ПРИВАТИЗАЦИЯ
В РОССИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ СМЕНЫ ОРИЕНТИРОВ
Приватизация
в России вызывает жаркие споры. Российское общество расколото по принципиальным
взглядам на характер приватизации. Этот раскол неизбежно увеличится на этапе
послечековой приватизации, когда окончательно должен быть решен вопрос: кому и
на каких условиях будут принадлежать главные средства производства и какого
типа рыночную экономику получит страна и получит ли она ее вообще.
Реальная возможность создания в России эффективной рыночной экономики с минимальными экономическими, социальными и моральными издержками в решающей степени зависит от того, в какой мере отечественные программы приватизации учитывают общемировые тенденции развития современной экономики (переход от авторитарной системы управления производством к демократической в многообразных ее формах; формирование собственности работников в различных ее видах; привлечение наемных работников к участию в распределении прибыли предприятия и др.) (см. примечание 1) и национальные особенности, исторические традиции страны (приверженность значительной части ее населения идеалам социальной справедливости; давние традиции артельно-кооперативного труда; соборность как способ жизни; резкие различия между территориями и регионами России по типам цивилизации, природным условиям, уровню развития и др.). Приходится констатировать , что эти моменты не были в должной мере учтены в программах приватизации, разработанных и осуществляемых Правительством в лице Госкомимущества.
____________________________________
Э.Рудык
- кандидат экономических наук, заведующий лабораторией социальных проблем
становления экономики участия Института проблем занятости РАН и Министерства
труда РФ, руководитель Центра новых форм хозяйствования Института перспектив
и проблем страны Академии естественных наук.
Я.Керемецкий
- доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института США и Канады
РАН.
1.
Развитие подобного рода процессов ведет к образованию экономик нетрадиционного типа:
экономики, управляемой трудом, и экономики партнерства (экономики участия) -
своеобразного компромисса между экономикой, управляемой трудом, и экономикой,
управляемой капиталом, частным или государственным. Примерами экономик
нетрадиционного типа могут служить американские и европейские ЕСОПы , испанский
"Мондрагон" , итальянские и французские производственные
кооперативы, израильские кмббуцы, российская модель М.Чартаева.
Цель
данной статьи - расширить спектр возможных альтернативных решений при
обсуждении Программы послечековой приватизации, дать дополнительные аргументы
в пользу смены главных ориентиров и приоритетов правительственного варианта
послечековой приватизации и представить эскиз альтернативного подхода. (См.
примечание 2).
Примечание:2.
Статья представляет журнальный вариант материала, подготовленного в сентябре
1994 г. для Государственной Думы РФ (при
участии к.э.н. В.Варварова
и д-ра Д.Белла, США).
I.
ПОДХОД ГОСКОМИМУЩЕСТВА.
С
точки зрения руководства Госкомимущества ключевые цели, установленные
Государственными программами приватизации на 1992 и 1993 гг., в основном
достигнуты: сформирован широкий слой частных собственников (40 млн. человек, по
данныи ГКИ, стали акционерами крупных предприятий и чековых инвестиционных
фондов), в частную собственность перешло большинство крупных и мелких
предприятий (негосударственный сектор производит, опять-таки по данным ГКИ,
более половины ВВП).
Эти
выводы подвергаются широкой критике. Часть радикально настроенных оппонентов
А.Чубайса утверждают, что ни одна из официальных целей чековой приватизации не
достигнута: не создан широкий слой частных собственников (подавляющее
большинство владельцев акций продолжает оставаться наемными работниками, так
как основным источником средств их существования остается заработная плата),
происходит переход не к социально-направленной рыночной экономике, а к
спекулятивно-мафиозно-криминальной. Но можно ли делать категорические выводы
об успехе или провале чековой приватизации, исходя из целей, продекларированных
ее разработчиками, не имея к тому же полной, а главное - достоверной
информации об итогах первого этапа приватизации? Видимо, нельзя. Анализ
практики приватизации в России не оставляет сомнений в том, что истинной
главной целью приватизации на всех ее этапах является не формирование широкого
слоя частных собственников, а создание узкого сословия владельцев крупных
состояний (" стратегических частных собственников"), как это уже
открыто признается авторами Программы послечековой приватизации.
Приватизация
в интересах этого сословия (состоящего в основном из представителей старой и
новой номенклатуры, легализовавшихся дельцов теневой экономики, значительная
часть которых имеет криминальное прошлое и настоящее) проводится главным образом
принудительными методами. Госкомимущество определяет перечень предприятий,
подлежащих обязательной приватизации (I, раздел 2.5). В этот перечень включены
предприятия не только федеральной, но и муниципальной собственности, что прямо
противоречит статье 130 Конституции РФ, по которой только органам местного
самоуправления даются полномочия решать вопросы распоряжения, управления и
владения собственностью, находящейся в их ведении.
