БСЭ. Украинская ССР (продолжение 2)
Начало Вверх

XVI. Музыка.

Укр. муз. культура берёт своё начало у древних вост. славян. Она формировалась на протяжении столетий начиная с 14 в. Основой её стал самобытный песенный фольклор укр. народа, в к-ром нашли отражение его история, нац.-освободит. борьба. Нар. музыка развивалась как иск-во одноголосного, а также многоголосно-подголосочного и гармонич. склада в вокальной, вокально-инструм. и инструм. формах. Богаты мелос и ритмика укр. песен. Широкое развитие получили орнаментированный лирич. распев (на слог 4-8 нот и более, гл. обр. в сольных импровизационного склада и многоголосных песнях), силлабич. речитатив (слогу соответствуют 1-2 ноты, особенно в раннеобрядовом фольклоре и эпосе). Наряду с двудольными метрами 2/4, 4/4, к-рые преобладают над трёхдольными 3/4, 3/8, 9/8, в протяжных песнях часто встречаются смешанные. Укр. нар. музыка отличается богатством стилей. В центральных и юго-вост. р-нах развито многоголосное пение, близкое к русскому, белорусскому. В Зап. Подолье и Карпатах песни, как правило, одноголосны, содержат много архаич. черт, следы связей с польск., словацким, чеш., а также рум., венг. иск-вом. Многообразно интонационно-ладовое строение укр. музыки - от бесполутонового звукоряда до мажора и минора. Применяются также лады: дорийский (преим. в юго-зап. р-нах), миксолидийский, лидийский. Среди нар. инструментов - скрипка, басоля (струнно-смычковые), кобза, бандура, торбан (струнно-щипковые), цимбалы (струнно-ударный), лира (струнно-клавишная), сопилка, трембита (духовые), варган (дрымба, язычково-щипковый), барабан, бубен, тулумбас (ударные).

Богат жанровый состав укр. песни. Календарно-обрядовые восходят к периоду др.-слав. общности (колядки, щедривки, веснянки, гаивки, купальские песни - в зап. р-нах наз. "собйтками", обжиночные). Самобытны по интонац. яз. семейно-обрядовые песни; наиболее интересны ритуальные свадебные, в отд. р-нах называемые "ладкання" - речитативно-импровизац. типа с узким объёмом мелодии. Песни лирические (любовные, о женской доле), социально-бытовые (казацкие, бурлацкие, чумацкие, рекрутские) отличаются широким распевом, разнообразной архитектоникой строфы. Нац.-освободит. движение на У. в кон. 15-17 вв. дало сильный толчок к развитию нац. эпоса и нар.-проф. исполнительства. Историч. думы, песни, хроники повествуют о героич. борьбе против монголо-тат. и тур. нашествий, польско-литов. гнёта (думы "Про трьох братив Озивських", "Про Марусю Богуславку", "Про Самойла Кошку", "Про Хмельницького i Барабаша", "Про Нечая" и др.). Думы - масштабные, величеств. произв., они исполняются нар. проф. певцами - кобзарями и лирниками в форме импровизац. речитатива с инструм. сопровождением. Наиболее известные кобзари - Бандурка (Рихлиевский, 17 в.), Г. Любисток (18 в.), А. Шут, О. Вересай (19 в.), М. Кравченко, Г. Гончаренко; лирники - А. Скоба, И. Скубий (19-20 вв.); среди сов. кобзарей - Ф. Кушнерик, Е. Мовчан и др.

В 18-19 вв. развивалась социально-бытовая антикрепостнич. песня: батрацкие, новые историч. (о Максиме Железняке, об Устиме Кармалюке и др.); нар. инструм. музыка - в различных формах музицирования - индивидуального (на сопилке, кобзе, бандуре, скрипке и др.), коллективного, напр. в ансамблях троистых музык (скрипка, цимбалы, бубен), гл. обр. в танц. жанрах (казачка, гопака, коломыйки, гуцулки), походно-маршевых. В нар. творчестве кон. 19 - нач. 20 вв. значит. место заняли рабочая и революц. песня, зародилась эмигрантская ("Цього в заводи не бувало", "Ой, Канадо, Канадочко" и др.). Популярными стали революц. авторские песни: "Шалите, шалите, скажет кати" (слова А. Колессы, муз. А. К. Вахнянина), "Заповит" (слова Т. Г. Шевченко, муз. Г. Гладкого). После Окт. революции 1917 появились песни о героич. подвигах народа в годы Гражд. войны, о социалистич. преобразовании жизни, о новых отношениях между людьми: "Гей, ну-бо хлопци, вси комсомольци" (слова И. Шевченко), "Грими, грими, могутня писне" (слова Д. Загула, муз. В. Н. Верховинца) и др. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 создавались произв. о фаш. неволе и победе над врагом ("В поле тополь ветер колышет" - о Ковпаке, "Ой, у лиси зеленому" и др.).

