Экономические взгляды российского общества
Начало Вверх

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ

Новое столетие Россия опять встречает в состоянии очередного фундаментального преобразования экономической системы, причем вектор изменений пока неясен. Теоретически еще возможны как ускоренная модернизация с перспективой перехода к постиндустриальному обществу, так и складывание среднеразвитого полуиндустриального общества с огромным грузом социальных и экологических проблем. В этой связи в ходе исследования немаловажно было выяснить, а что же представляет собой экономическое сознание российского общества, насколько оно едино и какие варианты дальнейшего развития оно готово воспринять.

В данной связи весьма примечательна картина, которая складывается из ответов на вопрос анкеты, приведенный в табл. 5.

Таблица 5

Доля населения, считающего, в какое время россияне лучше всего работали, а в какое - лучше всего жили (в %)

 

Лучше
работали

Лучше
жили

В царское время

14,2

7,7

При нэпе

2,9

6,1

В годы первых пятилеток

36,5

1,7

В 50-е годы

19,1

5,7

В годы «застоя»

9,2

54,9

В условиях перестройки

2,0

2,3

Сейчас, в условиях формирования
 рыночной экономики

3,6

5,8

Затруднились ответить

12,6

15,8

Как видно из приведенных данных, историческая память (которую, впрочем, не всегда легко отделить от мифологизированного сознания) показывает, во-первых, что россияне в массе своей отчетливо фиксируют несовпадение во времени двух эпох: считается, что лучше всего наши люди работали в период индустриализации страны, а вот лучше всего жили - в период брежневского застоя. Характерно, что в такой оценке этих двух исторических периодов едины все социально-профессиональные и поколенческие категории опрошенных.

Во-вторых, видно, что в ХХ веке были и другие периоды, когда неимоверным напряжением усилий всей нации создавались предпосылки для экономического роста и развития, но были и периоды, когда весь народ выступал преимущественно в роли рантье. Таких периодов преимущественного проедания ресурсов, помимо 70-х годов, опрошенные выделили еще как минимум два - нэп и нынешнее время перехода к рынку, когда, как бы плохо россияне ни жили, работают они, по их самооценке, еще хуже.

В-третьих, обнаружилось, что единственным периодом в истории ХХ века, когда существовал относительный баланс между трудовыми усилиями и качеством жизни, оказалась, как ни странно, горячо не любимая большинством россиян «перестройка» середины - второй половины 80-х годов. Причем, поскольку данный период отстоит от нас не столь далеко, по-видимому, в этой оценке меньше влияния мифологем и больше трезвого понимания реалий.

В-четвертых, сопоставление данных в двух столбцах таблицы свидетельствует, что историческая память наших сограждан верно зафиксировала одну из важнейших черт новейшей истории России - постоянные перекосы между личным трудовым участием и степенью личного благополучия. Такие перекосы, воспроизводимые на протяжении жизни нескольких поколе­ний, не могли не оказать самого негативного влияния на интуитивное понимание россиянами внутренней связи между трудом и благосостоянием. Поэтому в низкой трудовой культуре, в ряде хорошо известных негативных черт деловой этики российского человека «виновата» скорее история ХХ века, чем некие врожденные особенности русского национального характера.

Жизненный опыт россиян, в том числе последнего десятилетия, с одной стороны, является результатом имевших место преобразований, а с другой стороны, он накладывает свою печать на отношение общества к дальнейшим путям движения в области экономических реформ. Эта нехитрая жизненная диалектика хорошо раскрывается на примере отношения россиян к основным возможным шагам в области структурных и институциональных реформ в экономике, которое приводится в табл. 6, где мы имеем возможность сравнить данные двух исследований РНИСиНП, предпринятых по сходной выборке с интервалом в пять лет.

Как следует из приведенных данных, во второй половине 90-х годов в массовом сознании в отношении к ряду экономических мероприятий, осуществляемых в рамках реформ, произошел очевидный перелом: если в 1995 г. подавляющее большинство составляли сторонники их продолжения и не определившиеся, то на рубеже веков свыше 2/3 россиян выступают уже однозначно против них. Иначе говоря, большинство общества поддерживает расширение круга регулируемых цен, пересмотр итогов приватизации, государственный контроль за предпринимательской деятельностью и восстановление элементов государственного планирования. Кроме того, свыше половины населения против свободной купли - продажи земли, а чуть менее половины - за протекционизм во внешней торговле. Единственное экономическое достижение реформ, которое не вызывает массового неприятия, - возможность обменивать рубли на валюту для частных лиц.