Ведомство
А.Чубайса стремится максимально форсировать проведение приватизации. За
полтора-два года оно намерено довести долю приватизированного производства до
85-90% (для сравнения заметим, что правительству М.Тэтчер понадобилось 12 лет
для проведения, да и то не до конца, приватизации английских государственных
предприятий в несоизмеримо меньших масштабах по сравнению с российскими). При
этом приоритет отдается одной форме собственности - крупной частно-
капиталистической - перед всеми остальными формами, что не только противоречит
ст.8
Конституции
РФ, но и затрудняет переход к многоукладной экономике, где каждая форма
собственности в ходе конкуренции с другими должна находить свою нишу, в
которой она оказывается более эффективной и более отвечающей экономическим
условиям и социокультурным традициям страны.
Формированию
"стратегических частных собственников" противодействует превращение
наемных работников в собственников. Примерно 75% трудовых коллективов выбрали
так называемый 2-ой вариант приватизации, дающий их членам возможность
получения контрольного пакета акций. В такой ситуации Госкомимущество стремится
устранить на этапе послечековой приватизации (приватизации по капиталу)
указанную выше преграду на пути второго передела собственности в пользу
нескольких процентов населения страны, сделать собственность работников промежуточной
формой на пути перехода от государственной к крупно-капиталистической. Об этом
говорят жесткие меры по ограничению прав работников приватизируемых
предприятий, в том числе и тех из них, которые зафиксированы в действующем
законодательстве страны и в Указах Президента РФ.
Во-первых,
в Основных положениях государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации мнение трудового коллектива не
учитывается при определении комиссией по приватизации конкретного способа
приватизации (2, раздел 3.1), что прямо противоречит ст. 15 Закона " О
приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации" 1991 г.
Во-вторых,
ограничивается участие трудовых коллективов в управлении приватизированными
предприятиями. Прямо - путем ограничения сферы полномочий трудового
коллектива; лишения его права создавать СТК на предприятиях, где собственность
"внешних" частных лиц составляет более 50%; наделения работников неголосующими
акциями при выборе ими первого варианта льгот или в случае закрепления
голосующих акций в федеральной собственности; передачи государством
закрепленных в федеральной собственности пакетов акций в доверительную
собственность (траст) любым отечественным и зарубежным физическим и юридическим
лицам, а также лицам без гражданства, которые становятся фактическими
хозяевами предприятия. (см. примечание 3).
Примечание:
3. При этом игнорируется требование, содержащиеся в Указе Президента РФ "
Об организационных мерах по преобразовании государственных предприятий,
добровольных объединений государственных предприятий в акционерные
общества" от 1 июля 1992 г., согласно которому "находящиеся в
государственной собственности пакеты акций, составляющие более 50% уставного
капитала предприятия, могут быть переданы в траст с согласия трудового
коллектива предприятия".
4.
При коллективно-неделимой форме собственности права владения имуществом или
капиталом предприятия не распределяются между отдельными членами трудового
коллектива работающих собственников. Этими правами наделено юридическое лицо,
образованное трудовым коллективом работающих собственников как единым целым -
производственный кооператив, товарищество, акционерное общество и др.
Косвенно
- посредством отказа ввести обязательные нормативы на представительство
трудового коллектива в органах управления предприятиями всех форм
собственности. Имеющуюся норму на представительство акционеров, являющихся
работниками акционерного общества в Совете директоров этого общества (но не
более одной трети), следует признать как нарушающую равенство прав акционеров,
за которое так рьяно ратует руководство ГКИ (I, раздел 9.10.4.).
В-третьих,
установлен фактический запрет на формирование коллективно-неделимой формы
собственности (которая неправомерно отождествляется с колхозной в ее советской
разновидности (см. примечание 4) , что противоречит ст.17 Всеобщей декларации
прав человека 1948 г., согласно которой " каждый человек имеет право
владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими", а также
ст.24 Декларации прав и свобод человека , принятой в сентябре 1991 г. на 5-ом
внеочередном Съезде народных депутатов СССР ("каждый человек имеет право
владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как индивидуально, так и
совместно с другими лицами").
В-четвертых,
косвенно ограничивается свобода выбора трудовым коллективом круга лиц -
владельцев имущества предприятия из числа его работников (все работники, часть
работников). Дело в том, что в стране отсутствует закон о коллективном
предприятии. Поэтому предприятия, принадлежащие их работникам, вынуждены
облекать себя в организационно-правовые формы, присущие не объединениям труда
(производственные кооперативы и др.), в которых условием членства является
личный труд граждан, а объединениям капитала (акционерные общества,
товарищества).Главным в таких объединениях является денежное или иное участие
в имуществе (капитале) предприятия, а личный труд может вовсе не иметь места.
Это приводит к возникновению двух трудовых коллективов на одном предприятии:
трудового коллектива работающих собственников и трудового коллектива наемных
работников. Каждый из них имеет свои, зачастую противоположные интересы и
свой правой статус (3, 49 - 58).
