Новый социализм Бориса Курашвили
Начало Вверх

Новый социализм Бориса Курашвили

Б.П. Курашвили несколько выпадает из  довольно нестройных рядов теоретиков нового социализма. Наверное, Б.П. Курашвили был одним из первых, кто ввел сам термин “новый социализм”. Еще в книге 1994 года “Куда идет Россия?” он поместил разделы “Принципы нового социализма” и “Манифест нового социализма” (2). Но сегодня мы рассмотрим более позднее произведение автора.

В новой книге “Новый социализм. К возрождению после катастрофы” Б. Курашвили довольно глубоко и достаточно широко обосновывает принцип нового социализма. Конечно, как он все это понимает. “Экономический строй нового социализма, - пишет автор, - его производственные отношения могут быть определены как основанные на общественной собственности на средства производства отношения товарищеского сотрудничества и трудового соревнования свободных от эксплуатации работников” (3, с. 110). Конечно, это очень похоже на отношения старого социализма. Но автор и не скрывает своих симпатий к старому, советскому социализму. Он прямо так и пишет, что “советский социализм был действительным социализмом, хотя и с серьезными недостатками” (3, с. 225). Новый социализма, по мнению Б. Курашвили, станет вторым этапом советского социализма. Эта позиция явно расходится с мнением выше рассмотренных авторов, которые четко стоят на позициях “третьего пути”. Б. Курашвили все-таки более тяготеет к первому, советскому опыту социализма.

Какие же недостатки видит Б. Курашвили в старом социализме? Это два “тесно взаимосвязанные, усиливающие друг друга пороки - бюрократический механизм реализации народной (“государственной”) собственности и недемократизм, а потом квазидемократизм политической системы. Новый социализм решительно искореняет эти пороки” (3, с. 134). Вместе с тем, по мнению автора, новый социализм будет отличаться и новыми чертами, которые автор объединяет в 12 принципов: сочетание личной свободы и социального равенства; приоритет прав и свобод человека; приоритет гражданского общества, минимальность и достаточность государственного регулирования; самоопределение каждой нации и братское сотрудничество наций; преобладание общественной собственности, самоуправление трудовых коллективов; рыночное регулирование; распределение по труду;  социальная защищенность человека; народовластие; многопартийность; правовой характер государства; разделение властей.

При этом автор почему-то замечает, что “многоукладность не допускается”. Однако в этом случае становится непонятным - откуда возьмется многопартийность. Ведь, последняя есть просто форма проявления политических интересов этой самой многоукладности.

В книге есть и другие интересные спорные положения. Автор по существу в основу нового социализма кладет две вещи: рынок и самоуправление. Это, конечно, верно. С этим спорить не приходится. И выше рассмотренные авторы делают то же. Но Б.П. Курашвили пытается эти два конституирующих для нового социализма элемента более углублено разработать. И тут естественно возникают вопросы.

Так, например, рынок. Для Б.П. Курашвили рынок при социализме - это социалистический рынок, который свободен от уродств капиталистического рынка. Однако рынок есть рынок, он всегда уродлив как бы ласково его не называть. Социализм не исправляет рынок, а ограничивает общественной целесообразностью. Поэтому рыночный социализм это не то, что здесь рынок становится хорошим, “социалистическим”. а то, что рынок здесь ограничен. Скажем, нет рыночного оборота земли, сооружений и предприятий общенационального значения, памятников культуры, сводится на нет рынок труда и т.д.

Другой важнейший элемент нового социализма - это самоуправление и прежде всего производственное самоуправление. Этому Б.П. Курашвили посвящает исключительно много внимания. “Ключевым моментом нового социализма, - пишет автор, - отличающим его от прежнего, является идея реального соединения работника с собственностью на средства производства и с управлением производством” (3, с. 121). Это, конечно, важный момент в теории неосоциализма.