Первые записи укр. нар. музыки относятся к 17 в. В 19-20 вв. появились сборники Н. В. Лысенко, А. Конощенко, О. Раздольского и С. Людкевича и др. Наука о муз. фольклоре сформировалась на У. в кон. 19 - нач. 20 вв. Среди её выдающихся представителей - Лысенко, П. П. Сокальский, П. Демуцкий, Ф. М. Колесса, К. В. Квитка и др. Укр. нар. песня, составившая основу укр. проф. музыки, постоянно привлекала к себе внимание рус. и зарубежных композиторов, к-рые использовали её в своих произв. (2-я симфония П. И. Чайковского, его же 1-й фп. концерт и опера "Черевички"; "Сорочинская ярмарка" М. П. Мусоргского; Бетховен сделал обработку для голоса с фп. песни "Ихав козак за Дунай"; Ф. Лист создал для фп. "Украинскую балладу" на тему "Ой, не ходи, Грицю" и "Жалобу" на тему "Виють витри"; в 11-й симфонии Д. Д. Шостаковича использована революц. песня "Беснуйтесь, тираны").

Проф. укр. музыка своими истоками восходит к иск-ву Киевской Руси. Известны имена ряда певцов, состоявших при княжеских дворах (Боян, Митуса, Ор), при церквах (Стефан, Г. Печерский в Киеве, Лука во Владимире-Волынском, Дмитро в Перемышле). После принятия христианства (988) под воздействием визант. и болг. пения развивалась церк. монодич. музыка. Эти напевы записывались по системе безлинейной нотации (крюки или знамена) мастерами Киево-Печерской лавры в 11 -12 вв. В 16 в. одноголосный стиль церк. пения сменился многоголосным без сопровождения партесным пением, была введена пятилинейная нотация, бытовавшая под назв. "киевского знамени" (среди древнейших памятников - "Супрасльский ирмологион", 1593). Основы партесного иск-ва были обобщены и изложены муз. теоретиком, композитором и педагогом Н. П. Дилецким ("Грамматика мусикийская", 1675). Высокого уровня достигло хоровое иск-во, осн. исполнит. силы к-рого готовились в школах т. н. братств (Киев, Львов и др. города). После воссоединения У. с Россией (1654) Киево-Могилянская академия становится одним из крупных центров хоровой культуры. С этим уч. заведением связано бытование школьного театра, кукольного театра (вертепа), а также канта. Авторами мн. кантов были Л. Баранович, П. Могила, Д. Туптало (Дм. Ростовский).

Получила развитие светская музыка, в городах возникли музыкантские цехи, при гор. ратушах - оркестры (т. н. капеллы; при Киевской капелле существовала муз. школа). Большую роль в муз. образовании сыграла муз. школа в Глухове (осн. 1738), где готовили певцов для Петерб. певч. капеллы, обучали игре на гуслях, скрипке и бандуре. С кон. 17 в. в поместьях феодалов существовали крепостные оркестры, хоры, оперные и балетные труппы, с 18 в. гастролировали приезжие артисты. В 17-18 вв. мн. укр. композиторы и исполнители работали в Москве и Петербурге (Г. Рачинский, В. Трутовский, А. Ведель внесли значит. вклад в развитие рус. муз. культуры). Выдающаяся роль в развитии рус. и укр. музыки принадлежала композиторам М. С. Березовскому и Д. С. Бортнянскому. В 18 в. и в нач. 19 в. получила развитие гор. песня-романс лит. происхождения ("Всякому городу нрав и права", слова Г. С. Сковороды, "Iхав козак за Дунай", слова и музыка С. Климовского, "Стоить гора високая", слова Л. Л. Глибова). Появились первые симф. произв. (авторы неизвестны)-"Украинская симфония" (кон. 18 в.), симфония, осн. на укр. песенных и танц. мелодиях, включая казачок. Авторами симфонич. и камерно-инструм. произв. в 1-й пол. 19 в. были И. Витковский, А. Галенковский, А. Данилевский, Г. Рачннский, П. Селецкий. В 1810 в Одессе был основан оперный театр, где играла итал. труппа. В 1819 в Полтавском театре "Наталка Полтавка" И. П. Котляревского впервые была поставлена с музыкой.