Свободу
выбора трудовым коллективом круга работающих собственников лимитируют два
дополнительных обстоятельства: ограничение числа участников ТОО - товарищества
с ограниченной ответственностью (не более тридцати) (см. примечание 5), что
крайне затрудняет - за исключением малых предприятий - внесение в устав ТОО
положения о личном труде граждан как условия членства в товариществе (см.
примечание 6) и разрешение ТОО преобразовываться только в акционерное общество,
а акционерному обществу - только в ТОО (см. примечание 7), что исключает
преобразование ТОО, а опосредственно и АОЗТ - акционерного общества закрытого
типа (через промежуточный этап - преобразование АОЗТ в ТОО) в одну из
организационно-правовых форм, присущих объединениям труда, например, в
производственный кооператив.
Примечание:
5. Ст. 88 Гражданского кодекса РФ, первая часть которого принята во втором
чтении Государственной Думой РФ.
6.
Сделать подобного рода запись позволяет отсутствие специальных законодательных
актов, регламентирующих деятельность хозяйственных товариществ и обществ.
Существующие нормативы дают лишь самые общие ориентиры для предприятий ,
решивших использовать такую организационно-правовую форму как ТОО.
7.
Статьи 92, пункт 2 и 104 , пункт 2 законопроекта ГК РФ.
В
пятых, установлены барьеры на пути передачи государственных и муниципальных
предприятий в коллективно-долевую собственность их работников:
-
продажа предприятий на акуционах и по конкурсу, что резко уменьшает
возможности членов трудовых коллективов стать их владельцами;
-
ограничение права работников на приобретение по закрытой подписке голосующих
акций (не более 51% уставного капитала акционерного общества при выборе
трудовым коллективом второго варианта льгот);
-
запрет на заключение договора об аренде имущества государственного предприятия
с предоставлением арендатору права его выкупа;
-
утрата работниками акционерных обществ (товариществ) права приобретать акции
(паи) из ФАРП (см. примечание 8), если заявка на приватизацию предприятия
подписана после 1 февраля 1994 г.; (см. примечание 9)
-
обязательное преобразование закрытых акционерных обществ с долей
государственного или муницмпального капитала, а также арендных предприятий с
правом выкупа (если стоимость имущества, указанная в договоре аренды,
составляет более 1 млн. руб.) в открытые акционерные общества, акции которых могут
свободно продаваться на рынке ценных бумаг; (см. примечание 10);
Примечание:
8. Фонд акционирования работников предприятий.
9.
Эта норма противоречит статье 25 Закона РФ
"
О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации".
10.
Односторонняя ориентация на акционерные общества открытого типа (АООТ) -
беспрецедентна в мировой практике создания и развития акционерной формы
собственности. Так , в США на фондовом рынке продают свои акции около 7000 из 1
млн. американских компаний, т.е. менее 1%. Фактический запрет на АОЗТ
негативно сказывается не только на перспективах сохранения собственности
работников, но во многих случаях и на финансовом положении предприятий. Как
показало исследование финансового положения предприятий различных
организационно-правовых форм , проведенное в 1993 г. Экспертным институтом
Российского союза промышленников и предпринимателей, в первую, наиболее благополучную
, группу попали 100% арендных предприятий, ТОО и АЗОТ (4, 39).
-
запрет на любые ограничения продажи акций, безвозмездно полученных работниками
или приобретенных ими на льготных условиях (если такие ограничения
отсутствуют, то, как показывает мировой опыт, большая часть продаваемых
работниками акций в течение максимум двух-трех лет скупается крупным частным
капиталом).
II.
ВЕРНЫ ЛИ ОРИЕНТИРЫ?
Руководство
госкомимущества обосновывает свою позицию в вопросе приватизации тем, что, по
его мнению, демократия в управлении производством практически несостоятельна,
а собственность работников - изначально неэффективна. Этот тезис с особой
настойчивостью навязывается России и другим восточноевропейским странам
группой западных экспертов, в первую очередь представляющих Международный
валютный фонд.
Лица,
занимающие в обществе столь высокое и ответственное положение, не могут
сослаться на неинформированность относительно того, что в более чем 70 странах
мира принимаются меры по демократизации собственности. На привлечение
работников к участию в управлении производством, капитале и доходах предприятия
заставляют идти как политические соображения (стремление сохранить социальную
стабильность в обществе и др.), так и сугубо экономические. Уже со второй
половины XX века система наемного труда в ее классическом виде, основанная на
полном отчуждении работников от собственности и управления, все больше
утрачивает свою способность обеспечивать необходимую современной экономике
мотивацию к труду.
Этим,
в свою очередь, объясняется тот повышенный интерес на Западе к исследованиям
деятельности предприятий, для которых характерно соединение (полное или
частичное) собственности с трудом. Итоговый вывод, к которому пришло
большинство авторов этих исследований достаточно определен: предприятия, где
работники участвуют в его капитале и доходах, но не участвуют в управлении
производством, не отличаются по важнейшим экономическим показателям от
традиционных частно-капиталистических фирм. Предприятия же, на которых
работники выполняют функции реальных ответственных собственников, т.е.
