Некоторые аспекты современного инакомыслия
Начало Вверх

VI. ПИСЬМА

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ИНАКОМЫСЛИЯ

(Легко ли быть атеистом?)

А. Сбитнева *

Господи! Что с нами происходит? Вот написала слово «господи» и задумалась: вдруг и меня втягивает в ту же воронку какого-то массового помешательства, которое называется нынче «прозрением», «переосмыслением» своих прежних взглядов, раскаянием за своё инакомыслие и пр.? Нет, конечно, иначе я бы не взялась за написание этого письма в редакцию, а слово «господи» - не более чем дань традиции, привычка с детства, присущая и атеистам, и верующим.

Вчерашние, казалось бы, убеждённые марксисты-материалисты дружно, скопом побежали в церковь креститься, молиться, пополняя ряды «подсвечников», по образному выражению В.Розова. И уже заявить в обществе, что ты атеист-материалист вроде бы также неприлично, как сознаться в одном из семи смертных грехов. Известный кинорежиссёр, в юности «шагавший по Москве» в качестве комсомольца, а теперь столь же «убеждённый» монархист, отказал атеистам в праве быть полноценными гражданами общества, выступая по ТВ. А меня лично уличил в «страшном пороке неверия» мой убелённый сединами коллега, в прошлом автор ряда исследований по общеиздательской деятельности русских марксистов, и уже по одному этому никак не замеченный ни в каких теологических увлечениях.

Ещё одна моя подруга, тоже в прошлом активистка-коммунистка, также высказалась однажды в кругу подвыпивших гостей по контрасту сурово и осуждающе: ты пьёшь и ешь мало потому, что единственная из нас не покрестилась и потому стала нам чужой. Несмотря на юмор и алогичность ситуации, я действительно почувствовала себя в тот момент очень одиноко. Но ведь они, а не я, нарушили клятву, которую давали, вступая в свой час сначала в пионеры, потом хвастаясь красными книжечками комсомольцев и коммунистов! Как же у них обстоит с совестью, прежде всего перед самими собой, прилюдно завлявшими одно, а сейчас нечто противоположное и что называется, «на голубом глазу». Ответ у меня только такой: не об убеждениях тут идёт речь, но о том, что модно и ВЫГОДНО, выгодно и модно быть, как все.

Кстати, попробуйте поговорить с такими вот «новообращёнными» о постулатах священного писания либо узнать происхождение, в частности, столь общеизвестного выражения: «не хлебом единым жив человек». Бесполезно! Дескать, и знать ничего не надобно, ежели поверил в бога и крестик на обозрение повесил на шею… Признаюсь, что откровенно верующие при советской власти вызывали у меня своеобразное уважение – они не боялись быть инакомыслящими, хотя это было тогда и НЕВЫГОДНО.

Почему же ныне русский народ называют «православным» в обязательном порядке, а заодно и всю страну также? Это ведь не соответствует действительности и не только потому, что у нас ещё есть и другие конфессии. Но даже и по официальным подсчётам в России не менее шестидесяти процентов населения – неверующие. Вспомним исторический факт: когда после Февральской революции Временное правительство отменило обязательное посещение молебнов в армии – церкви враз опустели. А в наше время назойливое насаждение религиозных воззрений является в большой степени искусственным.

Понятно, что после разгрома социализма в СССР произошли глубокие тектонические сдвиги в общественном устройстве. Спасаясь психологически от жестокого «курса реформ, обездоленные люди начали «уходить» в противовес реальному в мир «виртуальный», мифологический. В принципе всегда в период реакции наступает «сон разума», который рождает чудовищ, по выражению Ф.Гойи. Не только традиционная религия наступает, но и шаманы, и ведьмы находят спрос вкупе с разливанным морем алкоголя и наркотиков. Сгущается тьма в царстве иллюзий и социальных галлюцинаций.

Кроме того, к религиозному «ренессансу» приводит и сознательная политика правящих властей. На наших глазах происходит насильственная религизация всей страны, начиная с детского сада и кончая проводами человека в последний путь. Не слышно протестов общественности против того, что в школах и в воинских казармах «прописались» священники, несмотря на объявленный светский характер государства. И при вузах открываются молельни, а многие преподаватели объявляют о полной гармонической совместимости просвещения с религией, забывая историю науки. К сожалению, пепел сожжённого на костре инквизиции Джордано Бруно не стучит им в сердце…

Между тем, само понятие инакомыслия связано по происхождению своему именно с протестами свободомыслящих людей против мракобесия, устаревших религиозных догматов, с возникновением всякого рода «ересей» и научного атеизма. Не стоит забывать о том, что борьба с инакомыслием велась самыми антигуманными средствами и стоила жизни многим прекрасным личностям. Конечно, приходится, что называется, повторять азы, известные старшему поколению со школы, но что делать? Ведь даже самая крупная оппозиционная партия КПРФ заигрывает с верхушкой РПЦ, а пресса оппозиции прямо таки активно способствует распространению религиозного дурмана…

Приходится слышать такого рода аргументы в пользу христианства и других традиционных конфессий, что они, дескать, способствуют распространению нравственных начал в народе. Увы, действительность опровергает фактами такого рода аргументы. Кровавые мафиозные разборки вполне совмещаются с отпеванием многочисленных жертв в храмах, а подобное тайфуну быстрое распространение разврата и пьянства в социуме мирно уживается с отмаливанием и отпущением грехов священниками. Да что там говорить, когда РПЦ пользуется льготами на ввоз спиртного и табака в страну!

