В. Межуев. КТО ЖЕ В РОССИИ НЕ ФАШИСТ?
Начало Вверх

КТО ЖЕ В РОССИИ НЕ ФАШИСТ?

(Ответ П.Алееву)

В.Межуев

Отвечать человеку, который явно путает честность с грубостью, ви­димо, не следовало бы. Но в редакции мне сказали, что без моего ответа публиковать критический опус П.Алеева они не будут. Поэтому я решил поспособствовать: не зря же он старался.

Начну с того, чего я, каюсь, просто не понял. П.Алеев уличает ме­ня в "абсурдном" утверждении и опровержении по отношению к фашизму од­ного и того же. А именно: с одной стороны, я не вижу в расизме отличи­тельного признака фашизма, а с другой - усматриваю в фашизме крайнюю форму национализма, которая сводит нацию к "чистоте крови", к биологи­ческому единству. Совместиться эти высказывания, возмущается П. Алеев, могут только "в отдельно взятой профессорской голове". В голове, кото­рая досталась моему критику, расизм и национализм, очевидно, одно и то же.

Я действительно считаю, что расизм - явление более широкое, чем фашизм, не служит его обязательным признаком и был более свойственен, например, германскому нацизму, чем итальянскому или испанскому фашиз­му. Это не исключает того, что фашизм во всех своих проявлениях был и остается националистической идеологией, для которой нация есть прежде всего близость, единство людей "по крови", т.е. по этническому проис­хождению. Такое единство и рассматривается фашизмом в качестве основы общественного и государственного устройства.

Раса и этнос считаются еще пока - даже в пределах биологии - раз­ными категориями. "Чистота крови" (кстати, взятая мной в кавычки) - метафора, выражающая не расовое сходство людей, а их принадлежность к одному и тому же народу, этносу. Там, где государство приравнивается к этносу, возникает идея этнически однородного государства, которая и составляет, на мой взгляд, суть фашистской идеологии. Она отнюдь не тождественна идее превосходства или господства одной расы над другой. Белых расистов США и ЮАР как-то не принято называть ни фашистами, ни даже националистами (от чего они, конечно, не становятся более привле­кательными). Для меня фашистами сегодня являются те, кто выходит на улицу с лозунгами "Франция - для французов!" (все знают, чей это ло­зунг), "Эстония - для эстонцев!", "Россия - для русских!". Строго го­воря, это еще не расизм, но национализм, причем с "фашизоидным" оттен­ком. Фашизм сводит нацию к этносу, но не обязательно к расе - вот, собственно, все, что я хотел сказать.

Добавлю к этому, что не всякий национализм является фашизмом, а только тот, который возникает на почве отрицания демократии, либера­лизма и социализма, видит в них своих смертельных врагов. Для того, разумеется, есть социальные причины. Там, где права человека и гражда­нина, интересы классов приносятся в жертву "интересам нации", оказыва­ются несовместимыми с ними, национализм приобретает значение идеоло­гии, призывающей к объединению людей (в том числе и государственному) на базе не правовой, культурной или социальной, а чисто природной, эт­но-биологической общности, в основу которой кладутся иррациональные и мифологически истолкованные мотивы типа "голоса", "зова" крови, почвы, судьбы и пр. Фашистская идеология (а именно о ней речь шла в моей статье) есть специфическая - иррациональная и натуралистическая - вер­сия национального в противоположность его истолкованию в идеологии ли­берализма и социализма. Если П.Алеев считает, что в фашизме националь­ное понимается как-то иначе, ему и надо было бы прямо сказать об этом, а не упражняться в сомнительном остроумии и язвительности.

Однако суть возражения П. Алеева, как мне кажется, в другом. По его "научной логике", фашизм связан с национализмом лишь верхушечно ("переплетаясь кронами"), но расходится с ним "в корне". А корень фа­шизма - в "сверхорганизации" (сверх чего организации?). П. Алеев при­числяет себя к "научным социалистам" (с чем я их и поздравляю) и, ес­тественно, начинает с экономики. Предложенная им экономическая формула фашизма поистине универсальна: "Фашизм есть определенный способ соеди­нения (?) собственности: прямой административный контроль государством частного производства (?)". В политике главное для фашизма - "примат государственности". А дальше уже "неравноправие наций". Чего только не подведешь под эти формулы. Теперь, например, проще простого предста­вить всю историю России, где государство всегда главенствовало над экономикой, как фашистскую по преимуществу.