участвуют в управлении производством, капитале, доходах, равно как и в убытках
предприятия, демонстрируют не только свою жизнеспособность, но и существенные
социально-экономические преимущества. Так, по подсчетам проф. Л.Тайсон - главы
Экономического совета при президенте Б.Клинтоне и проф. Д.Левина, компании с
высокой степенью участия персонала в управлении производством работали в
среднем лучше, чем фирмы, где эта степень была низкой. На данных компаниях
производительность труда была выше на 15%, фондоотдача - на 177%, норма
прибыли на используемый капитал - на 33% (5,198). Объясняя этот феномен,
президент Национального центра собственности работников (США) К.Розен отмечает,
что " американские рабочие хорошо чувствуют различие между работой для
собственного блага и просто работой ради выгоды компаний, которые их
нанимают" (6,3).
Предприятия,
являющиеся собственностью работников, показали свою жизнеспособность не только
на Западе, но и на Востоке. Так , например, удельный вес коллективного сектора
в промышленности Китая вырос с 22% в 1978г. до 38% в 1992г. (7,7).
Вполне
жизнеспособными, насколько это возможно в нынешних российских условиях,
проявили себя предприятия с собственностью работников в нашей стране.
Проведенные Российским фондом федерального имущества выборочные обследования
предприятий с различными видами собственности показали, что АОЗТ и ТОО -
основные организационно-правовые формы предприятий с собственностью работников
- демонстрируют более высокую деловую активность , выживаемость и адаптивность
к рыночным условиям. Во второй половине 1993г. средний уровень загрузки
производственных мощностей составил: на государственных предприятиях - 57%,
АООТ - 56%, АОЗТ -65%, ТОО - 68%. Выпуск основной продукции уменьшился у 50%
госпредприятий, у 54% АО открытого типа и только у 40% АО закрытого типа.
Соответственно сумели увеличить объемы производства 16%,17% и 22% предприятий
данных организационно-правовых форм. В указанный период на обледованных
государственных предприятиях и АО открытого типа 40% не осуществили никакого
инвестирования в развитие предприятий и только 10 - 12% увеличили инвестиции.
В АОЗТ инвестиции произвели 70% предприятий, при этом увеличили их объем 22%
(8,18).
Возникает
естественный вопрос: "если предприятия, являющиеся собственностью
работников и управляемые на основе принципов производственной демократии
обладают такими преимуществами, то почему демократический сектор рыночной
экономики в странах, использующих эту форму хозяйствования, не развивается настолько
быстро, чтобы занять в ней доминирующее положение?". Главной общей
причиной этого является то, что данная форма хозяйствования бросает вызов
традиционным ценностям капиталистического общества, угрожает ограничением
экономической власти крупных частных собственников и поэтому рассматривается
консервативно настроенным капиталистическим истэблишментом как " ползучий
социализм ". В этом духе проводится соответствующая обработка
общественного сознания средствами массовой информации, контролируемыми крупным
частным капиталом. Кроме того, развитие собственности работников сдерживает и
ряд экономических факторов, например, отсутствие у работников достаточных средств
для выкупа старых предприятий и создания новых на уровне, отвечающем
современным требованиям технического прогресса, слабость опорных структур
(банки, исследовательские и учебные центры, консультационные службы и др.).
Плюс фактор времени. Одномоментно создать эффективный демократический сектор в
экономике " третьего пути" (промежуточного между традиционным
капитализмом и государственным социализмом) с ответственными работающими
собственниками - невозможно. Для этого требуется время, в течение которого
новые собственники, приобретая знания и навыки хозяйствования, обретает
чувство и сознание хозяев. Отсюда особая важность создания системы
просвещения, обучения и подготовки работников к хозяйствованию в качестве
собственников своих предприятий.
Собственность
работников, базирующаяся на принципах производственной демократии, бросает вызов
и авторитарным ценностям государственного социализма.
Следует
также признать, что предприятия, принадлежащие их работникам, имеют не только
сильные, но и слабые стороны: высокую степень финансового риска для работающих
собственников (использование работниками личных средств для финансирования
своей фирмы не только создает трудности при уходе на другое предприятие, но
может привести в случае банкротства фирмы к потере как работы, так и
накоплений), меньшая восприимчивость к нововведениям, требующим сокращения
занятости, трудности с привлечением внешних инвесторов и др. (9, 78 - 79).
Однако общий положительный баланс плюсов и минусов демократизации управления
производством и формирования собственности работников прослеживается вполне
отчетливо (10,11,12).