2-я пол. 19 в. стала периодом становления нац. укр. школы в проф. музыке, чему способствовали общая демократизация муз. жизни и ослабление влияния церкви. Очагами муз. жизни становятся Киевский, Харьковский, Львовский ун-ты. Важным событием явилось открытие (постановкой "Аскольдовой могилы" Верстовского) постоянной рус. оперы в Киеве (1867), а затем в Харькове (1880) и Одессе (в 80-х гг.). Подъём укр. музыки был тесно связан с ростом антикрепостнич. движения. Создаются первые нац. муз.-сценич. произв.: оперы "Запорожец за Дунаем" С. С. Гулак-Артемовского (пост. 1863, Петербург), "Майская ночь" (1863), "Осада Дубно" (1884) П. П. Сокальского, муз.-этнографич. картина "Вечерницы" П. И. Нищинского (1875). В Зап. У. муз. произв. писали М. М. Вербицкий (оперетта "Подгоряне"), И. А. Лавровский, А. К. Вахнянин, И. И. Воробкевич, В. Г. Матюк, О. И. Нижанковский. Большое значение для активизации муз. жизни в Зап. У. имела организация во Львове укр. театра (1864) при об-ве "Руська бесида".

На развитие укр. музыки большое влияние оказывали творчество рус. композиторов-классиков, связи укр. музыкантов с выдающимися деятелями рус. музыки: П. И. Чайковским, А. К. Глазуновым, Н. А. Римским-Корсаковым, Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым. Отделения Рус. муз. об-ва (РМО) были открыты в Киеве (1863), Харькове (1871), Одессе (1884). В Киеве муз. школа РМО (1868) послужила базой для первой на У. консерватории (1913). Укр. музыканты, в свою очередь, способствовали развитию рус. муз. жизни.

Основополагающей для развития укр. музыки стала разносторонняя деятельность Н. В. Лысенко - композитора, дирижёра, пианиста, педагога, собирателя и исследователя фольклора. Он создал классич. образцы соч. нац. стиля в жанрах оперы, кантаты, романса, вокального ансамбля, фп. и инструм. музыки, музыки для детей, обработки нар. песен. Большое идейно-художеств. значение имели его опера "Тарас Бульба" (1890), цикл "Музыка "Кобзарю""Т. Г. Шевченко. В 1904 Лысенко открыл в Киеве муз.-драматич. школу, где учились укр. композиторы К. Г. Стеценко, В. Н. Верховинец, Л. Н. Ревуцкий, хоровой дирижёр А. А. Кошиц, певец М. В. Микиша, скрипач М. Б. Полякин, музыковед А. К. Буцкой и др. Современниками и последователями Лысенко были композиторы Н. Н. Аркас (опера "Катерина", 1891), Б. В. Подгорецкий (опера "Купальная искра", 1901), М. Н. Калачевский ("Украинская симфония", 1876), В. И. Сокальский (симфония, 1892), П. И. Сеница (2 симфонии - 1905, 1911, оперы "Жизнь-это сон" и "Батрачка", не закончены), И. И. Рачинский (симф. и камерно-инструм. произв.), К. Г. Стеценко, Я. С. Стеновой, Н. Д. Леонтович. Важную роль в развитии укр. музыки кон. 19 - нач. 20 вв. сыграл укр. муз.-драматич. театр, в частности Н. К. Садовского.

В кон. 19 в. в условиях обострения обществ.-политич. борьбы в Зап. У. возникли хоровые об-ва, в т. ч. "Торбан", "Боян" (1891), муз. об-во им. Н. В. Лысенко (1907) и др., науч. об-во им. Т. Г. Шевченко (1893, Львов) и Высший муз. ин-т им. Лысенко (1907).  

2631-1.jpg

Дума "Про Олексия Поповича" из сб. Ф. Колессы "Мелоди украшських народних дум", серия 2 (Львов, 1913).  

