Защита прав трудящихся в условиях банкротства...
Начало Вверх

Защита прав трудящихся в условиях банкротства предприятий:

опыт стран "дальнего зарубежья"

Можаев Всеволод Евгеньевич - к.и.н., зав. сектором Международного отдела Исполкома Всеобщей конфедерации профсоюзов

В последние годы в странах СНГ увеличивается интерес к проблемам, связанным с неплатежеспособностью (банкротством) компаний и ширм. В России и некоторых других государствах принято законодательство по данному вопросу. Кризис августа 1998 г., ускоривший банкротство многих ранее преуспевавших предприятий, этот интерес усилил.

Профсоюзное движение наших стран, естественно, больше всего заботят социальные аспекты этого явления. Поэтому имеет смысл ознакомиться с тем, как обстоит в этом плане дело в странах "дальнего зарубежья'', прежде всего в государствах с развитой рыночной экономикой.

Для них проблема банкротств является также весьма актуальной - например, в Германии за один только 1994 год потеряли работу вследствие банкротства предприятий, на которых они трудились, более 370 тыс. чел., причем в трех четвертях случаев сумм., вырученных от продажи имущества обанкротившихся предприятий, было недостаточно для покрытия их задолженности.

В США еще в 1984 г. было принято известное решение Верховного Суда (#8), которым разрешено прекращать действие коллективного договора на предприятии, объявившего себя или объявленного банкротом. Это вызвало волну искусственных банкротств в случаях, когда действовавший колдоговор не устраивал работодателя или когда он намеревался избавиться от профорганизации на своем предприятии. Данное явление получило название "принудительной замены персонала" и вызвало протесты американских профсоюзов, не приведшие, однако, к благоприятным для трудящихся и профсоюзов результатам.

С другой стороны, в некоторых странах у трудящихся имеется возможность, в т.ч. закрепленная законодательно, выкупать предприятия, где они работают, в случае их банкротства или угрозы его наступления. Это - программы ЭСОП (планы владения акций предприятий трудящимися - Employee Stock Ownership Plans.) в США, создания обществ собственности трудящихся (Sociedad Anonima Laboral) в Испании, системы СКОП во Франции.

С учетом указанных факторов Международная организация труда в 1992 г. на своей Генеральной конференции приняла Конвенцию #173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя и Рекомендацию #180 по тому же вопросу. Принятие этих документов диктовалось также намерением усилить положения по данной проблеме, содержавшиеся в конвенции #95 и Рекомендации #85 об охране заработной платы (1949 г.). Хотя рассмотрение названных документов МОТ не входит в задачи данного материала, ссылки на их положения в нем даются.

После принятия документов 1992 г. в некоторых странах появились законодательные акты, основанные на них; при этом особый интерес, с нашей точки зрения, представляют законы, принятые в Британии и Германии. Кроме того, 23.11.95. Совет Европейского Союза утвердил "европейское соглашение о процедуре несостоятельности”, основанное на документах МОТ и уравнивающее претензии физических и юридических лиц всех стран-членов ЕС к предприятию-банкроту вне зависимости от того, в каком государстве ЕС оно расположено. Правда, тогдашнее консервативное правительство Британии не присоединилось к этому соглашению, как и к другим социальным актам ЕС.

Понятие "несостоятельности" определено в указанных документах МОТ как "положение, в котором оказывается предприятие, когда оно более не способно выплачивать долги". Причем под "предприятием" здесь, как и в документах ЕС, а также в большинстве случаев в национальном законодательстве понимается компания, ширма и т.п. В то же время подчеркнуто, что термин "несостоятельность" не вполне тождественен понятию "банкротство", хотя нередко употребляется как синоним последнего.

При объявлении предприятия несостоятельным, которое обычно производится по решению судебной инстанции (впрочем, в соответствии с Директивой ЕС констатировать состояние неплатежеспособности вправе не только суд, но и органы исполнительной власти) принимаются во внимание "внешние интересы" - долговые и иные обязательства предприятия - и "внутренние", под чем в первую очередь разумеются претензии трудящихся предприятия, главными из которых считаются перспектива потеря занятости и образовавшаяся задолженность по зарплате и социальным выплатам. При этом имеется в виду, что трудящиеся как бы кредитуют предприятие, поскольку получают зарплату за уже произведенную ими работу по ее окончании, в то время как в период ее производства они трудятся "в долг".

