Клоцвог Ф. Уроки и перспективы
Начало Вверх

V. ПОЛЕМИКА

Публикуемые ниже материалы написаны известными российскими учеными, членами Президиума общественного объединения “Российские ученые социалистической ориентации” (РУСО),которое проводит серьезную научно-организационную и исследовательскую работу. Как в любом большом научном сообществе, в РУСО имеются разные течения, взгляды и мнения. Материал профессора Ф.Н.Клоцвога, отражает, надо думать, его позицию в работе над концепцией социально-экономического развития России. В материале профессора В.С.Семенова, так же представлено его личное мнение на один из ключевых документов РУСО. Оба материала содержат многие полемические моменты, что предоставляет нашим читателям возможности принять участие в их обсуждении.

УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

(проект социально-экономической концепции развития России)

Феликс Клоцвог

Мы живем в трудное время - сегодня это, пожалуй, единственное положение, с которым согласится любой  гражданин  России  - шахтер  и крестьянин, инженер и учитель,  офицер и госслужащий, торговец и банкир, студент и пенсионер.

Как же случилось,  что из великой державы мы превратились в заурядную полуразрушенную страну?  По чьей вине мы не живем, а боремся за выживание? Что ждет нас в будущем?  Что надо делать сегодня, чтобы выбраться из этого удручающего состояния?

Попробуем ответить на эти вопросы.

Уроки истории 

Борьба за передел мира между крупнейшими империалистическими державами, обострившаяся в начале ХХ века, поставила под вопрос существование России как самостоятельного независимого государства. Октябрьская  революция,  восьмидесятилетие которой мы недавно отметили, повернув страну на путь социалистического развития, не  только спасла Россию от политического и экономического закабаления,  но превратила ее в лидера-первопроходца, открывшего дорогу всему человечеству в  новую посткапиталистическую эру.

______________________

Клоцвог Феликс – д.э.н., профессор, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Сопредседатель общества РУСО

 Путь, по  которому шло создание новой общественной систе-мы, был трудным. Мешали унаследованные от царской России пережитки феодально-бюрократического строя, технологическая отсталость, низкий  образовательный  уровень большинства  населения страны,  скрытое  и открытое сопротивление остатков свергнутых эксплуататорских классов. Развитие шло в обстановке враждебного внешнего окружения при неослабевающей угрозе агрессии империалистических государств.  Поэтому   приходилось   направлять огромные средства для создания и  поддержания  на  необходимом уровне вооруженных сил, обеспечивающих обороноспособность страны.

Мы вступили на путь социалистического развития, оснащенные лишь самыми общими положениями марксистско-ленинской  теории о сущности и облике новой общественной системы.  Поэтому руководству страны приходилось двигаться интуитивно,  методом проб и  ошибок, что существенно усложняло процесс становления нового строя. Немало невзгод,  страданий и лишений перенес народ на этом пути.

Однако жертвы были не напрасны. В исторически короткий срок Советский Союз превратился в могучую мировую державу  с  высокоразвитой экономикой, мощным оборонным потенциалом, передовой наукой и культурой.  Были полностью  ликвидированы  безработица  и безграмотность,  до самого низкого уровня в мире сокращена преступность. Все это  обеспечивало  устойчивое  повышение  уровня жизни всех граждан страны, создавало прочную уверенность каждого человека в завтрашнем дне.  Примером  всему  миру служили дружба и братство наций и народностей Советского Союза.  В стране формировалась  новая  историческая общность людей - советский народ.

Жизнеспособность и преимущества новой  общественной системы были  доказаны  и в годы суровых испытаний Великой Отечественной войны,  показавшей всему миру,  что новый строй  не  может  быть уничтожен силой, и в годы мирного созидательного труда. За семьдесят лет  советской  власти страна переместилась по масштабам экономического развития c пятого на второе место в мире. Ее национальный доход вырос в 100 раз,  объем промышленного производства - в 200 раз. Уровень жизни рабочих промышленности и строительства повысился в 12 раз, а крестьян - в 19 раз. Успехи Советского Союза  служили  достойным примером для многих стран мира.  Целый ряд стран вслед за Советским Союзом встали на  путь  социалистического  развития.  Началось формирование мировой системы социализма.

Анализируя общественную  систему Советского Союза,  следует отметить,  что ей были присущи все основные черты, характеризующие  социализм:  народовластие,  общественная  собственность  на средства производства,  планомерность  экономического  развития. Непосредственной  целью производства стало не получение прибыли, а удовлетворение потребностей общества.  Распределение  осуществлялось,  как правило, по труду.  Резко сократилась рыночная форма обмена.  Достигнут был достаточный уровень и общедоступность потребления основных материальных и культурных благ.  Ликвидированы наемный труд и эксплуатация человека человеком.

