НАУКА ЮВЕНТОЛОГИЯ
Начало Вверх

НАУКА ЮВЕНТОЛОГИЯ

(В. В. Павловский «ювентология: проект интегративной науки о молодежи». — М.: Академический проект, 2001. — 304 с.)

Андрей Зенько *

О сущности философии человека и философии возраста, их взаимоотношениях, с той или иной степенью серьезности размышляли философы разных эпох. Не обойдена эта тема вниманием и современных исследователей: в 60-90-е гг. она довольно активно обсуждалась в отечественной и зарубежной научной литературе. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что круг молодежных исследований еще окончательно не сложился. Появились новые темы и направления для исследований, такие как безработица среди молодежи, утрата социальных ориентиров, наркомания и т.д. На этом фоне одной из основных задач выступает создание интегративной науки о молодежи, которая могла бы целостно оценить достижения различных ученых в направлении исследования философии человека и возраста. Требуется обращение к проблеме на новом уровне, в рамках актуальных на сегодняшний день методологических парадигм, предполагающих рассмотрение науки о молодежи не в качестве изолированных феноменов становления и развития молодого человека, но в широком, интегративном ракурсе.

Рецензируемая книга представляет собой, пожалуй, один из самых первых опытов решения проблемы в указанном ключе. В сущности, данная работа представляет собой изложение авторской концепции исследования молодежи как единого природного и социального целого. Автор предпринимает попытку разработать контуры будущего исследовательского проекта, направленного на формирование общей науки о молодежи — ювентологии. Указанная задача и определила общий замысел и содержание монографии. Не случайно в работе последняя глава посвящена отношению проектируемой науки ювентологии с другими дисциплинами, при этом наука о молодежи выступает не как еще одна узкоспециализированная отрасль философии, а как интегративная дисциплина, объединяющая достижения различных научных исследований.

Сознавая, что создание науки о молодежи может вызвать ряд критических замечаний, касающихся необходимости образования такой дисциплины, автор начинает свою монографию с историко-философских исследований, где одно из главных мест отводится творчеству В.И. Ленина. Такое решение заслуживает только положительной оценки, так как автор, не пытаясь угнаться за «модными» веяниями нашего времени, использует лучшие теоретические разработки. И такой теоретик, как В.И. Ленин, безусловно, заслуживает к себе пристального внимания, так как именно им была разработана концепция становления и развития молодежи на пути к обществу социального равенства и ликвидации эксплуатации человека человеком.

К оригинальным достижениям автора можно отнести выделение экологического императива, как одного из самых главных на пути социализации молодого человека в современном обществе, а также выделение основных пяти сфер жизни общества: эколого-социальная, мезосоциальная, экономическая, политическая и этнокультурная. Тогда, соответственно, процессы становления молодежи в соответствующих сферах могут быть выделены как их виды — экологосоциализация, мезосоциализация, экономическая, политическая и этнокультурная социализация.

Характерным для позиций автора является то, что он не ограничивается только теоретическим уровнем исследования и, опираясь, прежде всего на современный этап развития России, рассматривает проблему на эмпирическом уровне, где изучается конкретно-исторические особенности реализации общих механизмов становления молодежи.

Обращаясь к заявленной теме, автор предлагает обоснованный вариант ее решения и выделяет направления для будущих исследований. Таким образом, работа является не только важным шагом на пути теоретического исследования философии возраста, но и будет полезна для педагогов и социальных работников, то есть тех, кто практически работает с молодежью.



* Зенько Андрей — социолог.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020