При разработке указанной выше Конвенции МОТ были отмечены два основных метода защиты интересов трудящихся при проведении процедуры банкротства! предоставление приоритета искам трудящихся перед другими исками к несостоятельному предприятию и создание гарантийного фонда зарплат, который берет на себя обязательства по зарплате неплатежеспособного предприятия перед его работниками. Оба метода включены на равных правах в Конвенцию #173 /Разд. П и Ш/ и Рекомендации #180 /разделы те же/.

В варианте приоритета (или привилегий) исков трудящихся, предъявляемых предприятию, объявленному несостоятельный, возникает несколько существенных проблем, регулируемых по-разному в различных странах мира. Так, в большинстве европейских стран и США иски работников имеют по законодательству полный приоритет, в т.ч. перед исками государства и систем социального обеспечения.

Вместе с тем, в ряде западных стран (Бельгия, Британия, Испания, США) к числу приоритетных отнесены и иски к несостоятельным предприятиям по соцобеспечению. В Конвенции #173 принята формулировка "более высокий приоритет по сравнению с большинством других привилегированных требований и, в частности, с: требованиями государства и системы социального обеспечения''/ст. 8/.

Компенсации трудящимся выплачиваются в большинстве? стран из средств, получаемых при реализации всего имущества несостоятельного предприятия, но в Бельгии, Португалии и Франции - только недвижимости, В Австралии, Нидерландах и Португалии исключается личное имущество работодателя—банкрота. Профсоюзы в дискуссии в МОТ предлагали записать в Конвенцию, что речь должна идти обо всем "движимом и недвижимом имуществе предприятия", объявленного несостоятельным, но в конечный текст это не вошло.

Сверхприоритетными являются иски по залогу почти во всех странах, кроме Франции и франкоговорящих африканских государств, где таковыми все же считаются иски трудящихся. Впрочем, на практике и там к рассмотрению принимается только часть исков, трудящихся.

Важным вопросом является объем тех прав работников, какие в приоритетном порядке защищает законодательство при процедуре банкротства: законы Бельгии, Британии, США, Франции, Швеции и Японии защищают иски не только по чисто зарплатным делам, но и другие закрепленные в коллективных соглашениях пункты, в частности, выплаты за отпуска, по временной нетрудоспособности, выходные пособия (последние только в США). По законодательству США, при рассмотрении исков по несостоятельности могут быть истребованы также те компенсации, какие связаны с любым необоснованным прекращением трудового контр акта.

Нынешнее британское законодательство включает в перечень подлежащих компенсации долгое также суммы, положенные за "сверхурочные и другие установленные к зарплате надбавки, медицинскую страховку.. пенсионный взнос, компенсацию за неиспользованные дни оплачиваемого отпуска, а также суммы гарантированного трудовым контрактом или коллективным соглашением выходного пособия и штрафа за нарушение установленного срока предварительного уведомления о расторжении трудовых отношении” Претензии может подать и профорганизация, если с неги не были проведены положенные по закону предварительные консультации о предстоящих увольнения.

В Конвенцию МОТ профсоюзы предлагали включить положения о распространении компенсационной обязанности на требования по зарплате, сверхурочным, отпускным и выходным пособиям и другим социальным выплатам, предусмотренным в колдоговоре. Долгая дискуссия шла в отношении регрессных исков, связанных с производственной травмой, полученной по вине работодателя в период работы трудящегося на предприятии, ставшем неплатежеспособным. Однако в текст Конвенции - документа., носящего обязательный для ратифицирующих его государств характер - вошли только требования по зарплате, отпускным и выходным пособиям, а также "суммам, причитающимся в отношении других видов оплачиваемого отсутствия на работе"/ст. 6/, в. то время как в Рекомендации упоминаются также производственная травма и профзаболевание, а к категории "могут охватываться" отнесены и некоторые требования по другим аспектам соцзащиты /п. З/.

Период, проработанный трудящимся на предприятии до объявления его несостоятельным, подлежащий защите, варьируется в различных странах — от 3 мес. в США и Канаде до 12 мес. в Германии. В Конвенции закреплен минимально 3-месячный срок /ст. 6/, в Рекомендации же указаны 12 мес./п. З/.

