БСЭ. Транспортир - Транспортная развязка
Начало Вверх

ТРАНСПОРТИР (франц. transporteur, от лат. transporto - переношу), инструмент для построения и измерения углов на чертежах. Состоит из линейки и полукруга, разделённого на градусы от 0 до 180° (рис.). Точность Т. возрастает с увеличением его размеров (чем больше полукруг, тем меньше цена одного деления); Т. для очень точных построений и измерений (напр., навигационных) снабжают прозрачной линейкой с угломерным нониусом (верньером), вращающейся вокруг центра.
2609-1.jpg
ТРАНСПОРТНАЯ БОЛЕЗНЬ у животных, дорожная лихорадка, болезнь, возникающая при перевозке животных на дальние расстояния различными видами транспорта. Чаще болеют крупный и мелкий рог. скот, реже - лошади, свиньи и плотоядные. Предрасполагают к возникновению Т. б. транспортировка животных непосредственно с пастбища, перегревание организма в условиях высокой влажности, недостаток питьевой воды, отсутствие вентиляции. У заболевших животных наблюдают беспокойство, возбуждение, пугливость, шаткую походку. Животные теряют в весе; в тяжёлых случаях у них исчезает аппетит. Возможен смертельный исход от сердечной недостаточности. Лечение: применение хлорида кальция, сульфата магния, димедрола, хлоралгидрата, настойки валерианы, сердечных средств. Для предупреждения Т. б. травоядных животных за неск. дней до транспортировки переводят на стойловое содержание, в рационе сокращают до минимума зелёные корма, с к-рыми в организм поступает большое кол-во калия, способствующее нарушению обмена магния и кальция, что и приводит, по-видимому, к развитию Т. б. Во время перевозки обеспечивают хорошую вентиляцию, не допускают перегрева и скученности животных, следят за регулярным водопоем.

В. М. Данилевский.

ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА, задача о наиболее рациональном плане перевозок однородного продукта из пунктов лроиз-ва в пункты потребления. Пусть имеется т пунктов произ-ва некоего однородного продукта A1,..., Ai,..., Amи п пунктов его потребления В1,..., Bj,..., Вn В пункте Аi(i = 1,..., m) производится at единиц, а в пункте Bj(j = l,...,n) потребляется bj единиц продукта. Предполагается, что2609-2.jpg

Трансп. издержки, связанные с перевозкой единицы продукта из пункта Ai в пункт Вj, равны сij. Суть Т. з. состоит в составлении оптимального плана перевозок, минимизирующего суммарные трансп. издержки, при реализации к-рого запросы всех пунктов потребления Bj, j = 1, ..., п, были бы удовлетворены за счёт произ-ва продукта в пунктах Ai, i = 1, ..., т. Пусть хij - количество продукта, перевозимого из пункта Ai в пункт Вj. Тогда Т. з. формулируется так: определить значения переменных хij, i = 1, ..., т; j= 1, ..., n, минимизирующих суммарные трансп. издержки.
2609-3.jpg

Набор чисел хij, i = 1, ..., т, j= 1, ..., п, удовлетворяющий этим условиям, наз. планом перевозок, а его элементы - перевозками.

Т. з. решают спец. методами линейного программирования.

Лит.: Гольштейн Е. Г., Юдин Д. Б., Задачи линейного программирования транспортного типа, М., 1969.    

ТРАНСПОРТНАЯ РАЗВЯЗКА, соединение автомобильных дорог в разных уровнях со съездами для перехода автомобилей и других трансп. средств с одной дороги на другую. Т. р. устраивают на автомоб. дорогах 1-й, 2-й, 3-й категорий.  

Схемы транспортных развязок: а - пересечение по типу клеверного листа; б - Т-образный тип примыкания; в - кольцевой тип разветвления.
2609-4.jpg
В зависимости от взаимного расположения дорог Т. р. делятся на 3 группы: пересечения, примыкания, разветвления. По способу осуществления левоповоротного движения различают Т. р., на к-рых оно совершается поворотом вправо (рис., а), влево (рис., б), влево и вправо (рис., в). Т. р. повышают пропускную способность автомоб. дорог, безопасность, бесперебойность и скорость движения по сравнению с пересечениями в одном уровне. Т. р. проектируют на основе изучения трансп. потоков во всех направлениях с учётом ландшафта и свободной площади. При этом часто применяют моделирование Т. р. Расчётную скорость принимают 40-80 км/ч. Тип Т. р. выбирают в результате технико-экономич. сравнения вариантов. Наибольшее применение в СССР и за рубежом получили пересечения по типу клеверного листа (рис., а), напр. на Моск. кольцевой дороге. Развитие Т. р. связано с дальнейшим совершенствованием схем движения.

Лит.: Милашечкин А. А., Гохман В. А., Поляков М. П., Узлы автомобильных дорог, 2 изд., М., 1966.

М. П. Поляков.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020