Таблица 6

Как Вы считаете, какие меры в экономике могли бы привести к улучшению Вашего положения?
 (первая цифра - данные за 1995 г., вторая - за 2000 г., в %)

Приватизация

продолжать денежную приватизацию
19,4 /6,5

Пересмотреть итоги приватизации, восстановив ведущее положение госсектора
38,6 / 70,0

Не знают
40,0 / 23,5

Ценообразование

Продолжить освобождение всех цен 17,0 / 7,0

Расширить круг регулируемых цен
64,0 / 72,9

Не знают
19,0 / 20,1

Валютное обращение

Сохранить свободный обмен
рубля на валюту
61,3 / 51,5

Запретить частным лицам продавать
и покупать валюту
19,1 / 29,1

Не знают
19,6 / 19,4

Планирование

Продолжить линию на отказ
от планирования экономики
21,8 / 8,4

Восстановить элементы
государственного планирования
37,6 / 70,1

Не знают
40,6 / 21,5

Продажа земли

Разрешить свободную куплю
и продажу земли
42,3 / 27,3

Запретить свободную куплю
и продажу земли
37,0 / 54,3

Не знают
20,7 / 18,4

Импорт - экспорт

Снять все ограничения на ввоз
и вывоз товаров
46,8 / 25,6

Повысить пошлины на ввозимые товары
23,0 / 41,3

Не знают
30,2 / 33,1

Предпринимательство*

Снять все ограничения и контроль
за предпринимательской деятельностью
13,6

Усилить государственный контроль
 за предпринимательской деятельностью
67,1

Не знают
19,3

* В 1995 г. данный вопрос не задавался.

Немногим более прорыночно настроены по большинству позиций женщины, молодежь до 30 лет (к которой, впрочем, по многим позициям близко и среднее поколение до 50 лет), из профессиональных групп - предприниматели, студенты, а также отчасти военнослужащие и работники правоохранительных органов. Примечательно, что самыми активными сторонниками усиления государственного контроля за предпринимательской деятельностью являются работники приватизированных предприятий.

Само требование усиления роли государства в экономике можно трактовать двояким образом - и как стремление к «сильной руке», и как проявление требования установить наконец общие для всех и неукоснительно соблюдаемые правила игры. Судя по ответам на вопрос: «Что соответствует Вашему представлению об усилении государства?», россияне сегодня выступают скорее за первый вариант. Во всяком случае, свыше половины населения (51,5%) понимают под этим усиление роли государства в экономике, расширение и укрепление государственного сектора, и только пятая часть граждан (20,9%) считает, что усиление роли государства должно выражаться в усилении судебной системы, функций государства как арбитра.

Таким образом, опыт не очень успешных реформ последнего десятилетия, казалось бы, полностью отвернул россиян от рынка и рыночных ценностей. Но так ли это?

Полагаем, для такого вывода на сегодняшний день все же нет достаточных оснований - во всяком случае, для всех групп и слоев российского общества. И вот почему. Анализ архетипов массового сознания позволяет иногда выявить такие особенности, которые заставляют иначе взглянуть на, казалось бы, очевидные вещи. В нашем случае весьма полезно сопоставить выраженное выше отношение респондентов к экономическим реалиям с их подсознательными установками и симпатиями. В ходе исследования опрошенным была предложена простая «игра» с некоторым набором слов - им давалась возможность определить для себя, какие из приводимых в анкете понятий и образов (всего их было 99) вызывают у них симпатию, а какие - антипатию. Поскольку практически параллельно согласованный круг понятий был предложен гражданам Германии (исследование «Балкон 2000» проводил Институт демоскопии в Алленсбахе(1)), мы имели возможность сопоставить целый ряд ответов россиян и немцев (см. табл. 7). Картина получилась в высшей степени интересная.

Обращает на себя внимание, во-первых, то обстоятельство, что отношение россиян к некоторым символическим понятиям рыночной и плановой экономики равно положительно - «пятилетка» и «рынок», «коллективный» и «индивидуализм», «колхоз» и «частник». Будучи в известном смысле понятиями-антагонистами, они имеют примерно равное число сторонников, причем оно превышает половину опрошенных. А это значит, что имеется значительная часть россиян, которым они «симпатичны» в равной мере!

Таблица 7

Какие из нижеперечисленных слов (понятий)  вызывают у респондентов скорее положительные,  а какие - скорее отрицательные чувства (в %)

Скорее
положительные чувства

Понятия

Скорее
отрицательные чувства

Германия

Россия

 

Германия

Россия

 

53,6

Предприниматель

 

46,4

 

24,7

Приватизировать

 

75,3

 

53,7

Колхоз

 

46,3

 

58,5

Частник

 

41,5

 

64,5

Самоуправление

 

35,5

 

50,4

Нэп

 

49,6

 

40,7

Национализировать

 

59,3

 

84,7

Рубль

 

15,3

 

57,3

Пятилетка

 

42,7

 

56,4

Рынок

 

43,6

32/66

73,0

Коллективный

55/24

27,0

34

68,3

Директор (Менеджер)