Размер компенсации трудящимся за этот период в ряде стран ограничен - иногда в определенных денежных суммах, а в некоторых случаях в процентах от максимальной зарплаты (там, где она установлена - например, во Франции и Испании предел компенсации приравнен к месячной максимальной зарплате.). В Конвенцию МОТ внесено положение о "социально приемлемом уровне" размера выплат /ст. 7/, хотя такое расплывчатое определение вызывало в ходе дискуссии протесты представителей профсоюзов. В Рекомендации упомянута возможность ускоренной выплаты компенсации /п.6/.

В нынешнем британском законе указано, что сумма компенсации увеличивается в зависимости от стажа работы на данном предприятии и возраста работника. Так, за каждый год стажа увольняемому работнику старше 41 года добавляется полуторанедельная зарплата из расчета ''нормальной рабочей недели" (без учета сверхурочных и иных надбавок), в возрасте 22-40 лет - недельная, 18-21 года полунедельная. Установлен и максимум в 205 ф.ст. (ок. 340 долл. США) в неделю, что составляет ок. 75% средненедельного заработка в стране.

При обсуждении в МОТ данной темы профсоюзы Испании и Португалии поставили вопрос о защите указанных сумм от инфляции, что по существу зафиксировано в Конвенции /ст. 7/. Шведские профсоюзы говорили о необходимости особо регулировать вопросы неплатежеспособности транснациональных корпораций (ТНК), включая случаи, когда ТНК объявляется неплатежеспособной в стране размещения ее штаб-квартиры, а филиалы ее в других странах такой процедуре не подвергаются, или наоборот, а представители Франции - о специальном подходе к тем предприятиям, где существуют системы участия трудящихся в прибылях.

Остро стоит при проведении процедуры банкротства вопрос о занятости трудящихся объявленных несостоятельными предприятий. В новом германском законодательстве записано право временного управляющего или ликвидационного органа "уволить всех занятых на предприятии в определенные законом сроки, причем к законному сроку приравнивается срок действия коллективного соглашения". К решению о несостоятельности "может быть" приложен план связанных с ним социальных мероприятий, включающий "меры по защите занятости",

Если все предприятие в результате процедуры банкротства переходит к новому владельцу, говорится в нем далее, на нем продолжают действовать условия коллективного соглашения. Открытие процедуры банкротства не изменяет правового положения производственного совета - органа рабочего самоуправления предприятия. Новый владелец предприятия не вправе уволить какую-то часть персонала как "слишком дорогостоящую".

В "новых землях" (быв. ГДР) сохранены некоторые прежние гарантии от произвольных увольнении, предусмотренные законами ГДР, официально не отмененными парламентом единой Германии.

Важным вопросом является продолжение или прекращение действия коллективных соглашений, заключенных с владельцем предприятия. С одной стороны, они в правовом смысле перестают действовать, поскольку исчезает один из заключивших их партнеров - прежний работодатель. С другой - если предприятие продолжает деятельность с новым владельцем или временным управляющим, договор считается продленным.

Согласно Директиве Европейских Сообществ (с 1994 г. Европейского Союза - ЕС) "о сближении законодательств государств-членов ЕС относительно соблюдения прав работников в случае передачи производственных единиц" (1977 г.), новый владелец, равно как временный управляющий обязаны соблюдать условия, принятые его предшественником в отношении трудящихся, занятых на предприятии.

В то же время в Канаде профсоюзные права трудящихся перестают действовать при продаже предприятия по решению суда, в т.ч. в случае банкротства и несостоятельности.

Теперь о втором предусмотренном в документах МОТ методе защиты требовании трудящихся при неплатежеспособности предприятий - гарантийных фондах, обеспечивающих выплату им долгов, по зарплате. Они существуют в большинстве стран Западной Европы, Японии и Израиле. В Австрии их создание закреплено законодательно.

Профсоюзы редко представлены в руководстве таких фондов; однако в Швейцарии органы управления фондами созданы на паритетных с работодателями основах. С обеими сторонами должны вестись консультации по их работе согласно законодательству Бельгии.