Выдвинулись певцы М. Е. Менцинский, А. Ф. Мышуга, С. А. Крушельницкая, фольклорист и муз. деятель Ф. М. Колесса, композитор Д. В. Сичинский (кантаты, романсы, песни), муз. деятель и композитор С. Ф. Людкевич, посвятивший рус. революционерам кантату-симфонию "Кавказ" (1913). События первой рус. Революции 1905-07 широко отразились в творчестве мн. укр. композиторов. Среди произв.: гимн "Вечный революционер" (слова И. Я. Франко) и сатирич. опера "Энеида" Лысенко; хоры "Содом", "Прометей" и сатирич. романс (на слова П. Ж. Беранже) "Царь Горох" Стеценко, романс "Степь" Стенового, обработки революц. песен Леонтовича.

После Окт. революции 1917, уже в период Гражд. войны и борьбы с интервенцией, началось строительство новой укр. муз. культуры. Широкое развитие получило хоровое пение, возникли многочисл. капеллы. В Киеве, кроме коллектива "Думка" (1920), был создан Рабочий укр. хор, в Харькове - Гос. укр. хор, в Днепропетровске - хор "Зоря" ("Заря"). В 1919 сформировался первый симф. оркестр под рук. Р. М. Глиэра и Ф. М. Блуменфельда, в 1923 - симф. оркестр им. Н. В. Лысенко, квартеты - им. Вильома, им. Н. Д. Леонтовича, им. Л. ван Бетховена. Возобновили работу консерватории в Киеве, Одессе, Харькове, в 1918 было открыто новое уч. заведение - Высший муз.-драматич. ин-т им. Лысенко в Киеве, в 1927 - филармония в Харькове (в 1934 переведена в Киев). Открылись: театр Укр. муз. драмы в Киеве (1919), первый укр. Театр оперы и балета в Харькове (1925), в 1926 - театры в Киеве и Одессе, в 1928 - в Полтаве (Передвижная опера Левобережья), в 1929 - в Виннице (Передвижная опера), в 1931 - в Днепропетровске, в 1939 - во Львове, в 1941 - в Донецке. В 1922-28 в Киеве работало Всеукр. муз. об-во им. Леонтовича (с филиалами в ряде городов), объединившее композиторов и исполнителей У. (выпускало с 1923 журнал "Музика"). В 1928-32 действовала Ассоциация пролет. музыкантов У. (АПМУ). Создание Союза композиторов У. (1932) в результате пост. ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" (от 23 апреля 1932) объединило композиторские силы, определило новый плодотворный этап в развитии сов. укр. музыки. В 20-е гг. важную роль сыграли композиторы - последователи Лысенко - Стеценко, Леонтович, Степовой. Их муз.-обществ., педагогич., исполнит. деятельность и творчество стали прочным звеном, соединившим достижения дооктябрьской укр. музыки с советской.

Ведущими стали массовые песни и хоровые жанры, в них получили первые воплощения темы, рождённые героикой революции и новой сов. действительностью, начался процесс становления нового интонационного строя на основе синтеза укр. фольклора и пролет. революц. песни (Ф. Е. Козицкий, К. Е. Богуславский, Г. Г. Верёвка, М. И. Вериковский, Верховинец, Ф. М. Попадич, Ревуцкий, Ф. Н. Надененко, В. Т. Борисов и др.). Новую тематику отразили хоры Леонтовича "Ледолом", "Летние тоны". Леонтович, Стеценко и Степовой обработали ряд революц. песен для хора. В кон. 20-х гг. были созданы симф. произв., ставшие классическими,-2-я симфония Ревуцкого (1927, к 10-летию Октября) и увертюра на 4 укр. темы Б. Н. Лятошинского (1926). Одним из первых опытов введения революц. песни в симфонию явилась "Юбилейная симфония" В. А. Фемелиди (1927). Тогда же появились яркие образцы сов, нац. оперного творчества - "Дума Черноморская" Б. К. Яновского (1929), "Золотой обруч" Лятошинского (1929). Композиторы обратились в операх к революц. темам - "В плену у яблонь" О. С. Чишко (1931), "Разлом" Фемелиди (1928, по Б. А. Лавренёву). Развивалась камерно-инструм. музыка в творчестве Козицкого, Лятошинского, В. С. Косенко, Борисова. В области романса активно работали Борисов, Ф. Ф. Богданов, Лятошинский, Косенко. Для творчества композиторов 30-х гг. характерно обращение к сов. тематике во всех жанрах. Формировался новый интонац. пласт песен широкого лирико-героич. звучания ("Почему, земля, ты молодою стала", "Как всё стало зелено" Верёвки, "Дружба" Косенко).

