |
1,0 |
2.
Страх |
2,6 |
67,9 |
1,9 |
30,9 |
0,9 |
3.
Социальная
защищенность |
6,2 |
6,4 |
78,0 |
7,5 |
3,2 |
4.
Наличие
идеалов |
18,3 |
46,0 |
30,8 |
6,5 |
2,9 |
5.
Межнациональные
конфликты |
5,4 |
7,3 |
3,8 |
85,9 |
1,7 |
6.
Дисциплина,
порядок |
6,4 |
80,7 |
11,7 |
1,3 |
1,8 |
7.
Быстрое
экономическое развитие |
21,1 |
42,5 |
27,8 |
7,3 |
2,9 |
8.
Подъем
сельского хозяйства |
29,2 |
27,3 |
39,5 |
2,1 |
3,9 |
9.
Жизнерадостность |
7,0 |
10,9 |
71,1 |
9,3 |
3,1 |
10.
Успехи
в искусстве |
34,5 |
8,1 |
48,7 |
9,6 |
2,3 |
11. Доверие
между людьми |
19,9 |
5,3 |
65,1 |
7,4 |
3,8 |
12. Возможности
профессионального |
3,7 |
4,5 |
50,6 |
41,2 |
2,3 |
13. Возможность
стать богатым человеком |
10,0 |
0,7 |
5,8 |
84,3 |
1,8 |
14. Преступность,
бандитизм |
2,6 |
3,5 |
2,8 |
93,5 |
0,9 |
15. Любовь
к Отечеству |
28,9 |
51,6 |
22,4 |
5,2 |
1,6 |
16. Успехи
в образовании |
8,1 |
18,4 |
65,1 |
9,4 |
2,5 |
17. Авторитет
в мире |
18,1 |
41,7 |
35,3 |
7,1 |
2,3 |
18. Бюрократия |
5,8 |
6,3 |
57,2 |
35,3 |
2,4 |
19. Кризис |
6,3 |
3,4 |
10,4 |
82,2 |
1,6 |
20. Гражданские
и политические свободы |
10,0 |
1,7 |
15,5 |
71,7 |
3,2 |
21. Успехи
в науке и технике |
4,6 |
21,0 |
66,9 |
9,7 |
2,0 |
22. Чувство
гордости |
13,4 |
39,8 |
39,8 |
7,9 |
3,4 |
23. Неуверенность
в своем будущем |
4,0 |
6,4 |
2,4 |
88,0 |
1,4 |
24. Уважение
к Православной церкви |
65,0 |
1,9 |
3,5 |
32,4 |
1,7 |
25. Мощная
промышленность |
7,6 |
39,1 |
49,0 |
5,2 |
3,0 |
26. Социальная
несправедливость |
11,9 |
10,3 |
7,0 |
75,1 |
1,6 |
27. Коррупция,
взятки |
2,9 |
2,0 |
23,2 |
77,7 |
1,0 |
28. Бездуховность |
2,1 |
12,3 |
9,3 |
77,4 |
1,2 |
должного”,
по которой будут оцениваться основные
события, текущая политика, ведущие
политические фигуры и вся социальная
действительность в целом. В этом смысле
нынешняя жизнь воспринимается
значительной частью россиян как нечто не “нашенское”,
как вынужденный “боковой ход”, который
имеет смысл и оправдание только в том
случае, если он приведет в перспективе к
становлению “нормального” положения
вещей. Острый финансово-экономический и
политический кризис, поразивший Россию в
августе–сентябре 1998 г., только укрепил
данное массовое убеждение.
Принципиальное
значение имеет зафиксированный в ходе
исследования факт, что советская эпоха не
просто “довлеет” над сознанием россиян, а
принимается ими достаточно сознательно.
Характерно, что несмотря на антисоветскую
тональность многих влиятельных СМИ,
россияне не склонны огульно очернить
советский период. Только 18,4% опрошенных
согласились с утверждением, что “во всей 70-летней
истории Советского Союза найдется мало
того, чем россияне могли бы гордиться”, а
три четверти опрошенных не согласились с
этим.
В этой
связи можно констатировать провал попыток
нынешних властей укрепить свое положение
путем демонстрации символических связей с
дореволюционной Россией и представить свою
деятельность как возвращение страны на “нормальный”
путь развития после “70-летнего кошмара”.
Россияне отходят от идеологизированных
стереотипов с их предпочтениями “красных”
или “белых”. Они уже не воспринимают “красных
бойцов” как “героев”, а белых как “классовых
врагов”. Отношение к дореволюционной
России в целом стало многомерным.
Октябрьской революцией 1917 г. ныне
гордятся лишь 8% россиян, а около четверти
населения вообще считает, что без нее всем
сейчас жилось бы лучше. И тем не менее
борьбой белых против большевиков
восхищается всего 2,5% россиян, т.е. на
порядок меньше числа тех, кто в принципе
относится к революции отрицательно. И это,
заметим, несмотря на общеизвестный факт
существования и даже популярности “белогвардейской
романтики” и эстетизации белого
офицерства во многих популярных
произведениях искусства.
Итак, у нас есть веские основания сделать вывод о том, что “советская парадигма” не только не разрушилась, но и не поддается вытеснению из массового сознания. Со времени известной перестроечной кампании конца 80-х годов по ликвидации “белых пятен” истории, она постепенно демифологизировалась и приобрела сравнительно рациональный характер. Чувство “исключительности” советского строя исчезло, но чувство личной сопричастности “советской жизни”, пусть даже окрашенное чувством горечи, осталось. Ныне ресурс давления на парадигму “советской эпохи” исчерпан: удивить или шокировать россиян какими-то новыми разоблачениями уже невозможно. По крайней мере, на ближайшие 10 лет “советская” тональность сознания россиян сохранится и будет в значительной степени определять характер их самоидентификации.