Однако все  эти черты имели недостаточно развитые формы,  а во многих случаях были существенно деформированы.  Так, народовластие существовало в своей низшей форме - власти в интересах большинства, а не власти самого большинства.  Общенародная собственность выступала  в форме государственной собственности, планомерность воспроизводственного процесса реализовалась,  главным  образом,  в форме  директивного планирования. Существенно нарушался принцип распределения по труду и т.п. Поэтому общественную систему Советского Союза и других стран, вставших на путь социалистического развития, следует характеризовать как ранний социализм. Очевидно, что ранний социализм от зрелого социализма отличается не меньше, чем капитализм Англии или Нидерландов XVIII века от современного капитализма.

Уже в  60-е гг., по мере роста производительных сил страны,  углубления общественного разделения  труда,  усложнения отраслевой  структуры  и системы межотраслевых связей экономики, расширения сферы интеллектуального труда и  повышения  профессионального  и культурного уровня людей, назрела объективная необходимость перехода от раннего социализма к его более зрелым формам.  Ощущение  этой необходимости проявилось в реформах 60-х гг. и некоторых последующих реформах,  осуществленных в  СССР. Однако  все  они  носили косметический характер и не затрагивали коренных проблем совершенствования общественной системы.  В  результате  в общественном развитии страны стали постепенно нарастать застойные явления,  снизились темпы  экономического  роста, замедлилось  повышение жизненного уровня людей.  Стала нарастать структурная и материально-финансовая несбалансированность экономики,  что проявилось в резком повышении дефицита товаров. Упала заинтересованность в производительном труде,  внедрении достижений научно-технического прогресса. Причем по времени это совпало с бурными процессами научно-технической революции в странах  Запада.

Почему же не удалось своевременно  осуществить  переход  от раннего  социализма к его развитым формам и тем самым предотвратить нарастание застойных явлений в общественном развитии?

По нашему мнению,  этому помешал ряд крупных долговременных стратегических ошибок,  допущенных руководством  страны.  Самыми важными из них мы считаем четыре следующих проблемы.

Во-первых, отсутствие целенаправленной работы по демократизации общественных и производственных отношений. В условиях резкого повышения интеллектуального, профессионального и культурного   уровня   людей  консервация  прежних  форм  политической  и хозяйственной жизни общества, сложившихся в тридцатые годы, вызвала  все большую неудовлетворенность,  сковывала их творческую инициативу,  снизила интерес к общественно-полезной  деятельности.

Во-вторых, консервация прежних,  сложившихся так же в 30-е  гг. форм и методов планового управления экономикой.  Эти конкретные формы,  весьма эффективные  в  условиях  относительно простой  структуры  экономики и ограниченности квалифицированных кадров, стали тормозом общественного развития в условиях сложной хозяйственной  структуры  и возросшего профессионального и культурного уровня людей и должны были быть заменены  новыми формами планового управления, учитывающими объективную целостность воспроизводственного процесса и, вместе с тем, обеспечивающими достаточную самостоятельность предприятий, отраслей, регионов.

В-третьих, недостаточно  реалистичная оценка  соотношения политических сил на мировой арене,  позволившая империалистическим державам втянуть страну в систему военного противостояния и гонку вооружений. Это привело к чрезмерной милитаризации экономики, превышающей уровень оборонной достаточности, отвлекало  все  большую  часть национального дохода от других задач социально-экономического развития  (повышения  уровня  жизни, научно-технического прогресса гражданских отраслей и т.п.).

В-четвертых, слабое развитие  марксистко-ленинской   теории, догматический подход к наследию классиков, отсутствие глубокого критического анализа реальной действительности, происходящих   в   стране   социально-экономических  процессов. Все это обусловило застой в общественных науках, превратило их из важнейшего инструмента  социально-экономического прогресса в обслугу идеологических воззрений партийно-государственного  руководства.

 По мере развития застойных процессов в стране возродились и активизировались антисоциалистические силы. Их основу составляли прежде всего дельцы теневой экономики,  которая возникла как естественная реакция    на   экономические   трудности.   Другой составляющей этих сил явилась определенная часть верхушки партийно-государственного  аппарата,  которая все больше попадала под влияние дельцов теневой экономики, но в условиях социалистических  норм общественной жизни была лишена возможности открыто пользоваться своими незаконно приобретенными благами. Наконец,  третьей  составляющей  антисоциалистических сил явилась элитарная интеллигенция,  отгородившаяся  от  основной массы населения, замкнувшаяся в собственных интересах и все более ориентирующаяся на ценности западного мира.  Эти антисоциалистические силы стали постепенно прибирать к рукам ключевые позиции в политической, экономической и духовной жизни советского  общества и при поддержке империалистических кругов Запада совершили в 1991г. государственный  переворот,  разрушивший Советский  Союз.  Под  флагом  перехода к рыночной экономике они приступили к последовательному демонтажу основ  социалистической системы и реставрации в стране капитализма.

Особо следует сказать о роли Коммунистической партии страны в развитии общественных процессов. Под руководством ее основателя В.И.Ленина и продолжателя его дела И.В.Сталина Коммунистическая партия стала главной массовой политической силой, организовавшей Октябрьскую революцию, обеспечившей строительство социализма и защиту социалистического отечества от внутренних и внешних врагов. На протяжении  всей  истории Советского Союза коммунисты были главной руководящей и направляющей силой советского общества, постоянно служили примером и в мирном созидательном труде и на фронтах войны.