В хоровом творчестве характерным стало обращение композиторов к сов. поэзии. Расширился идейно-образный диапазон хорового и симф. творчества. Сов. действительности посвящены "Героическая увертюра" Косенко (1932), 1-я симфония К. Ф. Данькевича (1937, к 20-й годовщине Октября), 1-я симфония Л. С. Гурова (1938). Произв. зрелой конфликтно-симф. драматургии стала 2-я симф. Лятошинского (1936). Возникли новые для укр. музыки симф. жанры - поэмы (Борисов, Г. И. Майборода, Данькевич, В. А. Барабашов), концерты для инструментов с оркестром (Ревуцкий, Косенко, П. Т. Глушков, Д. Л. Клебанов, Г. П. Таранов). Были созданы оперы на сов. тематику "Трагедийная ночь" Данькевича (1934, по Безыменскому), "Перекоп" Ю. С. Мейтуса, В. П. Рыбальченко и М. Д. Тица (1938) и др. Вериковский написал первую сов. укр. лирико-психологич. оперу "Батрачка" по Шевченко (пост. 1943, Иркутск). Значительное произв. этого периода - героико-революц. опера "Щорс" Лятошинского (1938). К 30-м гг. относится формирование сов. укр. оперетты, гл. обр. в творчестве А. П. Рябова ("Сорочинская ярмарка" по Гоголю, 1936, "Свадьба в Малиновке", 1937, на сюжет Гражд. войны 1918-20). В камерном жанре выступили А. Д. Филиппенко, Клебанов, Н. Ф. Колесса. В области романса формировалась новая для сов. укр. творчества его разновидность - баллада (Надененко, Лятошинский, С. С. Жданов, Данькевич, М. Д. Тиц, Мейтус, А. Я. Штогаренко и др.). С появлением в 30-е гг. звукового кино композиторы работали и в этой области (И. Ф. Бэлза, А. Ф. Зноско-Боровский, Косенко, Лятошинский, Ревуцкий и др.). В 1939, с воссоединением западно-укр. земель с Сов. У., в Союз композиторов УССР влилась группа композиторов во главе с Людкевичем - В. Барвинский, Е. Т. Козак, Колесса, А. О. Кос-Анатольский, Р. А. Симович, А. М. Солтыс.

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 нек-рые композиторы, исполнители и педагоги погибли на фронтах, защищая Родину. Многие работали в составе фронтовых бригад, ансамблей, находились в эвакуации в разных республиках Сов. Союза. Гл. темой творчества становится героич. борьба сов. народа против агрессоров, ведущим жанром - массовая песня. Идея единения народов СССР в борьбе против фашизма воплотилась в вокально-симф. и хоровых произв., в частности в кантате-симфонии "Украина моя" Штогаренко (1943). В камерном жанре этапными стали фп. "Украинский квинтет" Лятошинского (1942), 2-й квартет А. Д. Филиппенко (1948), посв. С. А. Ковпаку. Создаются симф. произв.: "Дагестанская сюита" (1942), "Поэма о Родине" (1943) Борисова, "Степная поэма" М. А. Скорульского (1944), поев. Амангельды Иманову, а также оперы: "За Родину" Козицкого (пост. 1942, Уфа), туркм. оперы Мейтуса - "Абадан" (1943, совм. с А. Кулиевым) и "Лейли и Меджнун" (1946, совм. с Д. Овезовым).

После изгнания нем.-фаш. захватчиков восстанавливалась муз. жизнь У., возобновили деятельность муз. учреждения, начали свою работу Укр. нар. хор (осн. в 1943, ныне им. Г. Г. Верёвки). Творчество укр. композиторов в кон. 40-х и в 50-е гг. отмечено тяготением к героико-патриотич. тематике. На первый план выдвинулись оперный и симф. жанры. Были созданы оперы "Молодая гвардия" (1-я ред. 1947; 2-я ред. 1950, по А. А. Фадееву) и "Заря над Двиной" (1955) Мейтуса, "Милана" (1957), "Арсенал" (I960) Г. И. Майбороды, "Богдан Хмельницкий" Данькевича (1951; 2-я ред. 1953), "Зарево" Кос-Анатольского (1959). Композиторы обращались к жанрам, ранее мало разрабатывавшимся на У. В 1958 появилась лирико-психологич. драма "Украденное счастье" Мейтуса (по Франко), в 1957 - "Лесная песня" (по Лесе Украинке) В. Д. Кирейко.