Впрочем, если вспомнить историю православия в России, то удивляться здесь не приходится. Пойдите в Третьяковскую галерею и взгляните снова на картины знаменитых художников-передвижников И.Репина, В.Перова. Весьма выразительно характеризуют нравы того времени, к примеру «Сельский крестный ход на пасху», «Крестный ход в Курской губернии», «Чаепитие в Мытищах». Кто же станет утверждать всерьёз, что в «благословенной», по нынешней религиозной и светской пропаганде, царской России не было сирых и голодных, униженных и оскорбленных, мимо которых проходили сытые господа все как один с крестиками на шеях? Православные помещики запарывали насмерть крестьян, продавали их как скот. При этом монастырям «приписывались» целые села, вынужденные платить оброк в пользу «святых братьев». Да и вообще РПЦ была самым крупным собственником в империи, благословляла преследования «инородцев», отлучила от церкви Льва Толстого и конечно же, не способствовала распространению просвещения среди сплошь не грамотного, забитого крестьянства.

Разве можно удивляться тому, что в октябре семнадцатого года наиболее активная часть народа пошла за большевиками? Они ничего не слышали о «жидомасонах», эти тёмные неграмотные мужики, когда растаскивали монастырское добро и громили церкви и ризницы, не жалуя попов, которые в большинстве своём были на стороне белых, восстанавливающих церковные привилегии. Так кто же виновники «русской смуты»? Напомню, что писал поэт Александр Блок в 1918 году: «Почему дырявят древний собор? Потому что сто лет здесь ожиревший поп икал, брал взятки и торговал водкой. Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? Потому что там насиловали и пороли девок; не у того барина, так у соседа. Почему валят столетние парки? Потому что сто лет под их развесистыми липами и клёнами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему - мошней, а дураку – образованностью». Разумеется, что значит свидетельство современника тех событий великого поэта для теперешних писак, которые лучше всяких там классиков знают, какую Россию «мы потеряли»…Ничего не значит.

Часто нынешние свидетельствуют не об одном лишь давнем прошлом, но и о более близкой эпохе, давая волю абсолютно безудержной фантазии. Допустим, в одном из многочисленных новомодных православных изданий напечатано интервью с маститым поэтом, лауреатом премии Ленинского комсомола, бывшим членом КПСС, который сделал неплохую карьеру на жизненном пути советского периода и явно, и отчаянно хочет остаться «на плаву» сегодня. И он с возмущением поведал читателю о «варварстве большевиков», призвав себе в союзники классика Леонида Леонова. Якобы маленький Лёня вместе с бабушкой посетил мощи Сергия Радонежского и увидев, что Троицко-Сергиевская лавра разорена после гражданской войны, навсегда разочаровался в большевиках. Прочитав данное высказывание, я поняла, что на трезвую голову сказать такое было бы невозможно. То, что лавра во все советские годы содержалась в образцовом порядке и была центром патриархии – общеизвестный факт. Менее известно, что комсомольцу Леониду Леонову в годы гражданской войны было уже двадцать лет, и он активно воевал на стороне красных.

В своё время я писала диссертацию по историю книги и была знакома со знаменитым писателем. Леонов лично рассказывал автору этих строк, что он был участником штурма Перекопа, по рекомендации М.Фрунзе был редактором дивизионной газеты, печатал там свои первые стихи: «Генералов песня спета, бьём баронов прямо в лоб, знамя красное Советов понесём за Перекоп».Так что слащавая выдумка о маленьком Леонове, которого бабушка якобы привезла поклониться святым мощам никакого отношения к реальности не имеет.

Так что же с нами происходит? Ищем национальную идею? На мой взгляд, весьма оригинально ищет её господин Путин, предающий национальные интересы и выстроивший «под себя» вертикаль власти. Он заявил, что наконец-то в Россию пришла исчезнувшая при коммунистах духовность. Стало быть, по его мнению, когда советский народ электрифицировал страну, победил неграмотность, освободил Европу от фашизма, создал великую науку и культуру – он находился в состоянии бездуховности. Теперь же, когда нет великой страны и дружбы её народов, когда Россия вымирает и создано криминально-буржуазное государство с антагонистическими противоречиями и постоянно «горячими точками» – тут уж самый расцвет духовности! Разумеется, ежели отцы церкви «освящают» офисы сомнительного капитала либо виллы – дворцы «новых русских», тут уж самый «святой источник» и проистекает...

Между прочим, сама я « родом из коммуналки» и хорошо помню, как жильцы на Пасху и Рождество ходили в церковь, приглашали нашу коммунистическую семью за праздничный стол с куличами и крашеными яйцами. Вкус тех свежих куличей мне запомнился навсегда. И ещё я помню, что в те времена религиозные деятели активно участвовали в борьбе за мир. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, митрополит Коломенский и Крутицкий Николай были известы всей стране своими антивоенными выступлениями и сбором средств в фонд обороны, и в дальнейшем – в фонд мира. А какой резонанс в мире произвело присуждение Международной Ленинской премии Мира, в 1951 году, Хьюлетту Джонсону, настоятелю Кентерберийского собора в Англии.

Дай бог, чтобы голос нынешних религиозных деятелей в защиту мира был бы таким же мощным, как у их предшественников, а то что-то их антивоенных выступлений практически не слышно. Они больше преуспевают по части внушения пастве постоянного смирения и долготерпения по отношению к ограбившим их. Будем надеяться, однако, что уж этот урок не будет усвоен нашим народом. Во всяком случае, надолго.


 * А. Сбитнева - к. пед. н., проф. МГУКИ.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020