Вместе с тем практически полный отход от  ленинских  норм внутрипартийной  демократии  после  прихода  к  руководству И.В.Сталина резко ослабил партию как массовую политическую организацию, нарушил ее органическую  связь  с  широкими массами трудящихся.  В результате партия как таковая не сумела предотвратить ошибки и извращения в ходе коллективизации  деревни, не смогла  противостоять  перерастанию борьбы с контрреволюцией в систему массовых политических репрессий, допустила превращение работы  по пропаганде марксистско-ленинской идеологии в борьбу с любым инакомыслием и т.п. Не удивительно, что в этих условиях партия проглядела перерождение горбачевского партийного руководства, которое, по-существу, возглавило антисоциалистическую контрреволюцию в стране.

Оценка современной ситуации

Последствия произошедшей в стране  антисоциалистической контрреволюции достаточно известны.

Разрушение Советского  Союза,  приватизация  собственности, либерализация цен,  отказ от планового ведения хозяйства нанесли сокрушительный удар по экономике страны,  ее научно-техническому и оборонному потенциалу.  По сравнению с 1990г. объем национального  дохода и промышленного производства упал более чем в 2 раза. Ущерб, нанесенный экономике страны так называемыми рыночными  реформами,  по  абсолютному  размеру в 11 раз превышает ущерб, причиненный стране немецко-фашистскими захватчиками в годы  Отечественной войны.

Наиболее мощный удар нанесен по высоко-технологичным и наукоемким отраслям,  продукция которых сократилась в 3 и более раз. Открытая мировому рынку, полностью подчиняясь  требованиям транснациональных корпораций, экономика страны приобретает однобокую топливно-сырьевую ориентацию, характерную для колониальных и полуколониальных стран. Иностранный капитал в явной  и  скрытой  формах  все более прибирает к рукам все,  что может иметь перспективу.

 Так называемые рыночные реформы привели к резкому  социальному  и имущественному расслоению российского общества.  Большая часть богатства и доходов сосредоточена в  руках  1%  населения, тогда  как у 80%  населения уровень жизни по сравнению с предреформенным периодом снизился в 2,5-3 раза.  Резко упало потребление наиболее ценных продуктов питания: мясных и молочных продуктов,  фруктов и овощей.  У большинства населения  нет  денег  на покупку  даже самого необходимого.  Отсюда создается впечатление изобилия нынешнего российского рынка потребительских товаров.

Растет преступность.  Ее  уровень  повысился по сравнению с 1990г. более чем в 2 раза. Особенно быстро растет число тяжких  преступлений:  убийств,  грабежей и т.п.  Все чаще мотивом преступлений становится стремление к перераспределению  собственности.  Произошла  повальная криминализация  всей общественной жизни.  Большая часть экономики находится под прямым  контролем  криминальных  и полукриминальных структур. Усиливается тенденция сращивания криминальных структур с государственной властью.

Парализован оборонный потенциал страны.  Уничтожается военно-промышленный комплекс. Вооруженные силы утрачивают способность дать  отпор  внешней агрессии и все в большей мере ориентируются на войну против собственного народа.

Разрушен интеллектуальный и духовный потенциал страны. Жалкое существование влачит наука,  деградируют культура, образование,  здравоохранение.  Резко  возросли  заболеваемость и смертность.  Есть все  основания  говорить  о  начавшемся  вымирании населения России.

Все это  позволяет  сделать вывод: так называемые рыночные реформы окончательно провалились.  Идея создания  высокоэффективной экономики на путях возврата к капиталистической системе хозяйства обнаружила  свою  полную  несостоятельность.  Однако власти не хотят капитулировать.  Они утверждают, что вся произошедшая со страной катастрофа - это лишь трудности переходного периода.  Более того, они утверждают, что в стране началась экономическая стабилизация,  которая вот-вот перерастет в экономический подъем. Есть ли основания для таких утверждений?

Защитники нынешнего  курса приводят в его пользу два основных аргумента. Во-первых,  существенно снизились темпы инфляции,  и, во-вторых, заметно  замедлилось снижение макроэкономических показателей, таких, как валовой внутренний продукт и объем промышленного производства.  Посмотрим внимательнее, что стоит за этими процессами?

Действительно, рост цен в  стране  существенно  замедлился. Если в 1992г. потребительские цены выросли в 26 раз, а в 1993г. еще почти в 10 раз, то за 1997г. они повысились всего на 10%. По  законам  рынка замедление роста цен может достигаться двумя путями: или путем роста производства и предложения товаров потребителю,  или путем сокращения покупательского спроса. Очевидно, что подавление инфляции в российской экономике достигнуто вторым путем  - путем свертывания платежеспособного спроса.  К этому привело прежде всего общее падение производства, сократившее спрос на производственные ресурсы и рабочую силу. Кроме того, инфляция подавлена за счет искусственного   сдерживания  денежной массы, приведшего к резкому дефициту оборотных средств предприятий и катастрофическому росту неплатежей,  в  том  числе  - многомесячной задержке выплат заработной платы для огромной части населения. Достаточно сказать, что суммарная просроченная задолженность  предприятий возросла с 17 трлн.руб. в 1993г. до 522 трлн.руб. к концу 1996г. или с 10%  ВВП почти до 1/4 ВВП. Задолженность по зарплате выросла только за один 1996г. в 2,2 раза и составила к концу года  более 47 трлн.руб. Несмотря на неоднократные  обещания Президента и Правительства положить конец практике систематической задержки заработной платы, суммарная  задолженность по зарплате увеличилась с 47 трлн.руб. в конце 1996г. до 55 трлн.руб. к августу 1997г.  Неудивительно, что в условиях острой нехватки денег рост цен замедлился.