Автор утверждает, что в новом социализме должен проводится принцип полной собственности на произведенный продукт, а фонд зарплаты будет распределяться самоуправленческим путем более справедливо, чем это делалось на основе тарифов и чиновничьего контроля. Вот тут и возникают вопросы. Если имеется “полная собственность на продукт”, то зачем тогда “фонд зарплаты”. Ведь собственник не выделяет себе фонд зарплаты, он просто получает доход от реализации продукта своего труда. И все. Но проблема заключается в том, как в многочисленном трудовом коллективе справедливо распределить доход от полного продукта труда. Поэтому у автора и всплывает фонд зарплаты, что конечно, разумно. Но как он собирается распределять этот фонд без тарифной системы остается загадкой. Ведь тарифная системы используется не потому что ее выдумали зловредные капиталисты и чиновники с целью ущемить рабочих, а как удобная форма организации массового труда рабочих в условиях крупного машинного производства. И ее ликвидация зависит не от пришествия добрых социалистов, а от существенного изменения технологии производства. Так, автоматизированное производства естественным путем преодолевает индивидуальную сдельщину и основанную на ней тарифную систему.

И еще по одному важному теоретическому моменту нужно поспорить с позицией Б.П. Курашвили. Странное отношение у автора к марксизму и ленинизму. С одной стороны, он считает, что марксизм есть гениальное учение, сумевшее предсказать пришествие социализма. И в этом случае Б.П. Курашвили поддерживает формационную концепцию марксизма. Ленинизм тоже хорош, ибо был конкретен и настаивал “на закономерности социалистической революции в отдельно взятой стране” (3, с. 94). Но, с другой стороны, признавая крах советского социализма, автор настойчиво ищет научное объяснение этого краха. Такое объяснение можно рассмотреть в следующем рассуждении автора: “Не вина, а беда ленинизма в том,  что его неимоверная мощь, подавляющий авторитет помещали преодолению его односторонности, особенно в части непредвидения эволюции общественной собственности и неучета человеко-природной константы развития” (3, с. 94). Относительно тезиса “эволюции общественной собственности” оставим за скобками, ибо чего хочет автор от ленинизма в этом вопросе остается не ясным. Сам автор во многих местах книги постоянно говорит о преимуществах и даже какой-то изначальной человеческой природе общественной собственности.

Но вот “человеко-природная константа” развития - это несомненная новация автора. В книге Б.П. Курашвили довольно подробно разъясняет этот момент. Можно даже говорить о целой концепции автора, которая описывает общественное развитие с точки зрения, так сказать, прородно-данного состояния человека. Начинает автор с того, что решительно дополняет марксистскую схему классовой структуры общества по экономическому признаку, изобретенной им “социально-психологической классовой структурой общества”, которая, по мнению автора, уже просто факт, “достаточно очевидный” (3, с. 47). Конечно, бесспорен факт, что есть люди ленивые и активные, умные и глупые, неврастеники и рассудительные, медленные и суетливые и т.д. Но никто в здравом уме не делит общество на класс умных и класс дураков, на класс ленивых и класс ловкачей. Никто. кроме законченных реакционеров или расистов, считающих, что умные должны жить за счет дураков или белые люди за счет цветных. Правда, таких реакционеров сегодня называют более точным именем: воры, жулики, мошенники, которые, используя доверчивость простых, обычных людей, пытаются разными способами (а чаще всего, финансовым мошенничеством) нажиться. Но такой “класс” должен сидеть в тюрьме, а не быть стороной в социальном партнерстве.

Конечно, Б.П. Курашвили не имел в виду эту расово-психологическую теорию, но его поиски ведут именно к ней. Уж лучше держаться в рамках испытанного, старого марксизма.

Эти странные поиски “социально-психологической классовой структуры” не мешают автору оставаться оптимистом и заявлять, что социалистическая Россия почти наверняка сохранит свою целостность и совершит обратное превращение из России обрезанной в Россию историческую, в СССР” (3, с. 277).

Вообще, все три рассмотренных автора отличаются завидным оптимизмом.  Они уверены в силе и осуществимости социалистической идеи, в ее привлекательность и неизбежность, особенно, для России. Читать это не только интересно, но и приятно.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020