При обсуждении в МОТ этой темы делегаты всеобщего союза трудящихся Испании активно выступили за включение в Конвенцию положения о привлечении профсоюзов к руководству и управлению гарантийными фондами, но достаточной поддержки не получили. Другие представители профсоюзов ставили вопрос о том, чтобы подобные органы были независимы от предпринимателей и их организаций и за проведение консультаций и информирование профсоюзов по всем аспектам проблемы неплатежеспособности предприятий. Такое положение было записано в конвенции /ст.10/, однако в необязывающей форме.

Объем подлежащих удовлетворению требований трудящихся в соответствии с данным разделом Конвенции повторяет тот, что зафиксирован в отношении предыдущего метода - предоставления привилегий /ст.12/. То же касается и положений о "социально приемлемом уровне" и индексации /ст.13/. В Рекомендации к перечню подлежащих компенсации требований добавлены премии, а к категории "могут охватываться" - пособия по различным системам соцзащиты /п. 9/.

В некоторых странах профсоюзы считают в принципе недостаточными постановления, которыми такие фонды созданы; в дискуссии на сессии МOT это особо отметило Объединение немецких профсоюзов, а Центральная организация профсоюзов Финляндии выступила за распространение указанных фондов и на госпредприятия. В ряде стран подобные фонды не создаются, ибо, по мнению, к примеру, правительства Новой Зеландии, платежеспособные предприятия не должны "финансировать банкротов".

Впервые такой фонд был образован в Бразилии, где в него отчислялось 8% фонда зарплаты платежеспособных предприятии, однако в последние годы размер отчислений в такие Фонды составляет около 1% зарплаты работников предприятия, в большинстве случаев они образуются исключительно из средств работодателя, однако в Нидерландах взносы в них идут и из зарплаты трудящихся, в Греции и Португалии они создаются за счет госсредств, в Японии из финансов государства и работодателей совместно.

Выплата заработков работникам неплатежеспособных предприятии из гарантийных фондов начинается непосредственно с момента констатации судом состояния неплатежеспособности предприятия и отсутствия у него средств для покрытия обязательств по зарплате. Выплачиваемая компенсация в принципе охватывает все виды задолженности, перечисленные выше.

Согласно последнему германскому законодательству, претензии уволенных работников несостоятельных предприятий выплачиваются биржей труда, ближайшей к месту расположения предприятия (точнее, к тому пункту, "где находилась касса, из которой выдавались зарплаты и оклады"). Такая выплата гарантируется даже если работник просрочил время подачи заявления о претензиях по зарплате и выходному пособию,

Это положение действует и в отношении обязательств предприятия по медстраховке и пенсионным взносам. Что касается пенсионеров, имеющих страховку от предприятия-банкрота, то им обеспечена "гарантия от несостоятельности" другими законоположениями, по которым в случае невозможности покрыть долг предприятия перед ними в результате реализации его имущества эти обязательства тоже переходят к государственным пенсионным органам.

Британское законодательство предусматривает возможность обжалования в суде решений госорганов относительно размеров компенсации, выплачиваемых ими работникам несостоятельных предприятий.

Отдельного обсуждения заслуживают, по мнению ряда профсоюзов, проблемы, возникающие, когда неплатежеспособные предприятия не подвергаются процедуре банкротства, а принимаются меры по оздоровлению (санации) таких предприятии, прежде всего государством. Данная проблема была поставлена на сессии Генконференции МОТ 1992 г. делегацией польских профсоюзов и поддержана несколькими другими делегатами, но затем снята с рассмотрения как недостаточно подготовленная.

Между тем, такое положение довольно подробно трактуется в британском законодательстве. Им предусмотрена, в частности, возможность отсрочки платежей работникам по несостоятельности предприятия на согласованный с профсоюзами срок, необходимый для переговоров по вопросам, связанным с санацией. Британский конгресс тред-юнионов в этой связи рекомендовал профсоюзным органам внимательно относиться к подобным просьбам, учитывая, с одной стороны, что санация предприятия-банкрота может сохранить хотя бы часть рабочих мест, и с другой -- что период санации может затянуться, а это грозит дальнейшим ухудшением положения трудящихся, особенно тех, кто подлежит увольнению даже в случае удачной санации.

БКТ также посоветовал профсоюзным организациям предприятий, объявленных несостоятельными, периодически проводить опрос членского состава по основным возникающим в процессе банкротства проблемам и регулярно консультироваться с правовиками относительно действии, предпринимаемых всеми участвующими в нем сторонами.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020