Тем не менее ни о какой стабилизации цен говорить не приходится. Достаточно сказать, что за семь месяцев 1997г. мясо и рыба подорожали на 10%,  сахар - на 36%,  плодоовощная продукция - на 27 %,  отечественная водка на - 26%. Одновременно на 15% выросли тарифы на городской транспорт, на 23% - услуги городской телефонной связи и плата за жилищно-коммунальные услуги,  на 14% - плата за содержание детей в дошкольных  учреждениях, медицинское и санаторно-курортное обслуживание.

Можно с уверенностью сказать:  пока  существует  российский капитализм, значительный рост цен будет продолжаться,  так как он является самым эффективным способом ограбления бизнесменами, коммерсантами широких слоев трудящегося населения.  Российская экономика попала в так называемый стагфляционный  капкан.  Действительно,  чтобы  нормализовать  производство  нужно ликвидировать дефицит оборотных средств и систему неплатежей.  Для этого нужна кредитная эмиссия денег.  Но кредитная эмиссия обязательно вызовет новый  скачек  цен,  и  снова  возникнет  дефицит  оборотных средств,  следовательно,  опять забуксует производство.  В рамках рыночной экономики из этого порочного круга выхода  нет.  Разорвать его может только радикальное изменение социально-экономического курса.

Посмотрим теперь  на "стабилизацию" производства.

Действительно, в  течение 1997 г. ВВП практически не снизился, а промышленная продукция даже возросла на 1,4%. Дает ли это основания говорить о стабилизации и начале подъема? Думаю, что нет.

Прежде всего,  симптоматично продолжающееся резкое падение инвестиций. За последний год они сократились на 8%. Это значит, что новые хозяева страны,  ощущая всю  непрочность современной ситуации, остерегаются вкладывать свои капиталы в отечественную экономику, предпочитая по возможности вывозить  их  за  рубеж. В результате объем капиталовложений за годы "реформ" сократился более чем в 3 раза,  в  том  числе  в производственную  сферу более чем в 4 раза, и продолжает падать от года к году.  Современный годовой объем инвестиций  намного меньше годового износа фондов. Проедается производственный потенциал,  созданный предыдущими поколениями  советских  людей. Вследствие этого  резко выросло число катастроф и аварий, которое ежегодно увеличивается на 20-25%. Очевидно, что никакая стабилизация, а тем более подъем невозможны без существенного расширения инвестиций в народное хозяйство как минимум до размеров, обеспечивающих хотя бы поддержку существующих основных фондов. Однако ни новые собственники, ни нынешнее государство на это не способны.

Теперь посмотрим: в каких отраслях наметилось некоторое увеличение продукции.  Прежде всего, это топливно-сырьевые  отрасли, экологически грязные производства, которые Запад не хочет развивать на своей территории,  а также некоторые производства, основанные на эксплуатации дешевой  и  достаточно  квалифицированной российской  рабочей  силы.  За 1997г. несколько увеличились добыча нефти,  нефтяного газа,  газового конденсата, углеводородных  сжиженных газов,  производство цветных металлов, некоторых продуктов химической и нефтехимической промышленности.

В машиностроении  незначительный рост общего объема продукции происходит отнюдь не за счет инвестиционного машиностроения, высокотехнологичных  и наукоемких производств. Продукция металлургического, железнодорожного машиностроения, станкоинструментальной промышленности, промышленности средств связи, продукция нефтяного и химического, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, электротехнической  промышленности  продолжает катастрофически падать. Что же растет? Производство автомобилей, персональных ЭВМ, т.е. того, что требуется дельцам современного бизнеса.

Продолжается сокращение  отечественного производства потребительских товаров и продукции сельского хозяйства, сказывается резкое ухудшение материально-технического обеспечения села.  Быстро уменьшается поголовье скота. По сравнению с прошлым годом количество крупного рогатого скота уменьшилось на 4 млн. голов, свиней - почти на 3 млн. голов, овец и коз - более чем на 5 млн. голов. Сократилось производство мяса и молока.