Столь расширительное определение фашизма "по правилам логики", похоже, имеет своей целью доказать, что фашистов в России - пруд пру­ди. Куда ни глянь - одни фашисты. О Жириновском и говорить нечего, но сюда следует отнести и "евразийца" Зюганова, и Кургиняна (для бдитель­ного и зоркого П.Алеева "их политическая принадлежность несомненна"), а вместе с ними всех, кто ратует за экономический контроль государс­тва, за целостность России. Державники, коммунисты, жириновцы, всякие там Мавроди, Илюмжинов и прочие для "неглупого человека", обладающего "жизненным опытом и проницательностью", способного "распознавать фа­шизм по косвенным признакам" (здесь мы, видимо, имеем дело с автопорт­ретом), не составляют никакой загадки. Все они одним миром мазаны. "Умному" достаточно "манер" и "способа аргументации", чтобы догадаться о "моральном облике" и "скрытых политических целях". От такого сыска никуда не денешься. Вот и я, грешный, со своей статьей попал в число "политически вредных". И где только этому искусству видеть насквозь учился наш автор?

Остается спросить П.Алеева: кто же в России не фашист? Понятно, сам П.Алеев. Но кто у него в союзниках? Ответ столь темен, что начина­ешь сомневаться в наличии таковых. Это те, кто "ответственен за свое мышление, за будущее" и, не будучи приближен к власти (та, видимо, то­же фашистская), находится к ней в оппозиции. Ну что ж, подождем до тех пор, когда "умные" и "проницательные", находящиеся накоротке с "объек­тивной истиной" и "научной логикой", наконец, удостоятся доверия наро­да и избавят нас от фашистской угрозы.

Сверхлогичный П.Алеев убедил меня в одном: более чем фашизм, Рос­сии грозит граничащая с глупостью самоуверенность людей, убежденных в превосходстве своего интеллекта и "научного аппарата" и подводящих под фашизм всех, кого они считают своим противником. Назови кого хочешь фашистом (как раньше "врагом народа") и все ясно - бей по нему из всех орудий. Вспоминаю тоже однажды услышанный мной разговор: "Послушай, соседка, твой кот моей кошке прохода не дает. - У, фашист проклятый". Подобной логикой и рекомендует руководствоваться П.Алеев. "В обыденной речи, - справедливо замечает он, - слово "фашизм" несет сильный заряд отрицательных эмоций". Из чего следует, что это слово вполне резонно использовать в борьбе с теми, кто представляет, или кажется, что представляет на данный момент главную опасность. " Если Жириновский не фашист, то он не столь опасен". Следует понимать: если он опасен, то значит обязательно фашист. Не знаю, есть ли у кафров мораль, но их ло­гика именно такова. К чему она ведет, мы уже видели в октябре 1993 го­да.

По глубокомысленной версии П. Алеева, только опасность фашизма способна пробудить и мобилизовать народ; все остальные опасности - разгул мафии, рост преступности, коррумпированность чиновничества, об­нищание, безработица, распад государства, национальное унижение, заси­лие иностранного капитала, усиление авторитаризма - не потревожат его покоя. Раз фашизм ему не грозит, то вроде бы ему и беспокоиться не о чем. Держать людей за идиотов, конечно, легко, но как-то странно для "научного социалиста". Ему ли не знать из истории, что массовая под­держка фашизма - следствие как раз тех социальных и национальных бедс­твий, которые П.Алееву кажутся менее опасными, а народу - куда более опасными, чем фашизм. Шуметь об опасности фашизма и не видеть, что ве­дет к этому, значит подменять причину следствием. А причина - совсем не фашизм, непонятно откуда взявшийся в стране, более всего пострадав­шей от него и внесшей основной вклад в его разгром.

Я не преуменьшаю опасности  фашизма,  как  то  мне  инкриминирует П.Алеев, но отказываюсь видеть в нем самопорождающееся явление, от ко­торого надо постоянно спасать народ. Вместо того, чтобы с помощью "не­полной индукции" и по "косвенным симптомам" искать фашистов по всей стране, лучше задуматься о том, кто и что провоцирует у нас рост фа­шистских настроений. Возбудители этой заразы - среди тех, кто поставил Россию на грань катастрофы, разнес в клочья государство и разорил на­род. Они-то и кричат больше всех об угрозе фашизма, прикрывая этими криками свою разрушительную работу. Под вопли о "красно-коричневых" расстреливали из танков Белый дом, разгоняли демонстрации, запрещали газеты и партии, распускали конституционные органы власти, готовя поч­ву для новой диктатуры. Они давно и с большим успехом открыли для себя предложенный П.Алеевым рецепт использовать слово "фашизм" в чисто про­пагандистских целях. Для них фашисты - это все, кто не с ними. Подоб­ным "борцам с фашизмом" я советую в поисках действительной опасности, угрожающей стране и народу, посмотреться в зеркало.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020