56

31,7

88

93,4

Право и порядок

7

6,6

61/54

69,0

Конкуренция

30/32

31,0

76

74,0

Богатство

18

26,0

15

9,3

Лень

82

90,7

 

59,5

Социализм

 

40,5

82

95,7

Труд

13

4,3

65

67,7

Индивидуализм

25

32,3

64

61,9

Карьера

29

38,1

33/17

33,7

Капитализм

52/67

66,3

69

65,3

Копить

22

34,7

 

46,6

Доллар

 

53,4

78

97,1

Достижение

14

2,9

34

76,5

Риск

50

23,5

Примечание. Не все понятия фигурировали в обоих опросах. В тех случаях, когда данные по Германии даны дробью, в числителе - Западные земли, в знаменателе - Восточные земли (бывшая ГДР).

Во-вторых, при том что три четверти россиян скорее отрицательно относятся к понятию «приватизировать», противоположное понятие «национализировать» воспринимают положительно 40% из них, причем часть противников приватизации также одновременно является и противниками национализации. Следовательно, в обществе достаточно велика прослойка людей, которые равно не приемлют никаких «кампаний» в сфере отношений собственности.

В-третьих, выясняется, что на уровне подсознания более чем у половины россиян не вызывает отторжения ключевая фигура рыночной экономики - и в значении «предприниматель», и в эмоционально исторически окрашенном смысле «частник». (И это при том, что среди россиян преобладают те, кто испытывает симпатии к понятиям «социализм» и «самоуправление».) Одним словом, по-видимому, среди россиян достаточно много людей, в чьих головах на уровне базовых ценностей царит смятение, а есть и такие, кто - по-видимому, искренне - считает возможным «в одну телегу запрячь коня и трепетную лань».

В-четвертых, по ряду базовых понятий между россиянами и гражданами ФРГ прослеживается практически полное совпадение симпатий и антипатий. Так, примерно в равной мере они уважают «право и порядок», «конкуренцию», «богатство», а потому и склонность «копить»; они одинаково благосклонны к такому понятию, как «карьера» (которое долгие десятилетия употреблялось в СССР только в ругательном смысле), и одинаково не одобряют «капитализм». Наконец, по ряду параметров россияне даже превосходят немцев в своей рыночной одержимости - среди них больше тех, кому симпатично понятие «достижение», гораздо больше сторонников «риска», они менее снисходительны, чем немцы, к «лени», и среди них больше тех, у кого положительные чувства связаны с «трудом».

Одна из немногих позиций, по которым россияне диаметрально расходятся с немцами, - это отношение к понятию «менеджер» (в русском варианте анкеты - «директор»). Если немцы в большинстве испытывают к «менеджеру» негативное отношение, то российские респонденты к «директору» - скорее позитивное. И это при том, что столь не любимая россиянами приватизация во многом обязана своим сомнительным успехом ключевой роли, которую сыграли в ней директора предприятий. (Причем - и это еще один парадокс массового сознания с толерантным отношением к «директору» вполне уживается у россиян перевес положительных оценок «самоуправления».)

Наконец, несмотря на неготовность отказаться от свободного обращения доллара, доля уважительно относящихся к доллару оказалась несколько менее половины, а вот рубль вызывает положительные чувства у 85% россиян. (Впрочем, здесь мы, по-видимому, в большей степени имеем дело с проявлением отношения российских граждан к США и к собственной державе, нежели с сугубо экономическими факторами подсознания.)

Разумеется, в своем восприятии идеологически окрашенных экономических понятий, реалий и ценностей россияне далеко не единодушны. Различия здесь обусловлены (в порядке убывания):

возрастом (чем респонденты моложе, тем более положительно они относятся к рыночным понятиям и реалиям, чем старше - тем скорее склонны симпатизировать нерыночным понятиям и реалиям советского времени);

уровнем семейного дохода и социальным статусом (чем они выше, тем больше симпатии к рыночным понятиям и реалиям, чем менее обеспечены респонденты, тем больше среди них тех, кому симпатичнее противоположные понятия);

типом поселения (жители мегаполисов более рыночно настроены, чем жители областных центров, а райцентры и сельская глубинка - наиболее нерыночно настроенная часть россиян).

Примечательно, что положительное отношение к понятию «богатство» столь же сильно выражено среди предпринимателей, как и среди студентов и безработных, а вот к слову «копить» - среди лиц с неполным средним образованием (почти на четверть выше, чем у респондентов с высшим и неоконченным высшим образованием).

Наконец, самое положительное отношение к такому элементу рыночной экономики, как «риск», проявляют наряду с предпринимателями (и даже несколько опережают их по данному показателю) студенты и военнослужащие. Не случайно именно бывшие военнослужащие в России составляют значительную прослойку малого и среднего бизнеса - ведь понятие профессионального риска (который в криминализованном российском бизнесе подчас не отличается от риска военного времени) у них в крови.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020