Продолжается начавшееся во втором полугодии  прошлого  года сокращение российского внешнеторгового оборота. По-прежнему сохраняется большой разрыв между объемами  экспорта  и  импорта  со странами дальнего зарубежья.  В 1996 г. превышение российского экспорта в эти страны над импортом из  них  составляло  26  млрд. долл.  Иными словами 40%  российского экспорта передавалось странам дальнего зарубежья "безвозмездно". В 1997 г. это соотношение почти не изменилось. Резкое превышение экспорта над импортом отражает прежде всего нежелание российских  бизнесменов реализовать внутри страны свои доходы и стремление спрятать их по возможности  за  рубежом  в  форме приобретения недвижимости или вкладов в иностранные банки.

Принимает все более угрожающие размеры безработица. Даже по официальным данным в стране почти 7 млн. безработных.  Кроме того, более 4 млн.  человек вынуждено работать в режиме неполной занятости. Утрачивается потенциал квалифицированных рабочих кадров. Производство держится на людях пенсионного  или  предпенсионного возраста. Молодежь на производство не идет, предпочитая коммерческие и банковские структуры.

Распад единого народнохозяйственного комплекса на многочисленные региональные рынки породил серьезные тенденции к региональной дезинтеграции России. Разрушена система хозяйственных связей между бывшими республиками СССР и между  регионами  самой Российской Федерации, так как каждый регион стремится ориентировать свои связи прежде всего на дальнее зарубежье.  Быстро нарастают межрегиональные различия в уровне экономического  развития и уровне жизни населения. Резко упала поддержка федеральным центром  нуждающихся  регионов - Севера, Дальнего Востока, Нечерноземья. Взаимоотношения между Москвой и регионами  все более принимают характер отношений между метрополией и колониями. Вследствие всего   этого   растет  региональный  сепаратизм, представляющий реальную угрозу целостности Российского государства.

Так что, всерьез говорить о стабилизации российской экономики оснований нет.  Того обвального спада, который происходил в первые годы "рыночных реформ", по-видимому,  не будет,  поскольку все, что можно было разрушить, в основном разрушено. Экономика России легла на свое естественное дно.  Но при сохранении  курса на капитализацию страны никакого подъема ожидать нельзя ни в ближайшем будущем, ни в ближайшие десятилетия. Российская  экономика вошла в состояние глубокой депрессивной стагнации. Подорваны все источники экономического роста, и рыночный механизм не способен их восстановить. Вывести ее из этого состояния можно только путем радикального изменения  политического и социально-экономического курса.

Какой  видится будущая Россия?

Будущая общественная  система страны должна радикально отличаться не только от нынешней,  но и не содержать многих  черт  раннего социализма,  существовавшего в Советском Союзе и других социалистических странах.

Прежде всего, Россия  станет  подлинно  демократической.  От низшей ступени демократии,  существовавшей в СССР - власти в интересах большинства - будет осуществлен переход к  высшей  форме народовластия - власти самого большинства. Это предполагает возрождение исторически оправдавшей себя советской формы  государственного устройства.  Однако в отличии от прежних Советов, будущие Советы должны опираться на Советы  трудовых  коллективов, как фундамент советской власти.  В этих условиях  получат развитие различные формы производственного и территориального самоуправления, станет реально возможным отказ от однопартийности, безальтернативности выборов,  политической цензуры и некоторых других черт свойственных  политической системе СССР.

Экономическая система любого общества определяется структурой отношений собственности.  В  будущей  российской  экономике, ввиду ее технико-технологической неоднородности,  очевидно будут различные уклады.  Однако  сказать лишь это - значит, не сказать ничего. Многоукладность существовала и существует в любой реальной стране,  но в каждом обществе  всегда  имеется  доминирующая форма  собственности,  определяющая характер всех общественных и производственных отношений.  В грядущей России такой формой собственности станет общенародная собственность.  Доминирующее положение этой формы собственности будет определятся тем,  что в ней будут  находиться  земля,  недра,  крупные и средние предприятия всех социально-значимых сфер и отраслей экономики.  Вместе с тем общенародная  собственность в будущем должна принципиально отличаться от той ее государственной формы,  которая существовала  в СССР.  Это отличие состоит в том, что функции владения, распоряжения и пользования будут распределены по разным субъектам собственности. Владельцем,  т.е.  верховным  собственником,  станет весь народ.  Распорядителем, т.е. субъектом, принимающим стратегические решения по поводу собственности, будет сформированное народом и уполномоченное  им  государство.  Непосредственным пользователем  комплексов средств производства (предприятий) явятся их трудовые коллективы.  В этих условиях основной  формой общенародной  собственности  становятся самоуправляемые народные предприятия. Коллективы  таких предприятий самостоятельно принимают производственные и хозяйственные решения в рамках общей социально-экономической стратегии и самостоятельно распоряжаются доходом,  полученным в результате хозяйственной  деятельности.  Наряду с общенародной обязательно будут существовать и другие формы собственности: кооперативная, индивидуальная и в определенной  мере  частная,  которые будут функционировать во взаимодействии с общенародной собственностью и  под  контролем государства.