В симф. творчестве преобладали программные поэмы и сюиты (Мейтус, В. Б. Гомоляка, К. Я. Доминчен, Г. И. Майборода, А. Г. Свечников, Людкевич, Филиппенко, Лятошинский, Таранов, В. Н. Нахабин). Симфонии писали Штогаренко (1-я - "Симфонические сказки", 1946), Мейтус ("Туркменская симфония", 1946), Таранов (4-я - 1957), Р. А. Симович (1 - 5-я, 1945-55), Н. Ф. Колесса (1-я - 1950), Клебанов (1 - 3-я, 1945-58), Зноско-Боровский (симфония "Джан Туркменистан", 1960), Г. И. Майборода (2-я - 1952). Выдающимся явлением стала 3-я симфония Лятошинского (1951; 2-я ред. 1955). В жанре концерта для инструментов с оркестром работали Нахабин, Лятошинский, Штогаренко. В вокально-симф. произведениях нашли своё дальнейшее развитие традиции укр. монументальных хоровых сочинений. Появился ряд значит. произв. камерно-инструм. жанров: Патетич. секстет (1945), посв. Зое Космодемьянской, 2-й квартет (1945) Таранова, 4-й квартет Лятошинского (1946), сюита для струнного квартета "Дружба" И. Н. Шамо (1955), квартет "Освобождённая Молдавия" С. Д. Орфеева (1946), фп. квинтет Клебанова (1953), фп. квинтет, посв. М. Карловичу, Тадеуша Маерского (1953), квартет "Армянские эскизы" Штогаренко (1960). Тарановым был написан первый на У. квинтет для деревянных духовых инструментов (1959). Возросло значение гражд. тематики в области романса. Жанр романса обогатился лирико-драматич. монологами, гимнами, лирич., сатирич., шуточными романсами (Надененко, Вериковский, Лятошинский, Мейтус, Кос-Анатольский, Клебанов, Г. И. Майборода, Шамо и др.). В 50-е гг. многие композиторы работали в области кино и драматич. театра (П. И. Майборода, Жуковский, Г. И. Майборода, А. И. Билаш, Филиппенко и др.).

Высокого расцвета достигла сов. укр. муз. культура во всех областях творчества и исполнительства в 60-70-е гг. Были организованы новые муз. учреждения - театры, хоровые и оркестровые коллективы, инструм. и вокальные ансамбли, уч. заведения. Этот период отмечен наиболее глубоким освоением и творч. использованием фольклора (начиная с его древнейших пластов) и классич. традиции мировой музыки, а также стремлением к активному обновлению муз. яз. и овладению совр. средствами муз. выразительности. Крупным образцом философско-образного обобщения явлений жизни стали 4-я (1963) и 5-я "Славянская" (1966) симфонии Лятошинского.

С лирико-эпич. произв. выступил Штогаренко (2-я симфония "Памяти товарища", 1966; 3-я симфония-"Киевская", 1972), Шамо (симфония для струнного оркестра, 1964). Разнообразное по содержанию творчество Таранова (5-я симфония - "Глуповские градоначальники" по "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина, 1964; 6-я - посв. С. С. Прокофьеву, 1964; 7-я - "Юбилейная" - к 50-летию Октября, 1967; 8-я - "Шушенская", посв. В. И. Ленину, 1969; 9-я, 1975; симф. поэма "Три монумента"- памяти погибших в годы Великой Отечественной войны, 1971) изобилует находками в области муз. формы (трактовка симф. цикла) и оркестра. Памяти погибших посвятили свои произв. Борисов ("Ода памяти погибших", 1967), Гомоляка (муз. монумент "В парке вечной славы", 1971). Заметными явлениями стали 1-я (1962) и 2-я (1965) симфонии В. С. Губаренко, 1-я (1960) и 2-я (1974) укр. карпатские рапсодии Л. Н. Колодуба (1974), отмеченные яркой народностью и колоритностью оркестрового письма. В 60-е и 70-е гг. начали своё творчество Л. А. Грабовский (4 укр. песни для хора и симф. оркестра, 1959; "Симфонические фрески", 1961), М. М. Скорик ("Гуцульский триптих", 1965; "Карпатский концерт" для симф. оркестра, 1972), Ю. Я. Ищенко (3 симфонии, 1964-71), Губаренко (концерт-поэма для виолончели с оркестром, 1963), В. М. Золотухин (симфония, 1970), Е. Ф. Станкевич (2-я - "Героическая симфония", 1974, симфония "Я утверждаюсь", 1976), И. Ф. Карабиц, Л. В. Дычко, В. С. Бибик. Большое внимание уделяют композиторы жанру концерта, включающего в себя большой круг инструментов и голос (М. М. Жербин, Г. И. Майборода, Кос-Анатольский и др.).