Показательно,
что Конгресс США принял за период с 1974 по 1989 г. 17 законодательных актов,
стимулирующих создание акционерной собственности работников (ЕСОП). Более 11
тыс. фирм, на которых занято 12 млн. работников или 12% рабочей силы страны,
находятся в частичной или полной собственности их персонала. Законодательные
органы многих других западных стран также способствуют демократизации
собственности и управления. Особенно следует отметить решения Комиссии ЕС в
1991г. и Совета ЕС в 1992г., в которых странам - членам Сообщества
рекомендуется оказывать всяческое содействие планам участия работников в управлении
производством и распределении его результатов.
Недооценка,
а тем более игнорирование происходящих в мире изменений в положении трудящихся
на производстве чреваты самыми негативными последствиями для России, экономика
которой может пойти по двум основным направлениям - в сторону экономики старого
(традиционно-капиталистического) типа, в структуре которой господствующее
место займет уклад, базируйся на системе наемного труда и авторитарной
организации управления производством, либо в направлении экономики нового типа
с преобладанием уклада, для которого характерно воссоединение - полное или
частичное - производителей со средствами производства и демократическая
организация управления предприятиями (см. примечание 11).
Примечание:
11. О степени значимости подобного выбора с точки зрения обеспечения
национальной безопасности, понимаемой в широком смысле, свидетельствует и
спонсирование НАТО исследований по проблемам формирования экономики, управляемой
трудом, и экономики участия (13, 323).
Необходимость
смены ориентиров российской программы послечековой приватизации стала более
очевидной. В пользу такой постановки вопроса свидетельствует и внесение
существенных изменений в приватизационные программы ряда восточноевропейских
стран (принятие венгерским парламентом в июле 1992г. специального Закона,
стимулирующего создание собственности работников, проведение приватизации в
Польше по инициативе администрации и рабочего совета предприятия с
использованием института аренды и др.) (см. примечание 12).
Примечание:
12. Инициаторы приватизации в Польше в обязательном порядке проводят анализ
финансового и экономического положения предприятия и его перспектив в случае
приватизации. Если анализ показывает, что предприятие, став приватизированным,
может добиться успеха, то следует соответствующее обращение к учредителю предприятия.
После получения от него положительного решения и одобрения плана приватизации
рабочим советом или общим собранием работников, официальная заявка на
приватизацию направляется в Министерство по приватизации (14 ,221 -225).
III.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД (ЭСКИЗ).(см. примечание 13).
Примечание:
13. Раздел написан Э.Рудаком. При его подготовке использованы разработки,
полученные в ходе экспериментов, проведенных в ряде регионов страны по созданию
коллективных (кооперативных) предприятий с демократической системой управления
производством (Краснодарский край, Московская область, Хабаровский край и др.).
Учитывая
отечественный и зарубежный опыт по демократизации управления производством и
формированию собственности работников, может быть предложена следующая
программа действий на уровне предприятия:
1.
Меры по демократизации управления производством:
а)
на предприятиях, находящихся в 100% собственности всех членов трудового
коллектива:
-
включение в устав АО (ТОО) специального пункта о праве работников участвовать
в управлении предприятием в избранной ими форме: соучастие (право на получение
информации о положении дел на предприятии и планах администрации, право на
привлечение к управлению производством с совещательным голосом, право на
представительство в органах управления предприятием на условиях меньшинства),
соуправление (право на участие в принятии решений, право вето на определенные
постановления администрации, право самостоятельно решать некоторые вопросы
производственного и социального характера, право на равное с администрацией
предприятия, уполномоченными государственными органами, общественными
организациями и институтами местного самоуправления представительство в органах
управления предприятиями), рабочий контроль (право контроля за действиями администрации
без непосредственного вовлечения в управление предприятиями, право вето на
решения администрации по главным вопросам производства и распределения его
результатов), самоуправление (право на прямое управление предприятием по
главным вопросам предпринимательской деятельности всеми его работниками на
основе принципа "один человек - один голос" и на косвенное - через
избранных представителей - по всем остальным; право на наем администрации с
возложением на нее функций оперативного управления предприятием); - создание
органов самоуправления трудового коллектива с участием в них представителей
профсоюза или профсоюзов, действующих на предприятии, и выдвижение требования
о рассмотрении вопроса о компетенции этих органов на общем собрании акционеров
(членов ТОО); - замена акций облигациями. В этом случае открывается возможность
принятия производственных решений на основе принципа "один человек - один
голос"; (см. примечание 14).
Примечание:
14. Реализация этой возможности мешает наличие ограничения на замену акций
облигациями (разрешена замена акций облигациями на сумму, не превышающую 25%
уставного капитала акционерного общества).
-
реорганизация АОЗТ путем преобразования его в ТОО, что также сделает возможным
голосование по принципу " один человек - один голос" ; - включение в
устав акционерного общества (ТОО) пункта о праве работников получать информацию
о деятельности АО (ТОО) и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной
документацией в установленном уставом АО (ТОО) порядке, а также пользоваться
другими правами, предусмотренными международными документами (Всеобщая
декларация прав человека 1948г., Конвенция МОТ 98 1949г. " О применении
принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров",
Конвенция МОТ 135 1971г. " О защите прав представителей трудящихся на
предприятии и представляемых возможностях", Конвенция МОТ 154 1981г.