В будущей России будет возрождено в качественно обновленной форме плановое управление народным хозяйством,  являющееся одним из высочайших достижений современной человеческой цивилизации. В отличие от прежней планово-директивной системы управления экономикой получит развитие новая планово-договорная система управления,  предполагающая  органическое  сочетание  централизованного формирования общеэкономических,  межотраслевых и межрегиональных пропорций  с широким развитием прямых договорных отношений между хозяйствующими субъектами, в процессе которых будут формироваться конкретные внутриотраслевые,  внутрирегиональные и внутрипроизводственные пропорции.  Планово-договорная система  управления принципиально  изменит систему ответственности в обществе.  Если при планово-директивном управлении  господствовала  лишь  вертикальная  система ответственности - ответственность производителя перед вышестоящей инстанцией,  то при планово-договорной системе широкое  развитие получит горизонтальная система ответственности - ответственности производителя перед потребителем.

Коренное изменение взаимоотношений между предприятием и государством в условиях планово-договорной системы управления проявится и в новой системе налогообложения.  Если прежде,  как и в настоящее время,  базой налогообложения являлись результаты производства (объем продукции,  добавленная  стоимость,  прибыль  и т.п.), то в новых условиях базой налогообложения станут ресурсы, находящиеся в пользовании того или иного  предприятия  (основные фонды, земля, трудовые ресурсы, и т.п.). В этих условиях налоговая система будет  выполнять  важнейшую  стимулирующую  функцию, поскольку  у  предприятий  возникнет прямая заинтересованность в максимально эффективном использовании ресурсов,  сложится мощный противозатратный механизм.

В будущей России утвердится подлинный федерализм, равенство и  дружба между всеми нациями и народностями, как основа укрепления целостности единого государства. Основой федерализма станет не раздел собственности,  а разграничение компетенции федерального, регионального  и местного уровней в управлении общенародной собственностью.  В компетенции субъектов федерации должна  находиться основная  часть социальной сферы и та часть производственной сферы, воспроизводство которой осуществляется в рамках данного региона.  В компетенции федерального центра помимо функций общегосударственного значения (оборона, фундаментальная  наука и т.п.) останется управление той частью производственной сферы, воспроизводство которой имеет в основном межрегиональный характер. Федерализм предполагает непосредственное активное участие всех субъектов федерации в подготовке и принятии решений общегосударственного характера, планомерное межрегиональное перераспределение части национального дохода в  целях постепенного сближения уровней экономического и социального развития регионов,  создание экономической заинтересованности  каждого субъекта федерации в повышении эффективности всего хозяйственного комплекса.

В условиях  новой общественной системы в исторически короткие сроки может быть создана динамичная  эффективная  экономика, восприимчивая  к  научно-техническому прогрессу,  обеспечивающая высокий уровень удовлетворения материальных и  духовных  потребностей каждого гражданина страны. Будет восстановлена, существовавшая в СССР система социальных гарантий: права на труд, отдых, бесплатное  образование и медицинское обслуживание,  обеспечение нуждающихся жильем;  забота о детстве и материнстве; обеспечение старости. Будет обеспечено экологическое равновесие,  гармоническое сочетание  человеческой  деятельности  с  благоприятным развитием  окружающей природной среды. Все это создаст условия для всестороннего интеллектуального, культурного  и  духовного развития человека.

Высокоэффективная экономика позволит сочетать  поступательный рост материального благосостояния и культурного уровня  людей  с  поддержанием  необходимого оборонного потенциала страны, достаточного для отражения любой агрессии.  Миролюбивая  внешняя политика  и  самое  широкое экономическое,  научно-техническое и культурное сотрудничество со всеми странами мира обеспечат  возрождение  международного авторитета страны как лидера гуманистического,  научно-технического, интеллектуального  и  культурного прогресса всей человеческой цивилизации. В этих условиях возникнут реальные условия для добровольного объединения всех  советских народов,  воссоздания обновленного Союза Советских Социалистических республик.

Что делать сегодня?

Десять лет назад переход от фазы раннего социализма, существовавшего в СССР,  к его развитой, зрелой фазе мог быть осуществлен нормальным эволюционным путем. Для этого требовалось лишь четкое понимание того, что устарело в существующей общественной системе,  что и как нужно изменить,  требовалась  политическая воля для реализации необходимых изменений.  Сегодня, в условиях исторического регресса общественной системы, возвращение страны на путь нормального развития требует глубоких революционных преобразований.  Наверное, нет необходимости повторять, что революционное преобразование общественной системы совершенно необязательно должно сопровождаться вооруженным восстанием, гражданской  войной  и  т.п.  Тем  не  менее  необходимо коренное изменение государственного устройства, социально-классовой структуры общества, системы отношений собственности, форм хозяйственного управления.

С чего следует начать?

Прежде всего необходимо осуществить ряд мер по демократизации отношений собственности и расширению прав трудовых  коллективов.  Вряд ли сегодня следует проводить полную национализацию всего того,  что  было  отнято  у  народа  в  результате ваучерной  приватизации.  Тем не менее  требуется немедленная ренационализация так называемых естественных монополий:  энергетической,  транспортной,  газификационной  системы  страны и крупнейших  предприятий,  имеющих  общегосударственное значение. Подлежат ренационализации крупные и средние предприятия, приватизация которых была проведена с нарушением закона, прав трудовых коллективов и интересов страны. По решению органов законодательной и исполнительной власти могут  быть  также национализированы предприятия,  имеющие крупную задолженность по уплате налогов и выплате заработной платы,  а также систематически нарушающие другие решения законодательной и исполнительной власти.