В оперном творчестве наряду с неослабевающим интересом к историко-революц. и патриотич. тематике усилилась лирико-психологич. струя, был создан жанр монооперы. Среди опер: "Братья Ульяновы" (1967; 2-я ред. 1970), "Ярослав Мудрый" (1975), "Рихард Зорге"(1974) Мейтуса; "Коммунист" Клебанова (1967), "Тарас Шевченко" Г. И. Майбороды (1964), "В воскресенье рано зелье копала" В. Д. Кирейко (1966), "Гибель эскадры" (1967), "Мамай" (1970), "Нежность" ("Письма любви", 1972) Губаренко, "Один шаг к любви" Жуковского (1970), "Десять дней, которые потрясли мир" М. В. Карминского (1970).

В оперетте доминирует совр. тематика; её авторы -А. Д. Филиппенко, Я. С. Цегляр, В. А. Лукашов, О. А. Сандлер и др. В вокально-симф. жанре нашли воплощение образ Ленина, темы Октябрьской революции, истории народа. Написаны кантаты: "Октябрьские новеллы" Жуковского (1957), "Заря над Африкой" Мяскова (1963), "На обновлённой земле" А. Д. Филиппенко (1963), "Человек" Скорика (1964), "Путями Октября" (муз. повесть, 1967) Штогаренко, "Ленин идёт по планете" П. Д. Гайдамаки (1970), "Ленин" (1970), "Красная калина" (1969)и "Четыре времени года" (1974) Л.В . Дычко, "Спасибо Вам, советский солдат" Кирейко (1975), хоровой концерт "Сад божественных песен" Карабица (1971). В области камерно-инструм. произв. выступили А. Д. Филиппенко, Орфеев, Дычко, Ищенко, Г. И. Ляшенко, Карабиц, Станкович, А. А. Красотов. Популярность получили романсы Г. И. Майбороды, Данькевича, Кос-Анатольского, Шамо, Надененко, Мейтуса, Клебанова, Н. В. Дремлюги, Дычко, Ищенко, Бибика и др. В песенном и хоровом жанрах большое место заняла лирика. Песни создали Билаш, Гайдамака, Доминчен, Жуковский, Кос-Анатольский, Ковач, Е. Т. Козак, П. И. Майборода, А. Д. Филиппенко, Шамо и др. Успешно развивается укр. эстрадная музыка (В. А. Филиппенко, Э. С. Ханок, И. Н. и Ю. И. Шамо, И. Д. Поклад и др.).

Музыковедческая работа ведётся в секции музыковедения и критики Союза композиторов УССР, в ин-те Искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Ф. Рыльского АН УССР, Харьковском ин-те искусств, на кафедрах науч. и исполнит. ф-тов консерваторий; работа по изучению нар. творчества - в Этнографич. комиссии (осн. в 1920) при АН УССР и Кабинете муз. этнографии (1921). Среди музыковедов: Л. Б. Архимович, Т. П. Булат, Н. А. Герасимова - Персидская, Н. М. Гордейчук, Н. А. Горюхина, В. Д. Довженко, Л. П. Ефремова, М. П. Загайкевич, И. Ф. Ляшенко, Ю. В. Малышев, Т. В. Шеффер, А. Я. Шреер-Ткаченко и др. Значителен вклад в укр. музыковедение Н. А. Гринченко, композиторов Козицкого, Клебанова, Людкевича, Тица.

