Молчание крольчат
Начало Вверх

Молчание крольчат

(размышления о радикализме современных рабочих)

Хвостов Антон Александрович - аспирант кафедры социологии Саратовского государственного технического университета

Глядя на сегодняшнюю российскую оппозицию, часто приходится задумываться, есть ли среди нее на данный момент реальная политическая сила, способная к активным политическим действиям и готовая как-то изменить нынешний уклад жизни – остановить экономическое падение нашего общества, а также повысить жизненный уровень россиян? Возможна ли вообще в ближайшее время смена политической власти?

Что касается партий, то различные оппозиционные парламентские партии, типа КПРФ, уже давно ни на что не влияют, так как давно превратились в системную оппозицию. Если рассмотреть непарламентские левые организации типа РКРП-РПК и "Трудовую Россию", то они из-за своей малочисленности и преобладания людей старшего возраста тоже мало что из себя представляют. Также из-за малочисленности многие другие политические организации не делают большой политики.

Если обратиться к молодежи, то она за последние годы стала в массе своей аполитична (впрочем, она почти всегда была таковой). А "цвет российской молодежи" – студенты далеко не скоро созреют для активных революционных выступлений, которые устраивали их предшественники в царской России лет сто назад. Также им долго еще созревать до радикальности французских студентов образца 1968 года. Да и шансов на их "созревание", честно говоря, нет. На сегодняшний день наших студентов по революционности оставляют далеко позади учащиеся старших классов, техникумов и ПТУ.

Сейчас на Западе очень популярно антиглобалистское движение, которое включает в себя не одну тысячу людей со всего мира. Правда, в России пока это движение о себе никак не заявило. Но в будущем, безусловно, оно займет свою политическую нишу в нашей стране и даже проявит себя с самой радикальной стороны. Но все это будет не скоро.

Что же еще осталось? Говорят, что в последние годы где-то на горизонте постепенно "встает на ноги" всеми забытое рабочее движение. Его тоже часто причисляют к оппозиции капитализму. Вот о радикальности современных рабочих и хотелось бы поразмышлять в данной статье несколько подробнее.

Рабочему классу в свое время пророчили большое будущее немалое число мыслителей и ученых. К. Маркс и Ф. Энгельс вообще разработали целую теорию об исторической миссии рабочего класса. Но воз и ныне там. Рабочие как были эксплуатируемы, так и остались. Все завоевания 1917 года они отдали в руки советской партноменклатуры, устранившись от управления страной. Затем, разочаровавшись в "Советской власти" и власти КПСС, рабочие, как и многие другие граждане нашей страны, захотели "красивой жизни" по стандарту общества потребления западного образца, но не подумали, что эта система потребления в первую очередь потребляет их самих – их рабочую силу, чувства, эмоции, сознание, жизнь, наконец. Их в очередной раз жестоко обманули и сделали подопытными кроликами капитала, под властью которого они, да и мы все сейчас находимся. Причин нынешних бед рабочих очень много и все они давно уже известны. В данной же статье вспоминать об этом нет смысла. Гораздо интереснее выяснить, способны ли рабочие XXI века извлечь ошибки своих предшественников, как-то организоваться и радикально изменить свою жизнь в лучшую сторону? Способны ли они сегодня освободить себя и всех остальных трудящихся от эксплуатации?

Еще 160 лет назад немецкий философ Макс Штирнер писал: "Рабочие имеют огромную силу в своих руках, и если бы они ее почувствовали и воспользовались ею, то ничто бы не могло устоять против них; стоило бы им только приостановить работу и все выработанное ими считать своим, пользуясь им для себя".(1)

Но почему же современные российские рабочие до сих пор не воспользуются данным советом и не проведут, например, всероссийскую политическую стачку (о чем давно уже мечтают руководители многих левых политических организаций)? Рабочие, конечно, понимают, что что-то не так, окружающая жизнь их не устраивает и устраивать не может, но о чем-то думать, а тем более радикально бороться они не могут. Этой пассивности есть несколько объяснений. Одно из объяснений этого явления можно назвать политической мимикрией. ( Мимикрия – это подражание, смена окраски и формы, при котором животное похоже на предметы окружающей среды, растения и т.д.) Как хамелеон меняет свой цвет, маскируясь во время охоты, так и современная российская власть опирается на два исторически проверенных способа маскировки: 1) она создает иллюзию своей преемственности к власти, существовавшей до 1991 года (советские начальники умудрились сменить социальный строй в стране и остаться на своих местах. Достижение небывалое!) и 2) в России создалось впечатление, что есть "добрый Президент", а во всем плохом виноваты чиновники. Из-за этой мимикрии рабочие не совсем понимают при каком строе и в какой стране они теперь живут, против кого и чего им стоит бороться. Наши люди до сих пор надеются на какое-то чудо, что в будущем жизнь наладится сама собой и в конечном итоге "все будет хорошо". (Да, народ у нас, действительно, самый терпеливый и, вероятно, на самом деле святой. Судя по всему, он погряз в этой святости далеко и надолго).