Необходимо законодательно предоставить право трудовым  коллективам  предприятий, независимо от имеющих место форм собственности, контролировать производственно-хозяйственную и  финансовую  деятельность предприятий, включая  распределение полученных доходов.  Следует установить,  что предприятия по решению трудового коллектива могут  получать статус народного самоуправляемого предприятия. На всех предприятиях предстоит воссоздать Советы трудовых коллективов,  которые  обеспечили бы практическую реализацию прав трудовых коллективов. В городах, районах, областях надо создавать территориальные Советы трудовых коллективов, координирующие работу СТК, находящихся на данной территории. Эти структуры будут прообразом будущей Советской власти.

Земля и другие природные богатства страны должны остаться достоянием всего  народа. Всем,  кто трудится на земле, земля должна предоставляться  в  бессрочное  наследуемое   пользование. Однако нельзя  допустить куплю и продажу земли. Это привело бы к быстрой скупке ее отечественными и иностранными дельцами, посадило бы  на  шею народа помимо других эксплуататоров еще и класс помещиков.

Для восстановления отечественного производства необходимы прежде всего следующие меры.

- Сформировать планово-договорную систему государственного регулирования производства и распределения  основных  видов промышленной  и сельско-хозяйственной продукции. (Для тех, кто предпочитает изъясняться по-английски, скажем так: создать государственную маркетинговую систему.) В этих целях Минэкономики РФ в составе разрабатываемых социально-экономических  прогнозов  должно  формировать  индикативный  план  производства и распределения основных видов  промышленной  и  сельско-хозяйственной продукции.  Показатели этого плана должны  служить  ориентирами  для  хозяйствующих субъектов при заключении договоров между поставщиками и потребителями продукции. В ходе  заключения  договоров при взаимном согласии поставщика и потребителя эти показатели могут корректироваться и  конкретизироваться. Однако при отсутствии взаимного согласия они становятся обязательными для исполнения.  Такая система будет  способствовать   быстрейшему   восстановлению  внутреннего  рынка отечественной продукции, возрождению межотраслевых и межрегиональных  связей,  а, следовательно, и возрождению отечественного производства.

- Усилить  государственное регулирование цен.  Установить твердые государственные цены и тарифы на энергоресурсы, топливо,  нефтепродукты,  услуги  транспорта и другую продукцию естественных монополий. Ввести государственно-договорные цены на основные виды промышленного и сельско-хозяйственного сырья. По этим видам продукции разработать прейскурантные цены для учета продукции  и калькулирования затрат,  предоставив право субъектам, заключающим хозяйственные договора, устанавливать надбавку (или скидку)  к  этим ценам в пределах 10%  от прейскурантной цены. При этом соответствующая надбавка выплачивается за счет прибыли предприятия-потребителя. На основные виды потребительских товаров первой необходимости ввести предельные  цены.  Установить  на все виды цен предельный уровень рентабельности - 15%, а торгово-посреднической наценки -  10%.  Такое  регулирование цен  позволит  преодолеть  дефицит оборотных средств и систему неплатежей,  восстановить паритет цен на  продукцию  сельского хозяйства  и  промышленную продукцию для села,  сделать производственную деятельность не  менее  рентабельной,  чем  торгово-посредническую.

- Усилить государственное регулирование внешней торговли. Ввести  государственную  монополию  на экспорт энергоресурсов, топлива, нефтепродуктов, черных и цветных металлов. Реализацию этой продукции за рубеж осуществлять исключительно через государственные внешнеторговые  объединения.  Установить  заградительные пошлины на импорт той продукции, потребность в которой может быть удовлетворена отечественным  производством.  Сократить  неоправданно  большой разрыв между объемом экспорта и импорта в торговле со странами дальнего зарубежья, в полной мере используя  экспортную выручку на импорт продукции, необходимой стране. При проведении внешнеторговой политики обеспечить приоритетное развитие экономических связей со странами СНГ.  Усиление государственного регулирования внешней  торговли  отнюдь не предполагает проведения изоляционисткой политики. Как показывают расчеты,  защита отечественного товаропроизводителя  от конкурирующего импорта не только не уменьшит общего объема импорта,  но напротив, в условиях реальной стабилизации и последующего подъема экономики, потребуется его значительное увеличение. Мы   не   должны    отказываться    от     иностранных инвестиций. Однако государство должно четко определять отрасли, где  такие  инвестиции  эффективны, ограничив   проникновение иностранного капитала в ключевые сферы, обеспечивающие жизнедеятельность страны.

Для нормализации  положения  в  финансово-кредитной сфере требуется следующие меры.

