Социальная трансформация и моральный кризис
Начало Вверх

 

СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И МОРАЛЬНЫЙ КРИЗИС

Вывод о наличии в российском обществе психологического и образовательного ресурса, необходимого для нового рывка модернизации, не противоречит тому факту, что в последнее десятилетие ХХ века население страны находилось в состоянии острого морально-психологического дискомфорта. Данные социологических опросов практически на всем протяжении 90-х годов фиксировали преобладание в массовых настроениях таких негативных эмоций, как страх, тревога, растерянность, подавленность, неуверенность в собственном будущем и будущем своих детей и т. п.

В результате происходивших в последнее время перемен уровень психологической напряженности в обществе несколько снизился. Например, из числа граждан страны, опрошенных в марте 2000 г., более 40% ожидают перемен к лучшему и лишь 15,2% продолжают придерживаться пессимистических настроений.

Негативизм восприятия того, что происходило в стране в последние 10-15 лет, непосредственно отражается на массовой оценке результатов изменений, произошедших за эти годы, которая по целому ряду морально-психологических аспектов приобрела беспрецедентно жесткий характер. Прежде всего обращает на себя внимание, что большинство населения страны отмечает ослабление таких традиционно присущих русским людям качеств, как доброжелательность, душевность, искренность, бескорыстие и готовность помочь другому, уважение к женщинам и старшим. Одновременно отмечается усиление проявлений агрессивности, рост цинизма. Единственной позитивной характеристикой изменений в качествах, присущих русским людям, стал, по мнению опрошенных, рост активности и инициативности (табл. 10).

Причем тенденция ослабления позитивных моральных качеств отмечается примерно в равной степени всеми группами респондентов. Проблема, однако, заключается в том, чтобы понять, что же стоит за столь негативными, во многом самоуничижительными самооценками россиян - реальное падение нравов и всеобщая моральная деградация или вербализация страхов и фобий, которые получили в последнее время широкое распространение. Другой вопрос, который напрашивается сам собой, - действительно ли за 10-15 лет могли произойти столь радикальные изменения отношений между людьми по сравнению с дореформенным периодом? Ведь не секрет, что и в советский период существовали преступность, двойная мораль, кумовство, блат, взяточничество и т. п.

Таблица 10

Оценка россиянами того, как изменились люди и отношения между ними за последние 10-15 лет (в %)

Качества людей

Усилились

Ослабли

Остались на том же уровне

Агрессивность

91,1

4,5

4,4

Цинизм

83,9

6,2

9,9

Внушаемость

57,0

18,8

24,2

Активность, целеустремленность, инициативность

44,8

39,2

16,0

Способность к сотрудничеству

27,3

39,8

32,9

Образованность

24,4

48,4

27,2

Трудолюбие

16,2

57,8

26,0

Патриотизм

4,5

72,9

22,6

Душевность

4,2

81,0

14,8

Верность товарищам

4,0

56,5

39,5

Бескорыстие

3,4

82,9

13,7

Искренность

2,9

84,0

13,1

Уважение к женщине

2,8

77,6

19,6

Доброжелательность

2,6

85,7

11,7

Честность

2,3

81,6

16,1

Уважение к старшим

1,5

86,0

12,5

Видимо, согласившись на демонтаж советской системы, наши сограждане оказались не готовы к тому, что многие из ее изъянов, во-первых, будут фактически легализованы и, во-вторых, возродятся в несопоставимо больших масштабах, чем это было ранее. Можно предположить, что психологические издержки переходного состояния были бы восприняты обществом менее болезненно, если бы в России действительно заработали рыночные отношения, прежде всего в сфере трудовых отношений. Однако уже на начальном этапе реформ выяснилось, что такие качества, как трудолюбие, знания, опыт, добросовестность, на рынке труда оказались во многом невостребованными, хотя какой-то особой девальвации именно этих качеств россияне не наблюдают. Так, по таким позициям, как активность и целеустремленность, способность к сотрудничеству, образованность, трудолюбие, 54% опрошенных отмечают, что эти качества либо усилились, либо остались такими, как и раньше, в то время как эрозию трудовой этики отмечают 46% опрошенных.

Для того чтобы более точно охарактеризовать не только состояние умов и эмоциональную сферу, но и моральный климат в обществе, в ходе исследования респондентам была предложена шкала оценок ряда прожективных ситуаций, когда нужно было определить свой моральный выбор - готовность оправдать или не оправдать те или иные виды поступков. Выяснилось, что из 18 предложенных респондентам поступков, которые обычно принято считать аморальными, или по меньшей мере неэтичными, неприемлемыми, для большинства опрошенных стали лишь шесть (их не оправдали бы никогда более 75% россиян) - пытки, употребление наркотиков, измена Родине, жестокое обращение с животными, политическое убийство и обогащение за счет других (табл. 11). Остальные же, как оказалось, в той или иной мере могут быть оправданы, по крайней мере третьей частью населения или более. А безбилетный проезд в общественном транспорте оправдывает вообще 83% респондентов.

По основным позициям, характеризующим моральное сознание, имеет место широкий разброс мнений. Причем главным дифференцирующим фактором является возраст респондентов. Так, из всех включенных в исследование поступков 10 стали водоразделом морально-нравственных установок молодежи и людей старших поколений (табл. 12). Поступки, за отрицательной оценкой которых стоит принятие или непринятие тех или иных моральных норм, молодежью осуждаются в 1,5-3 раза реже, чем в группе 31-50 лет, и тем более теми, кому за пятьдесят.