Другое объяснение отсутствия радикальности в действиях современных рабочих – это то, что пока нашим рабочим, по сравнению, например, с рабочими столетней давности, есть еще что терять кроме "своих цепей". Во-первых, заработки рабочих в различных промышленных отраслях весьма отличаются друг от друга. Во-вторых, в годы СССР практически все получили в личную собственность бесплатные отдельные квартиры, также дачи или огороды; некоторые приобрели автомобили и прочую роскошь. Все это движимое и недвижимое имущество вместе с рабочими перекочевало из социализма в капитализм, поэтому нельзя сказать, что наши "пролетарии" находятся сейчас в каких-то цепях и прочее. Пока работяги окончательно не потеряют нажитое при СССР (квартиру, дачу и т.д.) на какой-либо глобальный протест и массовые беспорядки они вряд ли пойдут. А потерять собственность, нажитую в советскую эпоху они могут лишь при дальнейшем ухудшении экономической ситуации в стране – когда цены поползут в заоблачные высоты, когда нечем будет платить за "советские квартиры", не на что будет доехать до дачи, не будет средств на покупку бензина для своего "жигуленка", когда придется со временем расстаться с благоустроенной квартирой и переселиться в трущобы, когда придется продать дачи и машины и т. д. Вот только после этого нашим рабочим действительно нечего будет терять "кроме своих цепей" и они перейдут к радикальным акциям. Но сколько лет еще ждать того момента, когда они все это потеряют? Да и наступит ли этот самый момент вообще? В этом весь и вопрос.

Понять трудящихся можно – раньше все было проще, на предприятиях была хоть какая-то профсоюзная и социальная защита человека труда. Теперь всего этого нет. Каждый сам за себя. О каком-то коллективизме и чувстве солидарности сегодня трудно что-либо сказать.

Рабочие – собственники квартир, гаражей, дачных нарезов, кабанчиков и т.п. никогда не выйдут на улицу для проведения каких-либо радикальных акций протеста. Они лучше предпочтут молчать. Потому что страшно и жалко в случае неудачи (ареста или гибели) все это в один миг потерять. Своего, кровного жалко. Вы замечали, как в таких телевизионных играх как "Кто хочет стать миллионером?" люди, уже выигравшие N-ую сумму денег не рискуют отгадывать более сложные задания, так как бояться ошибиться и потерять уже выигранные деньги? Также и рабочие, имеющие какую-либо собственность, "не полезут в пекло" ради "светлого будущего". Образно говоря – зачем рисковать, когда на дачу уже провели отопление? ( Я уж не говорю о таком важном моменте как семья, сдерживающая любые более-менее революционные порывы человека. О дестабилизирующей роли семьи можно написать целую книгу). В этом заключается весь эгоизм людей, в свое время метко подмеченный Максом Штирнером.

К сожалению, сегодня предел мечтаний человека сводится к джентельменскому набору домашнего кролика: еда, просторная клетка с запасным выходом и несколько окролов в год. Именно такая "крольчатина" и привела "дорогих россиян" в нынешнее незавидное положение, на радость "волков" всех мастей. (Апофеоза такая скотолизация человека достигает в концепции рыночного дарвинизма, которую разработал и пропагандировал фон Хайек, а также его последователи). Люди постепенно уподобляются животным.

Многие мне могут возразить и привести массу примеров борьбы рабочих за свои права во многих регионах России, но все мы знаем, что эта "борьба" идет прежде всего под экономическими лозунгами (проще говоря – за еду), политические же требования встречаются крайне редко – в виде исключения. А в основном кругом – политическое молчание. Поэтому у меня на современном этапе вызывает большое сомнение так называемая революционность нынешних "пролетариев". Возможно, дальнейшее развитие событий в мире и, в частности, в России что-то изменит в этом вопросе. Конечно, если экономическая ситуация в России ухудшится до крайности как в Аргентине зимой 2001/02г.г. – доведенный до отчаяния российский рабочий класс (да и весь народ) скорее всего предпримет какие-то радикальные протестные действия. Но вряд ли нынешние российские власти в ближайшем будущем приведут экономику страны к такому краху – природных ресурсов в России еще много.

Честно говоря, сейчас трудно представить какие еще обстоятельства могут прекратить политическое молчание наших рабочих. А вывод пока такой: в ближайшие годы надеяться на какой-то массовый, революционный протест российских работяг пока нет основания - ведущей силой общества они не являются. Молчание продолжается.

Примечание:

1. Штирнер М. Единственный и его собственность. – Харьков: Основа, 1994. С.108-109.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020