- Ввести  государственную  валютную монополию.  Полностью исключить обращение иностранной валюты на внутреннем рынке. Все валютные  операции  сосредоточить в руках государственных банков, отозвав лицензии на проведение этих операций у коммерческих банков. Установить, что валютная выручка от экспорта товаров  и  услуг  в   обязательном   порядке   подлежит   продаже Центральному банку РФ по установленному курсу. Средства юридических и физических лиц,  находящиеся на  валютных  счетах  в коммерческих и зарубежных банках, подлежат переводу в Центральный банк РФ.

- Все  операции  со  средствами  государственного бюджета сосредоточить в  Федеральном  казначействе,  отменив  институт уполномоченных коммерческих банков.

Создать государственный инвестиционный  банк  с  системой территориальных отделений,  осуществляющий долгосрочно и краткосрочно кредитование федеральных и региональных инвестиционных программ.

- Установить,  что средства амортизационного фонда предприятий  могут  использоваться  исключительно на инвестиционные цели. Эти средства должны храниться на счетах государственного инвестиционного банка и выдаваться предприятиям только на приобретения оборудования и оплату строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ.

- Реорганизовать налоговую систему.  Постепенно  освобождать предприятия производственной сферы от налога на добавленную стоимость и прибыль. В то же время повысить налоги на  основные  фонды,  землю,  другие  природные  ресурсы,  доходы от биржевых и банковских операций. Резко повысить налогообложение сверхвысоких доходов физических лиц и их недвижимости в особо крупных размерах.

Для предотвращения дальнейшего снижения уровня жизни  населения,  восстановления социальных гарантий и защиты интеллектуального, культурного и духовного потенциала страны необходимы следующие меры.

- Привести минимум заработной платы и пенсии в  соответствие с реальным прожиточным минимумом.

- Установить,  что  индивидуальный  доход   руководителей предприятий в независимости  от  форм собственности не может превышать средний доход работников соответствующего  предприятия более чем в три раза.  Доходы превышающие этот предел изымать в государственный бюджет.

- Установить,  что  средняя  заработная  плата работников сферы государственного управления не может  превышать  средней заработной платы промышленности. Зарплата высших государственных чиновников,  а также  депутатов  представительных  органов власти  всех  уровней  не  может  превышать среднюю зарплату в стране более чем в пять раз.

- Ликвидировать массовую безработицу.  Лицам уволенным из государственных предприятий гарантировать предоставление работы соответствующей квалификации в течении трех месяцев. В случае не предоставления такой работы выплачивать пособие в  размере  80%  зарплаты,  получаемой до увольнения.  Гарантировать предоставление работы по специальности студентам, оканчивающим государственные  высшие  и средние специальные учебные заведения.  Гарантировать трудоустройство выпускникам средних школ  и военнослужащим, уволенным в отставку или запас.

- Предоставить бесплатное жилье семьям  с обеспеченностью жилой площадью менее 5 кв.м.  на человека,  а также семьям с обеспеченностью жилой площадью ниже  установленной  санитарной нормы при уровне их доходов ниже прожиточного минимума. Ввести льготное кредитование на приобретение жилья семьям  с  обеспеченностью жилой площадью ниже санитарной нормы. Запретить продажу жилья семьям,  имеющим обеспеченность жилой площади  выше санитарной нормы.  Запретить иметь семье более одной квартиры.

- Всем гражданам гарантировать бесплатное получение  высококвалифицированной медицинской помощи.  Восстановить сеть государственных и профсоюзных оздоровительных и детских учреждений (включая санатории,  дома отдыха, туристские базы, детские оздоровительные и спортивные лагеря,  дома детского творчества и т.п.).  Финансировать учреждения здравоохранения,  образования, науки и культуры в размерах, обеспечивающих уровень средней  зарплаты  работников этих сфер не ниже средней зарплаты в промышленности.

- Демонстрировать в театрах, кинотеатрах и по телевидению лучшие произведения отечественной и мировой  культуры.  Запретить  издание  и  демонстрацию произведений,  пропагандирующих культ насилия и наживы, нарушающих требования морали, разжигающих национальную рознь.

*   *   *

Восстановление производства,  усиление   государственного контроля за  внешнеторговыми валютными операциями, мобилизация амортизационного фонда, повышение налогообложения сверхвысоких доходов -  все это создаст достаточные материальные и финансовые ресурсы для практической реализации программы первоочередных мер по выходу из кризиса.

По проведенным прогнозным расчетам, реализация  всех  этих мер позволила бы уже в ближайшие три года увеличить национальный доход и промышленное производство страны на 17-18%, поднять уровень жизни населения не менее, чем в 1,2 раза, увеличить объем капиталовложений в народное хозяйство в 1,5 раза.

Разумеется, нынешняя власть не захочет да и не сможет реализовать все эти меры,  поскольку  она  работает  по  указке из-за океана и защищает интересы кучки людей, ограбивших и разоривших страну.  Интересы страны и интересы народа ей глубоко безразличны.  Поэтому  только  объединение и активные действия всех коммунистических и народно-патриотических сил,  всех кому дороги судьбы страны и судьбы народа,  могут обеспечить реализацию изложенной программы спасения страны и ее прорыв в царство свободы, разума, социальной справедливости.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020