" О коллективных переговорах" и др.) и законодательством Российской
Федерации; б) на предприятиях, находящихся в 100% собственности части членов
трудового коллектива: - борьба за включение в коллективный договор и в устав АО
(ТОО) специального пункта о праве как работающих собственников, так и лиц
наемного труда участвовать в управлении предприятием в избранной ими форме
(соучастие, соуправление, рабочий контроль, самоуправление) независимо от доли
отдельного работника в имуществе (капитале) предприятия; - создание органов
самоуправления трудового коллектива (или двух трудовых коллективов: работающих
собственников и наемных работников) с участием в них представителей профсоюза
или профсоюзов, действующих на предприятии, и выдвижение требования о
рассмотрении вопроса о компетенции этих органов на общем собрании акционеров
(членов ТОО); - замена акций облигациями (на сумму, не превышающую 25%
уставного капитала АО); - реорганизация АОЗТ путем преобразования его в ТОО; -
включение в устав АО (ТОО) пункта о праве работников получать информацию о
деятельности АО (ТОО) и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной
документацией в установленном уставом АО (ТОО) порядке, а также пользоваться
другими правами, предусмотренными международными документами и законодательством
Российской Федерации; в) на предприятиях с собственностью работников более 50%:
- борьба за включение в коллективный договор и в устав АО (ТОО) специального
пункта о праве как работающих собственников, так и лиц наемного труда
участвовать в управлении предприятием в избранной ими форме независимо от доли
отдельного работника в имуществе (капитале) предприятия; - создание органов
самоуправления трудового коллектива с участием в них представителей профсоюза
или профсоюзов, действующих на предприятии, и выдвижение требования о
рассмотрении вопроса о компетенции этих органов на общем собрании акционеров
(членов ТОО); - выдача работающими собственниками доверенности на представление
их интересов на общем собрании акционеров (членов товарищества); - создание
работающими собственниками (при содействии профкома и СТК) доверительного фонда
- органа управления акциями работников на доверительной основе и
представительства интересов работающих собственников на собраниях акционеров
(членов товарищества); - замена акций облигациями (на сумму, не превышающую
25% уставного капитала АО); - конвертирование обыкновенных (голосующих) акций в
привилегированные (для "внешних" собственников); - реорганизация АОЗТ
путем преобразования его в ТОО; - включение в устав АО (ТОО) пункта о праве
работников получать информацию о деятельности АО (ТОО) и знакомиться с его
бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном уставом АО (ТОО)
порядке, а также пользоваться другими правами, предусмотренными международными
документами и законодательством Российской Федерации; г) на предприятиях с
собственностью работников менее 50%: - включение в коллективный договор и
борьба за внесение в устав АО (ТОО) специального пункта о праве как работающих
собственников, так и лиц наемного труда участвовать в управлении предприятием,
особенно когда это касается вопросов занятости, профессиональной подготовки
работников, приема и увольнения работников, оплаты труда, рабочего времени и
времени отдыха, охраны здоровья и безопасности труда, социального обслуживания
и социального обеспечения работников предприятия, организации труда, введения
в действие новых производственных мощностей, свертывания, закрытия
предприятия, его реорганизации, изменения организационно-правовой формы
предприятия; - создание органов самоуправления трудового коллектива с участием
в них представителей профсоюза или профсоюзов, действующих на предприятии, и
выдвижение требования о рассмотрении вопроса о компетенции этих органов на
общем собрании акционеров (членов ТОО); - выдача работающими собственниками
доверенности на представление их интересов на общем собрании акционеров
(членов товарищества); - борьба за принятие на первом собрании акционеров решения
о переводе без всяких условий безвозмездно полученных работниками акций (или
приобретенных ими на льготных условиях) из разряда привилегированных в разряд
обыкновенных; - создание работающими собственниками (при содействии профкома и
СТК) доверительного фонда - органа управления акциями работников на
доверительной основе и представительства интересов работающих собственников на
собраниях акционеров (членов товарищества); - передача на доверительной основе
принадлежащих работникам акций, а тем самым и права голоса в создаваемые
инвестиционные фонды трудящихся, в правлении которых большинство мест будет
принадлежать представителям рабочих профсоюзов, других организаций трудящихся;
- включение в устав АО (ТОО) пункта о праве работников получать информацию о
деятельности АО (ТОО) и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной
документацией в установленном уставом АО (ТОО) порядке, а также пользоваться
другими правами, предусмотренными международными документами и законодательством
Российской Федерации.
2.