Таблица 11

Оправдывают или не оправдывают российские граждане те или иные поступки (в %)

Поступки

Никогда не может быть оправдано

Иногда это допустимо

К этому нужно относиться снисходительно

Пытки

94,5

4,7

0,8

Употребление наркотиков

93,5

4,9

1,5

Измена Родине

90,9

6,7

2,4

Жестокое обращение с животными

89,2

8,5

2,3

Политическое убийство

82,5

14,2

3,3

Обогащение за счет других

79,4

15,6

5,0

Самоубийство

71,8

18,9

9,3

Дача/получение взятки

67,4

25,3

7,3

Покупка краденых вещей

64,1

24,9

11,0

Деловая необязательность

58,0

28,6

13,4

Проституция

57,2

21,2

21,6

Уклонение от уплаты налогов

48,7

37,0

14,3

Супружеская измена

44,2

33,8

22,0

Уклонение от службы в армии

38,0

46,8

15,2

Сопротивление милиции

34,0

56,7

9,3

Присвоение найденных вещей, денег

34,4

43,3

22,3

Аборт

19,2

56,7

24,1

Безбилетный проезд в транспорте

16,9

49,8

33,3

Таблица 12

Отношение российских граждан к поступкам, которые никогда не могут быть оправданы, в составе разных возрастных групп (в %)

Поступки

Возраст

 

До 30 лет

51 год и
старше

Безбилетный проезд в транспорте

8,2

25,6

Присвоение найденных вещей, денег

19,9

47,7

Уклонение от службы в армии

22,7

49,2

Проституция

36,7

74,4

Покупка краденых вещей

41,8

78,2

Уклонение от уплаты налогов

34,2

62,2

Сопротивление милиции

23,7

42,5

Дача/получение взятки

49,0

81,9

Обогащение за счет других

62,8

92,4

Супружеская измена

36,5

52,8

Аборт

17,6

24,7

Измена Родине

82,7

95,3

Политическое убийство

73,2

88,4

Самоубийство

64,0

77,5

Деловая необязательность

53,1

63,6

Пытки

92,1

96,5

Употребление наркотиков

87,5

95,5

Жестокость к животным

86,2

92,6

Вместе с тем особые социально-психологические миры и субкультуры, судя по данным исследования, продолжают существовать в разных типах поселений. Особенно резкие различия отделяют друг от друга мегаполисы и село. Как и следовало ожидать, жители сел, а также небольших городов и поселков в гораздо меньшей степени склонны видеть негативные изменения в людях и отношениях между ними, произошедшие за 15 лет. И это понятно, поскольку изменения социальной среды в малых поселениях традиционно менее радикальны, чем в крупных городах. В то же время жители малых поселений более цельны в идентификации добра и зла. Так, практически по всем позициям они более нетерпимы к формам отклоняющегося поведения, особенно в сфере межличностного общения. Если, например, в мегаполисах к супружеской измене отрицательно относятся только 23% респондентов, то среди жителей села - 54%; к проституции. - соответственно 42 и 69%; присвоению найденных вещей, денег - 24 и 42%. На селе, в отличие от мегаполисов, по-прежнему считается долгом служба в армии, а уклонение от нее осуждается.

Итак, российское общество демонстрирует на рубеже веков множественность нравственных стандартов. Это не означает, разумеется, что все, кто может оправдать те или иные аморальные действия, будут их совершать. Однако подобные действия, не будучи осужденными в рамках общественного мнения, как бы психологически получают тем самым право на дальнейшее тиражирование и в конечном счете могут стать общественно приемлемыми. Показательно при этом, что в число таких действий попадают в первую очередь те, которые определяют характер взаимоотношений государства и общества (уклонение от службы в армии, сопротивление милиции, уклонение от уплаты налогов и т. п.). Налицо, таким образом, явное противоречие: с одной стороны, между стремлением жить в сильном государстве, которое может обеспечить право и порядок, и с другой - нежеланием жить по уже существующим законам, попустительство противоправным действиям и другого рода нарушениям законности. Подобная коллизия характеризует одно из важнейших проявлений морального кризиса в российском обществе, когда такие внутренне актуальные моральные качества, как честность, порядочность и законопослушание, не востребованы в реальной жизни, когда поведение в рамках закона не является единственно общественно одобряемым.

Данные исследования свидетельствуют о ситуативности и во многом вынужденном характере терпимости россиян к существующему плюрализму нравственных стандартов, выявляет их подспудное стремление к восстановлению моральных устоев общества. Такой вывод подтверждают также данные, характеризующие психологические потребности россиян на подсознательном уровне. Обращает на себя внимание очень высокий уровень симпатий россиян практически ко всем понятиям нравственного характера, который вполне сопоставим с данными по другим европейским странам, например Германии, полученным в ходе опроса «Балкон 2000» (табл. 13).

Таким образом, в настоящий момент моральное сознание россиян внутренне противоречиво. С одной стороны, мы наблюдаем снижение моральных стандартов и широкое распространение психологии попустительства. С другой стороны, в глубине души россияне чувствуют, что «так быть не должно». Поэтому терпимость к нарушению законов и моральных норм сочетается в их сознании со стремлением обрести сильное государство, способное наконец-то «навести порядок», помочь найти выход из того кризиса, в том числе морального, в котором оказалась страна.

Понятно, что «прорывные» методы и приемы здесь неприемлемы. Речь должна идти об органичном, естественном процессе снижения роли старых, отживших норм и принципов и формировании новых, но только таким образом, чтобы они не затрагивали базовые, фундаментальные ценности общечеловеческого характера - справедливости, честности, гражданственности.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020