Среди укр. исполнителей певцы - нар. арт. СССР П. С. Билинник, З.М. Гайдай, Б. Р. Гмыря, Д. М. Гнатюк, М. С. Гришко, П. П. Кармалюк, М. И. Литвиненко-Вольгемут, Е. С. Мирошниченко, И. С. Паторжинский, Д. И. Петриненко, Б. А. Руденко, Л. А. Руденко, А. Б. Соловьяненко, Е. И. Чавдар, Е. И. Червонюк, нар. арт. УССР М. И. Донец, М. Э. Донец-Тессейр, Н. К. Кондратюк, О. А. Петрусенко, Р. А. Разумова, З. П. Христич; дирижёры - нар. арт. СССР А. 3. Миньковский, Н. Г. Рахлин, К. А. Симеонов, нар. арт. УССР А. Т. Авдиевский, Г. Г. Верёвка, Л. Н. Венедиктов, М. М. Кречко, Н. Ф. Колесса, П. И. Муравский, А. Н. Сорока, В. С. Тольба, С. В. Турчак; пианисты - К. Н. Михайлов, засл. арт. УССР М. Крушельницкая, А. О. Лысенко, В. В. Сечкин; скрипачи - засл. арт. УССР А. Н. Горохов, Б. А. Которович, О. М. Пархоменко; виолончелисты - М. К. Чайковская, В. С. Червов. На У. работают (1976): 6 оперных театров - в Киеве (1867), Львове (1939), Одессе (1810), Харькове (1880), Донецке (1941), Днепропетровске (1974); оперные студии при Киевской, Львовской, Одесской консерваториях, Харьковском ин-те иск-в; Киевский театр оперетты (1934), Харьковский театр муз. комедии (1929), Одесский театр муз. комедии (осн. во Львове, 1947; с 1954 в Одессе); муз.-драм. театры и филармонии во всех областных центрах и крупных городах; муз. коллективы - Гос. симф. оркестр УССР (Киев, 1937), Симф. оркестр радио и телевидения (1929), симф. оркестры Одесской, Львовской, Харьковской, Луганской, Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Николаевской (камерный), Крымской филармоний; Киевский камерный оркестр (1964); Киевский оркестр укр. нар. инструментов (1970), Капелла бандуристов УССР (1918), хоровая капелла "Думка" (1920), Хор радио и телевидения (1934), хоровая капелла "Трембита" (1939), Укр. нар. хор им. Г. Г. Верёвки (1943), Закарпатский нар. хор (1946), Киевский камерный хор (1964); Квартет им. Н. В. Лысенко, Киевская мужская хоровая капелла; Укрконцерт (1959, Киев); Муз. об-во УССР (1975, в 1959 - 74 - Муз.-хоровое об-во); Союз композиторов УССР (1932); 3 консерватории - в Киеве (1913), Одессе (1913), Львове (1939); Харьковский ин-т искусств (на базе консерватории, осн. в 1917), Донецкий муз.-пед. ин-т (1968), 33 муз. уч-ща и 26 культ.-просвет. уч-щ, 939 дет. муз. и художеств. школ; 11-летки при всех консерваториях УССР. Статьи по вопросам муз. иск-ва печатаются в журн. "Музика".

Лит.: Сокальский П. П., Русская народная музыка, великорусская и малорусская, Хар., 1888; Музыкальная культура Украины, М., 1961; Кирдан Б., Думы, в кн.: Украинские народные думы, М., 1972; Гошовский В., У истоков народной музыки славян, М., 1971; Гинзбург С,, Вклад народов СССР в русскую музыкальную культуру конца XIX - начала XX века, в его кн.: Из истории музыкальных связей народов СССР, Л.-М., 1972j Грица С., Музыкальные особенности украинских народных дум, в кн.: Украинские народные думы, М., 1972; История музыки народов СССР, т. 1 - 5, М., 1970 - 1974; Архимович Л. Б., Украiнська класична опера, Киев, 1957; её же, Шляхи розвитку украiнськой радянськой опери, Киев, 1970; Довженко В., Нариси з icтоpii украинськой радянськой музики, ч. 1-2, Киев, 1967; Грiнченко М. О., Iсторiя украiньской музики, Киев, 1922; его же, Вибране, Киев, 1959; Гордийчук М. М., Украiнська радянська симфонiчна музика, Киiв, 1969; Музичне життя Захiдноi Украiни другой половини XIX ст., Киев, 1960; Iстория украiнськой дожовтневоi музики, Киев, 1969; Станишевський Ю., Украiнський радянський музичний театр. (1917 - 1967). Нариси icтopii, Киев, 1970; Хрестоматiя украiнськоi дожовтневоi музики, сост. О. Я. Шреер-Ткаченко, 2 изд., ч. 1 - 2, Киев, 1974.

А. Я. Шреер-Ткаченко, С. И. Грица (фольклор).

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020