Меры по формированию и защите собственности работников:
-
образование работающими собственниками единого пакета акций, безвозмездно
полученных ими, или купленных на льготных условиях, или приобретенных по
закрытой подписке;
-
передача на доверительной основе принадлежащих работающим собственникам акций,
а тем самым и права голоса доверенному их лицу на собрании акционеров или
создаваемым банкам и фондам развития собственности работников;
-
расширение круга работающих собственников в АО (ТОО) путем: создания ФАРП;
внесения в устав АО специальной статьи, предоставляющей работникам АО опцион -
право купить определенное количество акций на льготных условиях и
предусматривающий возможность выделения на эти цели определенного процента
прибыли общества после уплаты налогов; наделения работников акциями,
купленными с помощью банковского кредита; создание специального фонда для
выкупа акций у увольняющихся работников для вновь поступающих (см. примечание
15); ограничение количества акций, находящихся у одного акционера; внесение в
устав ТОО положения о личном труде граждан как условии членства в товариществе
(см. примечание 16); реорганизации АОЗТ путем преобразования в ТОО, условием
членства в котором является личный труд граждан и др.;
Примечание:
15. Создание подобного фонда, равно как и наделение работников акциями,
купленными с помощью банковского кредита, доступно только высокорентабельным
предприятиям.
16.
В исключительных случаях граждане - не члены товарищества могут быть привлечены
к работе на контрактной основе. Они могут стать членами товарищества после
прохождения испытательного срока.
-
внесение в устав предприятия статьи, запрещающей на определенный срок продажу
акций на сторону, что не соответствует Государственной программе приватизации,
но так поступают сегодня многие трудовые коллективы;
-
учреждение ТОО (АО) для организации покупки имущества своего предприятия на аукционе
или по конкурсу и для управления акционерной собственностью работников в
постприватизационный период (в последнем случае ТОО фактически выполняет функции
траста или "внутреннего холдинга" в акционерном обществе открытого
типа);
-
включение в число акционеров (пайщиков) профсоюзов в качестве средства защиты
от перехода предприятия под контроль сторонних частных собственников (15, 29
-36).
Опасения
части профсоюзных лидеров и активистов относительно того, что вовлечение
профсоюзов в процессы формирования собственности работников приведет их к
"покупке цветов на собственные похороны", так как, якобы сделает
ненужным само существование профсоюзной организации на коллективных предприятиях
по меньшей мере преувеличенными. Мировой и отечественный опыт создания и
функционирования предприятий, являющихся собственностью их персонала,
свидетельствует скорее об обратном. На предприятиях, находящихся в 100%
собственности части работников, необходимость сохранения профсоюза
определяется прежде всего тем обстоятельством, что кроме профсоюза нет на
предприятии другой организации, способной в должном объеме выполнять функции
защиты прав и интересов трудового коллектива наемных работников. На
предприятиях, перешедших в 100% собственность всех членов трудового коллектива,
целесообразность наличия профсоюза определяется задачами защиты
социально-профессиональных интересов членов трудового коллектива работающих
собственников (положение последних двойственное: как работники они имеют одни
интересы, как совладельцы предприятий - другие. Эти интересы не обязательно
совпадают, особенно в краткосрочном плане), прав меньшинства и отдельного
работника - совладельца своего предприятия. (см. примечание 17).
Примечание:
17. Диктат большинства членов трудового коллектива порой может быть для его
меньшинства не менее тягостным, чем произвол администрации либо
"внешних" собственников предприятия.
На
федеральном уровне предлагается следующий порядок мер, направленных на
изменение целей и приоритетов российской программы послечековой приватизации:
1.
Оценить (проинвентаризировать) объективно, без идеологической предвзятости ход
и итоги первого - чекового этапа приватизации.
2.
Прекратить практику принудительной приватизации.
3.
Аннулировать и придать гласности те решения по приватизации, которые были
приняты с нарушением законодательства или прав трудовых коллективов (по результатам
проведенных проверок).
4.
Предоставить трудовым коллективам сохранившихся государственных предприятий
(за исключением не подлежащих разгосударствлению) право хозяйственного ведения
(доверительного управления), при котором трудовой коллектив получает
хозяйственную самостоятельность, но обязуется обеспечить безубыточное
функционирование предприятия и соблюдение обязательств, определенных в
договоре с государством (формы ответственности трудового коллектива за
сохранность государственного имущества, взаимные обязательства при заключении
хозяйственных контрактов, условия выполнения госзаказа и др.) (см. примечание
18), либо право на аренду основных производственных фондов с выкупом оборотных
средств предприятия.
Примечание:
18. Возможность такого решения прямо предусмотрена ст.6 Закона РФ "О
предприятиях и предпринимательской деятельности".
Если
по истечении установленного срока трудовой коллектив отказывается взять
имущество предприятия в хозяйственное ведение или в аренду, государство вправе
принять решение о его приватизации, либо сохранить предприятию статус
государственного, передав его имущество в хозяйственное ведение (доверительное
управление) администрации. При этом у трудового коллектива остается право на
участие в управлении производством и распределении его результатов.
5.
В случае приватизации государственного предприятия расширить возможные способы
приватизации, в первую очередь, путем снятия запрета на заключение договора об
аренде имущества государственного предприятия с предоставлением арендатору
права его выкупа в рассрочку.
6.
Предоставить трудовому коллективу приоритет в выборе способа приватизации,
видов собственности работников, круга лиц - владельцев имущества предприятия из
числа его работников и доли каждого из них в капитале предприятия.
7.
При переходе предприятия в собственность работников, предоставить трудовому
коллективу право свободного выбора форм его участия в управлении производством
и организационно-правовых форм предприятия - АОЗТ, ТОО, производственный
кооператив и др. (см. примечание 19).
Примечание:
19. Только признание права трудового коллектива на свободный выбор форм своего
участия в управлении производством, капитале и доходах предприятия может
примирить сторонников производственной демократии и собственности работников
в различных видах и тех членов трудового коллектива, которые не желают
становиться акционерами, вовлекаться в управление предприятиями, а хотят
сохранить статус наемных работников и как можно выгоднее продавать свою рабочую
силу посредством заключения с работодателем устраивающих их коллективных
договоров.
8.
Предотвратить угрозу принудительного преобразования АО закрытого типа в
открытое, если число акционеров закрытого общества, владеющих его голосующими
акциями, превышает 50 (ст.3 проекта Закона РФ об акционерных обществах,
внесенный думской фракцией "Выбор России").
9.
Снять все количественные ограничения права работников приватизируемых
предприятий на приобретение по закрытой подписке акций своего предприятия.
10.
Передавать (по желанию трудового коллектива) работникам приватизируемых
предприятий обыкновенные, а не привилегированные акции (при выборе ими первого
варианта льгот).
11.
Оказать государственную поддержку процессам демократизации управления производством
и формирования собственности работников в период (и только) ее становления:
-
законодательно закрепить право работников на участие в управлении предприятиями
всех форм собственности (в качестве примера можно привести Законы ФРГ о
соучастии 1951 и 1976 гг.);
-
ввести минимальные (а не максимальные) нормативы на представительство
работников в руководящих органах предприятий всех форм собственности;
-
предоставить работникам возможность выкупать имущество приватизируемого
предприятия в рассрочку за счет будущих доходов с освобождением прибыли,
направляемой на погашение кредитов, от налогообложения. В этом случае
работники лишаются права на все виды приватизационных льгот;
-
ввести систему налоговых льгот банкам, дающим кредит трудовым коллективам при выкупе
ими имущества своего предприятия.
В
случае перехода государственного предприятия в частную собственность либо
создания нового частного предприятия предоставить членам трудового коллектива
право на участие в управлении производством и распределении его результатов,
независимо от того, имеет ли работник долю в капитале предприятия или нет. При
этом должно соблюдаться следующее условие: объем прав работников не может быть
ниже минимального уровня, установленного соответствующими международными
документами, внутренним законодательством Российской Федерации и ее субъектов
(11,61 -63; 16,43).
ЛИТЕРАТУРА
1.
Указ Президента Российской Федерации N2284 от 24 декабря 1993 года " О
Государственной программе приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации".
2.
Указ Президента Российской Федерации N1535 от 22 июля 1994 года " Об
Основных положениях государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года".
3.
"Государство и право", 1992, N6.
4.
Российские предприятия: процесс адаптации. М., октябрь 1993г.
5. PAYING FOR PRODUCTIVITY. A LOOK AT THE EVIDENCE. WASH.,1990.
6. SPECIAL REPORT "HOW WELL IS EMPLOYEE OWNERSHIP
WORKING? - " THE HARWARD BUSINESS REVIEW", SEPT./OCT. 1987&
7.
"Деловой мир", 3 сентября 1994г.
8.
"Экономика и жизнь", 1994, N13.
9.
Рудык Э., Ванек Я. Труд и демократия в переходный период к рыночной экономике:
проблемы систем управления (в контексте России). - "Альтернативы",
1993, вып.3.
10.
Рудык Э. О собственности работников без гнева и пристрастия. -
"Октябрь", 1992, N9.
11.
Рудык Э. Труд и реформа предприятий. - "Вопросы экономики", 1993,
N4.
12.
Керемецкий Я. Демократия на производстве и коллективная собственность в США. -
"Вопросы экономики", 1990, N9.
13. "INDUSTRIAL AND LABOR RELATIONS REVIEW",
VOL. 45, 1992, N2.
14. MANAGEMENT & EMPLOYEE BUY-OUTS AS A TECHNIQUE
OF PRIVATIZATION. ED. BY DAVID P. ELLERMAN. LJUBLJANA,
1993.
15.
Рудык Э. Приватизация: варианты действий трудовых коллективов. - "Вопросы
экономики". 1993, N12.
16.
Рудык Э. Собственность работников как вариант выхода из тупика. -
"Российская Федерация", 1994, N5.